Лекция 22 Роман м.Сервантеса «Дон-Кихот». История замысла и эволюция образа главного героя

Биография Сервантеса; жанровая система творчества Сервантеса; первоначальный замысел «Дон-Кихота»; отступление от исходного замысла: мотивация первого выезда Дон-Кихота; дальнейшая эволюция образа: мотивация второго выезда Дон-Кихота; итоговый образ Дон-Кихота: парадоксы восприятия и оценки; история интерпретации образа Дон-Кихота в XVII-ХХ вв

Замысел романа М.Сервантеса «Дон-Кихот» несколько раз менялся в ходе создания этого произведения. Первоначально этот роман был задуман как пародия на рыцарские романы. По мнению Сервантеса, их авторы отступали от аристотелевского принципа «подражания Природе» и, тем самым, - от целей и задач подлинного искусства. Сервантес хотел показать нелепость рыцарской бутафории, столкнув мир рыцарских романов с действительностью. Для этого ему был нужен посредник – «персонаж-марионетка», поверивший в истинность рыцарских историй и пытающийся жить по их законам в повседневной реальности. Но почти сразу Сервантес отступил от этого замысла: он решил мотивировать рыцарское безумие своего героя его биографией. Возник характер: человек с живым воображением, тяготящийся повседневной рутиной и бегущий от нее «на свободу» - к рыцарским приключениям. Так был мотивирован первый выезд Дон-Кихота, занимающий пять начальных глав романа. Но тут возникло противоречие: у героя с «объемным» характером осталась прежняя однозначно-пародийная функция в сюжете, что грозило клишированием, обеднением образа.

Сервантес увидел эту опасность и «вернул» Дон-Кихота обратно, чтобы отправить его во второй выезд – уже с иной мотивацией, соответствующей усложнившемуся образу протагониста. В разговоре с пастухами Дон-Кихот говорит, что принадлежит к Ордену странствующих рыцарей, призванному восстановить на земле ушедший Золотой век. Это значит - переделать мир, вернув в него справедливость и гармонию. Эта цель ставит действия Дон-Кихота в совершенно иной контекст, поскольку идея Золотого века – есть не что иное как утопия мировой гармонии, в которую верили люди Ренессанса, а тот, кто восстанавливает ее – титан, способный изменить ход истории в одиночку, и это – еще одна любимая идея Возрождения – мечта о сверхчеловеке, для воли и энергии которого нет никаких преград.

Такое изменение мотивации стало возможным, потому что Сервантес «позволил» своему герою иметь самостоятельную – и в логике Дон-Кихота вполне обоснованную – точку зрения на те особенности рыцарских романов, которые сам Сервантес считал литературными пороками. Дон-Кихот же полагал доказательствами подлинности самих рыцарских романов. Эта вторая точка зрения имела следствием то, что все самые экстравагантные поступки Дон-Кихота могут быть оценены, во-первых, «со стороны», в логике пародии – и тогда они заведомо смешны, но могут быть оценены и в логике самого Дон-Кихота – и тогда они подлинно героичны; но их можно оценить и с учетом обеих этих позиций – и тогда они опасны, поскольку Дон-Кихот в своем рыцарском фанатизме совершенно не считается с желаниями тех, кого собирается спасать и защищать.

Таким образом, персонаж, задуманный как сугубо «служебный», превратился в сложнейший образ «последнего рыцаря», одновременно нелепого до абсурда, благородного до святости и безумного до маниакальности.

<…>

Учебники и учебные пособия

Зарубежная литература средних веков. Хрестоматия. - М.,1974-1975 - Т.1-2.

История зарубежной литературы. Раннее Средневековье и Возрождение / Под ред. В. Жирмунского. - М., 1987.

История зарубежной литературы. Раннее Средневековье и Возрождение / Под ред. В. Жирмунского. - М., 1987.

Хрестоматия по западноевропейской литературе. Эпоха Возрождения / Сост. Б.И. Пуришев. - М., 1947.

Хрестоматия по зарубежной литературе. Эпоха Возрождения / Cост. Б.И. Пуришев. - М., 1959. - Т. 1-2.

Дополнительная литература

Андреев М.Л. Средневековая европейская драма.- М., 1989.

Андреев М.Л., Хлодовский Р.И. Итальянская литература зрелого и позднего Возрождения. - М., 1988.

Аникст А.А. Шекспир. Ремесло драматурга. - М., 1974.

Античное наследие в культуре Возрождения. - М., 1984.

Баткин Л.М. Данте и его время. - М., 1968.

Бахтин М. Творчество Ф.Рабле и народная смеховая культура средневековья и Ренессанса. - М., 1965.

Бахтин М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Возрождения. -М., 1965

Блок М. Феодальное общество // Блок М. Апология истории - или ремесло историка. - М., 1986.

Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. - М., 1977.

Виппер Ю.Е. Поэзия Плеяды. - М., 1976.

Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. - М., 1986.

Голенищев-Кутузов И.Н. Данте. - М., 1968.

Голенищев-Кутузов И.Н. Средневековая латинская литература Италии. - М., 1972.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М., 1980.

Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья. - М., 1987.

Гуревич А. Категории средневековой культуры. - М., 1985.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М., 1984.

Гуревич А.Я. Средневековый мир. - М., 1990.

Гюйонварх, Кристиан – Ж., Леру, Ф. Кельтская цивилизация. – СПб.- М. , 2001.

Державин К.Н. Сервантес. - М., 1965.

Добиаш-Рождественская О.Л. Культура западноевропейского средневековья. - М. 1987.

Евнина Е.М. Франсуа Рабле. - М., 1948.

Елина Н.Г. Данте. - М., 1965.

Жак Ле Гоф. Цивилизация средневекового Запада. М. 1992.

Жизнеописания трубадуров. М., 1993.

История английской литературы. - М., 1943-1945. - Т.1. Вып. 1.

История всемирной литературы. - М., 1984. - Т.2.

История немецкой литературы. - М., 1962. - Т.1.

История средних веков / Под ред. С.Д. Сказкина. - М.,1966.

История французской литературы. - М., 1946. - Т.1.

Кельтская мифология. М., 2002.

Конрад Н. Запад и Восток. - М., 1966.

Культура Возрождения и общество. - М., 1986.

Либера, Ален де. Средневековое мышление. М., 2004.

Лосев А. Эстетика Возрождения. - М., 1978.

Мейлах М.Б. Язык трубадуров. - М., 1975.

Мелетинский Е.М. «Эдда» и ранние формы эпоса. - М., 1968.

Мелетинский Е.М. Средневековый роман. - М., 1983.

Мельников Е.А. Англосаксонское общество в истории и эпосе. - М., 1987.

Менедес Пидаль Рамон. Избранные произведения. Испанская литература средних веков и Возрождения. - М., 1961.

Мифы народов мира: В 2 т. - М., 1980.

Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман. - М., 1976.

Морозов М.М. Статьи о Шекспире. - М., 1964

Немилов А.Н. Немецкие гуманисты XVвека. - Л., 1979.

Осиновский И.Н. Томас Мор: утопический коммунизм, гуманизм, Реформация.

Пинский Л. Реализм эпохи Возрождения. - М., 1961.

Пинский Л.Е. Шекспир. - М., 1971.

Плавскин З.И. Литература Испании IX-XVвв. - М., 1986.

Предания и мифы средневековой Ирландии / Под ред. Г. К. Косикова. - М., 1991.

Проблема жанра в литературе средневековья / Под ред. А.Д. Михайлова. - М., 1994.

Пуришев Б. Очерки немецкой литературы XV-XVIIв.в. - М., 1955

Руа Ж. –Ж. История рыцарства. - М., 2001.

Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. - М., 1962.

Свенцицкая И.С. Раннее христианство: Страницы истории. - М.1988.

Словарь средневековой культуры / Под общ. ред. А.Я. Гуревича. - М., 2003.

Стеблин-Каменский М.И. Древнескандинавская литература. - М., 1979.

Стеблин-Каменский М.И. Мир саги. - Л., 1971.

Хейзинга Й. Осень средневековья. - 1988.

Хлодовский Р.И. Декамерон: поэтика и стиль. - М., 1982.

Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. - М., 1960.

Шведов Ю.Ф. Исторические хроники Шекспира. - М., 1964.

Наши рекомендации