Культурология и физическая культура. Физическая культура как вид культуры общества. Физическая культура человека.
Культурология или теория культуры – это наука, изучающая классы явлений культуры. Она появилась в конце 40-х годов прошлого столетия. Основателем культурологии является американский ученый Лесли Уайт, опубликовавший свой первый фундаментальный труд в 1949 году. Эту науку он определял в комплексе социальных наук. В зарубежных странах в научной классификации культурологию не выделяют. В англоговорящих странах ее называют Cultural studies, а в немецкоговорящих - Kulturwissenschaft. В США и Европе культурология в основном рассматривается в социально-этнографическом смысле и ее основой там является культурная антропология.
Предмет культурологии — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства, права. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя. В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию.
Фундаментальная культурология изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования; на этом уровне можно выделить философию культуры.
Прикладная культурология, опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные её подсистемы — экономическую, политическую, религиозную, художественную — с целью прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологических процессов.
Основные методы культурологии:
- Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.
- Синхронистический - исследование, в т. ч. сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.
- Сравнительный- область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в нац. культуре.
-Археологический - совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.
- Типологический- метод предполагает изучение структур системы культуры путём восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса.
- Биографический- в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. Впервые этот метод применил фр. критик Ш. О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода может привести к умалению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции. В научном литературоведении - один из принципов исследования. Особенности данного метода - в работе с текстами.
- Семиотический- метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.
-Психологический - подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы. Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур.
Основные научные школы культурологии:
общественно-историческая школа имеет наиболее давние, «классические» традиции и восходит к Канту, Гегелю, Гумбольту, группируя вокруг себя преимущественно историков и философов, в том числе и религиозных. Её представителями считают иногда: в Западной Европе были Шпенглер и Тойнби, а в России — Н.Я. Данилевский.
Главными особенностями общественно-исторической школы являются органицизм культур (в каждой культуре есть периоды рождения, роста, расцвета, увядания и гибели), деление на типологии, локальность, отсутствие единой линии культур.
Главная черта натуралистической школы — стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры. Это направление объединяет преимущественно медиков, психологов и биологов, которые пытаются объяснить культуру, отталкиваясь от психобиологической природы человека. Основные представители: Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Конрад Лоренц, Бронислав Малиновский.
В центре культурологического внимания представителей социологической школы находится само общество, его структура и социальные институты. Определяющая идея данной школы заключается в том, что культура есть продукт общественный. Основные представители: Томас Элиот, П.А. Сорокин, Альфред Вебер.
Самая молодая и одна из самых влиятельных современных школ – символическая школа. Все процессы, происходящие в культуре, рассматриваются представителями данной школы как чисто коммуникационные. Культура понимается как некая знаковая система, созданная человеком в силу присущей только ему способности к символизации, а через неё — и к взаимной информации. Основные представители: Фердинанд де Соссюр, Эрнст Кассирер, Клод Леви-Стросс.
Становление культурологической науки в России связано с деятельностью советского-армянского ученого Эдуарда Саркисовича Маркаряна (1929—2011) и его первыми научными исследованиями по культурологии в 1960-1970-х гг., открывшими новое направление в советской науке. На рубеже 1980-1990-х гг. культурология в России получила официальное признание и была легализована как направление науки и направление высшего образования.
За последние десятилетия в Российской Федерации сложились следующие основные культурологические школы:
· философии культуры (А. И. Арнольдов, Г. В. Драч, Н.С. Злобин, М.С. Каган, В.М. Межуев, Ю.Н. Солонин, , М. Б. Туровский и другие).
· теории культуры (Б. С. Ерасов, А. С. Кармин, Вал. А. Луков, Вл. А. Луков, А.А. Пилипенко, Э. В. Соколов, А.Я. Флиер и др.),
· истории культуры (С. Н. Иконникова, И. В. Кондаков, Э. А. Шулепова, И.Г. Яковенко и др.),
· социологии культуры (И.С. Ахиезер, Л. Г. Ионин, Л.Н. Коган, А. И. Шендрик и др.),
· культурной антропологии (А. А. Белик, Э. А. Орлова, А.С. Орлов-Кретчмер, Ю. М. Резник и др.),
· прикладной культурологии (О. Н. Астафьева, И. М. Быховская и др.),
· культурологии искусства (К.Э. Разлогов, Н. А. Хренов и др.),
· семиотики культуры (Ю.М. Лотман, В.Н. Топоров, В.В. Иванов, Е.М. Мелетинский и др.),
· культурологического образования (Г. И. Зверева, А. И. Кравченко, Т. Ф. Кузнецова, Л. М. Мосолова и др.).
Российскими культурологами был разработан ряд фундаментальных теорий функционирования культуры. Например, теория культуры как деятельности, в соответствии с которой историческое развитие культуры определяется развитием всей системы технологий социальной практики; теория культуры как адаптивно-адаптирующей системы, в соответствии с которой культура не только пассивно адаптируется к внешним условиям своего функционирования, но и активно адаптирует их; теория баланса социальной и культурной динамики, в соответствии с которой при ускорении социального развития общества снижается уровень его локальной культурной самобытности и наоборот и др.
С 1992 года приступил к работе научно-исследовательский Российский институт культурологии. На сегодняшний день, наряду с центральным отделением расположенным в Москве, открыты ещё три филиала РИК – Сибирский (открыт в 1993 г. в Омске), Санкт-Петербургское отделение (открыто в 1997 году) и Южный филиал (Открыт в 2012 году в Краснодаре).
В 2006 году было образовано Научно-образовательное культурологическое общество (НОКО), объединившее в своих рядах значительное число российских культурологов.
В ВУЗах РФ ведётся подготовка специалистов-культурологов, диссертационными советами присваиваются ученые степени по специальностям история, теория и философия культуры, философская антропология. Как научно-исследовательское направление культурология находится на подъёме в связи с возрастающей значимостью таких социокультурных процессов, как «культуроцентрическая» тенденция развития современного мира.
На основании того, что физическая культура является разновидностью культуры, это обстоятельство требовало соответствующего исследования. Однако, в 70-е годы прошлого столетия в СССР появилась единственная научная школа профессора В.М. Выдрина (Ленинград), которая занималась изучением физической культуры, как специфического вида общечеловеческой культуры. В 2013 году в России появилась вторая научная школа, ученика профессора В.М. Выдрина – профессора Собянина Ф.И. (Белгород) «культуролого-акмеологический подход в сфере физической культуры». В исследованиях указанных научных школ обосновывается значение физической культуры, как вида культуры, определяются ее системные, структурные, функциональные характеристики, разрабатываются основные позиции понятийного аппарата физической культуры, разрабатываются методики и технологии с применением теории физической культуры и общей теории культуры. Практический выход данных исследований направлен на формирование и развитие «физической культуры человека» - результата физкультурно-спортивной деятельности человека, который включает в себя такие компоненты, как состояние здоровья, уровень физического развития, физическая подготовленность, теоретическая подготовленность, владение техникой упражнений, мотивация к занятиям физической культурой.