Культурологический подход к изучению и совершенствованию теории и практики физической культуры.

В литературе редко встречается определения понятия «культурологический подход». Обычно под ним понимают методологическое направление в науке, которое ставит задачу разработку средств, методов, концепций, исследующих объекты и явления с позиции теории культуры (Собянин Ф.И., 2001). Данный подход вполне органичен для исследования проблем физической культуры.

Физическая культура является видом культуры общества. Поэтому вполне закономерна необходимость научной разработки теории физической культуры на основе культурологического подхода. В частности, объективными предпосылками данного исследования являются:

-обострение потребности в понимании сущности происходящих социальных событий c точки зрения теории культуры;

- переоценка установившейся иерархии ценностей в общественном сознании в период радикальных исторических изменений;

- потребность в обновлении методологии современной науки;

- активное развитие культурологии, проникающей в разные области знания;

- тенденции дегуманизации общества, обострение внутренних и внешних социокультурных противоречий;

- необходимость обеспечения культурного иммунитета у нового поколения общества в условиях постепенной девальвации традиционных ценностей отечественной культуры, духовности народа, снижения значения национальной самобытности.

Вместе с тем, исследования в области разработки и применения данного подхода в изучении теории физической культуры в России пока встречаются редко (Выдрин В.М., Николаев Ю.М., Собянин Ф.И., Молчанова Ю.С., Столяров В.И. и др.). За рубежом чаще рассматриваются вопросы связи спорта, культуры, общества, политики, значения физической культуры в современном мире, но также мало внимания уделяется изучению положений культурологичского подхода к физической культуре, как специфической методологии (Andrews D., Silk M., Cashmore E., Coakley J. ). Поэтому до настоящего времени остаются мало изученными вопросы разработки сущности, основ культурологического подхода в теории физической культуры, его главных положений, как методологического инструментария, что и определяет актуальность настоящего исследования.

На основе полученных данных под «культурологическим подходом» предлагается понимать специфическую методологию, построенную на классах явлений теории культуры. Важнейшим признаком подхода является выбор исследователями объектов, имеющих неприродную сущность, либо природных объектов, испытывающих воздействие человека. Как правило, в культурологическом подходе используется теория деятельности и потребностей в диалектическом единстве. Развитие потребностей инициирует соответствующую деятельность, а деятельность порождает новые потребности.

Реализация культурологического подхода осуществляется в несколько этапов:

1) выявление актуальной проблемы, требующей применение культурологического подхода;

2) подбор компонентов, необходимых для разработки культурологической концепции;

3) разработка культурологической концепции;

4) разработка на основе культурологической концепции новой технологии либо теории;

5) проверка разработанной технологии или теории;

6) применение испытанной технологии или теории в реальной деятельности.

Для применения культурологического подхода в сфере физической культуры может быть выбрана любая актуальная проблема, которая находится в смысловом поле данного вида культуры. Это могут быть вопросы совершенствования подготовки спортсменов, внедрения новых методов физической культуры для обучения или воспитания школьников , оздоровления людей пожилого возраста, адаптации инвалидов к полноценной жизни и многие другие.

При построении культурологической концепции первоначально необходимо выбрать (либо разработать) определение понятия «культура». Данное действие следует считать совершенно необходимым, потому что без базового смыслового содержания этого понятия ни о каком культурологическом подходе речь не идет. Причем лучше всего дать полное определение, на которое опирается автор исследования, а не просто намек на него. Приведенное определение задает ориентир для всех остальных классов явлений.

В связи с тем, что определений существует большое количество, можно выбрать любое, которое соответствует потребностям и задачам исследователя, особенностям его мировоззрения, научного опыта и подготовленности. Можно разработать и авторское определение, однако, это сделать достаточно сложно, требует большого научного опыта, времени и значительных интеллектуальных усилий.

Затем подбираются позиции рассмотрения культуры, необходимые в данном исследовании для изучения объекта. Они нужны для расширения исследовательского пространства и дают возможность изучения избранных аспектов проблемы с конкретной тематикой. Например, может быть избрана деятельностная, аксиологическая, системная, семиотическая, личностно-атрибутивная позиция. Позиция может быть одна или несколько – это определяет субъект научного познания, исходя из поставленной цели и задач исследования.

Далее подбираются «наукоемкие классы явлений теории культуры». Они необходимы для того, чтобы интерпретировать содержание культурологического подхода, разрабатываемой концепции, применительно к заданной ситуации и проблеме, связывать между собой ключевые категории для формулировки научных предположений, перспектив и интерпретации полученных научных результатов.

Под «наукоемкостью» понимается частота применения класса явлений (конкретного понятия) в специальной литературе, степень его разработанности в науке, уровень признания его значимости в науке. Среди них обычно выделяются такие, как, например, «деятельность», «личность», «обычаи», «традиции», «новации», «артефакты», «культурная преемственность», «культурный слой», «субкультура» и др. Их количественный состав определяется самостоятельно и важнейший критерий для этого – потребности исследования, ключевые слова темы исследования, смежные направления науки, тесно связанные с ключевыми категориями работы.

В соответствии с избранной областью исследования подбираются классы явлений этой области, которые должны отражать суть проблемы и пути ее решения. Например, если речь идет об объектах в сфере физической культуры, то могут включаться в исследование категории: «физическая культура», «физическое совершенствование», «физическая рекреация», «физическая реабилитация», «спорт», «спортсмен», «физкультурное образование», «физические качества» и т.д., а если объектом является «физкультурное образование», то применяются такие понятия, как «обучение», «воспитание», «развитие», «знания и умения», «личностные качества» и другие. Их количественный состав здесь также определяется по принципу соотношения необходимого и достаточного количества компонентов.

Наконец еще одним компонентом для построения концепции являются методологические основы, которые могут быть представлены идеями, принципами, закономерностями, законами, теоретическими положениями, гипотезами, другими подходами. Они необходимы для закрепления и соединения важнейших положений концепции с уже имеющимися фундаментальными данными, обеспечивающими разрабатываемой концепции научность и преемственность. Например, в качестве таких фундаментальных основ может использоваться идея формирования всесторонней и гармонично развитой личности, принцип связи общей и специальной физической подготовки, диалектический закон единства и борьбы противоположностей, деятельностный и системный подходы (которые могут совпадать или не совпадать с уже выбранными позициями рассмотрения понятия «культура»).

Целесообразно также обосновать общий механизм решения искомой проблемы, связанный с рабочей гипотезой, чтобы было понятно, каким представляется наиболее вероятный путь решения культурологической проблемы и с помощью какого комплекса последовательных действий он будет реализован.

Например, для того, чтобы осуществить какую-либо деятельность занимающихся в сфере физической культуры или повысить ее эффективность можно разработать средства и методы усиления уровня их мотивации. Сформированные мотивы будут активизировать соответствующую деятельность субъекта, определять ее автономность, уже не зависящую от внешнего педагогического воздействия и обеспечат необходимый уровень и эффективность физкультурной деятельности.

Выбор всех указанных выше компонентов сам по себе всего лишь определенный комплекс понятий, который находится в статике. Следующий этап должен быть направлен на то, чтобы все компоненты связать с решением выявленной проблемы. В итоге попытки установить связи всех компонентов с этой проблемой и контакты между всеми компонентами должны привести к построению культурологической концепции, которая должна превратиться уже в динамическую систему. В ее основе лежит гипотеза, предполагающая вероятный путь решения проблемы.

На основе созданной концепции разрабатывается либо новая культурологическая теория, либо новая культурологическая технология. Оба вида научного познания имеют науковедческий и практический результат. Однако, после их разработки должен пройти этап апробирования концепции и теории (технологии), который может привести к необходимости внесения соответствующей коррекции в проводимое исследование. Только после апробации теории (технологии) полученный научный продукт можно внедрять в теорию или практику физической культуры.

Так, в одном из примеров применения культурологического подхода в сфере профессионального физкультурного образования предлагалось использовать наукоемкие классы явлений теории художественной культуры (Собянин Ф.И., 2001). Основанием для этого послужил тот факт, что профессионально важными склонностями в содержании профессионально-педагогической пригодности человека к деятельности учителя физической культуры является сочетание склонностей типа «человек-человек» и «человек-художественный образ» (Собянин Ф.И., 1991). В действительности художественные средства обладают значительным потенциалом для повышения уровня культуры личности, но в содержании профессиональной подготовки кадров в вузах они применяются весьма ограниченно и носят преимущественно информационный характер. Исходя из этого, возникла необходимость обоснования предметно-методического содержания художественной деятельности, направленной на реальную гуманизацию и гуманитаризацию подготовки будущих учителей физической культуры.

В исследовании предполагалось, что формирование у студентов потребностей к познанию эстетических ценностей, использование педагогического потенциала художественной деятельности и развитие индивидуальных особенностей студентов ее средствами будет способствовать повышению уровня их культуры.

Для реализации идеи было необходимо:

1) выявить средства художественной деятельности, наиболее адекватные и эффективные для применения в процессе профессионально-педагогической подготовки будущих учителей физической культуры;

2) теоретически разработать содержание художественной деятельности для внедрения в образовательный процесс;

3) определить эффективность целенаправленного использования средств художественной деятельности в подготовке будущих педагогов.

В центре разработанной концепции были выделены такие ценности (наукоемкие классы явлений познаваемой области), как ИСТИНА, ДОБРО, КРАСОТА, которые должны усваиваться обучающимися в процессе профессионального образования, потому что их сохранение обеспечивает ключевые позиции процесса передачи опыта от поколения к поколению.

Реализация культурологической концепции и исходящей из нее педагогической технологии имела точные установки:

- художественная деятельность должна была расширять круг знаний и умений студентов, способствовать их общекультурному развитию;

- необходимо было использовать такие средства и методы, которые бы оказывали положительное действие на профессионально-педагогическую подготовленность студентов факультета физической культуры;

- важно было содействовать интерпретации художественной деятельности в личность студентов, в систему их мотивации для формирования новых побуждений, интересов, потребностей и способов жизнедеятельности (Собянин Ф.И., 2001).

В ходе исследования в качестве наиболее адекватных и эффективных средств художественной культуры были определены такие средства, как музыка и живопись. Вся экспериментальная деятельность реализовывалась на общекультурном, профессиональном (специфическом) и личностном уровнях. На общекультурном уровне со студентами проводились лекции и лекции-концерты с включением, исполнением музыкальных произведений Древней Греции, Древнего Рима, Средневековья, Возрождения, ХӀХ века, джаз, романсы, духовная музыка, современная музыка и живописные произведения разных исторических периодов. Здесь выявлялось общекультурное значение произведений, их влияние на общество и его настроения.

На профессиональном (специфическом уровне) в ходе демонстрации музыкальных произведений и произведений живописи выявлялась связь между художественной культурой и физической культурой, подчеркивалось их значение для физической культуры, указывались возможности применения средств художественной культуры в труде учителя физической культуры.

Личностный уровень предполагал создание благоприятных условий для самостоятельной (под руководством специалистов) художественной творческой деятельности студентов с применением средств живописи и прикладного народного творчества. В занятиях участвовали профессиональные артисты, музыканты, художники, преподаватели музыки и живописи.

По итогам исследования была доказана эффективность применения культурологического подхода в содержании профессионального физкультурного образования на примере его поэтапной гуманизации с помощью средств художественной культуры. В экспериментальной группе, по сравнению с контрольной группой студентов улучшились показатели мотивационного компонента (отношение личности к окружающим, к собственной личности, латентное отношение к профессии, склонности к профессиям типа «человек-художественный образ»). Результаты педагогического наблюдения и опроса студентов свидетельствуют о повышении уровня потребностей студентов в сфере художественной деятельности. Обнаружены статистически достоверные изменения (при Р < 0,05) по показателям познавательного (умения), двигательного (коммуникативные, конструктивные, гностические способности) компонентов личности (Собянин Ф.И., 2001).

В России имеется определенный опыт применения культурологического подхода как в теории, так и в практической деятельности в сфере физической культуры. Используя предлагаемую модель культурологического подхода можно оценивать и анализировать такой опыт. Так, например, в работах основателя российской научной школы теории физической культуры с позиции общей теории культуры профессора Выдрина В.М. были заложены фундаментальные положения культурологического подхода (2001, 2003). Он не разрабатывал определение понятия «культура», но принимал активное участие в разработке понятия «физическая культура». В этом определении он опирался на деятельностный подход, предполагая, что культура личности (в том числе физическая культура личности) формируется исключительно в ходе и результате человеческой деятельности в заданном направлении. Кроме того, он немало сделал для выявления системообразующего и системонаполняющего факторов системы физической культуры общества, обоснования ее генетического, структурного, функционального аспектов, изучения аксиологического содержания физической культуры. Имеют также определенное науковедческое значение его работы, посвященные отдельным темам и вопросам. Например, в некоторых работах он исследовал проблему неспециального и профессионального физкультурного образования, проблему человеческой телесности, природной данности и заданности человека в сфере физической культуры. Вместе с тем, вопросов разработки культурологического подхода, как особого методологического инструментария В.М. Выдрин почти не касался. Примечательно, что в своих последних трудах он настойчиво выходил на осознание культурологического подхода, как методологии, не приближаясь к необходимости создания ее конструктивного образа, какой-либо модели. Очень ценными эти работы являются с точки зрения их значимости для создания предпосылок определения очертаний культурологического подхода в общенаучном и узкопредметном плане, а также для прогнозирования и планирования дальнейших перспектив его изучения и познания физической культуры, как особого социо-культурного феномена (Выдрин В.М., 2001, 2003 и др.).

Возможно, данный факт объясняется тем, что в определенный момент еще было мало накоплено знаний, объем которых позволил бы исследовать поставленную проблему в инструментально-методологическом аспекте.

Ближайший ученик и последователь В.М. Выдрина профессор Николаев Ю.М. продолжил идеи научной школы. В центре внимания его исследований была идея интегративной (биосоциальной) сущности физической культуры. В своих работах он также склонялся к деятельностному аспекту культуры, не называя того определения культуры, которое выбрал как методологическую основу своих исследований (Николаев Ю.М., 2009, 2010). Особой заслугой этого автора следует считать анализ интеграции наук вокруг проблем теории и практики физической культуры, включая авторскую позицию по поводу классификации наук о физической культуре, складывающейся в настоящее время.

Первая попытка обосновать модель культурологического подхода для изучения физической культуры была предпринята в 2001 году также учеником В.М. Выдрина (Собянин Ф.И., 2001, 2006 и др.). Помимо модели было разработано определение «культура». Утверждалось, что под культурой следует понимать специфическую нравственно ориентированную человеческую деятельность, а также оценку и осознание ее результатов. На основе этого определения была разработана формула и затем определение понятия «физическая культура». Без этих определений невозможно полноценно применить культурологический подход. Данное определение в русской версии (физическая культура - это вид культуры общества, специфическая нравственно содержательная деятельность, направленная на физическое совершенствование людей) и английской версиях было утверждено в резолюции по итогам проведения VII Европейского конгресса ФИЕП (Испания, Барселона, 2012 г.).

Указанные авторы, как и некоторые другие (например, Матвеев Л.П., Пономарев Н.И., Столяров В.И., Лубышева Л.И., Визитей Н.Н., Бальсевич В.К.) внесли определенный вклад в развитие культурологического подхода и познания физической культуры, прежде всего, как теоретики. Некоторые из них реализовали культурологический подход одновременно теоретически и практически.

В этом плане следовало бы особо выделить разработки профессора Столярова В.И. (1994). В своих работах он анализировал сферу физической культуры на философском уровне. Одна из них была реализована в научно-исследовательском проекте «СпАрт», суть которого заключается в соединении содержания спорта с искусством по образу и современно интепретированному подобию с античными образцами. Такой подход оказался в российской действительности исключительно оригинальным, новым и эффективным. В настоящее время существует специально организованный центр «СпАрт», координирующий физкультурную работу проекта в регионах России, а также ряд проектов за рубежом. На сегодняшний день в России это самый эффективный проект, в котором гармонично сочетаются, а также реализуются теория и практика физической культуры.

Собянин ФИ использовал модель культурологического подхода для разработки культурологических технологий профессиональной, спортивно-педагогической и художественной деятельности, внедренных в содержание профессионального физкультурного образования студентов, обучающихся на факультете физической культуры в условиях России. Полученные результаты подтвердили необходимость разработки и применения культурологического подхода для подготовки кадров, работающих в сфере физической культуры.

Имеется также определенное количество исследований, в которых преобладает технологическая составляющая культурологического подхода к физической культуре. В исследовании, проведенном Молчановой Ю.С. (2007), на основе центральной идеи изменения статуса человека по отношению к ценностям культуры (физической культуры) была решена проблема формирования потребностей у учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы на секционных занятиях аэробикой.

На первой стадии экспериментальной физкультурно-педагогической технологии статус занимающихся школьников определялся, как «потребитель ценностей физической культуры». Учащиеся посещали первые занятия по аэробике, осваивали ее теорию и практику.

На второй стадии эксперимента школьники уже достаточно овладели знаниями и умениями по осваиваемой дисциплине и их статус стал определяться как «носители ценностей физической культуры».

При переходе к третьей стадии эксперимента главным требованием к занимающимся было разрабатывать и самостоятельно реализовывать авторские комплексы аэробных упражнений. На этой стадии ученики перешли к новому статусу – «созидатель ценностей физической культуры». Оказалось, что по мере того, как учащиеся переходили от одного статуса к другому, у них постепенно повышался уровень потребностей к систематическим занятиям физическими упражнениями (Молчанова Ю.С., 2007).

Опыт применения культурологического подхода показывает также на огромные перспективы применения различных игр (народных, подвижных, спортивных, деловых и других) с целью обучения, воспитания, развития, оздоровления занимающихся. Например, в Республике Мозамбик народные подвижные игры используются в качестве основного средства физической культуры и успешно заменяют физические упражнения в тех случаях, когда не хватает специально оборудованной материально-технической базы для проведения физкультурных занятий, спортивных залов, инвентаря и оборудования (Фазенда Нелсон Пиреш, 2012). Использование народных подвижных игр очень перспективно с точки зрения воспитания подрастающего поколения в духе народных традиций и обычаев, передачи накопленного опыта, привлечения к ценностям национальной физической культуры. Кроме того, они заметно усиливают интерес и в целом мотивацию у занимающихся к систематическим занятиям физической культурой, обеспечивают введение школьников в поликультурное игровое пространство в процессе овладения детьми элементами классических спортивных игр (Фазенда Нелсон Пиреш, 2012).

Изучение опыта применения культурологического подхода в сфере физической культуры в России свидетельствует о преобладании разработки различных технологий на основе отдельных идей, концепций или ряда положений теории культуры по сравнению с обоснованием новых теорий. Технологии в большей степени касаются физкультурного образования, рекреации и реабилитации детей дошкольного и школьного возраста, студентов высших учебных заведений и других категорий населения, включая инвалидов. Они проникают также в спорт, в новые методики оздоровления людей и проведения досуга. Можно предположить, что в перспективе культурологический подход будет не только способствовать духовному развитию занимающихся, но и приносить большие доходы, если его последовательно и основательно внедрять в самые разные развлекательные коммерческие формы занятий с применением средств физической культуры.

Говоря о перспективах применения культурологического подхода, профессор Выдрин В.М. выделял три основных уровня его применения в сфере изучения физической культуры. На общекультурном уровне предполагалось дальнейшее познание физической культуры как одного из видов культуры, который носит ее общие черты и в то же время имеет свою особенность по сравнению с другими видами культуры. Второй уровень исследования имеет перспективы изучения специфики физической культуры, ее самобытности и неповторимости. Третий уровень исследования предполагает выявление внутреннего содержания физической культуры посредством рассмотрения ее отдельных видов (спорт, физкультурное образование, физическая рекреация, физическая реабилитация, адаптивная физическая культура, лечебная физическая культура, профессионально-прикладная физическая культура).

Предположение В.М. Выдрина на ближайшие годы можно рассматривать как наиболее вероятное для перспективы развития исследований физической культуры с помощью культурологического подхода. Однако, к этому следует добавить необходимость дальнейшего изучения культурологического подхода, как методологического инструментария, что существенно должно повысить продуктивность, популярность и эффективность культурологических исследований в сфере физической культуры.

В заключении можно отметить следующее:

1. Необходимость разработки и применения культурологического подхода в науке и в сфере физической культуры обусловлена методологическими, социально-историческими, гуманистическими, этическими, научно-логическими предпосылками.

2. Сущность культурологического подхода к изучению проблем в сфере физической культуры заключается в применении классов явлений теории культуры и их производных для решения теоретических и практических проблем в физкультурной деятельности.

3. При разработке культурологической концепции используются конструктивные компоненты основных положений культурологического подхода: понятие «культура», позиции ее рассмотрения, наукоемкие классы явлений теории культуры, классы явлений познаваемой проблемной области, гипотеза и механизмы ее реализации, другие методологические положения, способы реализации основных положений концепции и ее результат. Все компоненты в целом составляют общую модель культурологического подхода для его применения в сфере физической культуры. Этапы культурологического подхода в сфере физической культуры предусматривают его последовательную реализацию, начиная от выявления актуальной проблемы, и заканчивая внедрением теории или технологии после их предварительной апробации.

4. Разработанная модель культурологического подхода в сфере физической культуры имеет общеметодологическое и прикладное значение, может применяться для разработки и применения в других областях науки, а также может служить методом оценивания уже выполненных культурологических исследований.

5. Изучение опыта разработки и применения культурологического подхода в сфере физической культуры показывает, что он используется в культуроведческих целях при выявлении сущности физической культуры, ее системных характеристик, структурных, функциональных, исторических, аксиологических аспектов, а также при разработке специальных технологий, применяемых в физкультурном образовании, спорте, физической рекреации и других видах физической культуры. Вместе с тем, редко встречается исследования, посвященные познания культурологического подхода, как методологического инструментария.

6. Перспективы разработки и применения культурологического подхода в сфере физической культуры наиболее вероятны в направлении познания специфики методологии в физкультурной деятельности, изучении наиболее актуальных проблем физической культуры как особого социокультурного феномена в историко-генетическом, структурном, функциональном, аксиологическом аспектах, а также в направлении наиболее важных проблем, детерминированных социально-историческими тенденциями в современном динамично меняющемся мире.

Вопросы для повторения и закрепления материала

1. Какова методология изучения физической культуры?

2. В чем состоит проблематика понятийного аппарата в теории физической культуры?

3. Какие существуют философские аспекты исследования физической культуры?

4. Какова проблематика исследований в культурологии?

5. Как применяется культурологический подход в исследовании проблем физической культуры?

Наши рекомендации