Методология изучения физической культуры, ее динамика, противоречия, традиционность и новизна.
Под методологией понимают учение о методах, способах и стратегиях изучения объектов. Ее подразделяют на два основных типа: теоретическую и практическую. Задача теоретической методологии заключается в создании идеальной теоретической модели, основы для проведения исследований. Ее основу составляют философские знания, гносеология (теория познания), идеи, гипотезы, парадигмы, концепции, теории, методологические подходы, теоретические положения, модели, принципы. Практическая методология направлена на непосредственное решение поставленной проблемы и потому она представляет собой конкретный алгоритм, программу действий, комплекс методов, способов решения задачи.
В электронной энциклопедии «Википедия» предлагается применять следующую структуру методологии: основания методологии (философия, логика и др. науки); характеристики деятельности (особенности, принципы, условия, нормы деятельности); логическая структура деятельности (субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат деятельности, решение отдельных задач); временная структура деятельности (этапы, стадии, фазы, периоды); технология выполнения работы: средства, методы, способы, приемы.
Методология изучения физической культуры подразделяется на два основных уровня: общенаучная методология и методология физической культуры. В качестве общенаучной методологии обычно используются различные субъекты философского, общепедагогического знания, например: положения о взаимосвязи и взаимообусловленности социальных явлений, о ведущей роли деятельности в личностном саморазвитии, положения о социальной обусловленности и общественной сущности личности, о целенаправленном и сознательном характере человеческой деятельности, о деятельности, как способе реализации потенциала человека, идея формирования всесторонней гармоничной личности в процессе образования, общепедагогические принципы обучения и воспитания личности, положение о единстве теории и практики в процессе обучения, основы теории проблемного обучения, системный подход, деятельностный подход, аксиологический подход, антропологический подход, семиотический подход, культурологический подход и пр.
Методология физической культуры и для фундаментальных, и для прикладных исследований в сфере теории и методики физической культуры может быть представлена следующими компонентами: теория управления спортивной подготовкой; принципы и методы подготовки высококвалифицированных спортсменов; индивидуально-дифференцированный подход в регулировании физической нагрузки на занятиях; современные представления о системе физкультурного образования; теория сопряженного развития физических качеств и формирования двигательных умений; положения о воспитании нравственных качеств в процессе занятий физической культурой; теория поэтапного обучения двигательным действиям; положение о гетерохронности развития физических качеств; положение о положительном и отрицательном переносе по качествам и навыкам; положение о соотношении биологического и паспортного возраста занимающихся физической культурой, теория сенситивных периодов в развитии физических качеств; теория поэтапного формирования двигательных навыков и т.д.
Динамика научной методологии обусловлена темпами научно-технического прогресса, а также тем, как его результаты быстро внедряются в методологию, либо проходят дополнительный путь испытаний, научных исканий и доказательства своей состоятельности и актуальности. Если на заре науки еще не понимали значения общенаучной методологии, то по мере накопления знаний в научной среде сформировалось четкое представление о том, что общенаучный опыт, выражающийся в методологии, является гарантией правильного вхождения в исследования и получения новых результатов в науке. В дальнейшей динамике методологии ее применение стало обязательным требованием к любому научному труду. В настоящее время это значение хорошо понимается в научном мире.
Вместе с тем, в ходе научного познания в методологии могут возникать противоречия. Чем они обусловлены? Опять же нелинейным развитием науки. В истории науки были случаи, когда методологические положения одного и того же исследования противоречили друг другу. Либо методологическое положение, взятое за основу исследования, противоречило уже существующему положению в науке до данного момента.
Очевидными и в принципе нормальными, предсказуемыми и закономерными являются противоречия между традиционными и новационными методологическими положениями. Например, положение о необходимой или полезной дискретности (прерывистости) спортивной тренировки, выдвинутое в ряде исследований С.И. Вовк напрямую противоречат традиционным положениям о систематичности спортивной тренировке, о непрерывности учебно-тренировочного процесса и вреде его прерывания. Однако, если новое положение будет со временем общепризнанным, то научная традиция, выраженная в указанном положении, исчезнет и вместо нее, будет приниматься научная новация в виде положения о необходимой дискретности тренировки. Вместе с тем, это не абсолютно однозначная перспектива, потому что традиции и новации могут сотрудничать на одном уровне. В этом случае они будут сосуществовать в методологии для применения в разных ситуациях и одинаково полезны для исследователей.