Лотман Ю.М. и его структурно-семиотическая методология изучения культуры

Структурно-семиотический метод Ю.М. Лотмана рассматривает всякий социокультурный объект как текстуальную целостность, выступающую как «семиотическая личность». Лотман вводит понятие «семиосфера». Семиосфера понимается Лотманом как открытая система, вступающая в диалогические отношения с другими семиосферами, Каждый акт коммуникации, по Лотману, включает элементы перевода и творчества, посредством чего семиосфера переструктурируется. Этот процесс приобретает характер «взрыва».«Взрыв» Лотман интерпретирует как момент в истории культуры, когда настоящее является еще не развернувшимся смысловым пространством и содержит в себе потенциально все возможности будущих путей развития, выбор одного из которых не определяется ни законами причинности, ни вероятностью, и реализуется как случайность.

19. Малиновский Суть методов, используемых Малиновским:

необходимо рассматривать быт, культуру народа как единое целое, систему взаимосвязанных элементов, где каждый элемент выполняет свою вполне определенную роль ("функцию"). Таким образом, в концепции Малиновского общество предстает как целостная система функциональных элементов, которую он и именует "культурой". И уже в ранних работах, он исследует- социальную организацию, магию, мифологию, фольклор и все многочисленные другие аспекты общественной жизни народа, стоящего на ранней ступени своего исторического развития.

Для Малиновского культура — это та среда, в которой живет человек как биологическое существо. Она включает пищу, одежду, топливо, жилище и т.д. Для того чтобы поддерживать и непрерывно воспроизводить культуру, создается и действует особый специфический механизм "культурного стандарта жизни".

20. Мид Основанием для выделения служит характер отношений между родителями и детьми. По сути, здесь речь идёт о преемственности культур между разными поколениями людей. М. Мид пишет: "Разграничения, которые я делаю между тремя типами культур - постфигуративной, где дети прежде всего учатся у своих предшественников, кофигуративной, где дети и взрослые учатся у сверстников, префигуративной, где взрослые учатся также у своих детей - отражает время, в котором мы живем..."

Примитивные общества, маленькие религиозные или идеологические анклавы главным образом, считает М. Мид, постфигуративны, основывая свою власть на прошлом. Здесь игнорируется личность подрастающего человека, его право быть самостоятельным участником диалога.

Великие цивилизации, по необходимости разработавшие процедуры внедрения новшеств, обращаются к каким-то формам кофигуративного обучения у сверстников, товарищей по играм, у своих коллег по учёбе и труду, указывает М. Мид.

Теперь же мы вступаем в период, новый для истории, когда молодёжь с её префигуративным схватыванием ещё неизвестного будущего наделяется новыми правами

21. Для А. Р. Радклифф-Брауна также характерно самое широкое понимание, антропологии. Для него это наука "о человеке и человеческой жизни во всех ее аспектах".

Обращает на себя внимание разработанная английским ученым структура антропологии. В основе этой науки лежит "человеческая биология", или, по терминологии самого автора, "соматическая антропология", затем следуют доисторическая археология, этнография и антропология, которая, в свою очередь, подразделяется на этнологию и социальную антропологию.

Социальная антропология исследует общие законы социального и культурного развития народов, используя прежде всего индуктивные методы: "генерализации","сравнительные" (или "сравнительно-социологические"), а также "функциональные" и "исторические".

Саму культуру, очень часто отождествляемую с обществом, он рассматривает лишь как "характерную черту социальной системы". Закладывая основания так называемой "естественной науки об обществе", Радклифф-Браун считал, что она должна отвечать на три вопроса: 1) как общества структурированы, 2) как они функционируют и 3) как они развиваются.

Радклифф-Браун содержательно определил целый ряд важных социологических понятий: "социальная структура", "социальная организация", "корпорация", "консолидация", "ритуальный статус", "ритуальная ценность"

22. Риккерт Г. «Ценности жизни и ценности культуры»Риккерт выделяет шесть областей ценностей, соответствующих сферам человеческой жизнедеятельности: 1).научное познание; 2). искусство; 3). пантеизм и всякого рода мистика; 4).этика; 5). эротика и «блага жизни» вообще; 6). теизм как вера в личностного Бога и сопряженные с теизмом ценности, к которым Риккерт отнес истину, прекрасное, сверх личностную святость, нравственность, счастье и личностную святость.

Культура — совокупность объектов, связанных с общезначимыми ценностями и лелеемых ради этих ценностей. Если от объекта культуры отнять всякую ценность, то он станет частью природы.

23. Тоффлер считает символической датой начала новой цивилизации 1956 год. Тоффлер говорит о следующих признаках современного постиндустриального общества:

· Информационный капитал. Знания становятся основой экономики. Опровергаются классические, в том числе и Марксова, трудовые теории стоимости.

· Индивидуализация. Касается всего потребления и производства. Отмирание серийного производства, массового потребления

· Работа. Трансформация "труда" в творчество. Отмирание больших объемов массовой и легко воспроизводящейся деятельности, присущей экономике Второй Волны; исчезновение различий между работой и неработой.

· Инновационный характер жизни в целом. "Конкурентоспособно только обновляющееся".

· Масштабы. Разукрупнение организаций-гигантов. Тысячи рабочих (служащих), толпящихся в 8 утра у проходной, - отмирающий образ. Вместо больших коллективов - маленькие подвижные команды.

· Организация. Взамен пирамидальных, монолитных структур управления Второй Волны ищутся и находятся ситуативные, матричные, сетевые способы управления; управление в рамках временных коллективов, рабочих групп. Сохранение и повышение мобильности работающих групп с одновременным нарастанием гибкости управления.

· Инфраструктура. Предполагает постоянное создание и совершенствование самых разных систем информационной связи (роль которых в экономике будущего не меньше роли дорог в промышленную эпоху).

· Ускорение. "Старая пословица "Время - деньги" изменяется в сторону смысла: "каждый следующий час дороже предыдущего".

24. Лесли Уайта

Так, "культурой" он называл “определенный класс феноменов, а именно предметы и явления, связанные с проявлением особой ментальной способности, свойственной исключительно человеческому виду, способности к символизации.

Культура состоит из материальных предметов – орудий труда, утвари, орнаментов, амулетов и т.д., действий, верований и отношений, которые функционируют в символическом контексте.

Возможность передавать культуру небиологическими средствами является одним из ее наиболее существенных свойств. Культуру можно назвать формой социальной наследственности.

“Культурология, – по его мнению, - отрасль антропологии, которая рассматривает культуру (институты, технологии, идеологии) как самостоятельную упорядоченность феноменов, организованных в соответствии с собственными принципами и существующих по своим законам. Культурный процесс определяется как самостоятельный и независимый.

25. Философско-богословская концепция культуры П.А. Флоренского.Важное место во взглядах Флоренского занимает софиология. Он строит учение о Софии на материале православной церковности.

Характерные черты мысли Флоренского: 1) тяга к платонизму и в целом к духовному строю греческой античности; тенденция к максимальному сближению эллинского и православного духовных стилей; 2) “конкретность” — неприятие спиритуализма и отвлеченной метафизики, стремление дополнить религиозно-философские тезисы экскурсами в различные области знания и, в частности; 3) интеграция идей и методов современного естествознания в рамки религиозного мировоззрения — впоследствии становятся гл. установками его “конкретной метафизики” 1920-х.

26. Федотов Г. П. и его идея об «универсализме» русской культурыФедотов стремился к синтезу западничества и славянофильства, к слиянию общечеловеческих и национальных начал.

Согласно Федотову, существовало два полярных типа русского сознания. Преобладающий – тип "моск. служилого человека", в котором вкорененность в родную почву, спокойная сила соединялась с бездуховностью и слабостью личного начала. Ему противостоял "максималистский" тип беспочвенной духовности, находивший выход в религиозном сектантстве, странничестве, разгуле, казацкой вольнице и т.д. Развивая идею об"универсализме" русской культуры этого периода, Φедотов утверждал, что европейская культура как целое ярче проявилась "на берегах Невы, чем на берегах Сены, Темзы или Шпрее". Открытость, незавершённость, вопрошание – важные ценности русской культуры. Русская культура, по утверждению многих мыслителей, предельно открытая культура, способная понять «другого», «чужого», подверженная разным влияниям. Это и есть универсализм русской культуры.

Наши рекомендации