III.Построить схему активного слушания.
IV.Дайте аргументированный ответ на вопрос:«Какое значение имеет свободное владение речью для успешной профессиональной деятельности?» (коммуникативная компетенция)
V. Оцените свои речевые способности, выбрав один из предлагаемых вариантов ответов:
1) свободно владею речью, никогда не испытываю трудностей в формулировании мыслей, всегда могу словесно выразить свое мнение, идеи как в личной беседе, так и в публичной речи;
2) иногда чувствую свое косноязычие, часто затрудняюсь в подборе слов для формулирования мыслей. Не всегда могу точно и ясно передать словами свое мнение, идеи, особенно перед незнакомой аудиторией;
3) речь для меня всегда затруднительна. Чувствую, что недостаточный словарный запас мешает мне свободно формулировать мысли даже в кругу знакомых людей. Испытываю скованность, страх, если приходится отстаивать свое мнение, идеи перед незнакомой аудиторией;
4) никогда не задумываюсь о том, как я говорю; среди моих коллег и знакомых этому придают мало значения.
Рекомендуемая литература:[5], [13], [27], [28], [29].
Тема 8.Культура ораторской речи
Цель– закрепление на практике лекционного материала, обучение студентов составлению текстов выступлений, овладение культурой речи.
План занятия
1.Роды, виды красноречия.
2. Содержание и композиция выступления.
3. Различные по целям и назначению планы.
4. Информационное обеспечение выступления, контакт с аудиторией, коммуникативное состояние говорящего, контактоустанавливающие речевые действия.
5. Приемы привлечения и удержания внимания аудитории.
6. Правила построения ораторской речи.
7. Этика ораторского выступления.
8. Эстетические качества речи.
9. Доказательность и убедительность речи
Практические задания
Задание 1. Подготовьте выступление по предложенным афоризмам. Подтвердите или опровергните афоризм.
Выступление должно носить убеждающий характер. Привести не менее трех аргументов, сделать понятный вывод. Продолжительность выступления – от 1 до 2 минут.
Возможные афоризмы для выступлений:
- Кто не видит хорошего в других, тот не имеет его сам.
- Не стыдно учиться, стыдно не знать.
- Плохих людей нет, от природы все хорошие.
- Бойся того, кто боится тебя.
- Счастье- это состояние души.
- Многие жалуются на свою внешность, и никто - на мозги.
- Наши неудачи поучительнее наших удач.
- Никто не рождается, чтобы быть плохим.
Задание 2. Подтвердите или опровергните пословицы:
- Речь вести - не лапти плести;
- У кого что болит, тот о том и говорит;
- Правду говорить- друга не нажить;
- От родного слова да навек ссора;
- В гостях хорошо, а дома лучше;
- Ласковое слово и кошке приятно;
- Слово не воробей, вылетит не поймаешь;
- Яблочко от яблоньки недалеко падает;
Выступления по пословицам: сначала необходимо своими словами объяснить смысл пословицы, затем вспомнить или придумать случай, который иллюстрировал бы или опровергал смысл пословицы, подобрать аргументы, если можно - привести случай из жизни, сделать понятный вывод. Выступление должно носить убеждающий характер. Продолжительность выступления - от 1 до 2 минут.
Например: Детки - радость, детки - горе. Возможный тезис убеждающего характера: Все дети неизбежно и радуют и огорчают своих родителей и др.
Задание 3. Подготовьте и проведите дебаты на интересующую вас тему:
- Надо ли вводить единый экзамен «школа-вуз»?
- Способна ли тюрьма исправить?
- Можно ли победить преступность?
- Можно ли победить наркотики?
- Нужна ли реформа русского языка?
- Может ли вера в Бога обеспечить нравственность в обществе?
- Как помочь бездомным?
Задание 4. Ролевая игра «Ночное дежурство» (убеждающая речь).
Задание 5. Ролевая игра «Благотворительность» (побуждающая речь).
Самостоятельная работа
I. Подготовьте устное высказывание на одну из тем: « Речевая культура современного российского общества», «Толерантность в ценностной системе трансформирующейся России», «Профессиональная позиция социального работника», «Применение современных компьютерных технологий в системе социальной защиты населения». Используйте известные вам средства образности и выразительности.
II. Подготовьте убеждающее выступление:
-о необходимости застраховать имущество (перед работниками Пенсионного Фонда);
- о необходимости сделать пожертвование в общество защиты природы (перед директорами предприятий);
- о необходимости прослушать лекции: «Синдром эмоционального выгорания», «Применение современных компьютерных технологий в системе социальной защиты населения» (перед работниками социальных служб);
- добрые люди дольше живут (перед работниками социальных служб);
- чем меньше принимаешь лекарств, тем здоровее будешь (перед студенческой аудиторией);
- нужно заботиться о стариках (тема студенческой научной конференции).
Памятка
Примерный план публичного выступления
1. Приветствие | «Добрый день!», «Уважаемый Председатель (Ведущий) конференции! Уважаемые члены комиссии и присутствующие!» |
2.Представление (фамилия, имя, группа, образовательное учреждение, город) | «Меня зовут ___________________. |
3. Цель выступления | «Цель моего выступления дать новую информацию по теме проведенного мной исследования в области ____________» |
4.Название темы исследования | «Название темы: ________________________________» |
5. Актуальность исследования (обоснование выбора темы исследования) | «Актуальность и выбор темы исследования определены следующими факторами: во-первых, ___________________, во-вторых, __________________, |
6. Кратко о поставленной цели исследования и способах ее достижения | «Цель моего исследования - ___________________. Основные задачи исследования и способы их решения: 1. ___________________, 2. __________________, |
7. Кратко о новых результатах в ходе проведенного исследования | «В ходе проведения исследования получены следующие новые теоретические и (или) практические результаты: 1. Получены новые знания следующего характера: ______, 2. Выдвинуты новые гипотезы и идеи: _________________, 3. Созданы новые творения в виде: ____________________, 4. Определены новые проблемы (задачи): ______________» |
8. Выводы по результатам проведенного исследования | «На основании проведенного исследования и полученных результатов можно сделать следующие выводы: 1. ___________________, 2. __________________, |
9. Кратко о дальнейших шагах по теме проведенного исследования | «Считаю, что данная тема имеет перспективы развития в следующих направлениях: 1. ___________________, 2. __________________, 3. _________________…» |
10. Благодарность за внимание к выступлению | «Благодарю за проявленное внимание к моему выступлению» |
11. Ответы на вопросы | - «Спасибо (благодарю) за вопрос, а) мой ответ… б) у меня, к сожалению, нет ответа, т.к. рассмотрение данного вопроса мной не проводилось) - «Спасибо, Ваш вопрос понятен (интересен)…» - «Простите, я не понял(-а) вопроса. Повторите его, пожалуйста!» - «Правильно ли я понимаю, что задан вопрос: «________?» - «Ответ на данный вопрос требует достаточно подробного объяснения, если на это будет предоставлено время, то я готов (-ва) ответить» |