III.Построить схему активного слушания.

IV.Дайте аргументированный ответ на вопрос:«Какое значение имеет свободное владение речью для успешной профессиональной деятельности?» (коммуникативная компетенция)

V. Оцените свои речевые способности, выбрав один из предлагаемых вариантов ответов:

1) свободно владею речью, никогда не испытываю трудностей в формулировании мыслей, всегда могу словесно выразить свое мнение, идеи как в личной беседе, так и в публичной речи;

2) иногда чувствую свое косноязычие, часто затрудняюсь в подборе слов для формулирования мыслей. Не всегда могу точно и ясно передать словами свое мнение, идеи, особенно перед незнакомой аудиторией;

3) речь для меня всегда затруднительна. Чувствую, что недостаточный словарный запас мешает мне свободно формулировать мысли даже в кругу знакомых людей. Испытываю скованность, страх, если приходится отстаивать свое мнение, идеи перед незнакомой аудиторией;

4) никогда не задумываюсь о том, как я говорю; среди моих коллег и знакомых этому придают мало значения.

Рекомендуемая литература:[5], [13], [27], [28], [29].

Тема 8.Культура ораторской речи

Цель– закрепление на практике лекционного материала, обучение студентов составлению текстов выступлений, овладение культурой речи.

План занятия

1.Роды, виды красноречия.

2. Содержание и композиция выступления.

3. Различные по целям и назначению планы.

4. Информационное обеспечение выступления, контакт с аудиторией, коммуникативное состояние говорящего, контактоустанавливающие речевые действия.

5. Приемы привлечения и удержания внимания аудитории.

6. Правила построения ораторской речи.

7. Этика ораторского выступления.

8. Эстетические качества речи.

9. Доказательность и убедительность речи

Практические задания

Задание 1. Подготовьте выступление по предложенным афоризмам. Под­твердите или опровергните афоризм.

Выступление должно носить убеждающий характер. Привести не ме­нее трех аргументов, сделать понятный вывод. Продолжительность вы­ступления – от 1 до 2 минут.

Возможные афоризмы для выступлений:

- Кто не видит хорошего в других, тот не имеет его сам.

- Не стыдно учиться, стыдно не знать.

- Плохих людей нет, от природы все хорошие.

- Бойся того, кто боится тебя.

- Счастье- это состояние души.

- Многие жалуются на свою внешность, и никто - на мозги.

- Наши неудачи поучительнее наших удач.

- Никто не рождается, чтобы быть плохим.

Задание 2. Подтвердите или опровергните пословицы:

- Речь вести - не лапти плести;

- У кого что болит, тот о том и говорит;

- Правду говорить- друга не нажить;

- От родного слова да навек ссора;

- В гостях хорошо, а дома лучше;

- Ласковое слово и кошке приятно;

- Слово не воробей, вылетит не поймаешь;

- Яблочко от яблоньки недалеко падает;

Выступления по пословицам: сначала необходимо своими словами объяснить смысл пословицы, затем вспомнить или придумать случай, кото­рый иллюстрировал бы или опровергал смысл пословицы, подобрать аргу­менты, если можно - привести случай из жизни, сделать понятный вывод. Выступление должно носить убеждающий характер. Продолжительность выступления - от 1 до 2 минут.

Например: Детки - радость, детки - горе. Возможный тезис убеждаю­щего характера: Все дети неизбежно и радуют и огорчают своих родителей и др.

Задание 3. Подготовьте и проведите дебаты на интересующую вас тему:

- Надо ли вводить единый экзамен «школа-вуз»?

- Способна ли тюрьма исправить?

- Можно ли победить преступность?

- Можно ли победить наркотики?

- Нужна ли реформа русского языка?

- Может ли вера в Бога обеспечить нравственность в обществе?

- Как помочь бездомным?

Задание 4. Ролевая игра «Ночное дежурство» (убеждающая речь).

Задание 5. Ролевая игра «Благотворительность» (побуждающая речь).

Самостоятельная работа

I. Подготовьте устное высказывание на одну из тем: « Речевая культура современного российского общества», «Толерантность в ценностной системе трансформирующейся России», «Профессиональная по­зиция социального работника», «Применение современных компьютерных технологий в системе социальной защиты населения». Используйте известные вам средства образности и выразительности.

II. Подготовьте убеждающее выступление:

-о необходимости застраховать имущество (перед работниками Пенсионного Фонда);

- о необходимости сделать пожертвование в общество защиты природы (перед директорами предприятий);

- о необходимости прослушать лекции: «Синдром эмоционального выгорания», «Применение современных компьютерных технологий в системе социальной защиты населения» (перед работниками социаль­ных служб);

- добрые люди дольше живут (перед работниками социальных служб);

- чем меньше принимаешь лекарств, тем здоровее будешь (перед студенче­ской аудиторией);

- нужно заботиться о стариках (тема студенческой научной конференции).

Памятка

Примерный план публичного выступления

1. Приветствие «Добрый день!», «Уважаемый Председатель (Ведущий) конференции! Уважаемые члены комиссии и присутствующие!»
2.Представление (фамилия, имя, группа, образовательное учреждение, город) «Меня зовут ___________________.  
3. Цель выступления   «Цель моего выступления дать новую информацию по теме проведенного мной исследования в области ____________»
4.Название темы исследования «Название темы: ________________________________»
5. Актуальность исследования (обоснование выбора темы исследования)   «Актуальность и выбор темы исследования определены следующими факторами: во-первых, ___________________, во-вторых, __________________,
6. Кратко о поставленной цели исследования и способах ее достижения   «Цель моего исследования - ___________________. Основные задачи исследования и способы их решения: 1. ___________________, 2. __________________,
7. Кратко о новых результатах в ходе проведенного исследования   «В ходе проведения исследования получены следующие новые теоретические и (или) практические результаты: 1. Получены новые знания следующего характера: ______, 2. Выдвинуты новые гипотезы и идеи: _________________, 3. Созданы новые творения в виде: ____________________, 4. Определены новые проблемы (задачи): ______________»
8. Выводы по результатам проведенного исследования   «На основании проведенного исследования и полученных результатов можно сделать следующие выводы: 1. ___________________, 2. __________________,
9. Кратко о дальнейших шагах по теме проведенного исследования   «Считаю, что данная тема имеет перспективы развития в следующих направлениях: 1. ___________________, 2. __________________, 3. _________________…»
10. Благодарность за внимание к выступлению «Благодарю за проявленное внимание к моему выступлению»
11. Ответы на вопросы - «Спасибо (благодарю) за вопрос, а) мой ответ… б) у меня, к сожалению, нет ответа, т.к. рассмотрение данного вопроса мной не проводилось) - «Спасибо, Ваш вопрос понятен (интересен)…» - «Простите, я не понял(-а) вопроса. Повторите его, пожалуйста!» - «Правильно ли я понимаю, что задан вопрос: «________?» - «Ответ на данный вопрос требует достаточно подробного объяснения, если на это будет предоставлено время, то я готов (-ва) ответить»

Наши рекомендации