Принцип прогрессирования воздействий (принцип динамичности).
Предусматривает целенаправленное повышение требований к занимающимся, которые заключаются в постановке и выполнении всё более трудных и новых заданий, в постепенном, но обязательном, нарастании объёма и интенсивности нагрузок. Реализация данного принципа обеспечивает планомерный переход функциональных возможностей организма занимающихся с одного качественного уровня на другой - более высокий, что практически выражается ростом тренированности, повышением физических способностей. Следует иметь в виду, что прогрессирование требований лишь тогда будет приводить к положительным результатам, когда новое задание и связанные с ним нагрузки окажутся посильными для занимающихся. Для слабо подготовленных индивидов даже малые физические нагрузки будут вызывать стресс-реакцию при значительной мобилизации вегетативных и моторных функций организма и, как следствие, возрастание работоспособности.
К обязательным условиям усложнения двигательного задания относят следующие:
- новые задания должны быть посильными и соответствовать возрасту, полу, состоянию здоровья и физического развития, индивидуальным особенностям занимающихся;
- новые задания не должны превышать функциональных возможностей человека;
- обеспечение регулярности занятий, преемственности и взаимосвязи упражнений;
- обеспечение оптимального чередования нагрузок и отдыха;
- переход к повышению нагрузок и новым формам упражнений осуществляется при условии прочности приобретённых ДУиН и адаптационных перестроек.
Существуют следующиеформы повышения функциональных нагрузок:
- прямолинейно-восходящая- относительно
невысокими темпами повышается как объём
объём, так и интенсивность нагрузки. интенсивность
Например: с каждой неделей, со значи-
тельными интервалами между занятиями неделя
- ступенчато-восходящая - рост нагрузок
чередуется с их стабилизацией на протяжении объём
нескольких занятий. В момент «скачка» - пере- интенсивность
ход с одной ступени на другую - нагрузки
возрастают более сильно, чем в прямолинейной
динамике. Позволяет осваивать большие неделя
нагрузки.
- волнообразно – восходящая – сочетание
относительно постепенного повышения нагрузок
с крутым нарастанием и последующим снижении- объём
ем. Затем эта «волна» повторяется вновь на более
высоком уровне. Эта форма позволяет, не нарушая интенсивность
постепенности, доводить интенсивность и объём
нагрузки до значительных величин.
(Если заниматься физическими упражнениями достаточно длительное время – много лет, то динамика нагрузок неизбежно приобретает волнообразную форму. Прямолинейное и ступенчатое повышение нагрузок возможно в относительно небольшие периоды времени. Это объясняется, во-первых, периодическими колебаниями функционального состояния организма, которые выражаются естественными ритмами физиологических процессов и общим режимом жизни; во-вторых, закономерностями адаптационных процессов – перестройка организма как бы «отстаёт» от динамики нагрузок. Если неуклонно наращивать нагрузку, то раньше или позже произойдёт разрыв между возможностями организма и предъявляемыми ему требованиями – это приведёт к переутомлению, перетренированности. Поэтому целесообразно периодически снижать нагрузку, вводя волнообразные «перепады», которые служат своеобразной формой отдыха. В-третьих, противоречием между ростом объёма и ростом интенсивности нагрузок. Эти величины могут расти вместе лишь до определённого предела, после которого дальнейшее увеличение объёма нагрузки связано со снижением её интенсивности, и наоборот.)
В подготовке новичков используются преимущественно прямолинейно-восходящая и ступенчато-возрастающая схемы планирования нагрузки. Следует отметить, что форсирование нагрузок, использование высокоинтенсивных упражнений без проведения предварительной тренировочной работы значительно повышает «цену» адаптации, что закономерно приводит к перенапряжению функциональных систем организма. Прямолинейная форма повышения нагрузок используется тогда, когда необходимо обеспечить постепенное втягивание в работу. Ступенчатая – когда необходимо резко стимулировать рост тренированности на базе предварительной работы.
Волнообразные колебания нагрузок являются как бы фоном, на который накладываются и прямолинейная, и ступенчатая динамика. Волнообразный характер регулирования физической нагрузки является универсальной формой, обеспечивающей ритмичное варьирование тренирующего воздействия с целью профилактики переутомления индивида. Ударный характер регламентирования физических нагрузок целесообразен в подготовке квалифицированных спортсменов, хорошо адаптированных к объёмным и высокоинтенсивным нагрузкам.
Принцип цикличности
Определяет структурную упорядоченность учебно-воспитательного процесса. Его сущность раскрывается в композиционной повторяемости отдельных занятий и их серий. В практике принято различать микро-, мезо- и макроструктуру воспитательного процесса. Продолжительность микроцикла, как правило, не превышает семидневный режим двигательной активности индивида. Он является основной структурной единицей планирования учебно-воспитательного процесса. Его содержание предусматривает планирование развивающих занятий целевой направленности и отдыха с учетом совокупности факторов, отражающих закономерности адаптации организма к физической нагрузке и обеспечивающих выраженный кумулятивный эффект.
По мнению профессора Л.П. Матвеева, утвердившаяся современная система построения учебно-воспитательного процесса в виде микроциклов нарастающей интенсивности и циклически повторяющихся, представляет собой эмпирически определенную форму совершенствования функциональных систем организма, отвечающих за адаптацию к физическим нагрузкам. Структура микроцикла вариативна и подвержена специфике физкультурно-спортивной деятельности, периода, этапа подготовки. Целесообразность использования того или иного варианта микроцикла обусловлена множеством факторов, в том числе преимущественной направленностью тренировочного воздействия, оперативным и текущим состоянием индивида. Мезоциклы представляют собой совокупность пяти-шести микроциклов, которые формируют относительно законченные элементы структуры этапа подготовки и обеспечивают положительный суммарный тренировочный эффект. Структура мезоцикла детерминирована, главным образом, целью этапа подготовки и логикой решения текущих педагогических задач. Поэтому параметры структуры мезоциклов, их виды весьма вариативны в зависимости от содержания этапа подготовки.
Содержание макроцикла предусматривает чередование нескольких мезоциклов на протяжении более продолжительных полугодичного, годичного и многолетнего циклов подготовки. Методологической основой технологии управления в макроцикле являются объективные биологические закономерности долговременной адаптации индивида к физическим нагрузкам в процессе его эндогенного развития.
В подготовке спортсменов структура макроцикла предусматривает чередование трех периодов: подготовительного, соревновательного и переходного. Их выделение обусловлено созданием оптимальных условий для обеспечения последовательного приобретения состояния спортивной формы (готовности к максимальному результату), ее реализации в соревнованиях и последующей утраты.
Принцип цикличности в практике реализуется в полной мере при соблюдении следующих правил. Процесс физического воспитания и спортивной тренировки должен быть построен с использованием относительно завершенных и циклически повторяющихся структурных единиц (микро-, мезо-, макроциклов). Серии занятий должны обеспечивать оптимальное соотношение нагрузки и отдыха при достижении кумулятивного эффекта. Последовательность чередования мезо- и макроциклов в многолетнем учебно-воспитательном процессе должна обеспечивать неуклонное повышение спортивно-технического мастерства индивида.
4. Принцип возрастной адекватности педагогического воздействия
Реализуется в процессе целенаправленного регулирования меры воспитательного воздействия на различных этапах онтогенеза. Поскольку возрастная динамика развития физических способностей, совершенствования вегетативных и моторных функций организма во многом определяет содержание учебно-воспитательного процесса, реализация рассматриваемого принципа предусматривает постановку долгосрочных целей, подбор оптимальных средств и методов физического воспитания и спортивной тренировки в различные возрастные периоды. Предикаты (свойства, функции) принципа возрастной адекватности предусматривают решение сложных методологических и технологических проблем. Наиболее актуальными являются определение возрастных периодов, благоприятных для начала спортивной деятельности и для спортивной специализации; уточнение содержания и преимущественной направленности базовой подготовки. К ним целесообразно отнести малоизученные вопросы оптимального соотношения различных сторон подготовки в процессе многолетней тренировки. Технологические трудности реализации данного принципа обусловлены сложностью алгоритмизации многолетнего учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего преемственность целей, текущих педагогических задач, используемых средств и методов физического воспитания на каждом возрастном этапе. Игнорирование этих вопросов при разработке многолетних программ физического воспитания неизбежно приводит к отклонениям физического развития индивида. Эффективность физического воспитания детей во многом обусловлена правильным подбором физических нагрузок преимущественной направленности в период сенситивного развития организма, что, несомненно, обеспечивает благоприятные предпосылки для эффективного роста их спортивно-технического мастерства.
Характер занятий физическими упражнениями лиц среднего и пожилого возраста приобретает черты физической рекреации оздоровительной направленности. Таким образом, эффективная реализация принципа возрастной адекватности предусматривает решение следующих вопросов. Это определение стратегии и технологии преимущественной направленности подготовки на отдельных этапах многолетних занятий, обеспечение гармонического развития физических способностей, совершенствования вегетативных и моторных функций организма в процессе онтогенеза, а также обеспечение постепенного увеличения физических нагрузок в соответствии с индивидуальными возможностями на каждом возрастном этапе.
Каждый из принципов был рассмотрен отдельно только для удобства изложения. На самом же деле все они синтезированы в систему единого педагогического процесса и лишь отражают его отдельные стороны. Так, сознательность и активность обязательно предполагают доступность обучения и развития физических способностей. Доступность и индивидуализация обеспечивается наглядностью и систематичностью. Принцип систематичности, в свою очередь, содействует постепенному повышению тренирующего воздействия. Учитывая сложность структуры унифицированной системы принципов, можно утверждать, что ни один из них не может быть реализован в полной мере в отрыве от совокупности принципов. Успешность учебно-воспитательного процесса будет обеспечена лишь в том случае, если при принятии управленческих решений преподаватель (тренер) будет учитывать требования всех принципов.