Принцип прогрессирования воздействий (принцип динамичности).

Предусматривает целенаправленное повышение требований к занимающимся, которые заключаются в постановке и выполнении всё более трудных и новых заданий, в постепенном, но обязательном, нарастании объёма и интенсивности нагрузок. Реализация данного принципа обеспечивает планомерный переход функциональных возможностей организма занимающихся с одного качественного уровня на другой - более высокий, что прак­тически выражается ростом тренированности, повышением физических способностей. Следует иметь в виду, что прогрессирование требований лишь тогда будет приводить к положительным результатам, когда новое задание и связанные с ним нагрузки окажутся посильными для занимающихся. Для слабо подготовленных инди­видов даже малые физические нагрузки будут вызывать стресс-реакцию при значительной мобилизации вегетативных и моторных функций орга­низма и, как следствие, возрастание работоспособности.

К обязательным условиям усложнения двигательного задания относят следующие:

- новые задания должны быть посильными и соответствовать возрасту, полу, состоянию здоровья и физического развития, индивидуальным особенностям занимающихся;

- новые задания не должны превышать функциональных возможностей человека;

- обеспечение регулярности занятий, преемственности и взаимосвязи упражнений;

- обеспечение оптимального чередования нагрузок и отдыха;

- переход к повышению нагрузок и новым формам упражнений осуществляется при условии прочности приобретённых ДУиН и адаптационных перестроек.

Существуют следующиеформы повышения функциональных нагрузок:

Принцип прогрессирования воздействий (принцип динамичности). - student2.ru Принцип прогрессирования воздействий (принцип динамичности). - student2.ru - прямолинейно-восходящая- относительно

невысокими темпами повышается как объём

Принцип прогрессирования воздействий (принцип динамичности). - student2.ru Принцип прогрессирования воздействий (принцип динамичности). - student2.ru Принцип прогрессирования воздействий (принцип динамичности). - student2.ru Принцип прогрессирования воздействий (принцип динамичности). - student2.ru Принцип прогрессирования воздействий (принцип динамичности). - student2.ru объём, так и интенсивность нагрузки. интенсивность

Принцип прогрессирования воздействий (принцип динамичности). - student2.ru Принцип прогрессирования воздействий (принцип динамичности). - student2.ru Например: с каждой неделей, со значи-

Принцип прогрессирования воздействий (принцип динамичности). - student2.ru Принцип прогрессирования воздействий (принцип динамичности). - student2.ru тельными интервалами между занятиями неделя

 
  Принцип прогрессирования воздействий (принцип динамичности). - student2.ru

Принцип прогрессирования воздействий (принцип динамичности). - student2.ru Принцип прогрессирования воздействий (принцип динамичности). - student2.ru - ступенчато-восходящая - рост нагрузок

Принцип прогрессирования воздействий (принцип динамичности). - student2.ru Принцип прогрессирования воздействий (принцип динамичности). - student2.ru Принцип прогрессирования воздействий (принцип динамичности). - student2.ru Принцип прогрессирования воздействий (принцип динамичности). - student2.ru чередуется с их стабилизацией на протяжении объём

Принцип прогрессирования воздействий (принцип динамичности). - student2.ru Принцип прогрессирования воздействий (принцип динамичности). - student2.ru нескольких занятий. В момент «скачка» - пере- интенсивность

Принцип прогрессирования воздействий (принцип динамичности). - student2.ru Принцип прогрессирования воздействий (принцип динамичности). - student2.ru Принцип прогрессирования воздействий (принцип динамичности). - student2.ru Принцип прогрессирования воздействий (принцип динамичности). - student2.ru Принцип прогрессирования воздействий (принцип динамичности). - student2.ru Принцип прогрессирования воздействий (принцип динамичности). - student2.ru Принцип прогрессирования воздействий (принцип динамичности). - student2.ru Принцип прогрессирования воздействий (принцип динамичности). - student2.ru ход с одной ступени на другую - нагрузки

Принцип прогрессирования воздействий (принцип динамичности). - student2.ru Принцип прогрессирования воздействий (принцип динамичности). - student2.ru возрастают более сильно, чем в прямолинейной

динамике. Позволяет осваивать большие неделя

нагрузки.

- волнообразно – восходящая – сочетание

Принцип прогрессирования воздействий (принцип динамичности). - student2.ru относительно постепенного повышения нагрузок

Принцип прогрессирования воздействий (принцип динамичности). - student2.ru с крутым нарастанием и последующим снижении- объём

ем. Затем эта «волна» повторяется вновь на более

Принцип прогрессирования воздействий (принцип динамичности). - student2.ru Принцип прогрессирования воздействий (принцип динамичности). - student2.ru Принцип прогрессирования воздействий (принцип динамичности). - student2.ru Принцип прогрессирования воздействий (принцип динамичности). - student2.ru Принцип прогрессирования воздействий (принцип динамичности). - student2.ru Принцип прогрессирования воздействий (принцип динамичности). - student2.ru Принцип прогрессирования воздействий (принцип динамичности). - student2.ru Принцип прогрессирования воздействий (принцип динамичности). - student2.ru Принцип прогрессирования воздействий (принцип динамичности). - student2.ru Принцип прогрессирования воздействий (принцип динамичности). - student2.ru Принцип прогрессирования воздействий (принцип динамичности). - student2.ru Принцип прогрессирования воздействий (принцип динамичности). - student2.ru высоком уровне. Эта форма позволяет, не нарушая интенсивность

Принцип прогрессирования воздействий (принцип динамичности). - student2.ru постепенности, доводить интенсивность и объём

нагрузки до значительных величин.

(Если заниматься физическими упражнениями достаточно длительное время – много лет, то динамика нагрузок неизбежно приобретает волнообразную форму. Прямолинейное и ступенчатое повышение нагрузок возможно в относительно небольшие периоды времени. Это объясняется, во-первых, периодическими колебаниями функционального состояния организма, которые выражаются естественными ритмами физиологических процессов и общим режимом жизни; во-вторых, закономерностями адаптационных процессов – перестройка организма как бы «отстаёт» от динамики нагрузок. Если неуклонно наращивать нагрузку, то раньше или позже произойдёт разрыв между возможностями организма и предъявляемыми ему требованиями – это приведёт к переутомлению, перетренированности. Поэтому целесообразно периодически снижать нагрузку, вводя волнообразные «перепады», которые служат своеобразной формой отдыха. В-третьих, противоречием между ростом объёма и ростом интенсивности нагрузок. Эти величины могут расти вместе лишь до определённого предела, после которого дальнейшее увеличение объёма нагрузки связано со снижением её интенсивности, и наоборот.)

В подготовке новичков используются преимущественно прямолинейно-восходящая и ступенчато-возрастающая схемы планирования нагрузки. Следует от­метить, что форсирование нагрузок, использование высокоинтенсив­ных упражнений без проведения предварительной тренировочной рабо­ты значительно повышает «цену» адаптации, что закономерно приводит к перенапряжению функциональных систем организма. Прямолинейная форма повышения нагрузок используется тогда, когда необходимо обеспечить постепенное втягивание в работу. Ступенчатая – когда необходимо резко стимулировать рост тренированности на базе предварительной работы.

Волнообразные колебания нагрузок являются как бы фоном, на который накладываются и прямолинейная, и ступенчатая динамика. Волнообразный характер регулирования физической нагрузки является универсальной формой, обеспечивающей ритмичное варьирование тренирующего воз­действия с целью профилактики переутомления индивида. Ударный ха­рактер регламентирования физических нагрузок целесообразен в подготовке квалифицированных спортсменов, хорошо адаптированных к объёмным и высокоинтенсивным нагрузкам.

Принцип цикличности

Определяет структурную упорядоченность учебно-воспитательного про­цесса. Его сущность раскрывается в композиционной повторяемости отдель­ных занятий и их серий. В практике принято различать микро-, мезо- и макроструктуру воспитательного процесса. Продолжительность микроцикла, как правило, не превышает семидневный режим двигательной активности индивида. Он является основной структурной единицей планирования учеб­но-воспитательного процесса. Его содержание предусматривает планирова­ние развивающих занятий целевой направленности и отдыха с учетом сово­купности факторов, отражающих закономерности адаптации организма к физической нагрузке и обеспечивающих выраженный кумулятивный эффект.

По мнению профессора Л.П. Матвеева, утвердившаяся современная система построения учебно-воспитательного процесса в виде микроцик­лов нарастающей интенсивности и циклически повторяющихся, пред­ставляет собой эмпирически определенную форму совершенствования фун­кциональных систем организма, отвечающих за адаптацию к физическим нагрузкам. Структура микроцикла вариативна и подвержена специфике физкультурно-спортивной деятельности, периода, этапа подготовки. Це­лесообразность использования того или иного варианта микроцикла обус­ловлена множеством факторов, в том числе преимущественной направ­ленностью тренировочного воздействия, оперативным и текущим состоянием индивида. Мезоциклы представляют собой совокупность пяти-шести микроциклов, которые формируют относительно законченные эле­менты структуры этапа подготовки и обеспечивают положительный сум­марный тренировочный эффект. Структура мезоцикла детерминирована, главным образом, целью этапа подготовки и логикой решения текущих педагогических задач. Поэтому параметры структуры мезоциклов, их виды весьма вариативны в зависимости от содержания этапа подготовки.

Содержание макроцикла предусматривает чередование нескольких ме­зоциклов на протяжении более продолжительных полугодичного, годич­ного и многолетнего циклов подготовки. Методологической основой тех­нологии управления в макроцикле являются объективные биологические закономерности долговременной адаптации индивида к физическим на­грузкам в процессе его эндогенного развития.

В подготовке спортсменов структура макроцикла предусматривает че­редование трех периодов: подготовительного, соревновательного и пере­ходного. Их выделение обусловлено созданием оптимальных условий для обеспечения последовательного приобретения состояния спортивной фор­мы (готовности к максимальному результату), ее реализации в соревнова­ниях и последующей утраты.

Принцип цикличности в практике реализуется в полной мере при со­блюдении следующих правил. Процесс физического воспитания и спортив­ной тренировки должен быть построен с использованием относительно завершенных и циклически повторяющихся структурных единиц (микро-, мезо-, макроциклов). Серии занятий должны обеспечивать оптимальное соотношение нагрузки и отдыха при достижении кумулятивного эффекта. Последовательность чередования мезо- и макроциклов в многолетнем учеб­но-воспитательном процессе должна обеспечивать неуклонное повышение спортивно-технического мастерства индивида.

4. Принцип возрастной адекватности педагогического воздействия

Реализуется в процессе целенаправленного регулирования меры воспита­тельного воздействия на различных этапах онтогенеза. Поскольку возрастная динамика развития физических способностей, совершенствования вегетатив­ных и моторных функций организма во многом определяет содержание учеб­но-воспитательного процесса, реализация рассматриваемого принципа пре­дусматривает постановку долгосрочных целей, подбор оптимальных средств и методов физического воспитания и спортивной тренировки в различные воз­растные периоды. Предикаты (свойства, функции) принципа возрастной адекватности предусматривают решение сложных методологических и техно­логических проблем. Наиболее актуальными являются определение возраст­ных периодов, благоприятных для начала спортивной деятельности и для спортивной специализации; уточнение содержания и преимущественной на­правленности базовой подготовки. К ним целесообразно отнести малоизу­ченные вопросы оптимального соотношения различных сторон подготовки в процессе многолетней тренировки. Технологические трудности реализации данного принципа обусловлены сложностью алгоритмизации многолетнего учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего преемственность целей, текущих педагогических задач, используемых средств и методов физического воспитания на каждом возрастном этапе. Игнорирование этих вопросов при разработке многолетних программ физического воспитания неизбежно при­водит к отклонениям физического развития индивида. Эффективность физи­ческого воспитания детей во многом обусловлена правильным подбором фи­зических нагрузок преимущественной направленности в период сенситивного развития организма, что, несомненно, обеспечивает благоприятные предпо­сылки для эффективного роста их спортивно-технического мастерства.

Характер занятий физическими упражнениями лиц среднего и пожи­лого возраста приобретает черты физической рекреации оздоровительной направленности. Таким образом, эффективная реализация принципа возрастной адекватности предусматривает решение следующих вопросов. Это определение стратегии и технологии преимущественной направленно­сти подготовки на отдельных этапах многолетних занятий, обеспечение гармонического развития физических способностей, совершенствования вегетативных и моторных функций организма в процессе онтогенеза, а также обеспечение постепенного увеличения физических нагрузок в соот­ветствии с индивидуальными возможностями на каждом возрастном этапе.

Каждый из принципов был рассмотрен отдельно только для удобства изложения. На самом же деле все они синтезированы в систему единого педагогического процесса и лишь отражают его отдельные стороны. Так, сознательность и активность обязательно предполагают доступность обуче­ния и развития физических способностей. Доступность и индивидуализа­ция обеспечивается наглядностью и систематичностью. Принцип система­тичности, в свою очередь, содействует постепенному повышению тренирующего воздействия. Учитывая сложность структуры унифициро­ванной системы принципов, можно утверждать, что ни один из них не может быть реализован в полной мере в отрыве от совокупности принци­пов. Успешность учебно-воспитательного процесса будет обеспечена лишь в том случае, если при принятии управленческих решений преподаватель (тренер) будет учитывать требования всех принципов.


Наши рекомендации