Схема процессов, происходящих в организме во время и в результате занятий физическими упражнениями
РПР ФАО | ТЭ | ||
исходное состояние УРВ РРО | БЭ |
рабочая фаза фаза восстановления фаза сверхвосстановления редукционная фаза
(компенсаторная) (суперкомпенсации) (реадаптация –
возвращение к и.уровню)
РПР – реализация потенциальной работоспособности
ФАО – функциональная активность организма
УРВ – уровень рабочих возможностей
РРО – рабочие ресурсы организма
БЭ - ближайший эффект занятия физическими упражнениями
ТЭ- трансформированный эффект занятия физическими упражнениями
Как видно из схемы, эти процессы неоднозначны и протекают по определённым фазам:
1) рабочая фаза – охватывает целиком отдельное занятие и включает физическую нагрузку. За время этой фазы происходит реализация потенциальной работоспособности организма (РПР) и изменение уровня рабочих возможностей (УРВ). В этой фазе отмечается повышенная функциональная активность органов и систем организма, осуществляющих работу (ФАО) и постепенное исчерпание рабочих ресурсов организма (например, источников энергии) (РРО). Такое состояние организма рассматривают как ближайший эффект от воздействия физической нагрузки.
2) фаза относительной стабилизации (восстановления)– происходит восстановление работоспособности, рабочих ресурсов (например, энергетических) и других функциональных показателей организма до уровня дорабочего состояния. Если проводить следующее занятие в этой фазе, то процессы стабилизации задержаться (остановятся).
3) фаза сверхвосстановления (суперкомпенсации) – характеризуется комплексом явлений, называемом «сверхвосстановление». Замечательное свойство живых систем состоит в том, что организм не просто возмещает рабочие траты, но и компенсирует их «с избытком», обретая дополнительные рабочие возможности. Это и составляет основу трансформированного (отставленного) эффектапроведённого занятия.
4) редукционная фаза– утрачивается трансформированный эффект, и возвращаются к исходному уровни рабочих возможностей и ресурсов, функциональная активность организма.
Главное положение принципа непрерывности процессов ФВ и спортивной подготовки – не допустимость перерывов, приводящих к утрате положительного эффекта занятий. Эффект каждого последующего занятия должен «наслаиваться» на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их.
В итоге эффект ряда занятий как бы суммируется – возникает кумулятивный эффектсистемы занятий, т.е. относительно стойкие адаптационные перестройки функционального и структурного характера, которые составляют основу физической подготовленности, тренированности и стабильных двигательных навыков (кумуляция– скопление, накопление, суммирование).
Таким образом, интервал отдыха между занятиями должен заканчиваться раньше, чем наступит редукционная фаза.
В зависимости от того, в какой стадии отдыха будут выполняться нагрузки, выделяют четыре основных варианта построения занятия физическими упражнениями:
Первый вариантиспользуется при двух-трехразовых занятиях в день и предусматривает выполнение тренировочной работы в фазе недовосстановления (жёсткий, неполный отдых). Смысл такой суммации – предъявить организму особо объёмные нагрузки, вызвать существенные приспособительные перестройки и получить в итоге значительный подъём работоспособности во время последующей относительной разгрузки. Чаще он применяется в спортивной тренировке и наиболее целесообразен при развитии выносливости.
Второй вариантпредполагает проведение последующего занятия в период полного восстановления работоспособности организма занимающихся (ординарный отдых) к началу следующего занятия и поддержание определенного уровня физической работоспособности, что позволяет проводить занятия более часто, но с ограниченным объёмом нагрузки.
В третьем вариантепредусматривается использование суперкомпенсаторного отдыха, обеспечивающего выполнение последующей нагрузки в стадии повышенной работоспособности, т.е последующее занятие проходит на фоне повышенной работоспособности как отставленного эффекта предыдущего занятия.
В этих схемах дан упрощённый график процессов утомления и восстановления работоспособности при однотипных занятиях. В практике ФВ и спортивной подготовки занятия часто чередуются по содержанию, объёму и интенсивности нагрузки. Поэтому реальное чередование нагрузки и отдыха является весьма сложным и зависит от многих факторов (от задач и направленности конкретного этапа подготовки, состояния здоровья, уровня физической подготовленности, возраста и пола, общего режима жизни занимающихся).
Четвертый вариантпредусматривает проведение последующего занятия через длительный интервал отдыха, когда структурные следы предыдущего занятия почти утрачены. Данная форма организации занятия используется преимущественно в сфере активного досуга (физической рекреации), поскольку обеспечивает устойчивый рекреативно-оздоровительный эффект. Отмеченные варианты чередования работы и отдыха имеют место как в одном занятии, так и в системе занятий.
При реализации принципа непрерывности важное значение принимает объективная информация о состоянии занимающихся. Она является ключевым аспектом в принятии управленческих решений, регламентирующих величину физической нагрузки, а также меру и качество отдыха. Каждое тренировочное задание и величина последующего отдыха должны быть связаны воедино по следующей схеме: предполагаемая мера физической нагрузки срочный (в системе занятий - кумулятивный) тренировочный эффект величина и качество отдыха, которые бы обеспечили развертывание компенсаторных перестроек в организме занимающихся.
Реализация принципа непрерывности предполагает ярко выраженный момент повторяемости: повторяются отдельные упражнения, их последовательность в занятии, сами занятия и их последовательность и т.д. Без многократных повторений невозможно ни сформировать ДУиН, ни развить двигательные способности.
Но если ограничиваться только повторением (стереотипным воспроизведением) упражнений и занятий, то рано или поздно это приведёт к приостановке развития, т.к. организм адаптируется к воздействию многократно повторяющейся нагрузке. Поэтому в процессе ФВ и спортивной подготовки рекомендуется использовать вариативность, т.е. широкое видоизменение упражнений и условий их выполнения, форм и содержания занятий.
Вариативность и повторяемость – это противоположности, которые необходимо рационально сочетать при построении системы занятий физическими упражнениями.
Реализация принципа непрерывности предусматривает выполнение определенных правил:
1) необходимо обеспечивать регулярность занятий, не допуская неоправданных перерывов;
2) при планировании упражнений в занятии следует учитывать ближайшее последействие различных по характеру нагрузок. Экспериментально доказано, что нагрузки скоростного характера создают благоприятный физиологический фон для нагрузок для развития выносливости. А нагрузки на выносливость создают в течение нескольких часов фон, неблагоприятный для развития скоростных способностей. При этом скоростные нагрузки хорошо сочетаются с нагрузками силового характера, а последние также создают фон, благоприятный для скоростных нагрузок. Поэтому целесообразна следующая последовательность нагрузок:
- силовые – скоростные – на выносливость
- скоростные – силовые - на выносливость;
3) важно заблаговременно устанавливать последовательность упражнений в одном занятии и в системе занятий.
Учесть всю совокупность факторов, влияющих на выбор оптимальной последовательности функциональных нагрузок достаточно сложно. И пока эта проблема решена не во всех деталях.