Глава 1. теоретическое обоснование проблемы

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………

1.1. Сущность понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание»…8

1.2. Особенности формирования патриотического воспитания в начальном классе………………………………………………..…13

1.3. Способы формирования патриотического воспитания на уроках истории в начальной школе…………………………………….…

1.4. Роль уроков истории в формировании патриотического воспитания младших школьников …………………………………………….….25

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………..

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ИСТОИИ

В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

2.1. Констатирующий эксперимент………………………………………

2.2. Программа формирующего эксперимента…..………………………..

2.3. Контрольный эксперимент…………………….………………………

ВЫВОДЫ……………………………….………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………………………………………..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. В связи с этим, большое внимание уделяется патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России.

Важность патриотического воспитания на уроках истории объясняется тем, что нравственные постулаты здесь закрепляются путем глубокого и яркого эмоционального воздействия на учащихся. Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе — это воспитание такого гражданина общества, который любит свою Родину, уважает государство и его законы, уважительно относится к народам, населяющим Россию, стремиться работать на его благо, для процветания Отчизны, гордится достижениями страны и своего народа.

Как отмечал Б.М. Лихачев, «любить свою родину, свое Отечество - это значит гордиться тем, что достигнуто народом в создании материальных и духовных ценностей. В школе надо знакомить детей с тем, чем могут гордиться и русский народ, и другие народы и в прошлом, и в настоящем, и в области культуры науки искусства». Поэтому необходимо постепенно накапливать знания о достопримечательностях, о знаменитых людях, внесших вклад в становление музыкальной культуры, о музыкальных ценностях, которые составляют основу музыкального искусства,

о народах, населяющих страну.

Актуальностьнашего исследованияв том, что патриотическое воспитание подрастающего поколения – залог стабильного развития страны в будущем.

Проблема: какова роль уроков истории в начальных классах в формировании патриотического воспитания.

Тема: «Роль уроков истории в начальных классах в формировании патриотического воспитания».

Цель- выявить роль уроков истории в начальном классе в формировании патриотического воспитания.

Объект –процесс формирования патриотического воспитания на уроках.

Предметомисследования служат уроки истории в начальных классах в формировании патриотического воспитания.

Гипотеза:мы предполагаем, что формирование патриотического воспитания будут способствовать уроки истории в начальном классе:

- использовать игровые формы и методы работы.

- систематически вести плановую работу по формированию патриотического воспитания.

- использовать материал, основанный на местном, региональном компоненте.

Исходя из проблемы, цели, объекта¸ предмета и гипотезы исследования в работе были поставлены следующие задачи:

1) проанализировать и систематизировать научную, специальную психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования;

2) раскрыть сущность понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание», «уроки истории»;

3) выявить особенности формирования патриотического воспитания в начальном классе;

4) рассмотреть способы формирования патриотического воспитания на уроках истории;

5) определить роль уроков истории в начальном классе

в формировании патриотического воспитания;

6) провести опытно-экспериментальную работу по выявлению формирования патриотического воспитания на уроках истории

в начальных классах;

7) разработать методические рекомендации для учителей начальной школы;

В работе были использованы следующие методы: наблюдение, анкетирование, самооценка.

Методологической основой нашего исследования прослужил труды ученых: Галькевич Г. В., Кудрявцев Л.Д., Левашов В.К., Гаврилюк В.В.,Жаде З.А., Леонтьев А.А.

Выполнение работы осуществлялось по следующим этапам:

I этап. Сбор информационного материала и составление плана

работы.

II этап. Определение проблемы, разработка инструментария.

III этап. Выполнение теоретической части.

IV этап. Отбор методик для осуществления констатирующего

эксперимент.

V этап. Разработка программы формирующего эксперимента.

VI этап. Оформление результатов исследования.

VII этап. Письменное оформление работы, подготовка к защите.

Теоретическая значимостьзаключается в том, что нами была проанализирована и систематизирована научная, специальная, психолого – педагогическая литература по проблеме исследования, раскрыта сущность понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание», «уроки истории», выявлены особенности формирования патриотического воспитания в начальном классе, рассмотрены способы формирования патриотического воспитания на уроках истории в начальной школе, определена роль уроков истории в начальном классе в формировании патриотического воспитания.

Практическая значимостьисследования заключается в том, что нами проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению роли уроков истории в начальных классах в формировании патриотического воспитания, разработаны методические рекомендации для студентов, которые можно использовать при прохождении педагогической практики.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения.

ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ВЫВОДЫ

В теоретической части дипломной работы уточнены содержание понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание», уточнены психологические и физиологические особенности школьников, также изучены условия патриотического воспитания в начальной школе.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что особенности учебной деятельности младшего школьного возраста является то, что младшие школьники с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Им хочется научиться читать правильно и красиво писать.

В одном мероприятии невозможно целиком охватить всю историю и традиции. Но рассказать о наиболее ценных, ярких и заметных во всем мире явлениях и событиях, признанных типичными только для России, можно и должно. И если ребенок с детства будет бережно относится к своим, национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны.

Таким образом, уроки истории занимают основополагающее место в осуществлении нравственного и патриотического воспитания школьников, где гражданско-патриотическое воспитание осуществляется на основе объективного изучения исторического прошлого. А среди приемов, способствующих воспитанию нравственности и патриотизма, можно отметить следующие: методы убеждения, методы организации деятельности учащихся, возрастно-оценочные методы, диалоговая и групповая формы работы, нестандартные формы начала урока, применение фотографий родной природы или портретов героев нашего Отечества.

ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ

ИСТОРИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Констатирующий эксперимент

В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. В связи с этим, большое внимание уделяется патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, своему народу и народам России.

Исследования проходили на базе МОБУ НОШ д. Кириллово Уфимского района Республики Башкортостан, среди учащихся 4 класса в возрасте от 9 до 11 лет и 3 учителя школы. Всего в исследовании приняли участие 25 учащихся.

Методами исследования были выбраны следующие: наблюдение, анкетирование, самооценка.

Первый метод исследования - наблюдение.

Цель: оценка использования патриотического воспитания на уроках истории.

Содержание и описание наблюдения дается в приложении 1.

Результаты наблюдения отображены на рис.1.

глава 1. теоретическое обоснование проблемы - student2.ru

Рис.1. Использование патриотического воспитания на уроках истории.

Таким образом, проанализировав результаты наблюдения, мы выявили, что все учителя начальных классов используют элементы патриотического воспитания на уроках истории, но не в достаточном уровне: 1 учитель - 50%,

2 учитель - 70%, 3 учитель - 80%. Учителя, которые используют элементы патриотического воспитания на уроках истории, ориентируются на духовное развитие ребенка; формирование патриотизма ориентировано в равной степени, как на общечеловеческие, так и на национальные ценности; учителя учитывали возрастные и индивидуальные особенности учеников. В своих уроках для формирования патриотизма они использовали такие методы, как рассказ о героях ВОВ, показ патриотических картин, чтение стихотворений учащимися. Форма уроков не повторялась, что позволяло учащимся запомнить много материала, учителями были проведены такие уроки, как проблемный урок, урок-характерис­тика, урок-размышление, дискуссия, семинар и др.

Второй метод исследования - анкетирование.

Цель:определить уровень осознания понятия патриотизма и отношение

к нему со стороны воспитанников.

Содержание и описание анкетирования дается в приложении 2.

Результаты анкетирования отображены на рис. 2.

глава 1. теоретическое обоснование проблемы - student2.ru

Рис. 2. Уровень патриотического воспитания учащихся.

Таким образом, обработав результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что высокий уровень патриотического воспитания имеет 31% учащихся (8 чел.), уровень патриотического воспитания выше среднего у 35% учащихся (10 чел.), средний уровень патриотического воспитания у 19% учащихся (4 чел.), низкий уровень патриотического воспитания у 15% учащихся (3 чел.).

Третий метод исследования - самооценка.

Цель: определить уровень осознания понятия патриотизма и отношения к нему со стороны учащихся.

Содержание методики дается в приложении 3.

Результаты самооценки отображены на рис. 3.

глава 1. теоретическое обоснование проблемы - student2.ru

Рис. 3. Уровень осознания понятия патриотизма и отношения к нему со стороны учащихся.

Таким образом, проанализировав результаты метода самооценки, а именно чтение и оценивание сочинений на тему «Патриотизм и как я его понимаю», мы выявили, что 23% учащихся имеют высокий уровень осознания понятия патриотизма и полное понимание школьником сущности ведущих признаков тех или иных сторон патриотизма, положительное личное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают, умение и привычка действовать в реальной жизни в соответствии с усвоенными требованиями; 31% учащихся имеют уровень выше среднего, у этих учащихся правильное понимание сути патриотизма, отношение к соответствующим обязанностям хотя и активное, но неустойчивое; 30% учащихся имеют средний уровень, у этих учеников неглубокое, частичное понимание сущности соответствующих признаков, неустойчивое (иногда положительное, а в некоторых случаях – пассивное) отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают; и 16% учащихся имеют низкий уровень, ученики не понимают сущности важнейших сторон патриотизма и имеют отрицательное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают.

Таким образом, в ходе проведенного исследования мы пришли к выводу, что использование патриотического воспитания на уроках истории имеют положительный результат. В результате наблюдения мы выявили, что учителя в недостаточном уровне используют элементы патриотического воспитания на уроках истории. Ориентируются на духовное развитие ребенка; формирование патриотизма ориентировано в равной степени, как на общечеловеческие, так и на национальные ценности; учителя учитывали возрастные и индивидуальные особенности учеников. Из результатов анализа анкетирования следует, что уровень патриотического воспитания в 4 классе очень высок, об этом свидетельствуют результаты проведенной методики. Проанализировав результаты самооценки, мы выяснили, что почти все учащиеся класса понимают, что такое «патриотизм», имеют положительное личное отношение к тем обязанностям, которые из него вытекает, умение и привычка действовать в реальной жизни в соответствии с усвоенными требованиями.

Контрольный эксперимент

Важность патриотического воспитания на уроках истории объясняется тем, что нравственные постулаты здесь закрепляются путем глубокого и яркого эмоционального воздействия на учащихся. Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе — это воспитание такого гражданина общества, который любит свою Родину, уважает государство и его законы, уважительно относится к народам, населяющим Россию, стремиться работать на его благо, для процветания Отчизны, гордится достижениями страны и своего народа.

Чтобы определить эффективность проделанной нами работы и получить объективные данные о результативности, мы провели контрольный эксперимент. В эксперименте участвовали ученики МОБУ НОШ д. Кириллово Уфимского района.

На основе разработанных планов-конспектов уроков нами была реализована программа по формированию патриотического воспитания на уроках истории у младших школьников.

Методами исследования повторно были выбраны: наблюдение, анкетирование, самооценка.

Первый повторный метод исследования - наблюдение.

Цель: оценка использования патриотического воспитания на уроках истории.

Содержание и описание наблюдения дается в приложении 1.

Результаты наблюдения отображены на рис. 4.

глава 1. теоретическое обоснование проблемы - student2.ru

Рис.4. Использование патриотического воспитания на уроках истории (%).

Таким образом, после повторного наблюдения мы выявили, что показатели использования патриотического воспитания у учителей начальных классов выросло. В начале эксперимента у первого учителя было 50%, стало – 70%, у второго учителя было 70%, стало – 85%, у третьего учителя было 80%, стало - 95%. Формирование патриотизма ориентировано в равной степени, как на общечеловеческие, так и на национальные ценности; учителя учитывали возрастные и индивидуальные особенности учеников. В своих уроках для формирования патриотизма они использовали такие методы, как рассказ о героях ВОВ, показ патриотических картин, чтение стихотворений учащимися.

Вторым повторным методом исследования выбрали - анкетирование.

Цель:определить уровень осознания понятия патриотизма и отношение

к нему со стороны воспитанников.

Содержание и описание анкетирования дается в приложении 2. Результаты анкетирования отображены на рис. 5.

глава 1. теоретическое обоснование проблемы - student2.ru

Рис.5. Уровень патриотического воспитания учащихся.

Таким образом, повторное анкетирование показало, что уровень патриотического воспитания учащихся на уроках истории таковы: высокий уровень знаний у учащихся до эксперимента было - 31% и после – 50%, выше среднего запас знаний в начале – 35% и после – 30%, средний уровень запаса знаний, при работе до – 19%, после – 10%, низкий уровень знаний до – 15%, после стало – 5%.

Третий повторный метод исследования - самооценка.

Цель: определить уровень осознания понятия патриотизма и отношения к нему со стороны учащихся.

Содержание методики дается в приложении 3.

Результаты самооценки отображены на рис. 6.

глава 1. теоретическое обоснование проблемы - student2.ru

Рис. 6. Уровень осознания понятия патриотизма и отношения к нему со стороны учащихся

Таким образом, результаты повторного метода самооценки, а именно чтение и оценивание сочинений на тему «Патриотизм и как я его понимаю», мы выявили, что уровень осознания понятия патриотизма увеличился. Из рис. 6. мы видим, что в начале эксперимента высокий уровень имели только 23% учащихся, а в конце 45%. Выше среднего в начале было 31%, а в конце 25%, средний уровень имели в начале 30%, а в конце 20%, низкий уровень имели в начале 15 %, а в конце эксперимента 10%.

Таким образом, применение программы на уроках истории повысило уровень формирования патриотического воспитания у младших школьников. Ученики стали активнее и с уверенностью отвечают на вопросы без всяких затруднений. К каждому уроку готовились хорошо. Уроки истории стали интересными и занимательными.

ВЫВОДЫ

В ходе практической части исследования была подтверждена гипотеза, выдвинутая в начале дипломной работы. Сравнение результатов диагностирующего и контрольного этапов показало, что работа, направленная на формирование познавательных интересов младших школьников была эффективной. У 70% учащихся повысился интерес к познаванию истории, к чтению. Учащиеся стремятся читать не только школьные учебники истории, но и стараются добывать знания через интернет ресурсы. У учащихся более не вызывает испуг большие по объему произведения, они могут самостоятельно ориентироваться в доступном им круге книг.

Проведенная работа, способствовала повышению знаний, умений и навыков в области организации домашнего задания. Родители понимают значение истории, их воспитательные и познавательные возможности. Они стремятся заинтересовать детей чтением исторических книг, создать условия для комфортного занятия добывания знаний, обсуждают изученное вместе с детьми.

Успех развития читательского интереса у детей зависит от проделанной работы учителя. Детям требуется «читающая» среда, историческое окружение. Только на этой основе возникает желание изучать, перерастающее в духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье, поэтому школа помочь родителям в формировании гармонично развитой личности ребенка, повысить уровень знаний, умений и навыков родителей в области воспитания детей и, в частности, просветить родителей, как правильно организовать семейное чтение истории.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В исследовании на тему «Роль уроков истории в формировании патриотизма у детей младшего школьного возраста» были рассмотрены теоретические основы школьного предмета истории и разработаны план- конспекты уроков истории, которые способствуют формированию интереса к предмету и чтению.

Педагоги всерьез озабочены проблемой формирования патриотизма у детей младшего школьного возраста. Многие родители не знают, что читают их дети и не интересуются , какой историей они увлекаются. Родители в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды.

При таком положении школа, а не сам ребенок, определяет необходимость чтения и его репертуар. Ученик идет в библиотеку, чтобы выполнить задания учителя. Общение с историческими книгами дома или в библиотеке он воспринимает как продолжение урока за рамками класса. Это так называемое «изучающее чтение истории» по мотивации – вынужденное чтение. Принудительное изучение истории отрицательно сказывается на его качестве. Отсюда спрос на книги с готовыми домашними заданиями и сочинениями, на свернутую энциклопедическую информацию, на скачивание рефератов из компьютера. Если мотив идет не от личности школьника, то результат изучения истории не касается. А между тем привитие детям интереса к изучению истории на 90% зависит от родителей.

Формирование патриотического воспитания младших школьников так же осуществляется на уроках истории. Совершенствование преподавания истории в школе предполагает усилие нравственного, эстетического и эмоционального воздействия изучения истории на школьника, определение системных связей школьного курса истории на разных этапах исторического образования, воспитание самосознания и самостоятельности, развитие читательского восприятия и интереса к истории и изучению культуры, развитие воображения и чувства прекрасного, формирование творческого похода к истории.

Развитие патриотического воспитания – одна из важнейших задач школы. Патриотическое воспитание школьников убеждают в возрастающей значимости влияния семьи, дома на развитие личности ученика. Налицо и позитивные , и негативные тенденции. Поэтому многие учителя озабочены преодолением разрыва между изучением истории под руководством преподавателя и самостоятельным изучением ученика.

Влияние на изучение сверстников значительно сильнее и авторитетнее, чем влияние взрослых. Здесь действуют другие психологические механизмы. Никакая законодательная, финансовая база, никакие нормативные документы, никакие центры не сделают того, что может сделать молодежь в пропаганде изучения истории среди сверстников.

Организация конкурсов, публикация читательских отзывов о книгах истории, организация диспутов и обсуждение исторических книг в молодежной среде при умелом руководстве взрослых способны сдвинуть проблему детского формирования личности с мертвой точки.

Приложение 1

Анкетирование

Цель: определить уровень осознания понятия патриотизма и отношение к нему со стороны воспитанников.

Ход эксперимента: предлагается написать сочинение на тему: «Пат­риотизм и как я его понимаю».

Обработка данных: ответы анализируются по следующим сторонам патриотизма:

· любовь к Родине;

· осознание трудностей в обществе;

· готовность к самоотдаче;

· патриотизм как источник трудовых и ратных подвигов;

· чувство национальной гордости;

· интернациональный характер русского патриотизма.

Каждый из перечисленных показателей может быть оценен в 1, 2, 3 или 4 балла в соответствии со шкалой.

1. балл - низкий уровень, непонимание сущности важнейших сторон патриотизма или отрицательное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают.

2. балла - средний уровень: неглубокое, частичное понимание сущности соответствующих признаков, неустойчивое, пассивное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают.

3. балла - правильное понимание сути патриотизма, отношение к соответствующим обязанностям хотя и активное, но неустойчивое.

4. балла - высокий уровень, полное понимание сущности ведущих при­знаков тех или иных сторон патриотизма.

Приложение 2

Наблюдение

План наблюдения

Цель: оценка использования патриотического воспитания на уроках истории.

1. Читают ли исторические книги.

2. Читают ли исторические книги с интересом.

3. Понимают ли прочитанное.

4. Смогут ли пересказать прочитанное.

5. Смогут ли ответить на вопросы прочитанного.

Приложение 3

Самооценка

Цель: определить уровень осознания понятия патриотизма и отношения к нему со стороны учащихся.

Учащимся предлагается написать сочинение на тему: «Патриотизм и как я его понимаю».

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………

1.1. Сущность понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание»…8

1.2. Особенности формирования патриотического воспитания в начальном классе………………………………………………..…13

1.3. Способы формирования патриотического воспитания на уроках истории в начальной школе…………………………………….…

1.4. Роль уроков истории в формировании патриотического воспитания младших школьников …………………………………………….….25

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………..

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ИСТОИИ

В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

2.1. Констатирующий эксперимент………………………………………

2.2. Программа формирующего эксперимента…..………………………..

2.3. Контрольный эксперимент…………………….………………………

ВЫВОДЫ……………………………….………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………………………………………..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. В связи с этим, большое внимание уделяется патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России.

Важность патриотического воспитания на уроках истории объясняется тем, что нравственные постулаты здесь закрепляются путем глубокого и яркого эмоционального воздействия на учащихся. Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе — это воспитание такого гражданина общества, который любит свою Родину, уважает государство и его законы, уважительно относится к народам, населяющим Россию, стремиться работать на его благо, для процветания Отчизны, гордится достижениями страны и своего народа.

Как отмечал Б.М. Лихачев, «любить свою родину, свое Отечество - это значит гордиться тем, что достигнуто народом в создании материальных и духовных ценностей. В школе надо знакомить детей с тем, чем могут гордиться и русский народ, и другие народы и в прошлом, и в настоящем, и в области культуры науки искусства». Поэтому необходимо постепенно накапливать знания о достопримечательностях, о знаменитых людях, внесших вклад в становление музыкальной культуры, о музыкальных ценностях, которые составляют основу музыкального искусства,

о народах, населяющих страну.

Актуальностьнашего исследованияв том, что патриотическое воспитание подрастающего поколения – залог стабильного развития страны в будущем.

Проблема: какова роль уроков истории в начальных классах в формировании патриотического воспитания.

Тема: «Роль уроков истории в начальных классах в формировании патриотического воспитания».

Цель- выявить роль уроков истории в начальном классе в формировании патриотического воспитания.

Объект –процесс формирования патриотического воспитания на уроках.

Предметомисследования служат уроки истории в начальных классах в формировании патриотического воспитания.

Гипотеза:мы предполагаем, что формирование патриотического воспитания будут способствовать уроки истории в начальном классе:

- использовать игровые формы и методы работы.

- систематически вести плановую работу по формированию патриотического воспитания.

- использовать материал, основанный на местном, региональном компоненте.

Исходя из проблемы, цели, объекта¸ предмета и гипотезы исследования в работе были поставлены следующие задачи:

1) проанализировать и систематизировать научную, специальную психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования;

2) раскрыть сущность понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание», «уроки истории»;

3) выявить особенности формирования патриотического воспитания в начальном классе;

4) рассмотреть способы формирования патриотического воспитания на уроках истории;

5) определить роль уроков истории в начальном классе

в формировании патриотического воспитания;

6) провести опытно-экспериментальную работу по выявлению формирования патриотического воспитания на уроках истории

в начальных классах;

7) разработать методические рекомендации для учителей начальной школы;

В работе были использованы следующие методы: наблюдение, анкетирование, самооценка.

Методологической основой нашего исследования прослужил труды ученых: Галькевич Г. В., Кудрявцев Л.Д., Левашов В.К., Гаврилюк В.В.,Жаде З.А., Леонтьев А.А.

Выполнение работы осуществлялось по следующим этапам:

I этап. Сбор информационного материала и составление плана

работы.

II этап. Определение проблемы, разработка инструментария.

III этап. Выполнение теоретической части.

IV этап. Отбор методик для осуществления констатирующего

эксперимент.

V этап. Разработка программы формирующего эксперимента.

VI этап. Оформление результатов исследования.

VII этап. Письменное оформление работы, подготовка к защите.

Теоретическая значимостьзаключается в том, что нами была проанализирована и систематизирована научная, специальная, психолого – педагогическая литература по проблеме исследования, раскрыта сущность понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание», «уроки истории», выявлены особенности формирования патриотического воспитания в начальном классе, рассмотрены способы формирования патриотического воспитания на уроках истории в начальной школе, определена роль уроков истории в начальном классе в формировании патриотического воспитания.

Практическая значимостьисследования заключается в том, что нами проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению роли уроков истории в начальных классах в формировании патриотического воспитания, разработаны методические рекомендации для студентов, которые можно использовать при прохождении педагогической практики.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Наши рекомендации