Глава 1. теоретическое обоснование проблемы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………
1.1. Сущность понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание»…8
1.2. Особенности формирования патриотического воспитания в начальном классе………………………………………………..…13
1.3. Способы формирования патриотического воспитания на уроках истории в начальной школе…………………………………….…
1.4. Роль уроков истории в формировании патриотического воспитания младших школьников …………………………………………….….25
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………..
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ИСТОИИ
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
2.1. Констатирующий эксперимент………………………………………
2.2. Программа формирующего эксперимента…..………………………..
2.3. Контрольный эксперимент…………………….………………………
ВЫВОДЫ……………………………….………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. В связи с этим, большое внимание уделяется патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России.
Важность патриотического воспитания на уроках истории объясняется тем, что нравственные постулаты здесь закрепляются путем глубокого и яркого эмоционального воздействия на учащихся. Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе — это воспитание такого гражданина общества, который любит свою Родину, уважает государство и его законы, уважительно относится к народам, населяющим Россию, стремиться работать на его благо, для процветания Отчизны, гордится достижениями страны и своего народа.
Как отмечал Б.М. Лихачев, «любить свою родину, свое Отечество - это значит гордиться тем, что достигнуто народом в создании материальных и духовных ценностей. В школе надо знакомить детей с тем, чем могут гордиться и русский народ, и другие народы и в прошлом, и в настоящем, и в области культуры науки искусства». Поэтому необходимо постепенно накапливать знания о достопримечательностях, о знаменитых людях, внесших вклад в становление музыкальной культуры, о музыкальных ценностях, которые составляют основу музыкального искусства,
о народах, населяющих страну.
Актуальностьнашего исследованияв том, что патриотическое воспитание подрастающего поколения – залог стабильного развития страны в будущем.
Проблема: какова роль уроков истории в начальных классах в формировании патриотического воспитания.
Тема: «Роль уроков истории в начальных классах в формировании патриотического воспитания».
Цель- выявить роль уроков истории в начальном классе в формировании патриотического воспитания.
Объект –процесс формирования патриотического воспитания на уроках.
Предметомисследования служат уроки истории в начальных классах в формировании патриотического воспитания.
Гипотеза:мы предполагаем, что формирование патриотического воспитания будут способствовать уроки истории в начальном классе:
- использовать игровые формы и методы работы.
- систематически вести плановую работу по формированию патриотического воспитания.
- использовать материал, основанный на местном, региональном компоненте.
Исходя из проблемы, цели, объекта¸ предмета и гипотезы исследования в работе были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать и систематизировать научную, специальную психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) раскрыть сущность понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание», «уроки истории»;
3) выявить особенности формирования патриотического воспитания в начальном классе;
4) рассмотреть способы формирования патриотического воспитания на уроках истории;
5) определить роль уроков истории в начальном классе
в формировании патриотического воспитания;
6) провести опытно-экспериментальную работу по выявлению формирования патриотического воспитания на уроках истории
в начальных классах;
7) разработать методические рекомендации для учителей начальной школы;
В работе были использованы следующие методы: наблюдение, анкетирование, самооценка.
Методологической основой нашего исследования прослужил труды ученых: Галькевич Г. В., Кудрявцев Л.Д., Левашов В.К., Гаврилюк В.В.,Жаде З.А., Леонтьев А.А.
Выполнение работы осуществлялось по следующим этапам:
I этап. Сбор информационного материала и составление плана
работы.
II этап. Определение проблемы, разработка инструментария.
III этап. Выполнение теоретической части.
IV этап. Отбор методик для осуществления констатирующего
эксперимент.
V этап. Разработка программы формирующего эксперимента.
VI этап. Оформление результатов исследования.
VII этап. Письменное оформление работы, подготовка к защите.
Теоретическая значимостьзаключается в том, что нами была проанализирована и систематизирована научная, специальная, психолого – педагогическая литература по проблеме исследования, раскрыта сущность понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание», «уроки истории», выявлены особенности формирования патриотического воспитания в начальном классе, рассмотрены способы формирования патриотического воспитания на уроках истории в начальной школе, определена роль уроков истории в начальном классе в формировании патриотического воспитания.
Практическая значимостьисследования заключается в том, что нами проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению роли уроков истории в начальных классах в формировании патриотического воспитания, разработаны методические рекомендации для студентов, которые можно использовать при прохождении педагогической практики.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения.
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ВЫВОДЫ
В теоретической части дипломной работы уточнены содержание понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание», уточнены психологические и физиологические особенности школьников, также изучены условия патриотического воспитания в начальной школе.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что особенности учебной деятельности младшего школьного возраста является то, что младшие школьники с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Им хочется научиться читать правильно и красиво писать.
В одном мероприятии невозможно целиком охватить всю историю и традиции. Но рассказать о наиболее ценных, ярких и заметных во всем мире явлениях и событиях, признанных типичными только для России, можно и должно. И если ребенок с детства будет бережно относится к своим, национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны.
Таким образом, уроки истории занимают основополагающее место в осуществлении нравственного и патриотического воспитания школьников, где гражданско-патриотическое воспитание осуществляется на основе объективного изучения исторического прошлого. А среди приемов, способствующих воспитанию нравственности и патриотизма, можно отметить следующие: методы убеждения, методы организации деятельности учащихся, возрастно-оценочные методы, диалоговая и групповая формы работы, нестандартные формы начала урока, применение фотографий родной природы или портретов героев нашего Отечества.
ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ
ИСТОРИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Констатирующий эксперимент
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. В связи с этим, большое внимание уделяется патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, своему народу и народам России.
Исследования проходили на базе МОБУ НОШ д. Кириллово Уфимского района Республики Башкортостан, среди учащихся 4 класса в возрасте от 9 до 11 лет и 3 учителя школы. Всего в исследовании приняли участие 25 учащихся.
Методами исследования были выбраны следующие: наблюдение, анкетирование, самооценка.
Первый метод исследования - наблюдение.
Цель: оценка использования патриотического воспитания на уроках истории.
Содержание и описание наблюдения дается в приложении 1.
Результаты наблюдения отображены на рис.1.
Рис.1. Использование патриотического воспитания на уроках истории.
Таким образом, проанализировав результаты наблюдения, мы выявили, что все учителя начальных классов используют элементы патриотического воспитания на уроках истории, но не в достаточном уровне: 1 учитель - 50%,
2 учитель - 70%, 3 учитель - 80%. Учителя, которые используют элементы патриотического воспитания на уроках истории, ориентируются на духовное развитие ребенка; формирование патриотизма ориентировано в равной степени, как на общечеловеческие, так и на национальные ценности; учителя учитывали возрастные и индивидуальные особенности учеников. В своих уроках для формирования патриотизма они использовали такие методы, как рассказ о героях ВОВ, показ патриотических картин, чтение стихотворений учащимися. Форма уроков не повторялась, что позволяло учащимся запомнить много материала, учителями были проведены такие уроки, как проблемный урок, урок-характеристика, урок-размышление, дискуссия, семинар и др.
Второй метод исследования - анкетирование.
Цель:определить уровень осознания понятия патриотизма и отношение
к нему со стороны воспитанников.
Содержание и описание анкетирования дается в приложении 2.
Результаты анкетирования отображены на рис. 2.
Рис. 2. Уровень патриотического воспитания учащихся.
Таким образом, обработав результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что высокий уровень патриотического воспитания имеет 31% учащихся (8 чел.), уровень патриотического воспитания выше среднего у 35% учащихся (10 чел.), средний уровень патриотического воспитания у 19% учащихся (4 чел.), низкий уровень патриотического воспитания у 15% учащихся (3 чел.).
Третий метод исследования - самооценка.
Цель: определить уровень осознания понятия патриотизма и отношения к нему со стороны учащихся.
Содержание методики дается в приложении 3.
Результаты самооценки отображены на рис. 3.
Рис. 3. Уровень осознания понятия патриотизма и отношения к нему со стороны учащихся.
Таким образом, проанализировав результаты метода самооценки, а именно чтение и оценивание сочинений на тему «Патриотизм и как я его понимаю», мы выявили, что 23% учащихся имеют высокий уровень осознания понятия патриотизма и полное понимание школьником сущности ведущих признаков тех или иных сторон патриотизма, положительное личное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают, умение и привычка действовать в реальной жизни в соответствии с усвоенными требованиями; 31% учащихся имеют уровень выше среднего, у этих учащихся правильное понимание сути патриотизма, отношение к соответствующим обязанностям хотя и активное, но неустойчивое; 30% учащихся имеют средний уровень, у этих учеников неглубокое, частичное понимание сущности соответствующих признаков, неустойчивое (иногда положительное, а в некоторых случаях – пассивное) отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают; и 16% учащихся имеют низкий уровень, ученики не понимают сущности важнейших сторон патриотизма и имеют отрицательное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают.
Таким образом, в ходе проведенного исследования мы пришли к выводу, что использование патриотического воспитания на уроках истории имеют положительный результат. В результате наблюдения мы выявили, что учителя в недостаточном уровне используют элементы патриотического воспитания на уроках истории. Ориентируются на духовное развитие ребенка; формирование патриотизма ориентировано в равной степени, как на общечеловеческие, так и на национальные ценности; учителя учитывали возрастные и индивидуальные особенности учеников. Из результатов анализа анкетирования следует, что уровень патриотического воспитания в 4 классе очень высок, об этом свидетельствуют результаты проведенной методики. Проанализировав результаты самооценки, мы выяснили, что почти все учащиеся класса понимают, что такое «патриотизм», имеют положительное личное отношение к тем обязанностям, которые из него вытекает, умение и привычка действовать в реальной жизни в соответствии с усвоенными требованиями.
Контрольный эксперимент
Важность патриотического воспитания на уроках истории объясняется тем, что нравственные постулаты здесь закрепляются путем глубокого и яркого эмоционального воздействия на учащихся. Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе — это воспитание такого гражданина общества, который любит свою Родину, уважает государство и его законы, уважительно относится к народам, населяющим Россию, стремиться работать на его благо, для процветания Отчизны, гордится достижениями страны и своего народа.
Чтобы определить эффективность проделанной нами работы и получить объективные данные о результативности, мы провели контрольный эксперимент. В эксперименте участвовали ученики МОБУ НОШ д. Кириллово Уфимского района.
На основе разработанных планов-конспектов уроков нами была реализована программа по формированию патриотического воспитания на уроках истории у младших школьников.
Методами исследования повторно были выбраны: наблюдение, анкетирование, самооценка.
Первый повторный метод исследования - наблюдение.
Цель: оценка использования патриотического воспитания на уроках истории.
Содержание и описание наблюдения дается в приложении 1.
Результаты наблюдения отображены на рис. 4.
Рис.4. Использование патриотического воспитания на уроках истории (%).
Таким образом, после повторного наблюдения мы выявили, что показатели использования патриотического воспитания у учителей начальных классов выросло. В начале эксперимента у первого учителя было 50%, стало – 70%, у второго учителя было 70%, стало – 85%, у третьего учителя было 80%, стало - 95%. Формирование патриотизма ориентировано в равной степени, как на общечеловеческие, так и на национальные ценности; учителя учитывали возрастные и индивидуальные особенности учеников. В своих уроках для формирования патриотизма они использовали такие методы, как рассказ о героях ВОВ, показ патриотических картин, чтение стихотворений учащимися.
Вторым повторным методом исследования выбрали - анкетирование.
Цель:определить уровень осознания понятия патриотизма и отношение
к нему со стороны воспитанников.
Содержание и описание анкетирования дается в приложении 2. Результаты анкетирования отображены на рис. 5.
Рис.5. Уровень патриотического воспитания учащихся.
Таким образом, повторное анкетирование показало, что уровень патриотического воспитания учащихся на уроках истории таковы: высокий уровень знаний у учащихся до эксперимента было - 31% и после – 50%, выше среднего запас знаний в начале – 35% и после – 30%, средний уровень запаса знаний, при работе до – 19%, после – 10%, низкий уровень знаний до – 15%, после стало – 5%.
Третий повторный метод исследования - самооценка.
Цель: определить уровень осознания понятия патриотизма и отношения к нему со стороны учащихся.
Содержание методики дается в приложении 3.
Результаты самооценки отображены на рис. 6.
Рис. 6. Уровень осознания понятия патриотизма и отношения к нему со стороны учащихся
Таким образом, результаты повторного метода самооценки, а именно чтение и оценивание сочинений на тему «Патриотизм и как я его понимаю», мы выявили, что уровень осознания понятия патриотизма увеличился. Из рис. 6. мы видим, что в начале эксперимента высокий уровень имели только 23% учащихся, а в конце 45%. Выше среднего в начале было 31%, а в конце 25%, средний уровень имели в начале 30%, а в конце 20%, низкий уровень имели в начале 15 %, а в конце эксперимента 10%.
Таким образом, применение программы на уроках истории повысило уровень формирования патриотического воспитания у младших школьников. Ученики стали активнее и с уверенностью отвечают на вопросы без всяких затруднений. К каждому уроку готовились хорошо. Уроки истории стали интересными и занимательными.
ВЫВОДЫ
В ходе практической части исследования была подтверждена гипотеза, выдвинутая в начале дипломной работы. Сравнение результатов диагностирующего и контрольного этапов показало, что работа, направленная на формирование познавательных интересов младших школьников была эффективной. У 70% учащихся повысился интерес к познаванию истории, к чтению. Учащиеся стремятся читать не только школьные учебники истории, но и стараются добывать знания через интернет ресурсы. У учащихся более не вызывает испуг большие по объему произведения, они могут самостоятельно ориентироваться в доступном им круге книг.
Проведенная работа, способствовала повышению знаний, умений и навыков в области организации домашнего задания. Родители понимают значение истории, их воспитательные и познавательные возможности. Они стремятся заинтересовать детей чтением исторических книг, создать условия для комфортного занятия добывания знаний, обсуждают изученное вместе с детьми.
Успех развития читательского интереса у детей зависит от проделанной работы учителя. Детям требуется «читающая» среда, историческое окружение. Только на этой основе возникает желание изучать, перерастающее в духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье, поэтому школа помочь родителям в формировании гармонично развитой личности ребенка, повысить уровень знаний, умений и навыков родителей в области воспитания детей и, в частности, просветить родителей, как правильно организовать семейное чтение истории.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В исследовании на тему «Роль уроков истории в формировании патриотизма у детей младшего школьного возраста» были рассмотрены теоретические основы школьного предмета истории и разработаны план- конспекты уроков истории, которые способствуют формированию интереса к предмету и чтению.
Педагоги всерьез озабочены проблемой формирования патриотизма у детей младшего школьного возраста. Многие родители не знают, что читают их дети и не интересуются , какой историей они увлекаются. Родители в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды.
При таком положении школа, а не сам ребенок, определяет необходимость чтения и его репертуар. Ученик идет в библиотеку, чтобы выполнить задания учителя. Общение с историческими книгами дома или в библиотеке он воспринимает как продолжение урока за рамками класса. Это так называемое «изучающее чтение истории» по мотивации – вынужденное чтение. Принудительное изучение истории отрицательно сказывается на его качестве. Отсюда спрос на книги с готовыми домашними заданиями и сочинениями, на свернутую энциклопедическую информацию, на скачивание рефератов из компьютера. Если мотив идет не от личности школьника, то результат изучения истории не касается. А между тем привитие детям интереса к изучению истории на 90% зависит от родителей.
Формирование патриотического воспитания младших школьников так же осуществляется на уроках истории. Совершенствование преподавания истории в школе предполагает усилие нравственного, эстетического и эмоционального воздействия изучения истории на школьника, определение системных связей школьного курса истории на разных этапах исторического образования, воспитание самосознания и самостоятельности, развитие читательского восприятия и интереса к истории и изучению культуры, развитие воображения и чувства прекрасного, формирование творческого похода к истории.
Развитие патриотического воспитания – одна из важнейших задач школы. Патриотическое воспитание школьников убеждают в возрастающей значимости влияния семьи, дома на развитие личности ученика. Налицо и позитивные , и негативные тенденции. Поэтому многие учителя озабочены преодолением разрыва между изучением истории под руководством преподавателя и самостоятельным изучением ученика.
Влияние на изучение сверстников значительно сильнее и авторитетнее, чем влияние взрослых. Здесь действуют другие психологические механизмы. Никакая законодательная, финансовая база, никакие нормативные документы, никакие центры не сделают того, что может сделать молодежь в пропаганде изучения истории среди сверстников.
Организация конкурсов, публикация читательских отзывов о книгах истории, организация диспутов и обсуждение исторических книг в молодежной среде при умелом руководстве взрослых способны сдвинуть проблему детского формирования личности с мертвой точки.
Приложение 1
Анкетирование
Цель: определить уровень осознания понятия патриотизма и отношение к нему со стороны воспитанников.
Ход эксперимента: предлагается написать сочинение на тему: «Патриотизм и как я его понимаю».
Обработка данных: ответы анализируются по следующим сторонам патриотизма:
· любовь к Родине;
· осознание трудностей в обществе;
· готовность к самоотдаче;
· патриотизм как источник трудовых и ратных подвигов;
· чувство национальной гордости;
· интернациональный характер русского патриотизма.
Каждый из перечисленных показателей может быть оценен в 1, 2, 3 или 4 балла в соответствии со шкалой.
1. балл - низкий уровень, непонимание сущности важнейших сторон патриотизма или отрицательное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают.
2. балла - средний уровень: неглубокое, частичное понимание сущности соответствующих признаков, неустойчивое, пассивное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают.
3. балла - правильное понимание сути патриотизма, отношение к соответствующим обязанностям хотя и активное, но неустойчивое.
4. балла - высокий уровень, полное понимание сущности ведущих признаков тех или иных сторон патриотизма.
Приложение 2
Наблюдение
План наблюдения
Цель: оценка использования патриотического воспитания на уроках истории.
1. Читают ли исторические книги.
2. Читают ли исторические книги с интересом.
3. Понимают ли прочитанное.
4. Смогут ли пересказать прочитанное.
5. Смогут ли ответить на вопросы прочитанного.
Приложение 3
Самооценка
Цель: определить уровень осознания понятия патриотизма и отношения к нему со стороны учащихся.
Учащимся предлагается написать сочинение на тему: «Патриотизм и как я его понимаю».
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………
1.1. Сущность понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание»…8
1.2. Особенности формирования патриотического воспитания в начальном классе………………………………………………..…13
1.3. Способы формирования патриотического воспитания на уроках истории в начальной школе…………………………………….…
1.4. Роль уроков истории в формировании патриотического воспитания младших школьников …………………………………………….….25
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………..
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ИСТОИИ
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
2.1. Констатирующий эксперимент………………………………………
2.2. Программа формирующего эксперимента…..………………………..
2.3. Контрольный эксперимент…………………….………………………
ВЫВОДЫ……………………………….………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. В связи с этим, большое внимание уделяется патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России.
Важность патриотического воспитания на уроках истории объясняется тем, что нравственные постулаты здесь закрепляются путем глубокого и яркого эмоционального воздействия на учащихся. Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе — это воспитание такого гражданина общества, который любит свою Родину, уважает государство и его законы, уважительно относится к народам, населяющим Россию, стремиться работать на его благо, для процветания Отчизны, гордится достижениями страны и своего народа.
Как отмечал Б.М. Лихачев, «любить свою родину, свое Отечество - это значит гордиться тем, что достигнуто народом в создании материальных и духовных ценностей. В школе надо знакомить детей с тем, чем могут гордиться и русский народ, и другие народы и в прошлом, и в настоящем, и в области культуры науки искусства». Поэтому необходимо постепенно накапливать знания о достопримечательностях, о знаменитых людях, внесших вклад в становление музыкальной культуры, о музыкальных ценностях, которые составляют основу музыкального искусства,
о народах, населяющих страну.
Актуальностьнашего исследованияв том, что патриотическое воспитание подрастающего поколения – залог стабильного развития страны в будущем.
Проблема: какова роль уроков истории в начальных классах в формировании патриотического воспитания.
Тема: «Роль уроков истории в начальных классах в формировании патриотического воспитания».
Цель- выявить роль уроков истории в начальном классе в формировании патриотического воспитания.
Объект –процесс формирования патриотического воспитания на уроках.
Предметомисследования служат уроки истории в начальных классах в формировании патриотического воспитания.
Гипотеза:мы предполагаем, что формирование патриотического воспитания будут способствовать уроки истории в начальном классе:
- использовать игровые формы и методы работы.
- систематически вести плановую работу по формированию патриотического воспитания.
- использовать материал, основанный на местном, региональном компоненте.
Исходя из проблемы, цели, объекта¸ предмета и гипотезы исследования в работе были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать и систематизировать научную, специальную психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) раскрыть сущность понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание», «уроки истории»;
3) выявить особенности формирования патриотического воспитания в начальном классе;
4) рассмотреть способы формирования патриотического воспитания на уроках истории;
5) определить роль уроков истории в начальном классе
в формировании патриотического воспитания;
6) провести опытно-экспериментальную работу по выявлению формирования патриотического воспитания на уроках истории
в начальных классах;
7) разработать методические рекомендации для учителей начальной школы;
В работе были использованы следующие методы: наблюдение, анкетирование, самооценка.
Методологической основой нашего исследования прослужил труды ученых: Галькевич Г. В., Кудрявцев Л.Д., Левашов В.К., Гаврилюк В.В.,Жаде З.А., Леонтьев А.А.
Выполнение работы осуществлялось по следующим этапам:
I этап. Сбор информационного материала и составление плана
работы.
II этап. Определение проблемы, разработка инструментария.
III этап. Выполнение теоретической части.
IV этап. Отбор методик для осуществления констатирующего
эксперимент.
V этап. Разработка программы формирующего эксперимента.
VI этап. Оформление результатов исследования.
VII этап. Письменное оформление работы, подготовка к защите.
Теоретическая значимостьзаключается в том, что нами была проанализирована и систематизирована научная, специальная, психолого – педагогическая литература по проблеме исследования, раскрыта сущность понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание», «уроки истории», выявлены особенности формирования патриотического воспитания в начальном классе, рассмотрены способы формирования патриотического воспитания на уроках истории в начальной школе, определена роль уроков истории в начальном классе в формировании патриотического воспитания.
Практическая значимостьисследования заключается в том, что нами проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению роли уроков истории в начальных классах в формировании патриотического воспитания, разработаны методические рекомендации для студентов, которые можно использовать при прохождении педагогической практики.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ