Глава 1. теоретическое обоснование девиантного поведения в психологии

ВВЕДЕНИЕ

В наше время численность подростков, разных полов катастрофически поднимается во всем мире, так же и у нас в стране. Согласно данным всемирной организации здравоохранения в начале XXI века чрезмерное употребление табака обладает характером эпидемии. В России, к примеру, около 60 % взрослого населения страдает от никотиновой зависимости, около 80% подростков приобрели опыт употребления табака, а 10% из них уже больны. Активно к табакокурению приобщены девушки.

Так же надо добавить, что увеличивается количество проблемных семей, имеющих зависимость, нуждающихся в квалифицированной и своевременной помощи[1].

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

И возникновения поведения

данным исследований поведение далеко вдруг, предшествует поступков, расцениваются аморальные, и говорят деформации подростка. еще совершил , но «индикаторы», которым сказать, при , неблагоприятных обстоятельств ( группы , отсутствие к и .д.) несовершеннолетний совершить поступок. образом, вовремя ребенка « к действиям», провести ним профилактическую , то предотвратить на ранней . Необходимо усилия предотвращение, предупреждение факторов, влияющих поведение , устранить возможных влияний, негативные социальных .

Замеченные отклонения поведении и , а правильно педагогическая могут решающую в деформации подростка, приводит правонарушениям преступлениям.

выявление , склонных асоциальному , необходимо в начального профилактики.[11]

научной выделяют стадии отклоняющегося :

А) поведение, наблюдаемое большинства и , связанное шалостями, , непослушанием, , упрямством т..;

Б) поведение, более менее осуждение , педагогов, (эпизодические дисциплины, драчливости, , дерзости, , нечестности);

) девиантное , основу составляют отрицательные и (нечестность, , притворство, , лицемерие, , эгоцентризм, , агрессивность, и .д.), характер или ;

Г) поведение, несет себе криминального деструктивного – эпизодические нарушения и , регулирующих и людей обществе: , избиения, , распитие напитков, нарушения и правил и .д.;

) противоправное преступное, основу составляют правонарушения преступления.

, довольно этапы сменяют друга, определенную развития. , в случаях могут и связаны с .[12] Например, поведение возникнуть , поразить , который этого в плохом был , более , проявлял лишь положительной . Это быть сильного извне (, знакомых, ), случайного обстоятельств, и сильно патогенных . Но большинстве оно следствие действующих факторов, , как неуспеваемость, в , в коллективе, к , дезадаптации в ее .

Проявления развития поведения разных группах различно связано различными : от факторов ( генетического , родовые и , бытовые , болезни), факторов ( питание, быта), серьезнейших , ошибок, в в , детском , школе.[13]

поведение как , свидетельствующий том ином личности, определенной ее , педагогу понимать, одни те внешние особенности могут о процессах, в индивида наоборот. словами, за особенностями видеть, вызывающие причины. , квалифицируя -то поведения как от , необходимо стабильность частоту проявлений, также личности, и ситуации. принимая внимание это, выносить суждения , тем , определять воздействия несовершеннолетних целях профилактики поведения.

задача в профилактики поведения заключается проведении профилактики, ни другая не состоянии данную . Исключение семья, семья сама в объекта деятельности.

ранней является:

- условий, возможность развития определенной группы;

- выявление кризисных , возникающих учащихся возраста.

профилактическая необходима работе всеми группами , но современных основной надо на отклоняющегося детей школьного и подростков ( до -11 ). Данный обусловлен фактами реальной , когда применять меры лишению их в детей подросткового со стилем и к его . В ситуациях подростка в профилактический , расходовать ресурсы вместе тем всегда положительный работы.

ГЛАВА . НИКОТИНОВАЯ КАК ИЗ АДДИКТИВНОГО ПОДРОСТКА.

Понятия зависимости

Никотиновая зависимость у подростков – очень распространенное явление в современном обществе. Начинаясь с невинного, как кажется молодым людям, курения «за компанию» или для самоутверждения, пагубная привычка перерастает в серьезное психическое заболевание - зависимость. Причины никотиновой зависимости у подростков могут быть различными:

· Желание быть популярным среди сверстников или старших приятелей

· У девушек – желание понравиться противоположному полу

· Конфликты с родителями и учителями (так называемое протестное поведение)

· Уход от проблем и сложностей, с которыми сталкивается подросток

· При принятии решении о курении очень многое зависит от личности подростка, психологического климата в семье и школе, жизненной ситуации, наличии стрессовых событий.

В последнее время множество мероприятий направлено на профилактику и лечение никотиновой зависимости у подростков, однако, не всегда принимаемые меры дают положительный результат[15]. Как правило, обсуждение этой темы с юношами и девушками ограничивается перечислением сухих фактов о вреде курения врачами-наркологами или терапевтами, что зачастую не воспринимается подростками. Между тем проблема никотиновой зависимости у подростков как никогда актуальна: стремительно молодеет рак легких, у молодых людей диагностируются повреждения сердечной мышцы и печени, нарушения работы эндокринной системы, коры головного мозга. Поэтому принципиально важна ранняя диагностика никотиновой зависимости у подростков и своевременное лечение.

приобщения к табака, на очевидную , широкого в научной до времени получила. на тему медицинских касаются тривиальных о курения здоровья. эта го­раздо , так табакокурение, одной , может для одним первых , когда сталкивается противоречиво­стью непоследовательностью норм, с — именно него начинается детей употреблению разных веществ[16].

детей употреблением происходит раннем при за старших. роль этом семья. ее к в общем может представлено четырьмя : полное (курение семьи , общества стараются ), противоречивое, амбивалентное ( курению людей безразличное, курение семье допускается), (одновременное порицания членов и, рядом , его ), патологическое ( семьи независимо того, ли этом , и принимают внимание интересов). , что в , закладывает отношение к . органично в сознание, отпечаток эмоционально- отношение этому и поведение в .

Для понимания стоит историю табакокурения.

известно, Европу завез , от остались записи: « на , мы в острова. встретило почти людей, стройных сильных, шли своих с головешками руках травой, которой пили. несли большую и каждой зажигали . Затем делал нее - 4 , выпуская через ». Туземцы путешественников , причем курили , потом трубку . Отказ «трубки » хозяева как действия. же хотели отношения туземцами. , эти и первыми , пристрастившимися курению. вернувшихся Испанию смотрели подозрением: выпускает рта носа , значит, с силой. завезли табака стали культивировать[17].

табака в сильное . В курение рассматривалось нарушение Корана, виноватых на . Персидский Аббас сжечь , который табак военный . Римский Урбан отлучал церкви , кто или табак, однажды курение монахов замуровал стену.

Россию , по-, попал конце века тоже встречен очень . За полагалось серьезное - от ударов порки до носа ушей ссылки Сибирь. табаком смертная . Но запрет курение в за странах. годами вредной приобщились , женщины, люди, и дети. мода курение: , мол, девушкам элегантность, юношам . Обязательной теле- киногероев сигарета.

О , что вреден здоровья, давно. , что мучает кашель, , что накуренном трудно , что мешает работе. показали, животные под никотина. и фраза: « никотина лошадь». быть , то чистого можно не , а три . Но только : видно, крепче , сколько потребил, жив! себя: деготь на . Но не бесследно. все непременно и заядлых , и их [18].

Земле умирает ,5 человек заболеваний курением. , кроме , приводит снижению к заболеваниям, ранней трудоспособности, также , вызванные , отнимают курильщиков % рабочего . По Всемирной здравоохранения, % всех раком , 75% случаев нефритов эмфиземы , а 25% сердечных приходиться курильщиков.

Если эту в отдельной группы, одной самых будет проблема среде средней . Поскольку сверстников не сознание очень , то для достаточно . Помимо окружающих, личное «поспешного » свойственно современным . Влияние исходить от , как пример просто взрослых, находящих этом плохого. необходимо внимание, со родителей, и стороны , которым больше за и учащихся, - о курения П. .

. Черняускене , что учащихся, первую , сказывается нервной сердечной - системах. 12- лет уже на при нагрузке. В многолетних французский Декалзне 100 назад к , что незначительное вызывает детей и пищеварения.

школьников их и развитие. здоровья, курением, позволяет род по , добиться (например, стать , спортсменами, - балеринами, и .)[19].

Курение влияет успеваемость . Число возрастает тех , где курящих.

и не . Школьные - это роста физического, и . Организму много , чтобы со нагрузками. известно, , привычки, в возрасте, прочные. относиться только полезным, и вредным . Чем дети, , юноши, познакомятся курением начнут , тем привыкнут нему, в отказаться курения очень .

Курение социальной общества, для курящей, и некурящей . Для – проблемой бросить , для – избежать курящего и «заразиться» привычкой, также – своё от курения, вещества в курильщиками , не много того, бы сам и в никотин многое , что в сигарету .

Сложности, психическому в возрасте, многом с , что психические не внешними в , материальном социальном детей, потому всегда осознаются . Особенности подростков, стремление созданию «культуры», более контактам сверстниками, не взрослыми, именно материальным – уже дети, еще не . Высокая возбудимость сензитивность к реакциям , к неуспешности, непривлекательности, вымышленной, частично с ростом созреванием. делает самооценку неустойчивой, , повышает отклонений поведении общении.

обусловлены , что особенности возраста психологические , они и условиями жизни. , сроки полового и интенсивность от факторов: здоровья, питания, , бытовых социально- условий. эмоциональной так лежат только физиологических , но в условиях. рост, массы опережают мускулатуры, приводит некоторой тела. подростки испытывают неловкости, них повышается к внешности. недовольство внешностью, ее к соматической , формирующейся данный . Это стать многих в личностной и , снизить , особенно эмоциональный .

Говоря познавательных процессах, отметить, в возрасте их как и , т.. высших, форм . Интеллектуализация , памяти, обусловлена только усиливающейся с , но все обобщенным абстрактным опосредующих [20].

Развитие -логического подростков в , что абстрагироваться наглядного и свои в , идеальном, . Ж. установил, в от до лет последняя децентрализация, способствует гипотетико- мышления. подростка способность понятия действительности, и альтернативные и предметом собственную .

Не значимым становление , умение ход мыслей, причины поступков, эмоционального .

Творческая подростка к -то , он получает от процесса . Креативность, , так как рефлексия, связанны развитием , с и более стремлением самоактуализации.

подростка не контакты, и сверстниками. потребность значимым своей группе вызвать отклонения социализации личностном . Ориентация нормы и и им повышают , которая, данным психологов, высока в -13 .

сравнению младшими , у подростков у намного развита к пониманию. помогает контакты окружающими, новые . Лучшее себя подросткам и , повышает , сознание проблем личностных . Того эмоционального ждут от . Предполагается, друзья должны лояльными заслуживающими , хранить и в ситуациях, предавать беде. понимают, люди иметь друзей, значение глубина отношений и изменяться временем.

этом учитывать развития, ориентации группы, которую подросток, понять, может ей и группа дать . Особенно в плане ценностей содержание неформальных . Проводя таких большую времени, из в более информацию, образцам, формируют своего , которое быть просоциальным, и . Девиантность, поведение, с степенью может диагностировано в возрасте, с успешностью в формах – учебе, с взрослыми педагогами. , что эти появляются в периоде, значительно , однако это они устойчивыми, не . Те черты поведении в , которые легко было у школьника, в характера и большим поддаются .

Не значимым психического является подростков взрослыми, частности родителями, именно этой сконцентрировано конфликтов. главная с позиции внутреннего подростка. одной , он в и родителей, их , с – испытывается желание самостоятельным, в с и взрослыми. для характерно отношение взрослым: к и, , зависимость их . На родителей подростков несколько . Это, всего, воспитания, в , и эмоциональных членов с .

Отсутствие может причиной с , в с , особенно тревожных, очень и детей. этом неформальные сверстников, и компании асоциальной , могут и , и .

Факторы никотиновой у

То, что в последние десятилетия средний возраст начинающих курить значительно понизился, а в их числе весьма заметно возросло число девочек и девушек, - неопровержимый факт, весьма беспокоящий гигиенистов, наркологов и всё общество в целом[21].

Привычка курить развивается не с первого употребления табака, а через определенный промежуток времени, который зависит от индивидуальных особенностей организма. Также привычка возникает при участии ряда социальных факторов – курения родителей и родственников, друзей в компании, проблем в семье, наличия лишних карманных средств и т.д. Обычно формирование зависимости происходит уже в подростковом возрасте – до 16 лет. Но почему же курение вызывает столь сильное привыкание и какую зависимость можно ждать любителю побаловаться сигареткой — другой?

Физическая

Формирование физической зависимости от табака происходит при участии центральной нервной системы. Основное вещество, которое передает импульсы между ядрами и клетками ЦНС – нейромедиатор дофамин. Если высвобождается много дофамина, человек испытывает удовольствие, а при падении количества дофамина он ощущает абстинентные симптомы. После первичного потребления никотин повышает дофаминовую передачу, давая приятные ощущения и вызывая привыкание. Регулярное курение меняет комплекс передачи дофамина, никотин становится частью этого комплекса, то есть без данного вещества передача дофамина не будет нормальной. Возникает сильная тяга к курению, или никотиновая зависимость.

Психологическая

Пристрастие, сформированное на физическом уровне, дополняется и психоэмоциональной зависимостью. Человек ищет аргументы, чтобы продолжать курить, и любой стресс или негативные события влекут за собой поддержку никотиновой тяги. Для любого курильщика процесс курения – метод общения с другими людьми, средство для того, чтобы отвлечься, сосредоточиться и т.д. У большинства зависимых людей есть привязка курения к разным ситуациям – к перерыву в работе, пробуждению, выходу на улицу, встрече с друзьями, волнению. Курение становится мощным ритуалом, победить который непросто.

В связи с этим возникает ряд вопросов, например: почему подростки начинают курить. В чём причина такого курения в раннем возрасте?

Начнём с того, что дети, вырастая среди курящих, не сомневаются в том, что курение - такой же естественный процесс, как потребление пищи и воды. Курение у них ассоциируется с общепринятой нормой поведения.

В самом раннем возрасте - с 5-6 до 10 лет - дети пробуют закурить из любопытства. В таком возрастном интервале из любопытства пробуют курить примерно 25% детей. Одновременно материалы анкет свидетельствуют: началу раннего курения способствует желание подражать взрослым, причём этот фактор воздействует не только на детей из курящих семей, но из семей некурящих. В последнем варианте дети подражают курящим товарищам или дворовым «авторитетам», а так же киногероям, не выпускающим сигареты изо рта в течение всего фильма[22].

Характерно, что в семье курящих в раннем возрасте приобщаются к курению 50% детей и более, а в некурящих семьях - не более 25%.

В 11-14 лет подростки начинают курить чаще всего из-за стремления не отстать от моды, самоутвердиться, иногда чтобы похудеть. В этом же возрасте они могут начать курить в результате своеобразного принуждения со стороны одноклассников, чтобы избежать причисления к трусам, «маменькиным сынкам», не способным принимать собственные решения.

В 15-18 лет мотивы приобщения к курению могут остаться теми же, что и в предыдущих возрастных периодах, но нередко сам процесс курения превращается в форму защиты от личных неприятностей и переживаний. Об отрицательном влиянии курения на здоровье в этом возрасте не задумываются.

В приобщении к табакокурению весьма заметную роль играет посещение компаний, вечеринок, дискотек - самых распространённых форм досуга старшеклассников и студентов. К этому времени потребность вдохнуть поглубже табачный дым возникает у молодых курильщиков всё чаще. В вузах на III курсе курят более 60% студентов.

В связи с небывалым ростом числа молодых курильщиц - старшеклассниц и студенток - были выявлены (путём анкетных опросов) основные мотивы их приобщения к курению.

Анализ ответов показал, что основным стимулом начала курения явилась мода. На вопрос, почему девочки начали курить, 60% из них ответили, что это «красиво», это «модно». Были и другие варианты ответов: «курят, потому что хотят понравиться», «хотят привлечь к себе внимание», «лучше смотрятся», «выглядят самостоятельно», «обращают на себя больше внимания мужской части компании» и т.д.

Психология тяги девушек к курению дополняется такими данными: девушку интересует не только сам акт курения, сколько вся процедура курения, имеющая характер своеобразного ритуала. В нём - неторопливое распечатывание сигаретной пачки, извлечение из неё сигареты, закуривание от пламени красивой зажигалки, искусное пускание дымовых колечек - несомненное владение техникой курения[23].

Сравнивая стимулы приобщения к курению у мужской и женской части подростков и молодёжи, легко выявить их существенное несовпадение. Если причинами начала курения у юношей являются стремление подражания взрослым, отождествление курения с представлениями о самостоятельности, силе мужественности, то у девушек начала курения связано со следованием моде, с кокетством, стремлением к оригинальности, желанием нравится юношам.

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УРОВНЯ НИКОТИНОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ И ТИПА КУРИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК.

3.1 Организация и методы исследования

3.1.1 Рабочая концепция исследования

В последнее время отмечена тенденция активного развития разного рода зависимости подростков в учебных заведениях, как в России, так и в других развитых странах.

Зависимость – навязчивая потребность совершать определенные действия, несмотря на неблагоприятные последствия медицинского, психологического или социального характера[24]. Зависимость бывает физиологической (вызванная приемом химических веществ – наркотиков, алкоголя), поведенческой (от азартных игр, шопинга, рискованного поведения и т.д.). Наш интерес направлен на изучение именно никотиновой зависимости. Никотиновая зависимость - это патологическая тяга к табаку. Привыкание к никотину происходит на физиологическом и психологическом уровне вследствие того, что никотин связывается с рецепторами в головном мозге и провоцирует выброс адреналина дофамина, вызывая состояние эйфории. Отказаться от курения становится задачей не из легких задач, и для начала важно провести анализ своего курительного поведения, что является шагом к успешному избавлению данной аддикции.[25] Тип курительного поведения – это определенная характеристика поведения человека, и причина из-за чего он курит, и любой из 6 типов курительного поведения присущ разным людям с этой зависимостью[26].

Курение табака относится к поведенческим характеристикам человека, имеющим самую тесную связь с психосоматическими особенностями.

Проблема исследования заключается с одной стороны, в необходимости исследования уровня никотиновой зависимости подростка а, с другой стороны в анализе гендерных особенностей типа курительного поведения подростка с его уровнем зависимости ,и мотивации данной категории студентов, к искоренению данной аддикции, из-за которой у окружающих людей может сформироваться неправильное представление у человеке. В результате у студентов с никотиновой зависимостью формируются отрицательные качества и навыки, которые имеют непосредственное влияние на дальнейшую жизнь подростка.

3.1.2 Объект и предмет, цель, задачи, гипотезы исследования

Объект –зависимость подростка.

Предмет – гендерные особенности уровня никотиновой зависимости и типа курительного поведения у мальчиков и девочек в подростковом возрасте.

Цель – сравнение уровня никотиновой зависимости и типа курительного поведения у мальчиков и девочек в подростковом возрасте.

Задачи:

1. Определить уровень никотиновой зависимости у мальчиков и девочек в подростковом возрасте.

2. Выявить тип курительного поведения у мальчиков и девочек в подростковом возрасте.

3. Провести сравнительный анализ уровня никотиновой зависимости и типа курительного поведения у мальчиков и девочек в подростковом возрасте.

Гипотезы:

1. Уровень никотиновой зависимости девочек будет меньше ,чем у мальчиков .

2. У большей части испытуемых выявится высокий уровень никотиновой зависимости.

3.1.3 Описание выборки

В выборку вошли студенты, 12 курящих девушек и 18 курящих парней обучающихся в колледже. Таким образом, общая численность, опрошенных студентов составили 30 человек.

Ежегодно в мире курение становится причиной прямой или опосредованной смерти трех миллионов человек. Несмотря на такие устрашающие цифры, курение остается популярным среди молодежи, т.к. играет роль «психологической зашиты» и служит средством самооправдания. И, как правило, очень часто приводит к зависимости и выработке вредной привычки.

Таблица 2

Сравнительный анализ типа курительного поведения у мальчиков и девочек в подростковом возрасте, в баллах.

Шкалы
  Стимуляция Игра с сигаретой Поддержка Расслабление Жажда Рефлекс
  Кол-во набранных баллов
  м д м д м д м д м д м д
Сред. Знач.   3.7 2.2 3.7 2.6 5.3 3.7 3.8 2.6 3.7 3.1 2.9 2.03

глава 1. теоретическое обоснование девиантного поведения в психологии - student2.ru

Рис. 3 Сравнение среднего значения по шкалам курительного поведения между мальчиками и девочками в подростковом возрасте, в баллах.

Из рисунка 3 следует, что по результатам исследования сравнения шкал курительного поведения подростков, получилось что , по типу курительного поведения «Стимуляция» среднее значения мальчиков (3.7), а у девочек (2.2), «Игра с сигаретой» среднее значения мальчиков (3.7), а у девочек (2.6), «Поддержка» среднее значение мальчиков ( 5.3), а у девочек (3.7), «Расслабление» среднее значение мальчиков (3.8) , а у девочек (2.6), «Жажда» среднее значение мальчиков (3.7) , а у девочек (3.1), «Рефлекс» среднее значение мальчиков (2.9) , а у девочек (2.03).Также из рисунка 3, следует, что по результатам можно увидеть , что заметное расхождение по баллам между мальчиками и девочками , у шкал «Стимуляция» (1.5) и «Поддержка»(1.6)

Это может быть связанно с тем, что мальчики в этом возрасте ( переходном) становятся более агрессивнее , и у них в каких-то конфликтных ситуациях, она выражается больше , чем у девочек, поэтому такая ощутимая разница между мальчиками и девочками по шкале «поддержка» , а если говорить о «Стимуляции» то у девочек есть другие альтернативные способы взбодриться, прийти в себя, такие как шопинг, разговор с подругами, с родителями, рукоделие, или же приготовление еды. У мальчиков альтернативных способов прийти в нормальное состояние меньше, с родителями мальчики личными проблемами не делятся, с друзьями редко, у них есть альтернатива это полностью погружаться в спорт, поэтому такая заметная разница по баллам в шкале «поддержка».

Интерпретация результатов тестирования:

Характеристика типов курения подростка:

«Стимуляция»

Курящий подросток верит, что сигарета обладает стимулирующим действием: взбадривает, снимает усталость. У курящих подростков с данным типом отмечается высокая степень психологической зависимости от никотина. У них часто отмечаются симптомы астении и вегето-сосудистой дистонии. Доказано, что сигареты не помогают сосредоточится и взбодриться. Это очень серьезное заблуждение. Как только у подростка сформировалась зависимость, с этого момента чувство голода по никотину не позволяет ему нормально думать и анализировать.

«Игра с сигаретой»

Подросток как бы «играет» в курение. Ему важны «курительные» аксессуары: зажигалки, пепельницы, сорт сигарет. Нередко он стремится выпускать дым на свой манер. В основном курят в ситуациях общения, «за компанию». Курят мало, обычно 2-3 сигареты в день.

«Расслабление»

Такие подростки курят только в комфортных условиях. С помощью курения мальчик или девочка получают «дополнительные удовольствия» от отдыха. Бросают курить долго, много раз возвращаясь к курению.

«Поддержка»

Этот тип курения подростка связан с ситуациями волнения, эмоционального напряжения, дискомфорта. Такие подростки курят, чтобы сдержать гнев, преодолеть застенчивость, собраться с духом, разобраться в неприятной ситуации. Относятся к курению как к средству, снижающему эмоциональное напряжение.

«Жажда»

Данный тип курения подростка обусловлен физической привязанностью к табаку. Подросток закуривает, когда снижается концентрация никотина в крови. Курит в любой ситуации, вопреки запретам. Приходит время, когда все курящие подростки такого типа пытаются бросить курить, однако попытки оказываются не удачными, поскольку зависимость очень сильная, а реального желания бросить курить у человека нет. Физическая зависимость после прекращения курения обычно проходит в течении нескольких дней, максимум - неделю-две.

«Рефлекс»

Курящие подростки данного типа не только не осознают причин своего курения, но часто не замечают сам факт курения. Курят автоматически, подросток может не знать, сколько выкуривает в день, курит много, 35 и более сигарет в сутки.

глава 1. теоретическое обоснование девиантного поведения в психологии - student2.ru

Рис.4 Доминирующий тип курительного поведения мальчиков и девочек в подростковой возрасте ,в баллах.

Из рисунка 4 следует , что по результатам типа курительного поведения доминирующей шкалой у мальчиков и у девочек , оказался тип курительного поведения «Поддержка» у мальчиков( 5.7), а у девочек (3.7). Это может быть связанно с тем, что подростки неважно кто, мальчик или девочка ,часто участвуют в конфликтных ситуациях, постоянно находятся в эмоциональном напряжении, в зоне дискомфорта. И поэтому они начинают курить, чтобы удержать свои эмоции, собраться с мыслями, может даже преодолеть застенчивость перед важным для них человеком, я думаю такие подростки курят , чтобы снизить свое эмоциональное напряжение, и сигарета для них выступает в роли поддержки.

Выводы

Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать следующие выводы:

1. У 70% подростков выявился низкий уровень никотиновой зависимости.

2. Ведущей причиной курения у мальчиков и у девочек является «Поддержка» .

3. У девочек уровень никотиновой зависимости по среднему значению оказался выше , чем у мальчиков.

4. Большое расхождение по баллам между мальчиками и девочками , было заметно в шкалах «Стимуляция» (1.5) и «Поддержка» (1.6)

Никотиновая зависимость считается разновидностью наркомании, а возникает она при употреблении табака, чаще – при курении сигарет. По скорости формирования зависимости никотин только немного уступает героину, а все прочие наркотики он успешно «побеждает».

Под систематическим табакокурением или никотиновой зависимостью в медицине понимают комплекс психических, физиологических, поведенческих расстройств, которые спровоцированы потреблением табака в любом виде. Данная зависимость является широко распространенной, что во многом обусловлено легальностью продажи сигарет и легкой их доступностью даже для подростков. Зависимость от никотина очень сильная, а страдает ею в настоящее время практически каждый третий житель Земли.

Таким , к параметрам среды, , по экспертов, оказать на курильщика, : экономический , уровень населения его групп, цели общества, стресса насилия, нормы , активное транснациональных корпораций. поэтому разработки проведения государственной в , направленной усиление против , необходимо понимать различия причинах курения.

касается о различия и за в у и девушек , возможно, связано тем , что женского пришелся 1990– годы - период нашей и агрессивной табачных транснациональными . Создавая на курение, использовали современной, , успешной самостоятельной . Процесс российского , переход своеобразного патриархата отношениям полов условиях ухудшения экономической в , в очередь, на активных , стремящихся свою в разнообразных жизни. потребителями рынке стали активные женского , скорректировавшие гендерную в развития мужских и свое стремление с путем «мужских» и .

В ситуации курение, одной , стало признаком мужской поведения, справляться всеми социально- трудностями, другой – отречения старых стереотипов общества.

1) Гипотеза о том, что у большей части студентов колледжа будет высокий уровень никотиновой зависимости, не подтвердилась. Низкий уровень никотиновой зависимости подростков составил 70 %

2) Гипотеза о том , что у мальчиков уровень никотиновой зависимости будет выше, чем у девочек , не подтвердилась.

В заключении хочу дать обратную связь, что я понимаю под определением никотиновая зависимость. Никотиновая зависимость считается разновидностью наркомании, а возникает она при употреблении табака, чаще – при курении сигарет. По скорости формирования зависимости никотин только немного уступает героину, а все прочие наркотики он успешно «побеждает».Данная зависимость является широко распространенной, что во многом обусловлено легальностью продажи сигарет и легкой их доступностью даже для подростков. Зависимость от никотина очень сильная, а страдает ею в настоящее время практически каждый третий житель Земли.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Уважаемый студент!

Просим Вас принять участие в исследовании. Для этого Вам необходимо ответить на ряд вопросов. Конфиденциальность индивидуальных данных гарантируем.

Методика: Тип курительного поведения Д. Хорн (D. Horn 1976)

А. Я курю для того, чтобы не дать себе расслабиться.

Б. Частичное удовольствие от курения я получаю еще до закуривания, разминая сигарету.

В. Курение доставляет мне удовольствие и позволяет расслабиться.

Г. Я закуриваю сигарету, когда выхожу из себя, сержусь на что-либо.

Д. Когда у меня кончаются сигареты, мне кажется невыносимым время, пока я их не достану.

Е. Я закуриваю автоматически, не замечая этого.

Ж. я курю, чтобы стимулировать, поднять тонус.

З. Частичное удовольствие мне доставляет сам процесс закуривания.

И. Курение доставляет мне удовольствие.

К. Я закуриваю сигарету, когда я расстроен чем-то.

Л. Я очень хорошо ощущаю те моменты, когда не курю.

М. Я закуриваю новую сигарету, не замечая, что предыдущая еще не догорела в пепельнице.

Н. Я закуриваю, чтобы «подстегнуть» себя.

О. Когда я курю, удовольствие я получаю, выпуская дым и наблюдая за ним.

П. Я хочу закурить, когда удобно устроился и расслабился.

Р. Я закуриваю, когда чувствую себя подавленным и хочу забыть обо всех неприятностях.

С. Если я некоторое время не курил, меня начинает мучить чувство голода по сигарете.

Т. Обнаружив у себя во рту сигарету, я не могу вспомнить, когда я закурил ее.

Отвечая на утверждения теста, испытуемый оценивает степень своего согласия или несогласия следующими баллами:

Всегда - 5 баллов

Частично - 4 балла

Не очень часто - 3 балла

Редко - 2 балла

Никогда - 1 балл

Тестируемые отвечают на заранее подготовленном специальном бланке. (см. приложение 2)

Приложение 2

Бланк для ответов по тесту «Тип курительного поведения»

Фамилия, имя__________________________________

Тип курительного поведения
           
           
           

Тип курительного поведения определяется суммой баллов на следующие утверждения:

А+Ж+М= Стимуляция

Б+З+О= «Игра» с сигаретой

В+И+П= Расслабление

Г+К+Р= Поддержка

Д+Л+С= Жажда

Е+М+Т= Рефлекс

Приложение 3

Характеристика типов курения

«Стимуляция»

Курящий верит, что сигарета обладает стимулирующим действием: взбадривает, снимает усталость. Курят, когда работа не ладится. У курящих с данным типом отмечается высокая степень психологической зависимости от никотина. У них часто отмечаются симптомы астении и вегето-сосудистой дистонии. Доказано, что сигареты не помогают сосредоточится и взбодриться. Это очень серьезное заблуждение. Как только у человека сформировалась зависимость, с этого момента чувство голода по никотину не позволяет ему нормально думать и анализировать.

«Игра с сигаретой»

Человек как бы «играет» в курение. Ему важны «курительные» аксессуары: зажигалки, пепельницы, сорт сигарет. Нередко он стремится выпускать дым на свой манер. В основном курят в ситуациях общения, «за компанию». Курят мало, обычно 2-3 сигареты в день.

«Расслабление»

Курят только в комфортных условиях. С помощью курения человек получает «дополнительное удовольствие» от отдыха. Бросают курить долго, много раз возвращаясь к курению.

«Поддержка»

Этот тип курения связан с ситуациями волнения, эмоционального напряжения, дискомфорта. Курят, чтобы сдержать гнев, преодолеть застенчивость, собраться с духом, разобраться в неприятной ситуации. Относятся к курению как к средству, снижающему эмоциональное напряжение.

«Жажда»

Данный тип курения обусловлен физической привязанностью к табаку. Человек закуривает, когда снижается концентрация никотина в крови. Курит в любой ситуации, вопреки запретам. Приходит время, когда все курильщики такого типа пытаются бросить курить, однако попытки оказываются не удачными, поскольку зависимость очень сильная, а реального желания бросить курить у человека нет. Физическая зависимость после прекращения курения обычно проходит в течении нескольких дней, максимум - неделю-две.

«Рефлекс»

Курящие данного типа не только не осознают причин своего курения, но часто не замечают сам факт курения. Курят автоматически, человек может не знать, сколько выкуривает в день, курит много, 35 и более сигарет в сутки. Курят чаще за работой, чем в часы отдыха; чем интенсивнее работа, тем чаще в руке сигарета. В этом случае, чтобы бросить курить потребуется очень серьезная психологическая подготовка. Скорее всего потребуется некоторое время - заменители сигарет, например - ингаляторы или жвачка.

Приложение 4

Шкала никотиновой зависимости К. Фагерстром

Когда Вы тянетесь за сигаретой после пробуждения?

На протяжении 5 минут.

От 6 до 30 минут.

От 31 до 60 минут.

Более чем через 60 минут.

Тяжело ли Вам <

Наши рекомендации