Цели и задачи курса культурологии

Курс культурологии строится по-разному. Из всего огромного объема знаний о культуре мы выделили вопросы, составляющие основу, важнейшие теоретические положения. Опираясь на них, студенты получат возможность продолжить самостоятельное изучение всего многообразия культуры.

Акцент сделан не на сообщении фактов бытования культуры, а на выявлении ее места и роли в жизни человека. Человек любой эпохи живет в мире культуры. Он может не осознавать этого, так же как он не задумывается, что дышит воздухом, но живет он в культуре, и сама культура реализуется в нем, в его деятельности, являясь основой жизнедеятельности.

Сложность, многогранность и богатство культуры рождают многообразие точек зрения, подходов, суждений. Мы постараемся дать представление о наиболее значимых точках зрения, но определить, какая из них более убедительна, – вправе решить каждый. Изучение культурологии предполагает и требует творческого отношения к изучаемым вопросам.

Знания, относящиеся к духовной сфере, не могут быть объективированы настолько, чтобы утратить личностный характер. При этом они не могут и не должны утратить объективное содержание. Эта особенность образует такое своеобразие гуманитарных наук, как неточность. Здесь нет и не может быть однолинейного, однозначного решения. В естественных и технических науках высокая степень точности служила (а в технических и до сих пор служит) признаком научности. В гуманитарных науках по самой их природе нет и не может быть такой степени точности. Это не слабость, а специфика этих наук.

«Расплывчатые понятия гуманитарных наук, – утверждает Б.В. Раушенбах, – это не слабая, а сильная сторона познания. Точные и гуманитарные науки обогащают друг друга и вместе идут все глубже в познании мира» [15, с. 110–112].

Академик Д.С. Лихачев видит в неточности одну из необходимых специфических особенностей гуманитарных наук. «Излишняя точность может оказаться помехой для развития науки и для понимания существа дела» [16, с. 193–197].

Пусть эти авторитетные мнения уберегут нас от категоричности и безапелляционности суждений, помогут с уважением и вниманием отнестись к иной, чем наша собственная, оценке явлений культуры. И в то же время обяжут к серьезному и самостоятельному осмыслению изучаемого.

Культура, как уже очевидно и как мы постараемся показать дальше, – явление широкое и многогранное. Она не сводится к культуре художественной и тем более не сводится к искусству. И тем не менее, говоря о культуре, мы при любой возможности будем обращаться к нему.

Искусство – идеальная модель культуры. В нем какая-то магическая сила как бы собрала, сконцентрировала все то лучшее, главное, что присуще культуре. Трудно объяснить, как это произошло, но факт остается фактом: культура наиболее полно обнаруживает себя в искусстве. Целостность отражения действительности, полифункциональность, воздействие на эмоциональную и рациональную сферу человека одновременно, образное отражение действительности не только делает искусство важнейшим компонентом культуры, но и определяет его огромную роль в формировании духовного мира личности. Приобщение к искусству и формирование уважения и любви к нему – одна из задач культурологии как учебной дисциплины. Итак, цели курса:

– помочь выработать осознанное понимание роли и назначения культуры в жизни цивилизованного общества и человека;

– приобщить студентов к культурному наследию человечества, способствовать их интеграции в мировую и отечественную культуру;

– способствовать преодолению разрыва между достаточно высокой профессиональной подготовкой и низким общекультурным развитием выпускников вуза;

– способствовать формированию гуманистических воззрений, основанных на приоритете общечеловеческих ценностей;

– стимулировать творческие способности как неотъемлемую часть профессиональной подготовки;

– приобщить к искусству, привить любовь к нему и уважение к его творцам.

Приобщение к культуре, являющееся главной целью курса культурологии, должно способствовать формированию специалиста, обладающего широким кругозором, знакомого с лучшими достижениями мировой и отечественной культуры, способного к научному и техническому творчеству.

Цитируемая литература

1. Налимов В.В. Критика исторической эпохи: неизбежность смены культуры в XXI веке//Вопросы философии. 1996. № 11.

В.В. Налимов (1910–1997) – выдающийся математик и философ, внесший вклад в математическую теорию эксперимента; исследовал проблемы наукометрии и дал название этой новой отрасли знания; разработал оригинальную философскую систему – вероятностно ориентированную на философскую герменевтику; изучал структуру сознания, проблемы современной культуры, высказывая по каждой из исследуемых проблем свою точку зрения. Научные изыскания В.В. Налимова до сих пор не получили достойного их значимости признания.

2. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20.

3. Пико делла Мирандола Джованни. Речь о достоинстве человека // Памятники мировой эстетической мысли. Т. 1. М., 1962.

4. Кедров Б.М. День одного великого открытия. М., 1958.

5. Андрей Зоркий. Стойкий оловянный солдатик // Искусство кино. 2001. № 1.

6. Раушенбах Б.В. Почему у нас мало по-настоящему образованных людей // Литературная газета. 1987. 13 мая.

7. Маленький американский университет // Литературная газета. 2003. 1–7 сент.

8. Афанасьев Ю. Знать, чтобы стать элитой // Новая газета. 2005. 10–13 февр.

9. Образование в конце XX века: Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1992. № 9.

10. Новиков П.Н., Зуев В.М. Опережающее профессиональное образование. М., 2000.

11. Лихачев Д.С. Гомосфера – термин наших дней // Огонек. 1994. № 34.

12. Берн Ж. Собр. соч.: В 12 т. Т. 5. М., 1956.

13. Файоль А. Общее и промышленное управление / Пер. с фр.; науч. ред. и предисл. проф. Е.А. Кочергина. М., 1992.

14. Концепция подготовки менеджеров в системе высшего экономического образования // Проблемы подготовки кадров управленческого профиля. Махачкала, 1990.

15. Точные науки и науки о человеке: Интервью с Б.В. Раушенбахом // Вопросы философии. 1989. № 4.

16. Лихачев Д.С. Литература – реальность – литература. М., 1981.

План семинарского занятия

1. Место и роль культуры в жизни современного общества и человека.

2. Постижение культуры как фактор профессиональной подготовки студентов.

3. Цель и задачи курса культурологии.

Темы рефератов

1. Возрастание роли культуры как историческая закономерность.

2. Культура современной России: анализ, оценка, прогнозы.

3. Кого должен готовить вуз? Какова цель высшего образования?

4. Что значит гуманизация и гуманитаризация образования?

5. Специфика гуманитарного и естественно-научного знания: различие, общность, взаимосвязь.

6. Узкая специализация или разностороннее образование: что необходимо профессионалу XXI века?

7. Требования, предъявляемые к вашей специальности в XXI веке.

8. Опережающее профессиональное образование: суть, мнения, прогнозы.

Рекомендуемая литература[2]

Антипина О.А. Тенденция гуманизации экономики при переходе к постиндустриальному обществу. М., 1998.

Афанасьев Ю.Н. Может ли образование быть негуманитарным? // Магистр. 2000. Май—июнь. № 5–6.

Библер B.C. От наукоучения – к логике культуры. М., 1991.

Борзенков В. Проблема человека в контексте обновления гуманитарного образования в России // Человек. 1996. № 3.

Гуманизация наук и гуманитаризация образования: Научно-аналитический обзор. М., 1995.

Костенко Ю., Богомолов С, Даниленко Л. Алгебра и гармония в техническом вузе // Человек. 1996. № 4.

Кагерманьян B.C. и др. Формирование творческой личности будущего инженера: Учеб. пособие / Под ред. А.Я. Савельева. М., 1993.

Кузнецова Т.Ф. Философия и проблемы гуманитаризации образования. М., 1990.

Культура, культурология и образование: Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1997. № 3.

Леонов В.Г. Тенденции гуманизации в науке // Наука: закономерности ее развития. Вып. 8. Томск, 1992.

Новиков П.Н., Зуев В.М. Опережающее профессиональное образование. М., 2000.

Простоволосова Л.Н., Фельдман ДМ. Гуманитарное образование // Вопросы философии. 2000. № 7.

Философия, культура и образование: Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1999. № 9.

Фейнберг Е.Л. Кибернетика, логика, искусство. М. 1981.

Глава 2

Наши рекомендации