Опыт использования электронного портфолио
В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Ключевые слова:электронный портфолио, система образования, целевые группы, структура.
Идея применения портфолио возникла в 1980-х гг. в США в педагогических вузах. Вскоре портфолио стал популярной идеей в Европе и в Японии. Х. Кэурулайнен (Университет прикладных наук г. Йювяскила, Финляндия) представляет электронный портфолио как инструмент для учителя и преподавателя. Автор описывает методику использования электронного портфолио, разработанную в этом финском университете за последние 16 лет [4: 101].
В отечественной практике технология электронного портфолио только начинает применяться. Это подтверждает проведенное библиографическое исследование, в ходе которого были найдены только англоязычные монографии и ряд статей, опубликованных в журналах «Информатика и образование», «Высшее образование в России», «Информационные ресурсы образования», начиная примерно с 2005 г. Изучение описанного отечественного опыта использования электронного портфолио позволяет утверждать, что в сфере образования электронное портфолио разработан для различных пользователей – для учеников и/или студентов, для учителей и/или преподавателей.
Одним из ведущих российских специалистов в этой области является доктор педагогических наук О.Г. Смолянинова. Она анализирует опыт разработки и применения технологии электронного портфолио в учебном процессе Института педагогики, психологии и социологии Сибирского Федерального Университета, а также возможности этого метода в оценке деятельности преподавателя [8: 11]. Описательный эксперимент по использованию электронного портфолио в оценке образовательных достижений студентов начался в Сибирском Федеральном Университете в 2008 г. По завершению эксперимента специалисты пришли к выводу, что е-портфолио необходимо включать в систему высшего образования [7: 7].
В Институте иностранных языков Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина дисциплина «Использование современных ИКТ в учебном процессе», преподаваемая на 4-м курсе обучения, была использована для внедрения технологии электронного портфолио [2: 9].
В филиале Санкт‑Петербургского государственного инженерно‑экономического университета г. Твери разработана база данных «Электронный портфолио студентов» [12].
В Шахтинском филиале Южно‑Российского гуманитарного института (г. Ростов-на-Дону) с помощью веб‑портфолио студенты представляют свои академические достижения. На сайте института можно посмотреть примеры электронного портфолио студентов и преподавателей [13].
В Катайском педагогическом техникуме были опубликованы методические рекомендации Л.В. Лесниковой по использованию е-портфолио для студентов и преподавателей художественно‑графического отделения по специальности «Учитель изобразительного искусства и черчения» [3].
В Тюменском государственном нефтегазовом университете студенты работают над профессиональным портфолио с первого семестра. Они посещают специальные занятия, где знакомятся с технологией портфолио [11].
В Пермском государственном педагогическом университете на кафедре методики преподавания иностранных языков функционирует профессиональный электронный портфолио студента факультета иностранных языков [9: 67].
Таким образом, первичное библиографическое исследование показало, что данная тема актуальна и постепенно развивается в нашей стране. Технология электронного портфолио используется в системе общего среднего, высшего профессионального образования, а также в системе повышения квалификации преподавателей. Чтобы определить специфику электронного портфолио для разных целевых групп, необходимо описать структуру существующих моделей портфолио.
Р.Я. Рахматулин рассматривает основные особенности электронного портфолио как сетевой интерактивной образовательной технологии в области социальной и познавательной деятельности подростков. Специалист утверждает, что портфолио ученика рассматривается специалистами как специальное образовательное пространство, где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определенный период времени [6: 30]. Автор считает, что структурирование портфолио должно осуществляться в процессе совместной работы педагога со специалистом в области компьютерного программного обеспечения. Например, «электронный портфолио подростка», разработанный Р.Я. Рахматулиным и другими специалистами, содержит 9 разделов: «Это Я», «Моя семья», «Режим дня», «Увлечения», «Мои книжки», «Творческие задания», «Мои рисунки», «Форум», «Почта».
Что касается высших учебных заведений, то авторы-исследователи приводят разные структуры портфолио студентов. И.Л. Васюков и А.Н. Волков, ученые Череповецкого государственного университета, предлагают разбить структуру е-портфолио на 3 части: «Мои достижения», «Я в мире людей», «Взгляд на себя и в будущее [1].
Профессиональный электронный портфолио студента Пермского государственного педагогического университета содержит следующие разделы: «Введение», «Новости», «Портрет», «Биография», «Паспорт».
О.Г. Смолянинова приводит собственную структуру электронного портфолио бакалавра педагогики первого курса:
1. Приветствие (фотография или видеоколлаж студента, несколько слов от автора е‑портфолио в свободной форме).
2. Резюме для потенциальных работодателей.
3. Философия образования (профессиональные позиции, обоснование выбора профессии, индивидуальный учебный план, ожидаемые результаты по предметам специальной подготовки).
4. Личное (автобиография, жизненные принципы, фотоальбомы).
5.Образовательные, профессиональные, личные достижения, выбранные студентом.
6. Рефлексия (осмысление профессиональных притязаний, анализ собственных ресурсов для обучения в университете).
7. Полезные печатные и электронные ресурсы и Интернет‑ссылки.
8. Контакты (обязательным является лишь адрес электронной почты) [8: 14].
В области повышения квалификации педагогических кадров не существует единых стандартов и требований к организации и оформлению электронного портфолио работника образования, поэтому вид и структура портфолио зависят от индивидуальных особенностей человека, который сам решает, какие документы и работы, в каком порядке в него включить.
С.В. Ожиганова приводит возможные разделы электронного портфолио учителя: общие сведения об учителе; результаты педагогической деятельности; научно‑методическая деятельность; внеурочная деятельность по предмету; учебно‑материальная база [5].
В Сибирском федеральном университете был проведен анкетный опрос преподавателей относительно списка потенциальных разделов электронного портфолио. Опрос показал, что портфель преподавателей ориентирован в первую очередь на профессиональное совершенствование, рефлексию собственной профессиональной деятельности и стимулирование карьерного роста [10: 169].
Изучение существующих моделей электронного портфолио позволяет сделать вывод, что этот инструмент способствует оценке знаний учащихся, сформированных за определенный период времени. Он дает возможность ученику самостоятельно работать и осуществлять оценку собственной творческой деятельности, а учитель может наблюдать за ходом развития знаний и понять, в каком предмете ученик ориентируется лучше, а какой вызывает у него проблемы.
Студент хранит в электронном портфолио сведения о своихдостижениях, о жизненном и учебном опыте за время обучения, делится своими интересами и оценивает свои ценности. С помощью портфолио отслеживаются и оцениваются навыки и знания студента, а также документируется прогресс по отношению к прежним результатам. Электронный портфолио может способствовать дальнейшему трудоустройству.
Для преподавателя наличие электронного портфолио является одним из педагогических условий формирования профессиональной подготовки, он отражает уровень его подготовленности к осуществлению педагогической деятельности и свидетельствует о профессиональном развитии.
Проведенный анализ литературы позволяет сделать вывод о широких возможностях методики электронного портфолио и подтверждает актуальность выбранного направления исследования.
Литература
1. Васюков, И.Л., Волков, А.Н. Портфолио как инструмент самоорганизации, самопознания, самооценки, саморазвития и самопрезентации студента. URL: http://proza.ru/2005/03/23‑57 (дата обращения: 02.11.2013) .
2. Дергачева Ю. Е‑портфолио как средство развития творческих способностей// Высшая школа. 2009. № 8. С. 9-11.
3. Катайский педагогический техникум. URL: http://kpt.ucoz.com/ (дата обращения: 05.11.2013).
4. Кэурулайнен Х. Электронное портфолио как инструмент оценки компетенций // Высшее образование в России. 2007. № 4. С. 100-103.
5. Ожиганова С.В. Систематизация опыта работы учителя на основе использования электронного портфолио. URL: http://ito.edu.ru/2008/MariyEl/III/III‑0‑36.html (дата обращения: 10.11.2013).
6. Рахматулин Р.Я. Электронный портфолио // Информационные ресурсы России. 2012. № 5. С. 30-32.
7. Смолянинова О.Г. Использование электронного портфолио в непрерывном образовании и трудоустройстве // Информатика и образование. 2013. № 5. С. 6-11.
8. Смолянинова О.Г. Метод электронного портфолио в оценивании образовательных достижений бакалавров педагогики // Стандарты и мониторинг в образовании. 2010. № 3. С. 11-16.
9. Смолянинова О.Г., Иманова О.А. Использование е‑портфолио в высшем образовании в Российской Федерации // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 9. С. 65-77.
10. Смолянинова, О.Г., Шилина, Н.Г. Возможности и перспективы использования технологии электронного портфолио в практике учебного процесса в Сибирском федеральном университете. 2009. С. 164-177.
11. Тюменский государственный нефтегазовый университет. URL: http://www.tsogu.ru/ (дата обращения: 05.11.2013).
12. Филиал Санкт‑Петербургского государственного инженерно‑экономического университета г. Твери [Электронный ресурс]. URL: http://www.engectver.ru/index.php (дата обращения: 05.11.2013).
13. Шахтинский филиал Южно‑Российского Гуманитарного Института. URL: http://www.urgi.org/ (дата обращения: 05.11.2013).
Максимова Д.И.
ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»
Ушакова А.П.
профессор, д.ф.н.
ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»