Зарубежный опыт использования систем электронной коммерции и электронного ведения бизнеса

Количество пользователей Сети ежегодно увеличивается в несколько раз. По данным отчета, число онлайновых покупателей в США только в 2010 году достигло 379,3 млн. человек. Большинство из них, совершая покупки в Сети, ориентируются на имена, заработавшие безупречную репутацию в секторе традиционной торговли. Среди приверженцев «чистого» онлайнового бизнеса наблюдается противоположная тенденция. Чтобы выжить, они зачастую инвестируют в традиционные рынки, заключая партнерские соглашения с компаниями, торгующими традиционными методами.

По прогнозам исследователей, к 2015 г. число американцев, покупающих через Интернет, более чем удвоилось, достигнув цифры в 980 млн. человек. Объемы электронной торговли удваиваются примерно ежегодно. По мнению агентства ActivMedia Research, общий объем электронной торговли в 2015 году составил тысячи млрд. долл. Однако, исследовательская группа IDC Research приводит другую цифру - около 2,8 трлн. долл., а Forrester Research - 4 трлн. долл. Однако, следует заметить, что развитие электронной торговли в разных странах идет неодинаковыми темпами.

Наиболее быстрыми темпами электронная торговля развивается в США. По сообщению Electronic Payments Association, общий объем задействованного в сфере электронной торговли капитала в США в 2013 году составил 50,3 трлн. долл. По данным агентства Cnews.ru, около 85% владельцев малых предприятий в США имеют доступ к Сети, причем более чем у половины из них есть свой Web-сайт.

Не в последнюю очередь, это связано с тем, что правительство США уделяет особое внимание развитию электронных средств связи, Интернет и электронной торговли. Этими вопросами занимаются Федеральная комиссия по торговле и Федеральная комиссия по коммуникациям. При Правительстве США также создана специальная рабочая группа по электронной коммерции. В своей деятельности Группа руководствуется президентскими директивами. В 1998 г. в США был принят закон, который установил трехлетний мораторий на введение налога с продаж на товары и услуги, реализуемые через Интернет.

Данный закон (Internet Tax Freedom Act) также запрещает федеральным исполнительным органам США и властям штатов регулировать цены на доступ к Интернет и услуги, приобретаемые через Сеть. Введение данных мер, а также решение о снятии запрета на экспорт технологий шифрования данных, используемых для обеспечения безопасности финансовых операций, имеет своей целью содействовать дальнейшему развитию электронной торговли в США.

В Европе темпы развития электронной торговли ненамного уступают США. По мнению журнала Business Online, в 2013 году объем сделок в Европе достиг 10 трлн. долл. Согласно исследованиям, проведенным по заказу компании Microsoft фирмами MORI и Cranfield, несмотря на падение курса евро на международных валютных рынках, электронный бизнес в Европе будет в ближайшие годы расти очень быстро. Причем 53% европейских бизнесменов связывают выживание своего бизнеса с B2B электронной коммерцией. А 62% из опрошенных европейских бизнесменов уверены, что новая экономика благотворно повлияет на рост ВВП их страны, а также поможет сократить безработицу. Однако, несмотря на хорошее отношение к новым технологиям, реальные сдвиги в развитии электронной торговли в Европе пока не очень заметны.

В Англии, почти половина бизнесменов предпочитают традиционные формы ведения бизнеса. Потенциал британского электронного бизнеса оценивается в 56,6 млрд. фунтов стерлингов, но многие компании не используют преимущества, предоставляемые Сетью, приводя в качестве аргументов затраты на разработку систем и недоверие к контрактам, заключенным в электронной форме. Неравномерно распределена активность работы в Сети и по регионам.

Лондон, например, тратит в Сети в пять раз больше, чем Уэльс, однако по продажам лидируют Йоркшир и Хамберсайд. Это можно объяснить тем, что компании, расположенные на периферии, прикладывают больше усилий, чтобы обеспечить сбыт своих товаров и услуг, поскольку география не так значима в электронной торговле. 77% всех электронных сделок в Британии обеспечивается финансовым сектором. Исследование, проведенное в Великобритании Институтом торговых стандартов, показывает, что электронная торговля в этой стране имеет множество недостатков, в частности, фирмы обслуживают своих клиентов слишком медленно, покупки через Интернет слишком дороги и пользователи встречают на своем пути слишком много препятствий. Сотрудники Trading Standards Institute совершили тестовые покупки в 102 британских интернет-магазинах. Как выяснилось, 38% заказов были доставлены с большим опозданием, а 17% сделанных покупок не были доставлены вообще. Исследование также показало, что 25% электронных магазинов не имеют системы безопасности электронных расчетов.

Тем не менее правительством Великобритании разработан новый план внедрения электронной торговли, которой поможет Англии стать лучшим местом для ведения такого вида деятельности. Как заявил министр торговли и промышленности Великобритании, новая программа правительства о развитии электронной торговли поможет предприятиям малого бизнеса получать выгоды от информационных технологий. Одним из самых крупных барьеров к ведению электронного бизнеса является предположение о том, что информационные технологии не предоставляют никаких материальных выгод, в то время как они могут преобразовать бизнес и увеличить его конкурентоспособность.

В Германии электронная торговля развивается высокими темпами, особенно в предрождественский период. Исследовательская компания Forrester Research прогнозирует, что объем электронных продаж в праздничный период составит в Германии 715 млн. евро, в Великобритании - 664 млн. евро, а во Франции - 292 млн. евро. Эксперты считают, что одной из причин такого роста онлайновых продаж является стойкая привязанность немцев к заказам товаров по почте. Объем таких покупок традиционно составляет в Германии 5% от всех розничных продаж. Другим фактором, который способствует росту электронных продаж, является закон, в соответствии с которым в Германии обычным магазинам запрещено работать позже 20 часов в будни, и позже 16 часов в субботу. Учитывая также, что количество пользователей Сети в Германии постоянно растет, эксперты считают, что Германия окончательно обгонит Великобританию по всем показателям электронной торговли.

Быстрыми темпами развивается электронная торговля в Италии. Ёе оборот в стране вырос к 2014 году до 73 млрд. евро. Тогда как общий объем электронной торговли в Европе составил 810 млрд. евро. Бурное развитие электронной торговли в Италии также связано с активной позицией государства. Итальянский Сенат выделил в бюджете миллиарды лир на развитие электронной торговли.

Быстро набирает обороты электронная торговля и во Франции. По сообщению журнала “Планета Internet”, за 2014 год оборот составил 4,2 млрд. франков. Характерная особенность французского электронного рынка в том, что первыми на электронный рынок вышли предприятия, торгующие продуктами питания. В настоящее время распределение по отраслям торговли примерно такое: туристический бизнес - 47,1 %; мультимедиа и компьютеры -23,74%; книги, диски, кассеты - 10,43%; продукты питания и напитки - 2,51%.

Швеция также активно развивает электронную торговлю. Торговая палата Швеции основала первую палату электронной торговли в Европе. Идея заключается в том, что Палата е-коммерции станет надежным партнером в области коммуникаций и будет отвечать потребностям национальной политики и политики Евросоюза. Палата электронной торговли будет также работать над увеличением сотрудничества бизнеса и научно-исследовательскими разработками. Наконец, на Web-сайте могут встретиться компании, ведущие интеллектуальный бизнес. Первый проект будет посвящен европейскому стандарту безопасности платежей.

Быстрыми темпами развивается электронная торговля и в Азии. Уровень доходов в 2010 году на азиатском электронном рынке составил 312,8 млрд. долл. В 2013 году этот показатель составил 61 млрд. долл. А к 2015 году рынок вырос до 500 млрд. долл. Причем 45% составили доходы тех компаний, которые дольше всех работают на рынке.

Одним из лидеров в этом регионе является Китай. К 2010 году в соответствии с заявлением министра информатики Китая объемы рынка информационной индустрии в стране удвоились. В 2012 году, по сообщению информационного агентства “Синьхуа”, объем электронных сделок в Китае составил 62,9 млн. долл., что на 250% превышает показатель 2005 года. Как отмечается в сообщении, Китайская ассоциация электронной торговли и Китайский центр оценки сетевой конъюнктуры прогнозируют увеличение объема сделок через компьютерные сети до 190 млн. долл.

В Латинской Америке электронная торговля развивается заметно медленнее. По сообщению Интернет-журнала “Электронный бизнес”, несмотря на довольно заметное увеличение объема инвестиций в электронную торговлю в Латинской Америке, количество потребителей растет очень незаметно. Аналитики утверждают, что через четыре года доступ к Интернет в Латинской Америке будут иметь около 46% всего населения. Это - самое большое препятствие для развития электронной торговли в этом регионе. Как показывают исследования eMarketer, Латинская Америка не является особенно благоприятным регионом для инициатив в области электронной коммерции. С Интернет здесь знакомо только 27% населения. Вместе с тем, министр торговли США Дон Эванс настроен более, чем оптимистично, по его прогнозам, объем рынка электронной коммерции в Латинской Америке должен достигнуть 27 трлн. долларов. Эванс также заметил, что в указанных странах необходимо совершенствовать законодательство, особенно в той его части, которая касается ЭЦП. Как показало исследование Meta Group, в Латинской Америке наилучшими условиями для развития электронной торговли обладает Бразилия, в то время как Венесуэле, Аргентине и Колумбии приходится решать другие более важные проблемы.

По данным агентства Cnews.ru, в Австралии развитие электронной торговли идет не так быстро, как в США. Несмотря на то, что Австралия является одной из ведущих стран по числу пользователей Интернет, маркетологам и специалистам в области e-commerce приходится прилагать немало усилий для того, чтобы получить прибыль на рынке интернет рекламы. Эффективность онлайн-рекламы в Австралии крайне низка. Так, всего 22% австралийских пользователей Сети намереваются что-либо приобрести через Интернет в текущем году, в то время как в США этот показатель превышает 60%, а в Канаде - 45%. По мнению аналитика Jupiter Гая Крэнсвика, малый потенциал австралийского В2С при таком большом количестве интернет-пользователей связан, прежде всего, с отсутствием взаимного расположения между покупателями и интернет-компаниями. Последние должны кардинальным образом реструктурировать свою деятельность, уделив пристальное внимание качественным показателям для привлечения покупателей. Количество времени, проводимое австралийскими пользователями в Интернет, тоже является препятствием на пути к получению прибыли. В среднем, пользователи Сети из Австралии в августе 2015 года провели в онлайне менее 10 часов по сравнению с 15 часами, проведенными в Сети жителями США. Полагают, что австралийские компании, занимающиеся электронной коммерцией, в первую очередь, должны сделать услуги для своих клиентов в достаточной степени персонализированными, а также стремиться создавать устойчивые взаимоотношения с клиентами, не ограничиваясь разовыми торговыми операциями.

В Африке электронная торговля пока не получила сильного толчка, способствующего ее активному развитию. Однако, по сообщению журнала Business Online, Barklays Bank Africa, один из крупнейших африканских банков, и Интернет-провайдер Africaonline решили создать службу электронной коммерции, которая позволит связать финансовые и коммуникационные услуги. Служба, которую предполагается развернуть на обширной территории южнее Сахары, первоначально откроется в Найроби (Кения). Сейчас там проходят ее испытания на базе нескольких создаваемых Africaonline Интернет-центров. Количество пользователей Internet в Африке насчитывает около 5 млн. и возрастает экспоненциально. Однако свыше 70% от этого числа проживают в Южной Африке и Египте, которые пока мало где охвачены Africaonline. Руководство компании планирует со временем открыть свои представительства в этих регионах, рассчитывая за счет этого расширить службу электронной коммерции до всеафриканских масштабов. Правда, на африканском континенте практически не используются кредитные карты, и поэтому для создаваемой службы предстоит разработать какую-то иную систему оплаты.

Большинство экспертов отмечают, что необходимыми, ключевыми факторами развития электронной торговли является распространение и обеспечение доступности высокоскоростных каналов связи, а также формирование и принятие законодательной базы, описывающей основные принципы совершения электронных сделок.

Наши рекомендации