Характеристика детей, имеющих признаки психомоторной одаренности.
Понятие «психомоторика» (от греч. psyche - душа и лат. motor - двигающий, двигательный, приводящий в движение) ввел выдающийся русский физиолог И.М. Сеченов. Изучая особенности психомоторики, исследователи рассматривают несколько групп характеризующих ее качеств: координационные способности, проприоцептивные функции, память на основные параметры движений, показатели быстродействия, мышечной силы, подвижности в суставах, скоростносиловые качества, выносливость, меткость, ловкость.
Психомоторная одаренность подразумевает наличие комплекса органически связанных компонентов — психомоторных способностей:
• быстро реагировать на известный раздражитель, выполнять одиночные движения, держать темп;
• тонко различать движения по пространственным, силовым и временным параметрам;
• воспринимать и создавать собственные движения, воспроизводить и создавать новые на основе двигательного воображения;
• координировать движения многих звеньев тела и др.
Указанные способности не просто существуют рядом друг сдругом и независимо друг от друга, они изменяются, переплетаются, приобретают качественный характер в зависимости от наличия и степени развития каждой из них. Важную роль играют и уровни психической организации ребенка: развитие интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной сфер. Одаренные дети практически всегда могут быть замечены педагогом. Такие дети проявляют повышенный интерес к двигательной деятельности, легко и пластично двигаются, характеризуются высоким уровнем развития основных двигательных навыков, обладают развитой физической силой, чувством равновесия. Они динамичны, смелы, почти всегда побеждают в спортивной игре, проявляют настойчивость, азартность в достижении цели. При выполнении упражнений дети с признаками моторной одаренности умеют распределять напряжение и расслабление мышц, координировать их сокращение, обладают способностью воспроизводить и удерживать точный ритм, а также высокий темп движений, сохранять точность и соразмерность действий. Количество попыток, необходимое им для овладения новым движением, гораздо меньше, чем у других детей. По некоторым показателям такие дети могут достигать уровня, характерного для более старших детей. Их отличает также склонность к задачам дивергентного типа, выбор нестандартного решения, прогнозирование, предвосхищение результата своего действия до его осуществления. С этими характеристиками тесно связана способность детей к повышенной концентрации внимания, что зачастую проявляется в полном поглощении ребенка заинтересовавшим его делом. Еще одна важная психологическая черта детей с признаками психомоторной одаренности - соревновательность. Она проявляется в целеустремленности, воле к победе, умении рисковать. Соревновательность тесно связана с перфекционизмом - стремлением доводить результаты деятельности до их соответствия самым высоким требованиям.Т.о, психомоторная одаренность имеет специфические черты, обусловленные характером деятельности. Она выступает как интегральное проявление разных психомоторных способностей и может иметь неповторимый, уникальный характер, поскольку отдельные способности у различных детей выражены в разной степени.
65.Оценка осанки и стопы ребенка. Использование тестовой карты и метода плантографии.
Ортопедическая патология у детей делится на две группы: одну составляют врожденные деформации скелета и наследственные заболевания, другую — приобретенная патология (последствия травм и заболеваний органов и их систем).
Осанка - индикатор здоровья ребенка. Правильная осанка - это симметричное положение частей тела относительно позвоночника. Характерные особенности нормальной осанки детей дошкольного возраста: прямое положение головы и позвоночника; горизонтальный уровень надплечий и углов лопаток; плавный переход линии грудной клетки в линию живота; ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах; изгибы позвоночника выражены слабо.
Определить наличие или отсутствие нарушений осанки у ребенка помогает тестовое обследование. Медсестра осматривает детей и отвечает на 10 вопросов теста, подчеркивая «да» или «нет» в тестовой карте каждого ребенка. Исследование проводится в положении стоя, ребенок раздет для трусов. Порядок осмотра:
1) осмотр в фас (спереди), руки вдоль туловища — определяется форма ног (нормальная, О- или Х-образная), положение головы, шеи, симметрия плеч, равенство треугольников талии (просвет треугольной формы между внутренней поверхностью рук и туловищем с вершиной треугольника на уровне талии), деформация грудной клетки, симметрия таза;
2) осмотр сбоку (поза сохраняется) — определяется форма грудной клетки, живота, спины, выступание лопаток;
осмотр со спины (поза сохраняется) — определяется симметрия углов лопаток, равенство треугольников талии, форма
3) позвоночника, ног (нормальная, О- или Х-образная), ось пяток (вальгусная или нет);
4) выявление нарушений в походке.
Содержание тестовой карты для выявления нарушений осанки:
1) явное повреждение органов движения, вызванное врожденными пороками, травмой, болезнью (да, нет);
2) голова, шея отклонены от средней линии, плечи, лопатки, таз расположены несимметрично (да, нет);
3) выраженная деформация грудной клетки — грудь «сапожника», впалая, «куриная» (да, нет);
4) выраженное увеличение или уменьшение физиологической кривизны позвоночника: шейного лордоза, грудного кифоза, поясничного лордоза (да, нет);
5) сильное отставание лопаток, «крыловидные» лопатки (да, нет);
6) сильное выступание живота, более 2 см от линии грудной клетки (да, нет);
7) нарушение осей нижних конечностей — О- или Х-образ- ные (да, нет);
8) неравенство треугольников талии (да, нет);
9) вальгусное положение пяток (пятки) во время стояния — ось пятки отклонена наружу (да, нет);
10) явные отклонения в походке — прихрамывающая, «утиная» и т.п. (да, нет).
С помощью данного теста оценка осанки детей проводится по следующим градациям:
• нормальная — отрицательные ответы на все вопросы;
• незначительные нарушения - положительные ответы на вопросы 3, 5-7 (один или несколько). Дети, имеющие эти отклонения, подлежат наблюдению медсестры дошкольного учреждения;
• выраженные нарушения - положительные ответы на вопросы 1, 2, 4, 8—10 (один или несколько). Дети, отнесенные к данной группе, подлежат обязательному направлению на консультацию к ортопеду.
При функциональных изменениях опорно-двигательного аппарата или при дефектах осанки образуется динамический стереотип поведения, закрепляющий неправильное положение тела в пространстве, а навык поддержания правильной осанки утрачивается.
Одним из тяжелых ортопедических заболеваний является плоскостопие - деформация стопы, сопровождающаяся уплощением ее сводов; при этом нарушаются ходьба и бег, а в дальнейшем появляются другие неприятные симптомы (быстрая утомляемость, боли в ногах и т.д.). Диагностика состояния стоп у дошкольников осуществляется врачом-ортопедом. Один из самых информативных методов диагностики ранних стадий плоскостопия - плантография. Это методика получения отпечатков человеческих стоп в позе естественного прямостояния на специальном приборе (по методу В.А. Яралова-Яралянца). Проводит плантографию медсестра или руководитель физ. восп.
Для получения плантограмм необходимо иметь:
• плантограф, представляющий собой деревянную рамку размером не меньше 30x40 см и высотой 2 см, обтянутую мешковиной и поверх ее полихлорвиниловой пленкой (полотно снизу смачивается штемпельной краской);
• чистый лист бумаги, который кладется на пол под окрашенную сторону плантографа;
• детский стульчик.
Техника получения плантограммы: ребенок садится на стульчик ближе к краю, аккуратно ставит ноги на плантограф всей подошвенной поверхностью стоп, встает при помощи взрослого, выпрямляется и находится в таком положении несколько секунд. Масса тела должна быть распределена равномерно на обе стопы. Окрашенная ткань прогибается, соприкасаясь в местах давления с бумагой, и оставляет на ней отпечатки стоп - плантограмму. После этого ребенок садится и одновременно поднимает обе ноги.
Для оценки плантограммы необходимо обозначить на отпечатке стопы три точки: середину основания большого пальца; центр пятки; середину межпальцевого промежутка второго и третьего пальцев. Затем надо соединить первую точку со второй, а вторую - с третьей. Если обе линии в средней части «не утопают» в отпечатке стопы, то перед нами норма если первая линия остается за отпечатком, а вторая «утопает» в нем, - стопа уплощенная; если обе линии «утонули» в полученном отпечатке,- отмечается плоскостопие