Критерии моей оценки каждого лагеря.
Предисловие окончено :). Я представил и дал общее описание своей классификации современных типов лагерей и программ для детей, подростков и молодёжи в дни школьных каникул. Теперь рассмотрим, как в этом калейдоскопе предложений по каникулярному детскому отдыху найти нужный именно Вам тип лагеря. И как уже из выбранных найти оптимальный для Вас, на что вообще нужно обращать внимание при выборе лагеря.
Как по косвенным признакам определить тип лагеря? Ведь мало кто из лагерей говорит о себе открыто, многие даже и не задумываются об этом, большинству просто нечего показать, а некоторым есть что скрывать. Хочу напомнить уважаемому читателю, что за стандартную лагерную смену в 21 день на ребёнка приходится больше педагогических часов, чем тратит на него классный руководитель в год, а порой даже больше, чем тратят некоторые родители на своего ребёнка за год. Учитывая огромное педагогическое воздействие в лагере, важно понимать, что настраивая ребёнка на решение задач в жизни, не стоит отправлять его только в развлекательный лагерь, надеясь на то, что там он отдохнёт, а домой вернётся вновь готовым к решению сложных задач. Смена в лагере для ребёнка – это маленькая жизнь, которая с большой вероятностью оставит массу впечатлений и наложит определённый отпечаток на его поведение. Поэтому для меня, в первую очередь, при оценке лагеря важны не условия проживания и особенности питания, а суть, смысловое наполнение, воспитание, навыки и качества, которые приобретают дети.
Итак, я понимаю, что о каком-либо лагере вы можете судить только по интернет-сайту и материалам, представленным на нём. От этого и будем отталкиваться.
Фотографии и видео на сайте лагеря.
На сайте лагеря есть галерея фотографий, иногда видео с прошлых смен. Если галереи нет или она представлена парой разноразмерных фотографий общих видов, значит и лагеря тоже пока ещё не было, программа только готовится к проведению, ну, или показать совсем нечего.
Фотографии должны вам показать, чем дети занимаются в лагере, что они там делают. Если программа лагеря хорошая, то по фотографиям вы сразу поймёте, что вот они пошли в поход, вот на экскурсию, вот они преодолевают трудности, вот они переправляются по верёвкам, вот стреляют, вот плавают, вот веселятся, вот занимаются ремеслом, вот лекционные занятия, вот над чем-то думают. Вся суть лагеря обычно отражается на кадрах. Если программа унылая и/или ни о чём, то фотки будут примерно такие: вот они смеются, вот прыгают вверх всей кучей, вот кривляются, вот опять рожи корчат, вот перемазались в чём-то, вот мальчики переоделись в девочек и т.п. – то есть фотки будут ни о чём. Эмоциональный фон только при этом бывает разный: отличается же он, например, у людей на концерте Мерлина Мэнсона и у людей, только что взявших новую вершину.
Обратите внимание на лица детей на фотографиях, они интеллектуальны? Если дети заняты делом, то, как правило, лица их наполнены смыслом, а если лагерь первого или четвёртого типа, то лица зачастую “не отягощены интеллектом”. Для изощрённых наблюдателей могу предложить найти на кадрах лагеря завсегдатого ребёнка (в каждом лагере есть такие, кто ездит из раза в раз много лет) и понаблюдайте, как меняется его лицо от программы к программе. В лагере ребёнок должен меняться в лучшую сторону, что можно уловить на фотографиях, да и деятельность тоже оставляет отпечаток на лице. Можно попытаться отследить лицо ребёнка в начале и в конце смены. Немного иначе, чем с фотографиями, обстоит дело с видеоматериалами. Видеофильм или ролик о лагере способны вместить больше информации, нежели фотографии. Поэтому видео может и должно демонстрировать не только, чем занимаются дети и как они меняются, но и концепцию лагеря, подход к воспитанию и т.п. Так же по медиаматериалам можно оценить соответствие реально проделанного заявленному в программе.
Итого: На фотках дети должны быть заняты делом, лица их должны быть приятны, светлы и умны, а видеоматериалы должны отражать концепцию и суть программы.
Персонал лагеря.
С вашим ребёнком будет работать не номер со всеми удобствами и не шоу программа, с ним будут работать конкретные Вася, Петя, Даша, Маша. Если эти Васи и Маши не первый день работают на этом проекте, то информация о них должна быть на сайте. У уважающих себя организаций вы можете попросить присутствия на собраниях их персонала с целью знакомства с коллективом, и они вам, вероятнее всего, не откажут. Личное общение позволит сложить наиболее полное мнение о сотрудниках. При изучении сайта о персонале лагеря можно судить по фотографиям со смен, анкетам сотрудников.
Персонал лагеря должен соответствовать заявленной программе (мне встречалось повидать и такое, что две девочки 19 и 20 лет вели целую программу аля спецназ для мальчиков). Личное знакомство должно показать вам, насколько зрелы эти люди, адекватны ли они, как у них со своими семьями обстоят дела, какие у них взгляды и ценности – это архи важно, ведь ценности персонала передадутся ребёнку, а вам потом с ним жить. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы ваши ценности совпадали по ключевым моментам. Если вы, например, придерживаетесь либеральных взглядов, то не стоит, во избежание конфликтов, отправлять ребёнка на программы военно-прикладной направленности и наоборот, сторонникам традиционных ценностей вряд ли что-то понравится в лагерях-шоу.
Смотрите на внешний вид – со всеми, конечно, лично встретиться не удастся, но для этого есть фото смен и анкеты. Внешний вид и поведение тоже о многом говорят. Если взрослый человек ведёт себя как идиот, кривляется и притворствует, одет как неформал, у парня в ушах серьги, штаны по колено, он говорит манерно и одевается как дева, а девушка как мужик, то надо подумать, прежде чем отправить ребёнка с такими людьми. Ведь при воспитании передаются не только навыки, навыки это всего лишь инструмент передачи. Ребёнок должен получить правильный образ мужчины и женщины: мужчины - сильного, волевого, эстетичного, ответственного, умелого, смелого, а женщины – хозяйственной, целомудренной, женственной.
Из анкеты инструктора на сайте иногда можно узнать о его ценностях и взглядах на жизнь, о его опыте решения прикладных практических задач (порой не особо важно, каких именно), о том, что он умеет делать своими руками – важно, чтобы он был полноценной личностью. Обратите внимание на семейное положение сотрудника – да, у вожатых, скорее всего, ещё нет семьи, но у ведущих инструкторов и руководства должны быть полные семьи и свои дети. Бессемейные дяденьки и тётеньки с трудноопределимым полом и возрастом должны вызвать у Вас настороженность.
Что касается профессионализма, то тут ничего не зависит от образования. С детьми или дано работать, или нет. Этому нельзя научить, таких людей можно только выявить и подготовить. Поэтому не стоит доверять тому, что “тут у нас только профессиональные педагоги и психологи”. Педагоги часто бывают очень уставшими от школы, а каждый второй психолог при ближайшем рассмотрении оказывается психически больным человеком с кучей комплексов и фобий, с сомнительными взглядами на жизнь.
Ещё обратите внимание на гендерный баланс в штате – обычно в лагерях первого и четвёртого типа работает больше женщин и они там “рулят”, а в более сложных программах, требующих ответственности, сопряжённых с риском, большинство мужчин и командуют, соответственно, они. Есть персонал, который ориентирован на отдых любой ценой и “создание безудержного счастья” для ребёнка, это означает, что ребёнку будут потакать и находить оправдания его слабостям и глупостям (это камень в огород гуманной педагогике с женским лицом). Обратить внимание, на мой взгляд, стоит на серьёзных людей, способных говорить правду в глаза, способных заставить вашего ребёнка работать над собой. Основной костяк персонала должен быть взрослый, зрелый, умелый, идейный.
Итого: Единица персонала лагеря – это образ для вашего ребёнка. Смотрите, чтобы этот образ был Вам близок или хотя бы не вызывал отвращения. “Кадры решают всё, а не кобылы и машины” И.В. Сталин. А в нашем случае “Кадры решают всё, а не персональный унитаз и тумбочка у кровати”.