Вторым вопросом будут педагогические задачи.
Пример их анализа на экзамене
Задача 1
Это произошло в 4 классе. Я была примерной ученицей и никогда не пропускала занятия. Даже когда болела, рвалась в школу. Классная руководительница была строгой, но справедливой, и я ее любила. -Дело было в мае, в конце 4 четверти. На улице стояла теплая погода, и многие ученики ленились носить с собой сменную обувь. За это их очень ругали и даже вызывали родителей. Каждое утро наша учительница стояла у входной двери и проверяла у детей наличие сменной обуви. Меня всегда ставили в пример за старательность. Но однажды, почистив вечером туфли, я забыла положить их в сумку. Придя в школу, я побежала к учительнице предупредить ее. Я верила, что Тамара Александровна поймет и разрешит мне сбегать за туфлями на большой перемене. Реакция учительницы была неожиданной для меня. "Так! И ты без, обуви!" – закричала она. "Иди назад домой, а за пропущенное занятие по русскому получишь прогул". И она закрыла перед моим носом дверь. С тех пор я больше никогда не забывала сменную обувь, но и любовь к учительнице почему-то прошла.
* Анализ ситуации.
Ученица нарушила установленные в школе правила (дисциплину).
* Действие учителя.
Учительница использовала метод наказания.
* Результат педагогического воздействия.
Ребенок больше не забывал сменную обувь. Однако появился побочный результат, который учитель вовсе не заметил: у ученицы пропала любовь к учителю, доверие и привязанность. Возможно, в педагогическом словаре данной учительницы не было таких "ненаучных" понятий.
* Методика взаимодействия учителя с учеником.
Прежде чем действовать, учитель анализирует ситуацию. Ребенок нарушил правила. Но какой мотив его поступка? Ребенок всегда был ответственный. Возраст детства очень доверчив к слову и личности взрослого, раним при несправедливости. Проступок случаен для данного ребенка. Учитель должен был просто выслушать объяснения (информационная реакция) и, использовав реакцию понимания, дать развивающий совет: "Ты знаешь, я всегда проверяю с утра свои вещи, все ли я приготовила". После такой беседы у ребенка не пропало бы желание быть хорошим, то есть состояние, которое В.А.Сухомлинский называет термином воспитуемость.
Задача 2
Место действия УПК (учебно-производственный комбинат) где проходит практика. Три одноклассницы с уроков практики уходили домой, решив, что на этих уроках слишком скучно. Но однажды классный руководитель посетила УПК и узнала о прогульщицах. Анна Васильевна решила, что зачинщица одна и решила ее проучить. В следующую пятницу Анна Васильевна, затаив дыхание начала свою воспитательную речь: "Среди нас находится человек, который каждый раз говоря, что идет на практику шел домой. В то время как вы все работали в школе, ученица Попова занималась своими делами. Она обманывала нас всех". Можно представить состояние этой ученицы. Не очень-то приятно выслушивать такие слова в свой адрес, когда прогуливали все трое. Двое же подружек были немы, как рыбы. Казалось учительница достигла своей цели. На ученицу было поставлено клеймо позора. Лицо Анны Петровны светилось торжеством правосудия.
* Возможные действия учителя
Учитель односторонне подошел к анализу проступка, определив в качестве его основного мотива лень ученицы. Ученице не были свойственны приписанные ей учительницей качества. Единственным результатом беседы стало чувство обиды и убеждение, что учителя несправедливы и ничего не понимают.
Учителю следовало бы остановиться на реакциях диалогового общения, собираясь индивидуально беседовать с учениками. Начало ее строилось бы на информационной реакции то есть, получение дополнительной информации о ситуации. "Скажи, пожалуйста, что послужило причиной..."? В такой обстановке, почувствовав доброжелательность ученица может перейти на откровенный разговор. Но сложность в том, что девочка может не захотеть предавать своих подружек и будет молчать. Более эффективен прием "рассказ-обращение по неопределенному адресу" в беседе со всем классом, а не персональное обращение, как это сделал учитель. Либо использование приема "ролевого ожидания": поручить ученице быть ответственной за практику без выяснения и обнародования ее прогулов.
Задача 3
Придя в 1 класс, я уже умела хорошо читать. Все остальные – только учились. В классе практиковался метод чтения "по цепочке" - пока один ученик читал, остальные должны были следить. Ученику, незнающему, где он должен читать, "2". Мне трудно было следить за текстом, так как я успевала быстро прочесть его весь. И, однажды, я получила "2" за то, что не знала, какое предложение мне следует читать.
*Диагностика
Неровный уровень знаний детей в классе. Одаренный ребенок.
* Проблема
Обеспечение индивидуального подхода в рамках классно-урочной системы.
* Ситуация глазами участника
Учитель несправедливо наказал меня, поставив "2", так как я знала задание. Несправедливость учителя вызвала слезы и обиду, которая помнится до сих пор.
* Методика взаимодействия
1. Если в вашем классе дети различны по уровню знаний, при опросе следует использовать индивидуальные задания с учетом их возможностей (карточки и т.п.)
2. В любом случае, если по отношению к ребенку допущена несправедливость, взрослый должен уметь извиниться, исправить свою ошибку [5,446].
Темы контрольных работ
1. Этические теории о сущности морали. Проблема происхождения морали.
2. Сознание как регулятор поведения и деятельности человека.
3. Структура профессионально-нравственного сознания: моральные ценности, принципы и нормы.
4. Поступок и его основные признаки.
5. Основные функции морали: регулятивная, оспитательная, познавательная, оценочная.
6. Значение морального фактора в психолого-педагогической деятельности.
7. Категории профессиональной этики педагогов и психологов – обобщенное отражение нравственного содержания их профессиональной деятельности, основа оценки нравственной ориентации профессиональных действий.
8. Нравственная ценность психолого-педагогической деятельности.
9. Обеспечение прав и свобод личности ребенка как профессиональная и моральная обязанность педагога и психолога.
10. Профессиональный этикет в психолого-педагогической деятельности.
Литература для выполнения контрольных работ.
1. Михальская А.К. Педагогическая риторика.
2. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет.
3. Васильева А.Н. Основы культуры речи
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка
5. Прихожан А. Хочу, чтоб меня понимали. /Популярная психология.
6. Рукавчук Л.Н. Энциклопедия этикета.
7. Давыдова О.С. Шпаргалка по введению в педагогическую деятельность
8. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием,
9. Котова И. Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность.
10. Шепель В.М. Имиджелогия