Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей с умственной отсталостью лёгкой и средней степени тяжести.

Детский сад № 66 «Аистенок» является дошкольным образовательным учреждением,осуществляющим развивающее образование детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, квалифицированную коррекцию отклонений в психическом и физическом развитии детей.

В детском саду функционирует группа для детей сумственной отсталостью лёгкой и средней степени тяжести.

№ группы Возраст детей (лет) Направленность Количество детей
4-7 компенсирующая

Особенности развития детей с нарушением интеллекта.

Приложение 1. www.dou24.ru/mkdou66/

1.2. Планируемые результаты освоения адаптированной образовательной программы

К 7 годам ребёнок с умственной отсталостью осваивает адаптированную образовательную программу в соответствии со своими индивидуальными возможностями, с учетом своего психофизического развития и состоянием здоровья

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Дети умеютздороваться при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощаться при расставании;благодарить за услугу, подарок, угощение;адекватно вести себя в знакомой и незнакомой ситуациях;проявлять доброжелательное отношение к знакомым и незнакомым людям;выражать свои чувства - радость, удивление, страх, гнев, жалость, сочувствие, в соответствии с жизненной ситуацией, в социально приемлемых границах;устанавливать элементарную связь между выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей его, отражая это в речи или в пантомимике;проявлять элементарную самооценку своих поступков и действий; адекватно реагировать на доброжелательное и недоброжелательное отношение к себе со стороны окружающих; замечать изменения настроения близкого взрослого или сверстника; начинать и продолжать диалог со своими сверстниками и близкими взрослыми;владеть одним-двумя приемами разрешения возникших конфликтных ситуаций (пригласить взрослого, уступить сверстнику);быть партнером в игре и в совместной деятельности со сверстниками, обращаться к ним с просьбами и предложениями о совместной игре или практической деятельности;положительно реагировать на просьбу взрослого убрать игрушки, покормить животных в живом уголке, полить растения, убрать мусор, сервировать стол, помыть посуду, протереть пыль; уважать труд взрослых и положительно относиться к его результатам.

Играть в коллективе сверстников;передавать эмоциональное состояние персонажей (горе, радость и удивление);отражать в игре события реальной жизни, переносить в игру увиденное во время экскурсий и в процессе наблюдений;участвовать в знакомых сюжетно-ролевых играх («Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Почта», «Аптека», «Цирк», «Школа», «Театр»);передавать в игре с помощью специфических движений характер персонажа, повадки животного, особенности его поведения;использовать в игре знаки и символы, ориентироваться по ним в процессе игры;самостоятельно выбирать игру для совместной деятельности;участвовать в коллективной драматизации знакомых сказок или рассказов.

Проявлять интерес к трудовой деятельности и ее результатам;выполнять элементарные, знакомые поделки из бумаги, природного материала, ткани, ниток и соломки;сравнивать собственную поделку с образцом, отмечая признаки сходства и различия;пользоваться ножницами, клеем, нитками, другими материалами, применяемыми в местных условиях, для изготовления поделок;выполнять знакомые поделки по образцу и словесной инструкции;отвечать на вопросы по результатам изготовления поделки;давать элементарную оценку выполненной поделке: хорошо, плохо, аккуратно, неаккуратно;пользоваться фартуком и нарукавниками, готовить рабочее место и приводить его в порядок после завершения работы;выполнять коллективные работы из природного и бросового материала;доводить начатую работу до конца.

Получать удовлетворение от результатов своего труда;наводить порядок в одежде, знакомом помещении, на знакомой территории;пользоваться знакомым рабочим инвентарем;ухаживать за растениями дома и на участке;выполнять элементарные действия по уходу за домашними животными;сотрудничать при выполнении определенных поручений;выполнять обязанности дежурного по группе;передавать друг другу поручения взрослого;давать словесный отчет о выполненной работе;бережно относиться к орудиям труда, к результатам своего труда и труда взрослых;оказывать помощь нуждающимся в ней детям и взрослым.

Относится с уважением к работе других детей,не причиняя вреда. Рассказывает о доме друзьям и педагогам.

Демонстрирует добрые чувства по отношениюк другим детям. Проявляет желание попробовать что-то новое

(еда, вид работы, творчество). Самостоятельно ориентируется в помещениидетского сада. Следует простым правилам безопасности.Обращает внимание на свой внешний вид, владеет способами приведения его в порядок. Знает конкретную последовательность действий для выполнения того или иного навыка. Сам пользуется туалетом и совершает гигиеническиепроцедуры (чистит зубы, умывается, причесывается). Самостоятельно раздевается и одевается, застегивает пуговицы. Самостоятельно ест. Сам убирает состола, сворачивает рабочий коврик,вытирает за собой краску, пролитое молоко или сок. С удовольствием накрывает на стол, моет посуду,стирает и гладит салфетки. Без напоминания задвигает стул к столу после того,как вышел из-за стола. Самостоятельно засыпает в тихий час. Ухаживает за цветами.

Способен сам выбрать себе работу. Завершает начатое дело. Работает самостоятельно, не мешая другим. Без напоминания убирает материал послевыполнения задачи.Выполняет элементарные поручения взрослого, выполняет обязанности дежурного по группе. Получает удовлетворение от результатов своего труда.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Дети умеютсоотносить действия, изображенные на картинке, с реальными действиями (выбор из трех-четырех); дорисовывать недостающие части рисунка; воссоздавать целостное изображение предмета по его частям; соотносить форму предметов с геометрической формой - эталоном;ориентироваться в пространстве, опираясь на схему собственного тела; дифференцировать цвета и их оттенки и использовать представления о цвете в продуктивной и игровой деятельности;использовать разнообразную цветовую гамму в деятельности; описывать различные свойства предметов: цвет, форму, величину, качества поверхности, вкус; воспроизводить по памяти наборы предложенных слов и словосочетаний (2-3); дифференцировать звуки окружающей действительности на бытовые шумы и звуки явлений природы; группировать предметы по образцу и по речевой инструкции, выделяя существенный признак, отвлекаясь от других признаков;использовать обобщенные представления о некоторых свойствах и качествах предметов в деятельности; ориентироваться по стрелке в знакомом помещении; пользоваться простой схемой-планом.

Осуществлять количественный счёт в прямом и обратном порядке, счет от средних членов ряда, порядковый счет в пределах семи;пересчитывать предметы и изображения предметов на картинках, расположенных в ряд, при разном их расположении; усвоить представление о сохранении количества; знать цифры от нуля до пяти, соотносить их с числом предметов; предметы и изображения предметов, имеющих различную величину, цвет, форму;осуществлять преобразования множеств, предварительно проговаривая действие; определять место числа в числовом ряду и отношения между смежными числами; решать задачи по представлению и отвлеченно в пределах пяти;измерять, отмеривать непрерывные множества, используя условную мерку; уметь использовать составные мерки.

Называть свое имя, фамилию, возраст; называть город (населенный пункт), в котором они проживают; называть страну; узнавать и показывать на картинках людей следующих профессий: врач, учитель, повар, парикмахер, продавец, почтальон, шофер;выделять на картинках изображения предметов мебели, транспорта, продуктов, инструментов, школьных принадлежностей и называть их;различать деревья, траву, цветы, ягоды и называть их;называть отдельных представителей диких и домашних животных, диких и домашних птиц, их детенышей; определять признаки четырех времен года; различать время суток: день и ночь.

Готовить рабочее место к выполнению того или иного задания в соответствии с определенными условиями деятельности — на столе или на ковре;различать конструкторы разного вида и назначения; создавать по просьбе взрослого предметные и сюжетные конструкции, выполняемые детьми в течение года; создавать постройки по образцу, представлению, памяти, речевой инструкции (из 6—7 элементов); выполнять постройки по предварительному замыслу; участвовать в выполнении коллективных построек; рассказывать о последовательности выполнения работы; давать оценку своим работам и работам сверстников.

Образовательная область «Речевое развитие»

Продолжать формировать у детей грамматический строй речи; формировать у детей понимание значения глаголов и словосочетаний с ними в настоящем, прошедшем и будущем времени; уточнить понимание детьми значения изученных предлогов, учить пониманию и выполнению инструкций с предлогами на, под, в, за, около, у, из, между; учить детей употреблять в речи существительные в родительном падеже с предлогами у, из; расширять понимание детьми значения слов (различение глаголов с разными приставками, употребление однокоренных существительных).

Выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях; пользоваться в повседневном общении фразовой речью; употреблять в речи названия предметов и детенышей животных с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов;понимать и использовать в активной речи предлоги в, на, под, за, перед, около, у, из, между; использовать в речи имена существительные и глаголы в единственном и множественном числе;использовать в речи глаголы настоящего и прошедшего времени; строить фразы и рассказы по картинке, состоящие из трех-четырех предложений; читать наизусть 2-3 разученных стихотворения; отвечать на вопросы по содержанию знакомой сказки, перечислять ее основных персонажей; знать 1-2 считалки, уметь завершить потешку или поговорку; планировать в речи свои ближайшие действия.

Различать разные жанры - сказку и стихотворение; уметь отвечать на вопросы по содержанию знакомых произведений; рассказывать наизусть небольшие стихотворения (3-4); участвовать в коллективных драматизациях известных литературных произведений; узнавать и называть несколько авторских художественных произведений и их авторов (К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто и др.);подбирать иллюстрации к знакомым художественным произведениям (выбор из четырех-пяти);внимательно слушать фрагмент аудиозаписи художественных произведений, уметь продолжать его, отвечать на вопросы («Какое произведение слушал?», «Чем закончилось событие?»);называть свое любимое художественное произведение.

Застегивать и расстегивать пуговицы; владеть навыками шнуровки; штриховать простые предметы в разном направлении; обводить предметы по контуру карандашом плавным непрерывным движением;ориентироваться на листе бумаги, правильно располагать рисунок на листе; ориентироваться в тетради в клетку, обводить клетки, считать их, проводить горизонтальные и вертикальные линии; раскрашивать сюжетный рисунок разными карандашами не выходя за контур.

Составлять предложения из двух и более слов (длинные и короткие предложения) по действиям детей с игрушками и сюжетным картинкам;определять количество слов в предложении и место слов в предложении; делить слова на слоги (части), определять количество слогов в слове; определять первый звук (а, у, и, о, м, ш, р, к, с) в слогах и словах; соотносить звуки (а, у, и, о, м, ш, р, с, к) с буквой.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Получать удовольствие от рассматривания картин, иллюстраций, предметов декоративно-прикладного искусства, скульптур и архитектурных памятников;узнавать две-три знакомые картины известных художников; воспринимать выразительность и праздничность предметов народных промыслов (дымковская игрушка, каргопольская игрушка, хохломская и городецкая роспись) и узнавать их в предметах быта;уметь дорисовывать различные декоративные линии, украшая ими знакомые предметы или сюжеты; создавать изображения по собственному замыслу, используя знакомые техники и изобразительные средства; адекватно вести себя при посещении музеев, выставочных залов, театров и выставок.

Эмоционально реагировать на содержание знакомых музыкальных произведений; различать музыку различных жанров (марш, колыбельная, песня, танец, русская плясовая); называть музыкальные инструменты и подбирать с помощью взрослого тот или иной инструмент со звучанием, соответствующим характеру сказочного персонажа;называть разученные музыкальные произведения;выполнять отдельные танцевальные движения в паре с партнером - ребенком и взрослым; участвовать в коллективных театрализованных представлениях; иметь элементарные представления о театре.

Готовить рабочее место к выполнению задания в соответствии с определенным видом изобразительной деятельности; пользоваться изобразительными средствами и приспособлениями — карандашами, красками, фломастерами, мелом, губкой для доски, подставками для кисточки, тряпочкой для кисточки;создавать по просьбе взрослого предметные и сюжетные изображения знакомого содержания; выполнять рисунки по предварительному замыслу; участвовать в выполнении коллективных изображений; эмоционально реагировать на красивые сочетания цветов, подбор предметов в композициях, оригинальных изображениях;рассказывать о последовательности выполнения работы; давать оценку своим работам и работам сверстников.

Ориентироваться в пространстве листа бумаги, работая по образцу: вверху, внизу, посередине, слева, справа; правильно располагать рисунок на листе бумаги, ориентируясь на словесную инструкцию взрослого; выполнять аппликации по образцу-конструкции, по представлению и речевой инструкции взрослого; рассказывать о последовательности действий при выполнении работы; давать оценку своим работам и работам сверстников, сравнивая их с образцом, с наблюдаемым предметом или явлением.

Обследовать предмет перед лепкой - ощупывать форму предмета; создавать лепные поделки отдельных предметов по образцу и играть с ними; передавать в лепных поделках основные свойства и отношения предметов (форма - круглый, овальный; цвет - белый, серый, красный, желтый, зеленый, оранжевый, черный, коричневый; размер -большой, средний, маленький, длинный, короткий; пространственные отношения - вверху, внизу, слева, справа;лепить предметы по образцу, словесной инструкции; давать элементарную оценку своей работе и работам сверстников;участвовать в создании коллективных лепных поделок.

Проявлять интерес к трудовой деятельности и ее результатам; выполнять элементарные, знакомые поделки из бумаги, природного материала, ткани, ниток и соломки; сравнивать собственную поделку с образцом, отмечая признаки сходства и различия; пользоваться ножницами, клеем, нитками, другими материалами, применяемыми в местных условиях, для изготовления поделок;выполнять знакомые поделки по образцу и словесной инструкции; отвечать на вопросы по результатам изготовления поделки; давать элементарную оценку выполненной поделке: хорошо, плохо, аккуратно, неаккуратно; пользоваться фартуком и нарукавниками, готовить рабочее место и приводить его в порядок после завершения работы;выполнять коллективные работы из природного и бросового материала; доводить начатую работу до конца.

Образовательная область «Физическое развитие»

Выполнять основные гигиенические навыки; владеть навыками повседневного ухода за своими зубами (чистить утром и вечером, полоскать после еды); выполнять комплекс упражнений утренней зарядки; показывать расположение в теле позвоночника и сердца; выполнять элементарные дыхательные упражнения под контролем взрослого; перечислять по просьбе взрослого полезные для здоровья человека продукты; иметь элементарные представления о роли солнечного света, чистого воздуха и воды для жизни и здоровья человека;выполнять 3-4 упражнения для снятия напряжения глаз; использовать приемы самомассажа пальцев рук, кистей и стоп эластичным кольцом, эластичной пружинистой палочкой (су-джок);перечислять правила безопасного поведения в доме и на улице; иметь представление о необходимости заботливого и внимательного отношения к своему здоровью.

Выполнять по речевой инструкции ряд последовательных движений без предметов и с предметами; попадать в цель с расстояния 5 м; бросать и ловить мяч; находить свое место в шеренге по сигналу; ходить на носках, на пятках и внутренних сводах стоп; согласовывать темп ходьбы со звуковыми сигналами; перестраиваться в колонну и парами в соответствии со звуковыми сигналами;ходить по наклонной гимнастической доске; лазать вверх и вниз по гимнастической стенке, перелезать на соседний пролет стенки; ездить на велосипеде (трехили двухколесном); ходить и бегать с изменением направления - змейкой, по диагонали; прыгать на двух ногах и на одной ноге; выполнять и знать комплекс упражнений утренней зарядки, для разминки в течение дня;самостоятельно участвовать в знакомой подвижной игре; выполнять комплекс разминочных и подготовительных движений к плаванию; держаться на воде; выполнять гребковые движения руками в сочетании с движениями ногами.

2. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.

Наши рекомендации