Значимые для разработки и реализации Программы характеристики.

Условия реализации Программы обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально –коммуникативного ,познавательного ,речевого ,художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру ,к себе и к другим людям.

Для успешной реализации Программы обеспечивается следующие психолого- педагогические условия :

-уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительных самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях

-используется в образовательной деятельности формы и методов работы с детьми ,соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям.

-построен образовательная деятельность на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.

-поддерживается взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.

-поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

-возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

-защита детей от всех форм физического и психологического насилия.

Поддержка родителей законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно образовательную деятельность.

Оказывается ранняя коррекционная помощь на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих языков, методов, способов общения и условия, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования. Производиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производиться педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики.

Наполняемость групп определяется с учетом возраста детей, их состояния здоровья.

Создана необходимые условия для социальной ситуации развития детей ,соответствующей дошкольному возрасту и предполагают :

-обеспечение эмоциональное благополучия: общение проводится с каждым ребенком, уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам потребности.

-поддержка индивидуальности и инициативы детей: создаются условия для свободного выбора детьми деятельности, участников самостоятельной деятельности, создаются условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей, поддерживается детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

-установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создаются условия для позитивны , доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально –культурным, социальным слоям. Развитие коммуникативных способностей детей, позволяет разрешить конфликтные ситуации.

-построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющейся у ребенка совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками: создание условия для овладения культурными средствами деятельности, организация видов деятельности, способствующих развитию мышления,речи ,общения ,воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно эстетического развития детей. Поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

-взаимодействие с родителями по вопросами образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность и поддержка образовательных инициатив семьи.

В целях эффективной реализации Программы создана условия для профессионального развития педагогических работников:

-проводиться консультативная поддержка педагогических работников и родителей по вопросам образования и охраны здоровья детей.

-для коррекционной работы с детьми созданы условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий ,обеспечивающий удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

-организационно – методического сопровождения процесса реализации Программы.

В ДОУ создаем возможность для предоставления информации о Программе семьи и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность. Обсуждается с родителями детей вопросов, связанных с реализацией программы.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Р.Ф.от15 мая 2013г. №26

Реализация Программы осуществляется в МБДОУ д-с «Кояшкай» в группах общеразвивающей направленности. Длительность пребывания детей в ДОУ при реализации основной общеобразовательной программы составляет 10,30 часов в день.

В каждой возрастной группе организуется соответствующий возрастным особенностям режим дня. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3 - 7 лет составляет 5,5 - 6 часов, до 3 лет - в соответствии с медицинскими рекомендациями. Ежедневный утренний прием детей проводят воспитатели, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. Примерный режим дня для групп общеразвивающей направленности распорядок дня включает: - Прием пищи определяется временем пребывания детей и режимом работы групп (завтрак, второй завтрак, обед и полдник). Питание детей организуют в помещении групповой ячейки. Ежедневная прогулка детей, её продолжительность составляет не менее 4 - 4,5 часа. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину - до обеда и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5 - 7 лет при температуре воздуха ниже минус 20 °C и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми необходимо проводить игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещения ДО.

- Дневной сон. Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 - 12,5 часа, из которых 2,0 - 2,5 отводится дневному сну. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр.

- Самостоятельная деятельность детей 3 - 7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3 - 4 часов. - Непосредственная образовательная деятельность. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) - 2 часа 45 мин., в средней группе (дети пятого года жизни) - 4 часа, в старшей группе (дети шестого года жизни) - 6 часов 15 минут, в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 8 часов 30 минут. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 4-го года жизни - не более 15 минут, для детей 5-го года жизни - не более 20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни - не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2 - 3 раз в неделю. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку. Непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию детей в возрасте от 3 до 7 лет организуют не менее 3 раз в неделю. Ее длительность зависит от возраста детей и составляет: - в младшей группе - 15 мин., - в средней группе - 20 мин., - в старшей группе - 25 мин. Один раз в неделю для детей следует круглогодично организовывать непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию детей на открытом воздухе. Ее проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию максимально организуют на открытом воздухе. - Занятия по дополнительному образованию проводят: - для детей 4-го года жизни - 1 раз в неделю продолжительностью 15 минут; - для детей 5-го года жизни - 2 раза в неделю продолжительностью 25 минут; - для детей 6-го года жизни - 2 раза в неделю Непосредственно образовательная деятельность физкультурно- оздоровительного и эстетического цикла занимает50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность. Домашние задания воспитанникам ДОУ не задают.

- Каникулы. В МАДОУ для воспитанников в январе организуются недельные каникулы, во время которых проводят непосредственно образовательную деятельность только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства). В дни каникул и в летний период учебная непосредственно образовательная деятельность не проводится. Организуются спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии, художественно - эстетическая деятельность, а также увеличивается продолжительность прогулок.

- Общественно полезный труд детей старшей группы. Он проводится в форме самообслуживания, элементарного хозяйственно-бытового труда и труда на природе (сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям). Его продолжительность не превышает 20 минут в день.

- Разные формы двигательной активности: утренняя гимнастика, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическая гимнастика, занятия на тренажерах, индивидуальная работа по освоению основных движений и другие. Рациональный двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия осуществляются с учетом состояния здоровья, возрастно-половых возможностей детей и сезона года. Предусматривается объем двигательной активности воспитанников 5 - 7 лет в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности до 6 - 8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы ДОУ. Для реализации двигательной активности детей используется оборудование и инвентарь физкультурного зала и спортивных площадок в соответствии с возрастом и ростом ребенка.

- Закаливание детей включает систему мероприятий: - элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе; - специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные ванны. Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья, со строгим соблюдением методических рекомендаций. Закаливающие мероприятия меняют по силе и длительности в зависимости от сезона года, температуры воздуха в групповых помещениях, эпидемиологической обстановки. Оздоровительная работа с детьми в летний период является составной частью системы профилактических мероприятий. Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Для достижения достаточного объема двигательной активности детей используются организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, а также пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм). Работа по физическому развитию проводится с учетом состояния здоровья детей при регулярном контроле со стороны медицинских работников. Таким образом, в соответствие с СанПиН, условиями реализации ООП ДОУ является распорядок дня, который включает:

- прием пищи (в соответствие с длительностью пребывания ребенка); - ежедневная прогулка детей; - дневной сон; - самостоятельная деятельность детей; - непосредственная образовательная деятельность; - каникулы; - общественно полезный труд (для детей старшей и подготовительной групп); - разные формы двигательной активности; - закаливание детей; - занятия по дополнительному образованию (не обязательное условие). Организация режима дня детей в МБДОУ детский сад «Кояшкай»

При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать: индивидуальные особенности ребенка (темп деятельности, длительность сна, вкусовые предпочтения и т.д.) чем ближе к индивидуальным особенностям режим ребенка, тем комфортнее он себя чувствует, тем лучше его настроение и выше активность.

Развивающая предметно-пространственная среда в реализации Программы.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства МБДОУ, группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию различных образовательных программ; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

ПРС построена на следующих принципах:

1) насыщенность;

2) трансформируемость;

3) полифункциональность;

4) вариативность;

5) доступность;

6) безопасность.

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию ООП.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:

Ø игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

Ø двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

Ø эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

Ø возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющих предметной среды: детскую мебель, маты, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей.

Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.

Мы считаем, что необходимо планировать не саму игру, а условия ее организации и проведения. Например, у нас имеются разнообразные тематические уголки. Они оформлены и насыщены игрушками так, что это подсказывает детям сюжет игры и способы его реализации.

Игровое оборудование является ключевым для организации игрового пространства. В связи с этим в игровых зонах представлены как относительно мелкие предметы, игрушки, так и множество разных по размеру коробок, модулей, бросового материала.

Атмосфера обстановки группы приближена к семейной. Предусмотрены уголки для коллективной, подгрупповой, индивидуальной деятельности детей. Из обихода убрана лишняя мебель.

Предусмотрена многофункциональность оборудования, игровых пособий, так, подиум может служить площадкой для игр и отдыха детей, сценой для театрализованной деятельности, а также уголком уединения.

В каждой группе имеются дидактические куклы, конструктивно-технические игрушки. Пособия для сюжетно-ролевых игр сделаны руками воспитателей.

В группах организованы игротеки по видам деятельности, имеются дидактические игры на закрепления знаний детей.

При создании предметно-пространственной среды учитываются половые различия детей: имеются уголки для мальчиков и девочек.

В каждой возрастной группе организован уголок природы. Решая задачи экологического образования, объекты для уголков природы подбираются с учётом возраста детей. Уголок природы является местом систематического труда, наблюдений и опытно-экспериментальной работы, где дети имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность.

1.2 Планируемые результаты освоения Программы, (часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений).

Ребенок имеет первичные представления о своей семье, родном крае (ближайшем социуме), природе Башкортостана, истории родного края, о людях, прославивших родную землю. Может рассказать о своем родном селе, республике, назвать его, знает государственную символику района, республики.,. Имеет представление о карте родного края. Наличие у детей знаний об истории возникновения села, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Проявляет интерес к народному творчеству, узнает и называет изделия народного промысла родного края (Знает представителей растительного и животного мира, имеющиеся на территории заповедники.)

Имеет первичные представления о правилах поведения дома, на улице, в транспорте, знает правила обращения с опасными предметами, элементарные правила поведения на дороге, в лесу, парке.

У ребенка развито фонематическое восприятие, навыки первоначального звукового анализа и синтеза, владеет элементарными навыками письма и чтения.

Воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду;

Укрепление физического и психического здоровья детей, закрепление и обучение двигательным действиям более высокого порядка;

Обучение элементам современной хореографии, укрепление мышц тела, выработка правильной осанки, эмоциональное выражение своих чувств в движении;

3–4 года.

  • Знать имя, отчество родителей.
  • Знать где работают их родители.
  • Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.
  • Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.
  • Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.
  • Знать название своего города; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.

4–5 лет.

  • Рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.
  • Уметь рассказывать о своем родном поселке.
  • Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т.д.).
  • Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.

5–6 лет.

· Знать свой домашний адрес, название села .

· Иметь представление о символике республики, района.

· Знать название близлежащих улиц.

· Иметь представление о жизни и быте народа населившего республики Башкортостан.

· Узнавать на фотографиях достопримечательности села (города), уметь рассказывать о них.

· Знать профессии своих родителей.

· Знать правила поведения в природе.

· Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей

Наши рекомендации