Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики

Содержание Программы включает в себя реализацию задач примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Для полного обеспечения образовательных областей педагоги используют в своей работе парциальные программы. Таким образом, образовательный процесс выстраивается на основе сочетания одной комплексной и нескольких парциальных программ, обеспечивающих развитие детей по основным образовательным областям. Задачи художественно – эстетического развития реализуются в совместной деятельности с детьми программой «Цветные ладошки» (Л.А. Лыкова) и программой «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой.Программа«Кроха» -Г.Г.Григорьевой.

Образовательный процесс построен согласно календарно-тематическому принципу, который позволяет легко вводить региональные и этнокультурные компоненты. В комплексно – тематическом планировании каждый месяц имеет свое название. Темы на неделю определены отдельно, что придает систематичность всему образовательному процессу. Одной теме уделяется не менее одной недели. Тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и уголках развития. Выделение основной темы периода не означает, что абсолютно вся деятельность детей должна быть посвящена этой теме. Цель введения основной темы периода интегрировать образовательную деятельность и избежать неоправданного дробления детской деятельности по образовательным областям.

Программа включает обязательную часть (60%) и часть, формируемую участниками образовательного процесса (40%) . Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и не противоречат целям и задачам программы «От рождения до школы». Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми. Организация образовательного процесса в группе строится на основании расписания НОД. При организации режима пребывания детей в ДОУ образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности.

Для профилактики утомления детей образовательная деятельность в играх - занятиях познавательного и речевого направления сочетаются с образовательной деятельностью физического и художественно-эстетического направления. Продолжительность образовательной деятельности на занятиях соответствует санитарно - эпидемиологическим требованиям. В середине образовательной деятельности проводятся физминутки. Перерывы между играми - занятиями – 10 минут.

В тёплое время года максимальное число мероприятий образовательной деятельности в играх - занятиях и других мероприятий проводится на участке во время прогулки. Учитывая регионально-климатические условия в зимний период (низкая температура воздуха, частые и сильные ветра, короткий световой день) прогулка может организовываться в помещении (музыкальный зал, физкультурный зал), где с детьми так же организуются игры, физические упражнения. Организация деятельности взрослых и детей осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде образовательной деятельности на занятиях (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.). Образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач. При организации физического развития максимально используются природные и климатические особенности района. В зависимости от климатических условий, температуре воздуха не ниже – 10, а скорости ветра не более 10 м/с, деятельность детей выносится на участок детского сада. Для закаливания используются естественные природные факторы: дети принимают солнечные и воздушные ванны. Для обеспечения потребности дошкольников в двигательной активности используются народные удмуртские игры. Развивающая среда физического развития предлагает наличие разнообразного материала, оборудования обеспечивающих выбор для самостоятельного проведения детьми движений, игр, упражнений. В направлении познавательного и речевого развития детям рассказывают о природных и климатических особенностях местности, знакомят с достопримечательностями родного края, основными профессиями, произведениями детской народной и классической литературы, произведениями удмуртских писателей о жизни народа, их обычаях и традициях. В художественно – эстетическом направлении развития педагоги знакомят с ремеслом народных мастеров. В самостоятельной художественной деятельности, в образовательной деятельности детей знакомят с основами прикладных ремесел, с литературным и музыкальным фольклором, удмуртскими поэтами и писателями. В социально-коммуникативном направлении в разных видах деятельности с привлечением родителей, работников музея истории Сибирского тракта и других общественных организаций создаются условия для воспитания гражданственности, любви к своей семье, малой Родине - формирование этнокультурных компетенций.

Планируемые результаты.

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:

• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

Использует специфические, культурно- фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.

• Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.

• Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.

• Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

• Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.

• Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.

• Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.

• Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

• С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.

• Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).

• У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования) на основании положения о системе мониторинга индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

• игровой деятельности;

• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

• художественной деятельности;

• физического развития.

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводит педагог-психолог. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей. Карта индивидуального развития на каждого ребенка оформляется при выпуске из ДОУ. Педагогическая диагностика проводится в начале и конце учебного процесса (в сентябре, мае месяце)

Наши рекомендации