Порядок передачи музейных предметов из драгоценных
Металлов и драгоценных камней во временное и
Постоянное пользование
24.1. Предметы из драгоценных металлов и драгоценных камней могут выдаваться во временное и постоянное пользование исключительно по разрешению Министерства культуры Российской Федерации.
24.2. Во временное пользование предметы из драгоценных металлов и драгоценных камней передаются на срок не более одного года.
24.3. В актах приема и выдачи предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней делается итоговая запись с указанием общего количества предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней, общей массы драгоценных металлов по наименованию в граммах, общей массы в каратах и количества драгоценных камней по наименованию, находящихся в предметах.
24.4. При приеме и выдаче предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней производится их взвешивание комиссией, назначаемой приказом директора музея. Результаты взвешивания предметов оформляются актом взвешивания. Выявленные комиссией расхождения фиксируются в акте расхождения ювелирных данных (приложение № 43).
24.5. Предметы, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни или их фрагменты, не имеющие музейного значения, а также пришедшие в состояние полного разрушения, подлежат сдаче в Госфонд на основании экспертизы ЭФЗК.
Передача предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней в Госфонд осуществляется на основании разрешения Министерства культуры Российской Федерации по акту выдачи предметов в постоянное пользование, который является основанием для последующего оформления приказа на исключение данных предметов из Музейного фонда Российской Федерации и учетной документации музея.
Статистическая форма отчетности о наличии драгоценных металлов и драгоценных камней в музейных предметах
25.1. Государственные и муниципальные музеи, зарегистрированные в установленном порядке в Российской государственной пробирной палате, обязаны ежегодно представлять сведения о наличии драгоценных металлов и драгоценных камней в музейных предметах.
25.2. Сведения о наличии драгоценных металлов и драгоценных камней в музейных предметах относятся к формам федерального государственного статистического наблюдения, утверждаемым Государственным комитетом Российской Федерации по статистике (Госкомстат России).
25.3. Сведения представляют собой статистический отчет за истекший год о наличии драгоценных металлов и драгоценных камней в музейных предметах по состоянию на 01 января года, следующего за отчетным.
В статистическом отчете драгоценные камни отражаются по количеству и массе в каратах, а драгоценные металлы - по массе в граммах (в лигатуре и чистоте).
Причины изменения количества и массы драгоценных камней, массы драгоценных металлов по сравнению с данными предыдущего года указываются в объяснительной записке, прилагаемой к заполненной форме статистического отчета.
25.4. В Министерство культуры Российской Федерации представляются статистические отчеты о наличии драгоценных металлов и драгоценных камней музеями, находящимися в его ведении, а также сводные отчеты органов исполнительной власти в сфере культуры субъектов Российской Федерации (отдельно по государственным и муниципальным музеям) до 1 февраля текущего года.
Музеи, находящиеся в ведении иных федеральных органов, статистический отчет о наличии драгоценных металлов и драгоценных камней в музейных предметах представляют в соответствующий федеральный орган.
Порядок включения музейных предметов в
Музейный фонд Российской Федерации и исключения
Их из состава фонда
26.1. Включение музейных предметов в состав государственной или негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации и исключение их из состава Музейного фонда Российской Федерации производится Министерством культуры Российской Федерации.
26.2. Включение производится на основании письменного заявления, к которому прилагаются следующие документы:
выписка из протокола ЭФЗК музея и экспертное заключение об историко-культурном, художественном и научном значении предметов, подлежащих включению в состав Музейного фонда Российской Федерации;
дополнительные экспертные заключения (при необходимости);
список музейных предметов на бумажном и электронном носителях, составленный по форме главной инвентарной книги (книги поступлений основного фонда).
26.3. Культурные ценности, находящиеся в собственности юридических и физических лиц, подлежат включению в Музейный фонд Российской Федерации на основании заявления собственника и экспертизы об их историко-культурном, художественном и научном значении, которую проводит или организует Министерство культуры Российской Федерации (приложения №№ 44-46).
Собственником также дополнительно представляются:
нотариально заверенные копии устава и свидетельства о государственной регистрации (для юридических лиц);
документы, подтверждающие право собственности на заявленные культурные ценности (при наличии);
письменное согласие совладельцев на включение их в состав Музейного фонда Российской Федерации, заверенное нотариусом (для физических лиц);
справка органа внутренних дел по месту нахождения собственника о месте нахождении, состоянии охраны культурных ценностей, а также сведения о том, что заявленные культурные ценности не находятся в розыске.
26.4. Приказ Министерства культуры Российской Федерации о включении заявленных музейных предметов и культурных ценностей в состав Музейного фонда Российской Федерации является основанием для их регистрации в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации.
Собственникам музейных предметов, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации выдает соответствующее свидетельство.
26.5. Исключение музейных предметов из состава Музейного фонда Российской Федерации производится на основании соответствующей экспертизы в случаях их утраты и/или разрушения; ошибочности экспертного заключения, на основании которого было принято решение о включении их в состав фондов музея; соответствующего судебного решения, вступившего в силу.
Исключение из состава Музейного фонда Российской Федерации производится на основании следующих документов:
протокол ЭФЗК музея с аргументированным обоснованием причины исключения и при необходимости – экспертное заключение сторонних специалистов-экспертов;
список предметов с указанием кратких каталожных данных, состояния сохранности и фотографии предметов (размером не менее 9х12 см);
акт происшествия (стихийное бедствие, кража, авария инженерных коммуникаций, пожар и т.п.), составленный на момент его обнаружения; документы о мерах, принятых по факту происшествия (приказ руководителя, объяснительные записки лиц, ответственных за охрану и сохранность музейных предметов и др.);
справка из органов МВД России о прекращении уголовного дела по факту кражи или хищения.
26.7. Собственники музейных предметов, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, в случае продажи, дарения или обмена представляют нотариально заверенные копии договоров купли-продажи, дарения, мены, а в случае утраты - представляют документы, подтверждающие данный факт, для внесения соответствующей записи в Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации.
27. Проверка наличия и состояния сохранности музейных предметов (мониторинг)
27.1. Музеи обязаны систематически проводить проверку наличия и состояния сохранности музейных предметов и музейных коллекций в целях установления соответствия их фактического наличия, идентифицирующих признаков и состояния сохранности с данными в основной учетной документации (далее – проверка наличия).
Проверка наличия может производиться как по всему объему хранящихся в фондах музейных предметов и музейных коллекций, так и по отдельным фондовым коллекциям в соответствии с шифрами инвентарных книг.
27.2. Проверка наличия осуществляется комиссией, образованной на основании приказа директора музея, в соответствии с планом-графиком, утвержденным директором музея и согласованным с учредителем.
В состав комиссии должно входить не менее 3-х человек с обязательным участием ответственного хранителя и сотрудника отдела учета.
27.3. План-график составляется с учетом следующих сроков проверки наличия и объема проверяемых фондов или групп хранения:
для музеев с общим количеством фондов до 30 тысяч предметов – 1 раз в 3 года;
от 30 до 300 тысяч – 1 раз в 5 лет;
от 300 до 500 тысяч – 1 раз в 7 лет;
от 500 тысяч до 1 миллиона – 1 раз в10 лет;
свыше 1 миллиона – 1 раз в 15 лет.
Проверка наличия предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней проводится в сроки, указанные в разделе 36 Единых правил.
27.4. Музеи с коллекцией предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней порядка 1000 единиц проверку наличия этой коллекции производят ежегодно.
Периодичность проверки наличия предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней в коллекциях, превышающих 1000 единиц, устанавливается внутримузейной инструкцией и производится по плану-графику, утверждаемому директором музея, с учетом ежегодной проверки не менее 1000 предметов в разных фондовых коллекциях.
27.5. В целях более эффективной организации работы по проверке наличия в каждом музее необходимо разработать и утвердить методику ее проведения, включая порядок подсчета музейных предметов и простановки в книгах учета специальных отметок о прохождении предметом проверки наличия.
27.6.Результаты проверки оформляются актом, который подписывается всеми членами комиссии, выносится на рассмотрение ЭФЗК, утверждается директором музея и регистрируется в специальной книге регистрации актов проверки наличия (приложение № 47).
К акту проверки наличия прилагаются следующие таблицы, в которых зафиксированы данные о количестве музейных предметов, зарегистрированных в книгах учета фондовой коллекции, проходящей сверку наличия (приложение № 47-1).
Таблицы составляются на основании подсчета предметов в каждом томе книги учета с обязательным приведением в соответствие количества зарегистрированных номеров количеству числящихся за ними предметов, в том числе, в суммарных номерах с дробными обозначениями.
В акте фиксируются сведения о предметах, исключенных из учетной документации в установленном и неустановленном порядке, дважды зарегистрированных предметах и предметах, исключенных ранее, но оказавшихся в наличии (приложения №№ 47-2, 47-3).
К списку предметов, не обнаруженных в ходе проверки наличия, необходимо приложить все имеющиеся документы-обоснования в виде ксерокопий с оригиналов или заверенных копий (приложение № 47-4).
В случае кражи или хищения документами-обоснованиями являются письмо-информация о дате и обстоятельствах кражи, соответствующие внутримузейные приказы и объяснительные записки должностных лиц музея, результаты служебных расследований, справки органа внутренних дел о заведении, приостановлении или прекращении уголовного дела, иные документы и материалы, относящиеся к данному факту.
В случае произведенных ранее передач музейных предметовв другие музеи или организации без оформления соответствующих разрешительных документов прилагаются заверенные копии документов, на основании которых была произведена передача (приказ или распоряжение вышестоящей организации или директора музея, акт выдачи, подтверждение музея или организации о получении предмета и др.).
В случае подтверждения недостачи музейных предметов, выявленных в ходе ранее проводившихся проверок наличия, прилагаются заверенные копии актов этих проверок или выписки из них с приложением соответствующих листов списков предметов.
В случае выявления недостачи музейных предметов по неустановленным и документально не подтвержденным причинам прилагается объяснительная записка, подписанная главным хранителем, заведующим отдела учета и ответственным хранителем.
В список на несоответствия включаются только те предметы, в которых выявлены грубые (серьезные) несоответствия описания их фактическим параметрам и визуальным характеристикам или установлена подмена предметов (приложение № 47-5).
В ходе проверки наличия необходимо обратить внимание на предметы, находящиеся в неудовлетворительном состоянии сохранности в целях решения вопроса о принятии срочных мер по их консервации или реставрации, а также на предметы, ошибочно включенные в состав основного фонда музея и подлежащие переводу в научно-вспомогательный фонд (приложения №№ 47-6, 47-7).
Предложения об исключении музейных предметов из Музейного фонда Российской Федерации и учетной документации музея должны содержать аргументированные обоснования о целесообразности их исключения, подкрепляемые соответствующими документами-обоснованиями в виде экспертных заключений ЭФЗК и сторонних специалистов, уведомлений органов МВД о прекращении уголовного дела и т.п. (приложение № 47-8).
Все приложения к акту проверки подписываются членами комиссии и скрепляются печатью музея.
В зависимости от состояния учетной документации музея и результатов проверки в акте могут быть отражены другие позиции, не предусмотренные формой, указанной в приложении № 47.
27.7. Результаты проверки наличия представляются музеем на утверждение учредителю.
Музеи, находящиеся в ведении Российской академии наук, иных федеральных ведомств, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направляют акты проверки наличия в Министерство культуры Российской Федерации в случаях:
утраты музейных предметов (недостача);
перевода предметов из основного в научно-вспомогательный фонд;
исключения (списания) музейных предметов из учетной документации музея;
установления подмены музейных предметов.
27.8. Результаты проверки наличия предметов научно-вспомогательного фонда оформляются аналогичным образом и утверждаются учредителем музея.
27.8. Результаты проверки наличия фонда сырьевых материалов и экспериментального фонда утверждаются приказом директора музея.
27.10. Общероссийская (тотальная) проверка наличия музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в государственных и муниципальных музеях, проводится Министерством культуры Российской Федерации через каждые 20 лет.