IV. Учет и хранение музейных предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней

22. Основные положения

22.1. К музейным предметам из драгоценных металлов и драгоценных камней относятся предметы, состоящие полностью из драгоценных металлов - платины и металлов платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий), золота, серебра и драгоценных камней - природных алмазов, изумрудов, рубинов, сапфиров, александритов, природного жемчуга, а также предметы, в которые драгоценные металлы и драгоценные камни входят как составные части.

К драгоценным камням относится крупный жемчуг (массой 0,25 карат и более), правильной совершенно шарообразной, грушевидной или овальной формы с ровным поверхностным слоем с перламутровым бархатистым блеском. Таким жемчугом является "ориенталь" - жемчуг восточных морей, а также жемчуг пресноводный (речной и озерный) и австралийский жемчуг.

Не относится к драгоценным камням жемчуг австралийский неправильной формы, кафимский жемчуг (включая крупный), жемчуг плохой сохранности ("мертвый", разложившийся).

22.2. Учет музейных предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется в 3 этапа и предусматривает их актирование и регистрацию в главной инвентарной книге (ГИК), в инвентарных книгах и специальных инвентарных книгах в порядке, предусмотренном Правилами.

22.3. Музеи, осуществляющие в соответствии со своей уставной деятельностью комплектование, учет, хранение и использование предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней, обязаны встать на учет в Российской государственной пробирной палате (в государственной инспекции пробирного надзора, в районе деятельности которой они находятся).

Документом, подтверждающим постановку на учет, является свидетельство о постановке на специальный учет соответствующей государственной инспекции пробирного надзора.

При организации новых музеев заявление о регистрации подается в соответствующую государственную инспекцию пробирного надзора не менее чем за месяц до открытия музея.

Перечень районов деятельности экспертов Российской государственной пробирной палаты и государственных инспекций пробирного надзора, осуществляющих государственный контроль и экспертизу в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, публикуется на сайте Российской государственной пробирной палаты - http://www.assay.ru.

22.4. Запрещается хранение предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе государственных наград, музеям, не имеющим надлежащих условий для обеспечения их сохранности, а также структурным подразделениям юридических лиц, выполняющим отдельные музейные функции.

22.5. Экспертизу предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней проводит Российская государственная пробирная палата.

Эксперты Российской государственной пробирной палаты и государственных инспекций пробирного надзора, осуществляют периодический контроль государственных музеев и иных учреждений, которым переданы в оперативное управление или безвозмездное пользование музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной и негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, и проводят:

проверку состояния учета и обеспечения условий хранения музейных предметов и коллекций, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни;

проверку состояния сохранности музейных предметов и музейных коллекций, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, зарегистрированных в специальных инвентарных книгах учета.

Основанием для проверки состояния учета и хранения предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней является распоряжение руководителя Российской государственной пробирной палаты или начальника инспекции пробирного надзора.

Доступ в музеи и фондохранилища для проведения проверки осуществляется после издания приказа директором музея и создания комиссии из числа сот рудников музея.

Выявленные при проверке недостатки и нарушения оформляются актом, с которым проверяющие знакомят директора и главного хранителя музея с их подписью в акте об ознакомлении.

Один экземпляр акта вручается директору музея, что удостоверяется его подписью в экземпляре акта, остающемся у проверяющего.

22.6. Ответственным хранителем предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней может быть сотрудник музея, имеющий высшее образование, проработавший в одном из хранительских отделов музея не менее двух лет, прошедший специальную подготовку (стажировку) по разделу учетно-хранительской работы с предметами из драгоценных металлов и драгоценных камней и аттестованный комиссией музея.

22.7. Назначение на должность ответственного хранителя предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней производится на основании приказа директора музея по рекомендации ЭФЗК и согласовывается с учредителем.

22.8. Основные функции, права и обязанности ответственного хранителя музейных предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней должны соответствовать функциям, правам и обязанностям ответственных хранителей, определенных в разделе 3 Единых правил.

22.9. В штатном расписании музеев, имеющих специально организованное хранение предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней ("особые" или "золотые кладовые"), может быть предусмотрена должность эксперта по драгоценным металлам и драгоценным камням.

22.10. На должность эксперта назначаются лица, имеющие высшее образование, подготовку, подтвержденную официальным документом, опыт работы с музейными предметами и музейными коллекциями не менее трех лет.

22.11. Основными функциями эксперта являются:

проведение первичной экспертизы драгоценных металлов и драгоценных камней в предметах, поступающих на рассмотрение ЭФЗК;

участие в комиссии по осуществлению контроля за соответствием фактической сохранности и наличием имеющихся в предметах драгоценных металлов и драгоценных камней с описаниями в специальных инвентарных книгах;

участие в работе ювелирной комиссии и оформлении актов по расхождениям фактических сведений о драгоценных металлах и драгоценных камнях с данными специальных инвентарных книг и контроль за внесением изменений в соответствующие учетные документы. В случае работы комиссии в составе экспертов Российской государственной пробирной палаты присутствие эксперта, находящегося в штате музея, согласовывается с представителями Российской государственной пробирной палаты;

участие в работе комиссии по проверке наличия музейных предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней;

участие в работе комиссий, создаваемых при любых передачах музейных предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также при их возврате в музей;

участие в работе комиссии по выявлению предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней, утративших музейное значение и подлежащих сдаче в Госфонд, передаче в другие музеи, религиозные организации (в постоянное или временное пользование);

своевременное оформление документов для проведения ежегодных государственных поверок весоизмерительных приборов и разновесов (при отсутствии в музее специальной метрологической службы).

23. Экспертиза музейных предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней

23.1. Предметы из драгоценных металлов и драгоценных камней проходят два этапа экспертизы: первичную - при поступлении на рассмотрение ЭФЗК, и экспертизу, осуществляемую Российской государственной пробирной палатой.

23.2. Первичную экспертизу может проводить штатный эксперт по драгоценным металлам и драгоценным камням, а при его отсутствии - эксперты Российской государственной пробирной палаты.

Результаты первичной экспертизы оформляются актом (приложение N 29).

23.3. Предметы, проба которых указана на изделиях, в каталогах или определяется по сертификату, а также государственные награды, изготовленные Гознаком, включаются в акт первичной экспертизы без опробования, но с обязательным взвешиванием (приложение N 30).

Демонтаж предметов при проведении первичной экспертизы запрещается.

23.4. Предметы из белого и желтого металла, драгоценных металлов и драгоценных камней, принятые в музей в постоянное пользование, или в фонд временного хранения, в том числе предметы, указанные в п. 23.3., проходят экспертизу Российской государственной пробирной палаты.

23.5. При экспертизе определяются:

23.5.1. Общая масса предмета.

В случае, когда у предмета имеются съемные детали, части или фрагменты, которым не присвоены дробные инвентарные номера, определяется масса каждой детали, части или фрагмента с указанием наименования детали, части, фрагмента.

23.5.2. Наименование драгоценного металла или/и идентификация металлов в части принадлежности к недрагоценным металлам.

23.5.3. Проба сплава драгоценного металла, выраженная количеством массовых единиц основного драгоценного металла в одной тысяче массовых единиц сплава независимо от содержания драгоценного металла в сплаве.

В случае, когда на предмете выделяется несколько наименований и/или проб драгоценных металлов, указывается наименование соответствующей детали, части предмета.

23.5.4. Масса материала (сплава), содержащего драгоценные металлы ( далее - масса в лигатуре), и содержание в нем драгоценного металла в чистоте (далее - масса в чистоте), выраженная в граммах.

23.5.5. Наименование, количество поделочных (недрагоценных) камней и различных материалов.

Прочие (недрагоценные) камни и различные материалы, не выделенные на предмете в виде отдельных вставок, деталей и распределенные по площади, объему или выполняющие различные по виду орнаменты, отражаются в акте экспертизы с указанием их наименования, без указания количества и массы в граммах, [но с обязательным указанием состояния сохранности предмета - пустых мест, гнезд, участков в описательной части акта экспертизы].

23.5.6. Форма огранки вставок, которая указывается в случаях, когда геометрия вставок является идентификационной составляющей предмета. В случае нестандартного вида формы огранки вставок наименование вида формы огранки может иметь близкое к стандартным видам огранки с учетом несоответствия размерных пропорций, а также приближенное к простым геометрическим фигурам.

23.6. Для сложных предметов, составляется схема расположения драгоценных и прочих камней, которая является неотъемлемой частью акта экспертизы.

23.7. Части и детали предметов, состоящие из недрагоценных металлов и прочих материалов, фиксируются в графе "примечание" акта экспертизы.

К прочим материалам относятся любые материалы органического и минерального состава, входящие в состав предмета как основа, часть или деталь.

23.8. Взвешивание предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней производится на весах, обеспечивающих необходимую точность, которая зависит от общей массы предмета и должна составлять:

для платины, металлов платиновой группы, золота, серебра до 5 кг 0,01 г
"" от 5 кг и более 0,002% от взвешиваемой массы
для драгоценных камней   до 0,01 карата

23.9. Учет драгоценных металлов и драгоценных камней ведется с точностью:

для платины, металлов платиновой группы, золота и серебра До 0,01 г
для драгоценных камней До 0,01 карата
для сырья драгоценных камней (кроме алмазов) До 0,1 г

23.10. В случае, если определение общей массы предметов, в которые драгоценные металлы и драгоценные камни входят как составные части, сопряжено с нарушением состояния сохранности, например, предметы с драгоценными металлами и драгоценными камнями на тканной основе (церковные облачения, костюмы и т.д.) и прочим техническим причинам (габаритные размеры, значительное превышение размера платформы весов по площади, превышение диапазона взвешивания весов), то общая масса таких предметов не определяется.

В акте экспертизы обязательно делается отметка в графе "примечание" о причине невозможности взвешивания предмета.

23.11. Запрещается демонтаж предметов при опробовании драгоценных металлов и экспертизе драгоценных камней, за исключением предметов, части которых соединяются с помощью резьбы, соединительных замков и других разъемных приспособлений.

23.12. При экспертизе предметов, в которые драгоценные металлы и драгоценные камни входят как составные части, их масса определяется методом расчета, производимого представителями Российской государственной пробирной палаты.

23.13. Обязательному опробованию подлежат предметы нумизматики как единичного (индивидуального) изготовления, так и массового производства с полной сохранностью, имеющие регламентированную пробу и массу, указанные в каталогах.

23.14. Акт экспертизы Российской государственной пробирной палаты является основанием для внесения в учетную документацию музея сведений о драгоценных металлах и драгоценных камнях.

23.15. Музеи обязаны согласовывать план и сроки проведения экспертизы предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней с Российской государственной пробирной палатой.

23.16. Повторная экспертиза предметов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, проводится в случаях неполноты данных специального учета или необратимых изменений предмета в ходе реставрации.

23.17. Экспертиза предметов проводится в Российской государственной пробирной палате, а при наличии в музее весов необходимого диапазона взвешивания, прошедших госповерку, непосредственно по месту хранения - в музеях.

23.18. Экспертиза предметов вне зависимости от места проведения, проводится на основании письма-заявки с указанием количества предметов, стадии государственного учета, на котором находятся предметы, и подтверждением оплаты государственной пошлины. За совершение действий по экспертизе предметов взимается государственная пошлина в размере установленной постановлением Правительства РФ в соответствии с Налоговым Кодексом РФ.

23.19. Прием музейных предметов на экспертизу в Российскую государственную пробирную палату осуществляет эксперт.

23.20. В присутствии хранителя или материально-ответственного лица проводится взвешивание и идентификация каждого предмета по учетным обозначениям, описанию предмета, состоянию сохранности, размерам и составу материалов, отраженным в акте приема-выдачи предметов на временное хранение. Результаты взвешивания отражаются в акте приема-выдачи предметов на временное хранение.

23.21. В случае обнаружения экспертом при приеме предметов существенных расхождений с представленной музеем информацией по учету о состоянии сохранности, целостности предмета, размерах, общей массе, такие предметы на экспертизу не принимаются и возвращаются музею.

23.22. Выдача предметов представителям музея проводится по акту приема-выдачи и акту экспертизы. В акте экспертизы делается запись следующего содержания: "По предметам, внесенным в настоящий акт, претензий к эксперту не имею" и удостоверяется подписью представителя музея, ответственного за хранение предметов. Результаты экспертизы отражаются в актах (приложения NN ).

23.23. Музей представляет бланк акта экспертизы и электронную версию акта на любом носителе с заполненными графами учетных обозначений, наименования и краткого описания предметов, с указанием размеров, материалов и состояния сохранности согласно акту выдачи предметов. Если представляемые предметы зарегистрированы в специальных инвентарных книгах, то в бланке акта, помимо вышеуказанных сведений о предмете, вносятся данные о драгоценных металлах и драгоценных камнях в той полноте, в которой они зафиксированы в специальных инвентарных книгах.

Результаты экспертизы предметов вносятся в бланк непосредственно экспертом. В случае комиссионной работы экспертов акт подписывается всеми экспертами, участвовавшими в экспертных действиях.

При отсутствии в предмете драгоценных металлов и драгоценных камней, в акте экспертизы делается отметка о том, что предмет не содержит драгоценных металлов и драгоценных камней и фиксируется общая масса предмета, определенная при приеме предмета на экспертизу.

23.24. Акт экспертизы является двусторонним документом, утверждается подписью руководителя (заместителя руководителя) Российской государственной пробирной палаты, начальника государственной инспекции пробирного надзора и гербовой печатью, и согласовывается подписью директора и гербовой печатью музея.

23.25. Акты составляются в 2-х экземплярах. Первый экземпляр выдается представителю музея, второй хранится в делах государственной инспекции пробирного надзора. По требованию количество экземпляров актов может быть увеличено.

Наши рекомендации