Культурология в системе гуманитарных наук

Гуманитаризация высшего образования

Быстрые темпы социальных перемен в России, модернизация обще­ства и распространение рыночных отношений во всех сферах мате­риальной и духовной жизни предъявляют новые требования к систе­ме подготовки специалистов с высшим образованием.

По определению ЮНЕСКО, XXI век должен стать «веком обра­зования», и Россия вносит свой вклад в обновление системы высше­го профессионального образования.

Основные контуры новой концепции высшей школы заключают­ся в определении приоритетных направлений в подготовке специа­листов, в разработке и социальном проектировании новых моделей учреждений образования, в возникновении наряду с государствен­ными университетами и академиями большого числа коммерческих, частных и иных типов социальных институтов высшей школы, го­товящих специалистов по индивидуальным, авторским программам, но на основе государственных стандартов.

Центральнойидеей философии образования является усиление гуманитарной подготовки специалиста любого профиля.

Гуманитарные основы образования способствуют формированию мира духовных ценностей молодого поколения, представлений о до­стоинстве и чести, ответственности и долге, правах и обязанностях, патриотизме и трудолюбии, уважении к личности и милосердии. Гу­манитарные науки приобщают молодого человека к богатствам ми­ровой и отечественной культуры, содействуют установлению взаи­мопонимания и согласия между народами.

Гуманитаризация образования оберегает человека от технократи­ческой близорукости и примитивного прагматизма, помогает сни­мать психологическое напряжение, содействует восстановлению ду­шевного равновесия и здоровья, повышает творческий потенциал и жизнестойкость личности.

Освоение гуманитарной культуры создает своеобразные «зоны стабильности», приобщение к вечным ценностям, шедеврам мирово­го и российского искусства, творческим открытиям в различных сферах культуры.

Именно эти факторы определяют стратегию развития высшего образования в России. Культура становится основой подготовки специалиста, ибо открывает широкие возможности для изучения ду­ховного наследия, дает ориентир в жизни современного общества, определяет вектор интересов и мировосприятие личности.

Различные прогнозы о снижении роли образования, о преимуще­ствах узкой специализации не оправдались и отвергнуты практикой. Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается «обра­зовательный бум», отражающий возрастание потребностей общества в дипломированных специалистах высокого профессионального и культурного уровня, имеющих фундаментальную подготовку и гото­вых к принятию решений в постоянно меняющихся обстоятельствах.

Профессиональное образование становится обязательным усло­вием даже в тех сферах, где еще совсем недавно было достаточно лишь практического или политического опыта. Дипломированный специалист становится «важной персоной» во всех сферах деятель­ности. От уровня образования зависят успешность карьеры, объем и интенсивность занятости, материальная обеспеченность и доход, возможности самореализации и творчества.

Размышляя об этих тенденциях, французский социолог П. Бур-дье назвал образование «символическим капиталом», который мо­жет дать шанс для повышения социального статуса личности, стать фактором социальной мобильности, смены профессии на более пре­стижную и высокооплачиваемую.

Социологические исследования современного студенчества сви­детельствуют о том, что в новых условиях модернизации общест­ва существенно изменились представления о жизненных перспекти­вах и ценностях. Высшее образование рассматривается как «ключ к успеху», возможность быстрой карьеры, обеспеченного образа жиз­ни и комфорта.

Эти новые ориентации значительно изменили менталитет сту­денчества. Прежде в центре жизненной стратегии была проблема по­лучения образования в соответствии с личными предпочтениями, хотя и при низкой оплате труда. Будущая профессиональная биогра­фия определялась постепенным продвижением по тарифной сетке. Как правило, проходили целые десятилетия, прежде чем возникала вакансия и становился возможным переход на следующую долж­ность. «Потолка» можно было достичь лишь к пенсионному возра­сту. Высокие притязания, стремление к успеху не поддерживались начальством и общественным мнением, вызывали подозрение и по­рицание.

Особенно ценились бескорыстная активность, энтузиазм и ини­циатива. Понятие карьеры имело негативный смысл, ибо означало использование «блата» и нечестных средств.

В условиях открытого общества и рыночных отношений возника­ет иной подход к проблеме социальной мобильности. Здесь возмож­ны перемены в судьбе в течение короткого отрезка жизненного пути, неоднократная смена профессий и социальных ролей, взлет карье­ры, перемещение на высокие должности, минуя привычные стадии и ступени. Образование как «символический капитал» выполняет скрытую функцию продвижения к власти, которая обладает особой притягательной силой, ибо способствует социальному подъему по «лестнице успеха».

Студенты отдают предпочтение работе с высокой оплатой, воз­можности заниматься бизнесом, совмещать работу с учебой, владеть практическими навыками профессиональной деятельности, иметь комфортабельные условия труда и отдыха. Немалую роль играют также престиж и практическая потребность в специалисте, имидж лидера и властные полномочия, материальная обеспеченность и фи­нансовая самостоятельность.

Из личных качеств ценятся уверенность в своей компетентности, коммуникабельность, инициативность и предприимчивость, умение рисковать и выигрывать, добиваться успеха. Энергичность, напори­стость, ценность времени, деловитость и прагматизм, работоспособ­ность и коммерческий расчет определяют траекторию жизненной стратегии.

Эти качества во многом формируют «поколение надежд». Общий энергетический тонус становится основой мотивации, а «человек успеха» — жизненным идеалом.

Система образования должна предложить молодежи комплекс механизмов для адаптации к новым условиям, чтобы найти свой путь в быстро меняющемся мире. Необходимо определить новое со­отношение между гуманитарными, техническими и естественными науками, теорией и практикой, фундаментальным и прикладным знанием, между стандартом и авторскими вариациями, традициями высшей школы и новаторством, свободой и ответственностью.

XXI в. значительно расширит необходимый набор знаний и лич­ных достоинств, сделает обязательным не только совершенное вла­дение компьютером, навыками маркетинга именеджмента, новыми технологиями в бизнесе, практическое использование иностранного языка в целях международного общения, но и предъявит более высо­кие требования к уровню духовной культуры.

Гуманитарные науки открывают широкие перспективы в разви­тии личности специалиста. Они не только формируют корпус про­фессиональных знаний, но интенсивно содействуют модернизации сознания, реализуя творческий потенциал критичности, самостоя­тельности, стимулируя инновационное мышление, оказывая влия­ние на жизненные ориентиры человека.

Стратегия обновления высшего образования определяется осво­бождением от идеологии догматизма, расширением диапазона по­знания, умением сохранять наследие и отбрасывать устаревшие кон­цепции, пока они не превратились в оковы на пути развития.

Ускорение темпов модернизации общества влечет за собой пере­мены в мире ценностей, и система гуманитарного образования спо­собна подготовить молодого человека к встрече с будущим. Владение информацией приобретает значение «новой собственности», изменя­ющей характер политических, экономических, нравственных отноше­ний. На этой основе формируется новый пласт современной цивили­зации со своими требованиями к профессиональной компетентности и духовному миру личности.

Культура как необходимое условие человеческой жизни

Культура человечества богата и многообразна. Она возникла на са­мых древних стадиях развития общества инеразрывно связана с его историей.

Каждый народ вносит свой вклад в общий фонд мировой иотече­ственной культуры. В обществе происходит постоянный процесс обогащения культуры, создания ираспространения ценностей идо­стижений.

Весь окружающий нас искусственный мир — это мир культуры, созданный человеком. Орудия труда и средства транспорта, техниче­ские изобретения и научные открытия, язык иписьменность, произ­ведения искусства и нормы морали, философские учения исистемы политической власти, правовые кодексы ирелигиозные верования,

системы образования и воспитания, здравоохранение и спорт, тради­ции и ритуалы, праздники и обряды — все это проявления творче­ской инициативы и деятельности человека.

Важнейшим признаком культуры является ее «всепроникающий» характер, непременное включение во все сферы жизни общества и личности.

Слово «культура» есть почти во всех языках народов мира. Оно означает возделывание, изменение, улучшение, производимое чело­веком в процессе целесообразной деятельности.

В культуре сочетаются традиции и новаторство, устойчивость и изменчивость, образующие непрерывный процесс исторической пре­емственности, сохранения культурного наследия и творческого об­новления. В культуре действуют творческие союзы и ассоциации, многочисленные социальные институты, музеи и библиотеки, учреж­дения культуры и организации досуга, способствующие развитию культуры.

Главное назначение культуры — постоянно содействовать духов­ному развитию человека, всемерному раскрытию его талантов, даро­ваний и способностей.

Создавая многообразный мир культуры, человек одновременно развивает свои творческие силы, формирует свой духовный облик. В известном смысле человек есть мера культуры. Какую бы сферу культуры мы ни рассматривали — научные открытия или техниче­ские изобретения, произведения литературы и искусства, нормы мо­рали и права — ее значение определяется в зависимости от того, ка­кое влияние она оказывает на духовный мир личности: способствует ли развитию гуманности и благородства или распространяет челове­коненавистничество и зло.

В духовной деятельности осуществляется процесс самореализа­ции человека, когда на основе овладения историческим наследием мировой и отечественной культуры, воспитания и образования со­здаются духовные ценности, развиваются способности к труду, по­знанию, творчеству и общению.

► Таким образом, культура— многогранное, сложное, исторически раз­вивающееся общественное явление, способ освоения действительно­сти, реализации творческого потенциала человека в сфере материаль­ной и духовной деятельности.

Развитие культуры приобретает особое значение в современном мире. Сохранение культурного наследия, бережное отношение к при­родным богатствам, поддержание самобытных культур разных народов, установление контактов в целях взаимопонимания и обогаще­ния культур, развитие духовных интересов личности — все это гло­бальные проблемы, требующие объединения усилий и энергии поли­тиков, деятелей культуры, каждого человека. От уровня культуры существенно зависят успешная реализация социальных проектов и реформ обновления общества, мир и согласие в межнациональных отношениях, совершенствование качества жизни людей.

Реалистический анализ состояния культуры в нашем обществе позволяет утверждать, что из множества проблем самой сложной яв­ляется проблема дефицита культуры. Это вызывает особую тревогу и всеобщее беспокойство, ибо свидетельствует о глубоком духовном кризисе, утрате ценностных ориентиров, моральной разобщенности, распространении пороков и жестоких межнациональных конфлик­тов, агрессивности и враждебности, пошлости и безнравственности, духовной деградации человека. Дефицит культуры обнаруживает себя в ограниченности духовных потребностей, примитивности и ду­шевной невоспитанности, утилитаризме и социальной апатии, отсут­ствии подлинной интеллигентности, в националистических предрас­судках и анархической вседозволенности.

Необходим подъем духовных сил, способствующих гуманному оздоровлению общества, изменению духовной атмосферы, поощре­нию талантов, развитию индивидуальности.

Низкая культура отрицательно сказывается на всех явлениях об­щественной жизни, проявляется в политической безответственно­сти, экономической бесхозяйственности, отсутствии душевного такта, в разжигании межнациональных конфликтов, в губительном отно­шении к природе, в деградации духовного облика личности. Выход из экономического, политического и духовного кризиса — в подъеме культуры всего народа и каждого человека, в придании развитию культуры приоритетного значения. Гуманитарная культура опира­ется на демократизацию общества, гласность и свободу творчества, плюрализм мнений и уважение друг к другу, всемерное поощрение культурных контактов и взаимопонимание национальных культур, сохранение исторических памятников и расширение объема куль­турного наследия.

В каждом новом поколении должен постоянно увеличиваться культурный пласт, составляющий основу духовного роста и нравст­венной устойчивости. Это предполагает особое внимание всех стран к развитию культуры во всех ее аспектах — техническом и художест­венном, экономическом и политическом, экологическом и нравственном, философском и религиозном; к формированию духовных потребностей, к умению решать социальные и культурные проблемы с гуманистических позиций.

Междисциплинарные связи культурологии

Растущий процесс взаимовлияния культур, всемерное развитие на­ционально-этнической самобытности культур, изучение динамики и диалектики функционирования культур в обществе, формирование духовных ценностей человека стимулируют интерес исследователей и практиков к разработке культурологии как науки и отрасли гума­нитарного знания.

Необходимо подчеркнуть, что культурология возникла на «пере­сечении» ряда наук, таких как история, философия, педагогика, эти­ка, социология, этнография, антропология, социальная психология, эстетика, искусствознание. Перечень подобных взаимосвязей можно продолжить.

Междисциплинарный характер культурологии выражает общую тенденцию современной науки: усиление процессов интеграции, взаимовлияние и взаимопроникновение различных областей знания при изучении общего объекта исследования. Логика научного зна­ния ведет к синтезу ряда наук, формированию взаимосвязанного комплекса научных представлений о культуре как целостной и мно­гообразной системе.

Философия открывает путь к познанию и объяснению сущности культуры. Социология выявляет закономерности процесса функцио­нирования культуры в обществе, особенности культурного уровня различных групп. Психология дает возможность глубже понять спе­цифику культурно-творческой деятельности человека, его воспри­ятие ценностей культуры, становление духовного мира личности.

Антропология и этнология способствуют изучению национально-этнической самобытности культуры народов мира, роли культуры в межнациональных отношениях.

Искусствознание и эстетика раскрывают художественную куль­туру в ее неповторимости, уникальности и эмоциональной силе влияния на человека. Смежные науки не только «питательная» сре­да, но и необходимый фундамент культурологии.

Может возникнуть вопрос: что нового прибавляет культуроло­гия, если достаточно знать историю или психологию, этнографию или искусство? Однако вполне очевидно, что каждый из этих аспектов вовсе не исчерпывает всего «объема» культуры, а лишь откры­вает ее отдельные стороны. Кроме того, культурология не просто ме­ханически заимствует знания, полученные другими науками, но органично включает их в целостную систему науки о культуре, со­здавая общую модель или картину культуры определенной эпохи. Исследование общих контуров культуры органично сочетается с глубоким постижением своеобразия и относительной автономности национальных культур.

Культурология, будучи гуманитарной наукой, исследует культу­ру как исторически развивающееся, многогранное, сложное общест­венное явление, способ жизни человека, выражающий его родовую специфику и предназначение. Поскольку культура охватывает все виды деятельности человека, его помыслы и чувства, разум и волю, она является неотъемлемым атрибутом человеческого существова­ния. Ни одна сфера жизни — будь то экономика или политика, семья или образование, искусство или нравственность, досуг или спорт — невозможна вне культуры.

► Культурология изучает сущность и структуру культуры, процесс ее возникновения, развития и функционирования; национально-этниче­ское своеобразие культур народов мира; духовные ценности культуры и творческие достижения человечества; становление духовного мира личности и возможности ее самореализации; деятельность социаль­ных институтов культуры, осуществляющих процесс культурной пре­емственности, и взаимодействие цивилизаций.

Культурология помогает систематизировать исторические и гу­манитарные знания, понять явления общественной жизни в едином смысловом контексте, раскрыть единство и целостность мировой цивилизации, состоящей из множества уникальных культур наро­дов мира. Знание культурологии существенно для достижения ду­ховной зрелости, для формирования способности мыслить о соци­альных и человеческих проблемах с научных позиций, для умения считаться с плюрализмом мнений и ценностей, для воспитания в че­ловеке черт интеллигентности, доброжелательности, гуманности, ми­лосердия и благородства.

Создание атмосферы глубокого уважения к культуре народов, стремление к взаимопониманию и сотрудничеству способствуют утверждению гуманизма в отношениях между людьми, развивают чувство ответственности за исторические судьбы мировой культуры.

Современный мир отличается особой напряженностью, динамиз­мом, противоречивыми тенденциями и альтернативными позициями. Культура обладает большим потенциалом в поиске согласия, утверждения приоритета общечеловеческих ценностей.

Высокая миссия культуры не ограничена только глобальными проблемами. Она обращена непосредственно к человеку, его повсе­дневной жизни, определяет ориентиры и смыслы человеческого су­ществования, открывает путь к свободе и творчеству, дает внутрен­ние силы для преодоления жизненных тревог, драм, трагедий, вселя­ет оптимизм и надежду, способствует раскрытию индивидуальности.

Структура культурологии как науки

Возникновение новой отрасли науки всегда вызывает неоднознач­ную реакцию в научном сообществе. Можно вспомнить о генетике и кибернетике, социологии и психологии, которые вызывали не только дискуссии среди специалистов, но и запреты, осуждения и гонения. К счастью, те времена миновали. Но настороженность к новой наукесохраняется. О культурологии высказываются диаметрально проти­воположные точки зрения, восторженные или скептические оценки.

Тем не менее «караван идет», культурология осваивает научное и образовательное пространство. Она входит в число гуманитарных дисциплин в вузах, по культурологии защищают докторские и кан­дидатские диссертации, издаются учебники, монографии, проводят­ся конференции.

Но это лишь «первая волна», которая, отхлынув, обнажает под­водные рифы и камни. Неясность общих границ предмета и ареала культурологии, соотношения ее структурных разделов и логики по­строения, механическое соединение различных сфер духовной и мате­риальной жизни общества, неумение исследователей применить си­стемный подход значительно снижают уровень культурологических исследований. Очень беден и подражателен, но отнюдь не лучшим образцам научной литературы, язык статей и монографий. Увлечение абстрактными схемами, перегруженность понятиями и терминами, отсутствие анализа реальных явлений и процессов подрывают инте­рес к науке. Авторы многих книг и учебных пособий следуют общему шаблону, повторяя друг друга, используя даже одни и те же примеры.

Создается впечатление, что просто заполняется «вакуум», кото­рый возник в образовательном пространстве. Возможно, это произо­шло потому, что включение предмета опередило выпуск литературы и надо было обеспечить учебный процесс. Поэтому многие учебные пособия написаны, что называется, «с колес», сборным авторским коллективом, без особого опыта в чтении целостного курса, а чаще всего специалистами иных гуманитарных наук. Кстати, надо отме­тить, что профессиональных культурологов начали готовить лишь в 1990-е гг. Вполне естественно, что должно пройти некоторое время, прежде чем новые специалисты приобретут авторитет и уверенность.

Однако, несмотря на все критические замечания, можно оценить сложившуюся ситуацию вполне оптимистически. Меня радует при­знание научного статуса культурологии, включение в систему гума­нитарного образования, привлечение интеллектуальных сил россий­ской науки к разработке теоретических проблем и перспективных научных направлений. Я уверена, что траектория подъема культуро­логии будет свидетельством ее расцвета уже в ближайшие годы.

Если вспомнить историю развития социологии, то она представ­ляется более драматичной. Были споры о соотношении социологии и социальной философии, о предмете и структуре социологии, о при­кладных исследованиях и специальных социологических теориях, понятийном аппарате и надежности рекомендаций.

Можно с уверенностью утверждать, что наука о культуре не ме­нее, а возможно, и более сложна, чем наука об обществе.

► Культура— это сложная, открытая, диффузная, самоорганизуюшаяся система. Она охватывает различные стороны взаимодействия челове­ка с другими людьми и с самим собой, с природой и обществом. Ком­муникативная сущность культуры побуждает к диалогу, стимулирует творчество и активность, познание и понимание.

Как неотъемлемый атрибут человеческого существования она «вез­де и всюду». Эта широта культурного ареала затрудняет определение ее предметной области.

Человек как создатель культуры «обручен» с ней тесными узами повседневной жизни, но и «обречен» осваивать ее нормы и ценности, символы и традиции. Творчество и новаторство — необходимые им­пульсы динамики культуры, но человечество лишь постепенно при­нимает их как благо и ценность. Эти два лика культуры порождали отношение к ней либо как к высшему достижению разума и таланта, либо как к оковам, ограничивающим свободу.

Кроме того, явления культуры ускользают от рационалистическо­го анализа, не всегда поддаются точному описанию и объяснению. В них остаются неопределенность, недосказанность, загадочность и таинственность. Культура внутренне противоречива и трудно пред­сказуема. Все эти особенности феномена культуры затрудняют ее ис­следование. Гуманитарные науки в той или иной степени обращены к пониманию культуры. Однако каждая из наук обращена к одной сфере культуры и не исчерпывает всего объема, а «узкая глубина» нередко ограничивает целостное понимание культурных процессов. Ученые неоднократно размышляли о путях и судьбах развития куль­тур и цивилизаций, о механизмах исторической преемственности и трансляции культур, о единстве и многообразии культур народов мира, о смысле творчества и духовной энергетике человека, о свобо­де и ценностях, о периодах возвышения, расцвета культур, но также о мрачных трагедиях в истории культуры. Все эти и многие другие проблемы всегда волновали человечество.

Культурология выявляет инвариантные структуры культурных феноменов, определяет динамику их изменений. Она рассматривает эти проблемы по крайней мере в трех аспектах:

1) дифференциация феноменов культуры для выявления их соци­альной и культурной значимости, символической и знаковой цен-, ности;

2) интеграция изучаемых явлений в контексте культуры, обеспече­ние системного и целостного анализа;

3) сравнения и сопоставления феноменов, теоретическое обеспече­ние компаративистики для понимания культур различных наро­дов и регионов.

Культурология предстает как комплекс наук о культуре. Каждая из них имеет свой ареал и предмет исследования, предпочитаемые категории и термины, методы и источниковедческую базу.

Процесс возникновения специальных культурологических тео­рий свидетельствует о развитии науки. Сейчас он идет ускоренным темпом, хотя и несколько хаотично. Очевидно, не последнюю роль играют интересы исследователей, накопленный материал, запросы практики.

Специальные теории имеют свою сферу исследования, взаимо­действуют с определенным кругом наук, отличаются языком описа­ния. Происходит и другой процесс, когда внутри общей культуроло­гии выделяются области знания, приобретающие самостоятельный научный статус. Так, из философии культуры выделилась «аксиоло­гия культуры», из теории культуры — «семиотика культуры», из культурной антропологии — «этнокультурология».

Называют также «экологию культуры», «региональную культу­рологию», «историческую культурологию», «историческую персонологию».

По-разному именуют инауку о культуре: культурология, культу-роведение, социальная культурология, теория культуры, философия культуры, культурная антропология. При ближайшем рассмотрении они исследуют культуру как целостное общественное явление, но в разных аспектах: философских, социологических, антропологиче­ских, этнических, исторических, психологических.

Наиболее удачным названием признана «культурология» — оно определяет исследование морфологии, инфраструктуры или статики культуры как системы, а также изучение динамики культурных про­цессов различных исторических эпох и регионов.

Культурология находится в процессе становления, ее силуэт еще недостаточно четок. Тем не менее перед исследователями — боль­шие перспективы, ибо данная наука открыта для творческого поиска и инициатив.

Разрозненный мир обретает единство в культуре, человечество как никогда прежде ощутило потребность во взаимном понимании и общении.

Культурология как самостоятельная отрасль науки состоит из шести взаимосвязанных разделов:

1) история мировой иотечественной культуры;

2) история культурологических теорий;

3) философия культуры;

4) социология культуры;

5) антропология ипсихология культуры;

6) прикладная культурология.

Каждый из разделов имеет собственный объект исследования, от­личается спецификой анализа, методами и практическими рекомен­дациями, используемыми при разрешении конкретных проблем.

История культурыисследует реальный процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран инародов. Она дает бо­гатый материал, свидетельствующий о многообразии культурных достижений и ценностей, о вкладе народов в мировую культуру че­ловечества, о трудностях и противоречиях культурно-исторического процесса, о судьбах великих цивилизаций Европы, Азии, Индии, Рос­сии, Китая, Америки, Африки, Австралии идругих регионов мира.

История культуры формирует знания о культурном наследии, поисках и открытиях, памятниках материальной и духовной культу­ры, ценностях и нормах жизни, идеалах и символах разных народов; исследует происхождение, истоки культурных явлений, процесс их распространения. История культуры — передаваемая от поколения к поколению память человечества.

Для культурологии история культуры составляет фундамент тео­ретических концепций.

История культурологических ученийизучает процесс развития теоретических представлений о культуре и ее закономерностях.

Наука о культуре имеет давнюю историю. Ученые иписатели в те­чение многих веков стремились не только исследовать культуру тех или иных народов, но и понять тенденции ее развития, найти те глав­ные причины изакономерности, которым подчиняется это богатое и многообразное явление. Уже в Древней Греции, а также на Востоке во многих трактатах можно найти необычайно точные и глубокие суждения о культуре.

Как наука культурология формируется в XVIII в., и немецкий философ Иоганн Готфрид Гердер является одним из первых, кто за­ложил научные основы теории культуры. К изучению культуры обращались всемирно известные исследователи. Они стремились по­знать и объяснить культуру как целостное общественное явление. Изложение их взглядов будет дано в последующих главах.

История культурологии, процесс движения человеческой мысли в ее попытках научного осмысления культуры, еще ждет своих ис­следователей. Не всегда те или иные теории были достоверными, нередко в них отражалось стремление выдать желаемое за действи­тельное, представить процесс развития культуры в иллюзорном ви­де или наполнить его мрачными предчувствиями духовного кризиса и распада человеческих отношений.

Периоды «бури и натиска», глубоких перемен в сознании и жиз­недеятельности людей сменялись временем относительного спокой­ствия, тревожные предчувствия иногда становились пророческими предвидениями, а надежды превращались в утопии. История куль­турологии дает необычайный простор творческому мышлению. При этом необходимо отметить, что неоценимый вклад в развитие куль­турологии внесли историки, философы, антропологи, этнографы, со­циологи, писатели, педагоги. В их теоретическом наследии можно обнаружить такие глубокие мысли о культуре, которые не подвласт­ны времени.

Философия культурыисследует понятие, сущность и структуру культуры, определяет ее функцию в обществе, выясняет соотноше­ние культуры иприроды, культуры и цивилизации, роль средств массовой коммуникации в распространении культуры, изучает множественность языковых и символических форм культуры, историче­ское единство человечества и процесс взаимовлияния культур, гло­бальные проблемы современности и роль культуры в их разрешении.

Культура охватывает все средства и механизмы деятельности, цен­ности итворческие потенциалы человека. В самом широком и доста­точно абстрактном смысле культура является способом реализации духовных сил человека.

Культура предстает как способ и технология деятельности, про­фессиональное мастерство, нормы и формы организации культурной жизни. Раскрыть технологию и язык культуры — значит прибли­зиться к ее пониманию, овладеть способом деятельности. Культура выступает как фактор регуляции деятельности человека, координа­ции его усилий испособностей, знаний и умений, управления обще­ственными процессами и личным образом жизни.

Культура является формой и содержанием социально-культурно­го опыта человека, обогащения его духовного мира, реализации его способностей и дарований, талантов и ценностей.

Культура создается человеком, но и сама оказывает существенное влияние на его духовный облик. Гуманистический смысл культуры заключен не только в создании ценностей, пополняющих сокровищ­ницу культуры, но и в тех изменениях, которые происходят в лично­сти в процессе их освоения. Именно на этой основе формируется творческий потенциал человека.

Можно перечислить множество подходов к пониманию сущности культуры.

Философия культуры исследует диалектику и динамику куль­турных процессов, роль культурных контактов в изменении само­бытных культур, периоды подъема и кризисов, роль духовной элиты как импульса культурного развития, взаимодействие культуры и ци­вилизации, этноса и культуры, смену культурных парадигм иценно­стей. В философском обосновании нуждается проблема периодиза­ции культурного развития человечества.

Социология культурыисследует процесс функционирования культуры в обществе, тенденции культурного развития, проявля­ющиеся в сознании, поведении и образе жизни различных социаль­ных групп.

В социальной структуре общества выделяются группы различно­го уровня. Макрогруппы — это классы, слои, нации и этносы. Каж­дая из них отличается своими культурными особенностями, ценност­ными предпочтениями, вкусами, стилем и образом жизни. Наряду с ними существует множество микрогрупп, которые образуют раз­личные субкультуры. Можно выделить общности по ряду призна­ков: возрастные субкультуры детей, молодежи, взрослых, старых; конфессиональные — в зависимости от вероисповеданий; профес­сиональные, в которых подчеркивается принадлежность к опреде­ленному виду трудовой деятельности и общность связанных с нею интересов и потребностей. Возникновение групповых форм культу­ры возможно в политических партиях, движениях. Группы с откло­няющимся от нормы поведением также образуют свою структуру. Существуют субкультуры мафиозных и преступных группировок.

Множественность структур создает «мозаичную» картину куль­турной жизни. Социология культуры «воссоздает» эту многогран­ность, выявляет динамику их развития, причины консолидации или распада, растворения в общих тенденциях или кристаллизации но­вых ценностей.

Важным направлением в социологии культуры является изуче­ние культурных последствий таких процессов, как демократизация общества, влияние на состояние умов гласности и свободы слова, экономических и политических реформ, изменение культурных по­требностей и интересов человека в условиях урбанизации, миграции, экологического и духовного кризиса.

Социология культуры дает возможность представить типологию личности в зависимости от отношения к сложившейся обществен­ной ситуации.

Не менее интересным является социологический анализ деятель­ности различных социальных институтов, призванных обеспечивать удовлетворение и развитие потребностей и запросов людей. Дея­тельность системы образования, различных учреждений культуры, средств массовой информации всегда предполагает культурологиче­ский анализ, который позволяет иметь суждение об эффективности их функционирования, создания условий для развития личности, повышения качества жизни.

В социологии культуры можно выделить три уровня знания.

• Первый уровень характеризует наиболее общие тенденции в раз­витии современной культуры, воспроизводит ее самые распро­страненные ценности, стили жизни, модели поведения.

• Второй сосредоточивает внимание на культуре различных групп, видах культурной деятельности, соотношении традиций и нова­торства, системе распространения ценностей культуры, их осво­ении человеком.

• Третий уровень основан на социологической информации, полу­ченной в результате эмпирических исследований с использовани­ем методов опроса, интервью, включенного наблюдения, анализа документации и социальной статистики.

Социология культуры непосредственно связана с решением прак­тических проблем, призвана не только «выдать» информацию, но и указать пути преодоления противоречий, привлечь к их решению широкий круг организаторов, работников учреждений культуры.

Достаточно сложной проблемой социологии культуры является разработка и стандартизация индикаторов или показателей опреде­ления культурного уровня, изменения духовных потребностей. На первый взгляд здесь все уникально, своеобразно и потому внутренне сопротивляется всяческому шаблону, единой мерке, а тем более ка­кому-либо стандарту. И тем не менее, чтобы знать о тенденциях, на­до исходить из такого набора данных, который позволяет произвести количественное и качественное измерение. Причем произвольно вы­бранный показатель может исказить представление о реальности, создать ложную (улучшенную или ухудшенную) картину действи­тельного состояния. Все это свидетельствует о большой ответствен­ности социологов за представляемую информацию.

Любой сбор фактов неизбежно предполагает теоретическое ос­мысление и обобщение, без которых факты теряют смысл. Но между

Наши рекомендации