Культурология в системе гуманитарных наук
Гуманитаризация высшего образования
Быстрые темпы социальных перемен в России, модернизация общества и распространение рыночных отношений во всех сферах материальной и духовной жизни предъявляют новые требования к системе подготовки специалистов с высшим образованием.
По определению ЮНЕСКО, XXI век должен стать «веком образования», и Россия вносит свой вклад в обновление системы высшего профессионального образования.
Основные контуры новой концепции высшей школы заключаются в определении приоритетных направлений в подготовке специалистов, в разработке и социальном проектировании новых моделей учреждений образования, в возникновении наряду с государственными университетами и академиями большого числа коммерческих, частных и иных типов социальных институтов высшей школы, готовящих специалистов по индивидуальным, авторским программам, но на основе государственных стандартов.
Центральнойидеей философии образования является усиление гуманитарной подготовки специалиста любого профиля.
Гуманитарные основы образования способствуют формированию мира духовных ценностей молодого поколения, представлений о достоинстве и чести, ответственности и долге, правах и обязанностях, патриотизме и трудолюбии, уважении к личности и милосердии. Гуманитарные науки приобщают молодого человека к богатствам мировой и отечественной культуры, содействуют установлению взаимопонимания и согласия между народами.
Гуманитаризация образования оберегает человека от технократической близорукости и примитивного прагматизма, помогает снимать психологическое напряжение, содействует восстановлению душевного равновесия и здоровья, повышает творческий потенциал и жизнестойкость личности.
Освоение гуманитарной культуры создает своеобразные «зоны стабильности», приобщение к вечным ценностям, шедеврам мирового и российского искусства, творческим открытиям в различных сферах культуры.
Именно эти факторы определяют стратегию развития высшего образования в России. Культура становится основой подготовки специалиста, ибо открывает широкие возможности для изучения духовного наследия, дает ориентир в жизни современного общества, определяет вектор интересов и мировосприятие личности.
Различные прогнозы о снижении роли образования, о преимуществах узкой специализации не оправдались и отвергнуты практикой. Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается «образовательный бум», отражающий возрастание потребностей общества в дипломированных специалистах высокого профессионального и культурного уровня, имеющих фундаментальную подготовку и готовых к принятию решений в постоянно меняющихся обстоятельствах.
Профессиональное образование становится обязательным условием даже в тех сферах, где еще совсем недавно было достаточно лишь практического или политического опыта. Дипломированный специалист становится «важной персоной» во всех сферах деятельности. От уровня образования зависят успешность карьеры, объем и интенсивность занятости, материальная обеспеченность и доход, возможности самореализации и творчества.
Размышляя об этих тенденциях, французский социолог П. Бур-дье назвал образование «символическим капиталом», который может дать шанс для повышения социального статуса личности, стать фактором социальной мобильности, смены профессии на более престижную и высокооплачиваемую.
Социологические исследования современного студенчества свидетельствуют о том, что в новых условиях модернизации общества существенно изменились представления о жизненных перспективах и ценностях. Высшее образование рассматривается как «ключ к успеху», возможность быстрой карьеры, обеспеченного образа жизни и комфорта.
Эти новые ориентации значительно изменили менталитет студенчества. Прежде в центре жизненной стратегии была проблема получения образования в соответствии с личными предпочтениями, хотя и при низкой оплате труда. Будущая профессиональная биография определялась постепенным продвижением по тарифной сетке. Как правило, проходили целые десятилетия, прежде чем возникала вакансия и становился возможным переход на следующую должность. «Потолка» можно было достичь лишь к пенсионному возрасту. Высокие притязания, стремление к успеху не поддерживались начальством и общественным мнением, вызывали подозрение и порицание.
Особенно ценились бескорыстная активность, энтузиазм и инициатива. Понятие карьеры имело негативный смысл, ибо означало использование «блата» и нечестных средств.
В условиях открытого общества и рыночных отношений возникает иной подход к проблеме социальной мобильности. Здесь возможны перемены в судьбе в течение короткого отрезка жизненного пути, неоднократная смена профессий и социальных ролей, взлет карьеры, перемещение на высокие должности, минуя привычные стадии и ступени. Образование как «символический капитал» выполняет скрытую функцию продвижения к власти, которая обладает особой притягательной силой, ибо способствует социальному подъему по «лестнице успеха».
Студенты отдают предпочтение работе с высокой оплатой, возможности заниматься бизнесом, совмещать работу с учебой, владеть практическими навыками профессиональной деятельности, иметь комфортабельные условия труда и отдыха. Немалую роль играют также престиж и практическая потребность в специалисте, имидж лидера и властные полномочия, материальная обеспеченность и финансовая самостоятельность.
Из личных качеств ценятся уверенность в своей компетентности, коммуникабельность, инициативность и предприимчивость, умение рисковать и выигрывать, добиваться успеха. Энергичность, напористость, ценность времени, деловитость и прагматизм, работоспособность и коммерческий расчет определяют траекторию жизненной стратегии.
Эти качества во многом формируют «поколение надежд». Общий энергетический тонус становится основой мотивации, а «человек успеха» — жизненным идеалом.
Система образования должна предложить молодежи комплекс механизмов для адаптации к новым условиям, чтобы найти свой путь в быстро меняющемся мире. Необходимо определить новое соотношение между гуманитарными, техническими и естественными науками, теорией и практикой, фундаментальным и прикладным знанием, между стандартом и авторскими вариациями, традициями высшей школы и новаторством, свободой и ответственностью.
XXI в. значительно расширит необходимый набор знаний и личных достоинств, сделает обязательным не только совершенное владение компьютером, навыками маркетинга именеджмента, новыми технологиями в бизнесе, практическое использование иностранного языка в целях международного общения, но и предъявит более высокие требования к уровню духовной культуры.
Гуманитарные науки открывают широкие перспективы в развитии личности специалиста. Они не только формируют корпус профессиональных знаний, но интенсивно содействуют модернизации сознания, реализуя творческий потенциал критичности, самостоятельности, стимулируя инновационное мышление, оказывая влияние на жизненные ориентиры человека.
Стратегия обновления высшего образования определяется освобождением от идеологии догматизма, расширением диапазона познания, умением сохранять наследие и отбрасывать устаревшие концепции, пока они не превратились в оковы на пути развития.
Ускорение темпов модернизации общества влечет за собой перемены в мире ценностей, и система гуманитарного образования способна подготовить молодого человека к встрече с будущим. Владение информацией приобретает значение «новой собственности», изменяющей характер политических, экономических, нравственных отношений. На этой основе формируется новый пласт современной цивилизации со своими требованиями к профессиональной компетентности и духовному миру личности.
Культура как необходимое условие человеческой жизни
Культура человечества богата и многообразна. Она возникла на самых древних стадиях развития общества инеразрывно связана с его историей.
Каждый народ вносит свой вклад в общий фонд мировой иотечественной культуры. В обществе происходит постоянный процесс обогащения культуры, создания ираспространения ценностей идостижений.
Весь окружающий нас искусственный мир — это мир культуры, созданный человеком. Орудия труда и средства транспорта, технические изобретения и научные открытия, язык иписьменность, произведения искусства и нормы морали, философские учения исистемы политической власти, правовые кодексы ирелигиозные верования,
системы образования и воспитания, здравоохранение и спорт, традиции и ритуалы, праздники и обряды — все это проявления творческой инициативы и деятельности человека.
Важнейшим признаком культуры является ее «всепроникающий» характер, непременное включение во все сферы жизни общества и личности.
Слово «культура» есть почти во всех языках народов мира. Оно означает возделывание, изменение, улучшение, производимое человеком в процессе целесообразной деятельности.
В культуре сочетаются традиции и новаторство, устойчивость и изменчивость, образующие непрерывный процесс исторической преемственности, сохранения культурного наследия и творческого обновления. В культуре действуют творческие союзы и ассоциации, многочисленные социальные институты, музеи и библиотеки, учреждения культуры и организации досуга, способствующие развитию культуры.
Главное назначение культуры — постоянно содействовать духовному развитию человека, всемерному раскрытию его талантов, дарований и способностей.
Создавая многообразный мир культуры, человек одновременно развивает свои творческие силы, формирует свой духовный облик. В известном смысле человек есть мера культуры. Какую бы сферу культуры мы ни рассматривали — научные открытия или технические изобретения, произведения литературы и искусства, нормы морали и права — ее значение определяется в зависимости от того, какое влияние она оказывает на духовный мир личности: способствует ли развитию гуманности и благородства или распространяет человеконенавистничество и зло.
В духовной деятельности осуществляется процесс самореализации человека, когда на основе овладения историческим наследием мировой и отечественной культуры, воспитания и образования создаются духовные ценности, развиваются способности к труду, познанию, творчеству и общению.
► Таким образом, культура— многогранное, сложное, исторически развивающееся общественное явление, способ освоения действительности, реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности.
Развитие культуры приобретает особое значение в современном мире. Сохранение культурного наследия, бережное отношение к природным богатствам, поддержание самобытных культур разных народов, установление контактов в целях взаимопонимания и обогащения культур, развитие духовных интересов личности — все это глобальные проблемы, требующие объединения усилий и энергии политиков, деятелей культуры, каждого человека. От уровня культуры существенно зависят успешная реализация социальных проектов и реформ обновления общества, мир и согласие в межнациональных отношениях, совершенствование качества жизни людей.
Реалистический анализ состояния культуры в нашем обществе позволяет утверждать, что из множества проблем самой сложной является проблема дефицита культуры. Это вызывает особую тревогу и всеобщее беспокойство, ибо свидетельствует о глубоком духовном кризисе, утрате ценностных ориентиров, моральной разобщенности, распространении пороков и жестоких межнациональных конфликтов, агрессивности и враждебности, пошлости и безнравственности, духовной деградации человека. Дефицит культуры обнаруживает себя в ограниченности духовных потребностей, примитивности и душевной невоспитанности, утилитаризме и социальной апатии, отсутствии подлинной интеллигентности, в националистических предрассудках и анархической вседозволенности.
Необходим подъем духовных сил, способствующих гуманному оздоровлению общества, изменению духовной атмосферы, поощрению талантов, развитию индивидуальности.
Низкая культура отрицательно сказывается на всех явлениях общественной жизни, проявляется в политической безответственности, экономической бесхозяйственности, отсутствии душевного такта, в разжигании межнациональных конфликтов, в губительном отношении к природе, в деградации духовного облика личности. Выход из экономического, политического и духовного кризиса — в подъеме культуры всего народа и каждого человека, в придании развитию культуры приоритетного значения. Гуманитарная культура опирается на демократизацию общества, гласность и свободу творчества, плюрализм мнений и уважение друг к другу, всемерное поощрение культурных контактов и взаимопонимание национальных культур, сохранение исторических памятников и расширение объема культурного наследия.
В каждом новом поколении должен постоянно увеличиваться культурный пласт, составляющий основу духовного роста и нравственной устойчивости. Это предполагает особое внимание всех стран к развитию культуры во всех ее аспектах — техническом и художественном, экономическом и политическом, экологическом и нравственном, философском и религиозном; к формированию духовных потребностей, к умению решать социальные и культурные проблемы с гуманистических позиций.
Междисциплинарные связи культурологии
Растущий процесс взаимовлияния культур, всемерное развитие национально-этнической самобытности культур, изучение динамики и диалектики функционирования культур в обществе, формирование духовных ценностей человека стимулируют интерес исследователей и практиков к разработке культурологии как науки и отрасли гуманитарного знания.
Необходимо подчеркнуть, что культурология возникла на «пересечении» ряда наук, таких как история, философия, педагогика, этика, социология, этнография, антропология, социальная психология, эстетика, искусствознание. Перечень подобных взаимосвязей можно продолжить.
Междисциплинарный характер культурологии выражает общую тенденцию современной науки: усиление процессов интеграции, взаимовлияние и взаимопроникновение различных областей знания при изучении общего объекта исследования. Логика научного знания ведет к синтезу ряда наук, формированию взаимосвязанного комплекса научных представлений о культуре как целостной и многообразной системе.
Философия открывает путь к познанию и объяснению сущности культуры. Социология выявляет закономерности процесса функционирования культуры в обществе, особенности культурного уровня различных групп. Психология дает возможность глубже понять специфику культурно-творческой деятельности человека, его восприятие ценностей культуры, становление духовного мира личности.
Антропология и этнология способствуют изучению национально-этнической самобытности культуры народов мира, роли культуры в межнациональных отношениях.
Искусствознание и эстетика раскрывают художественную культуру в ее неповторимости, уникальности и эмоциональной силе влияния на человека. Смежные науки не только «питательная» среда, но и необходимый фундамент культурологии.
Может возникнуть вопрос: что нового прибавляет культурология, если достаточно знать историю или психологию, этнографию или искусство? Однако вполне очевидно, что каждый из этих аспектов вовсе не исчерпывает всего «объема» культуры, а лишь открывает ее отдельные стороны. Кроме того, культурология не просто механически заимствует знания, полученные другими науками, но органично включает их в целостную систему науки о культуре, создавая общую модель или картину культуры определенной эпохи. Исследование общих контуров культуры органично сочетается с глубоким постижением своеобразия и относительной автономности национальных культур.
Культурология, будучи гуманитарной наукой, исследует культуру как исторически развивающееся, многогранное, сложное общественное явление, способ жизни человека, выражающий его родовую специфику и предназначение. Поскольку культура охватывает все виды деятельности человека, его помыслы и чувства, разум и волю, она является неотъемлемым атрибутом человеческого существования. Ни одна сфера жизни — будь то экономика или политика, семья или образование, искусство или нравственность, досуг или спорт — невозможна вне культуры.
► Культурология изучает сущность и структуру культуры, процесс ее возникновения, развития и функционирования; национально-этническое своеобразие культур народов мира; духовные ценности культуры и творческие достижения человечества; становление духовного мира личности и возможности ее самореализации; деятельность социальных институтов культуры, осуществляющих процесс культурной преемственности, и взаимодействие цивилизаций.
Культурология помогает систематизировать исторические и гуманитарные знания, понять явления общественной жизни в едином смысловом контексте, раскрыть единство и целостность мировой цивилизации, состоящей из множества уникальных культур народов мира. Знание культурологии существенно для достижения духовной зрелости, для формирования способности мыслить о социальных и человеческих проблемах с научных позиций, для умения считаться с плюрализмом мнений и ценностей, для воспитания в человеке черт интеллигентности, доброжелательности, гуманности, милосердия и благородства.
Создание атмосферы глубокого уважения к культуре народов, стремление к взаимопониманию и сотрудничеству способствуют утверждению гуманизма в отношениях между людьми, развивают чувство ответственности за исторические судьбы мировой культуры.
Современный мир отличается особой напряженностью, динамизмом, противоречивыми тенденциями и альтернативными позициями. Культура обладает большим потенциалом в поиске согласия, утверждения приоритета общечеловеческих ценностей.
Высокая миссия культуры не ограничена только глобальными проблемами. Она обращена непосредственно к человеку, его повседневной жизни, определяет ориентиры и смыслы человеческого существования, открывает путь к свободе и творчеству, дает внутренние силы для преодоления жизненных тревог, драм, трагедий, вселяет оптимизм и надежду, способствует раскрытию индивидуальности.
Структура культурологии как науки
Возникновение новой отрасли науки всегда вызывает неоднозначную реакцию в научном сообществе. Можно вспомнить о генетике и кибернетике, социологии и психологии, которые вызывали не только дискуссии среди специалистов, но и запреты, осуждения и гонения. К счастью, те времена миновали. Но настороженность к новой наукесохраняется. О культурологии высказываются диаметрально противоположные точки зрения, восторженные или скептические оценки.
Тем не менее «караван идет», культурология осваивает научное и образовательное пространство. Она входит в число гуманитарных дисциплин в вузах, по культурологии защищают докторские и кандидатские диссертации, издаются учебники, монографии, проводятся конференции.
Но это лишь «первая волна», которая, отхлынув, обнажает подводные рифы и камни. Неясность общих границ предмета и ареала культурологии, соотношения ее структурных разделов и логики построения, механическое соединение различных сфер духовной и материальной жизни общества, неумение исследователей применить системный подход значительно снижают уровень культурологических исследований. Очень беден и подражателен, но отнюдь не лучшим образцам научной литературы, язык статей и монографий. Увлечение абстрактными схемами, перегруженность понятиями и терминами, отсутствие анализа реальных явлений и процессов подрывают интерес к науке. Авторы многих книг и учебных пособий следуют общему шаблону, повторяя друг друга, используя даже одни и те же примеры.
Создается впечатление, что просто заполняется «вакуум», который возник в образовательном пространстве. Возможно, это произошло потому, что включение предмета опередило выпуск литературы и надо было обеспечить учебный процесс. Поэтому многие учебные пособия написаны, что называется, «с колес», сборным авторским коллективом, без особого опыта в чтении целостного курса, а чаще всего специалистами иных гуманитарных наук. Кстати, надо отметить, что профессиональных культурологов начали готовить лишь в 1990-е гг. Вполне естественно, что должно пройти некоторое время, прежде чем новые специалисты приобретут авторитет и уверенность.
Однако, несмотря на все критические замечания, можно оценить сложившуюся ситуацию вполне оптимистически. Меня радует признание научного статуса культурологии, включение в систему гуманитарного образования, привлечение интеллектуальных сил российской науки к разработке теоретических проблем и перспективных научных направлений. Я уверена, что траектория подъема культурологии будет свидетельством ее расцвета уже в ближайшие годы.
Если вспомнить историю развития социологии, то она представляется более драматичной. Были споры о соотношении социологии и социальной философии, о предмете и структуре социологии, о прикладных исследованиях и специальных социологических теориях, понятийном аппарате и надежности рекомендаций.
Можно с уверенностью утверждать, что наука о культуре не менее, а возможно, и более сложна, чем наука об обществе.
► Культура— это сложная, открытая, диффузная, самоорганизуюшаяся система. Она охватывает различные стороны взаимодействия человека с другими людьми и с самим собой, с природой и обществом. Коммуникативная сущность культуры побуждает к диалогу, стимулирует творчество и активность, познание и понимание.
Как неотъемлемый атрибут человеческого существования она «везде и всюду». Эта широта культурного ареала затрудняет определение ее предметной области.
Человек как создатель культуры «обручен» с ней тесными узами повседневной жизни, но и «обречен» осваивать ее нормы и ценности, символы и традиции. Творчество и новаторство — необходимые импульсы динамики культуры, но человечество лишь постепенно принимает их как благо и ценность. Эти два лика культуры порождали отношение к ней либо как к высшему достижению разума и таланта, либо как к оковам, ограничивающим свободу.
Кроме того, явления культуры ускользают от рационалистического анализа, не всегда поддаются точному описанию и объяснению. В них остаются неопределенность, недосказанность, загадочность и таинственность. Культура внутренне противоречива и трудно предсказуема. Все эти особенности феномена культуры затрудняют ее исследование. Гуманитарные науки в той или иной степени обращены к пониманию культуры. Однако каждая из наук обращена к одной сфере культуры и не исчерпывает всего объема, а «узкая глубина» нередко ограничивает целостное понимание культурных процессов. Ученые неоднократно размышляли о путях и судьбах развития культур и цивилизаций, о механизмах исторической преемственности и трансляции культур, о единстве и многообразии культур народов мира, о смысле творчества и духовной энергетике человека, о свободе и ценностях, о периодах возвышения, расцвета культур, но также о мрачных трагедиях в истории культуры. Все эти и многие другие проблемы всегда волновали человечество.
Культурология выявляет инвариантные структуры культурных феноменов, определяет динамику их изменений. Она рассматривает эти проблемы по крайней мере в трех аспектах:
1) дифференциация феноменов культуры для выявления их социальной и культурной значимости, символической и знаковой цен-, ности;
2) интеграция изучаемых явлений в контексте культуры, обеспечение системного и целостного анализа;
3) сравнения и сопоставления феноменов, теоретическое обеспечение компаративистики для понимания культур различных народов и регионов.
Культурология предстает как комплекс наук о культуре. Каждая из них имеет свой ареал и предмет исследования, предпочитаемые категории и термины, методы и источниковедческую базу.
Процесс возникновения специальных культурологических теорий свидетельствует о развитии науки. Сейчас он идет ускоренным темпом, хотя и несколько хаотично. Очевидно, не последнюю роль играют интересы исследователей, накопленный материал, запросы практики.
Специальные теории имеют свою сферу исследования, взаимодействуют с определенным кругом наук, отличаются языком описания. Происходит и другой процесс, когда внутри общей культурологии выделяются области знания, приобретающие самостоятельный научный статус. Так, из философии культуры выделилась «аксиология культуры», из теории культуры — «семиотика культуры», из культурной антропологии — «этнокультурология».
Называют также «экологию культуры», «региональную культурологию», «историческую культурологию», «историческую персонологию».
По-разному именуют инауку о культуре: культурология, культу-роведение, социальная культурология, теория культуры, философия культуры, культурная антропология. При ближайшем рассмотрении они исследуют культуру как целостное общественное явление, но в разных аспектах: философских, социологических, антропологических, этнических, исторических, психологических.
Наиболее удачным названием признана «культурология» — оно определяет исследование морфологии, инфраструктуры или статики культуры как системы, а также изучение динамики культурных процессов различных исторических эпох и регионов.
Культурология находится в процессе становления, ее силуэт еще недостаточно четок. Тем не менее перед исследователями — большие перспективы, ибо данная наука открыта для творческого поиска и инициатив.
Разрозненный мир обретает единство в культуре, человечество как никогда прежде ощутило потребность во взаимном понимании и общении.
Культурология как самостоятельная отрасль науки состоит из шести взаимосвязанных разделов:
1) история мировой иотечественной культуры;
2) история культурологических теорий;
3) философия культуры;
4) социология культуры;
5) антропология ипсихология культуры;
6) прикладная культурология.
Каждый из разделов имеет собственный объект исследования, отличается спецификой анализа, методами и практическими рекомендациями, используемыми при разрешении конкретных проблем.
История культурыисследует реальный процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран инародов. Она дает богатый материал, свидетельствующий о многообразии культурных достижений и ценностей, о вкладе народов в мировую культуру человечества, о трудностях и противоречиях культурно-исторического процесса, о судьбах великих цивилизаций Европы, Азии, Индии, России, Китая, Америки, Африки, Австралии идругих регионов мира.
История культуры формирует знания о культурном наследии, поисках и открытиях, памятниках материальной и духовной культуры, ценностях и нормах жизни, идеалах и символах разных народов; исследует происхождение, истоки культурных явлений, процесс их распространения. История культуры — передаваемая от поколения к поколению память человечества.
Для культурологии история культуры составляет фундамент теоретических концепций.
История культурологических ученийизучает процесс развития теоретических представлений о культуре и ее закономерностях.
Наука о культуре имеет давнюю историю. Ученые иписатели в течение многих веков стремились не только исследовать культуру тех или иных народов, но и понять тенденции ее развития, найти те главные причины изакономерности, которым подчиняется это богатое и многообразное явление. Уже в Древней Греции, а также на Востоке во многих трактатах можно найти необычайно точные и глубокие суждения о культуре.
Как наука культурология формируется в XVIII в., и немецкий философ Иоганн Готфрид Гердер является одним из первых, кто заложил научные основы теории культуры. К изучению культуры обращались всемирно известные исследователи. Они стремились познать и объяснить культуру как целостное общественное явление. Изложение их взглядов будет дано в последующих главах.
История культурологии, процесс движения человеческой мысли в ее попытках научного осмысления культуры, еще ждет своих исследователей. Не всегда те или иные теории были достоверными, нередко в них отражалось стремление выдать желаемое за действительное, представить процесс развития культуры в иллюзорном виде или наполнить его мрачными предчувствиями духовного кризиса и распада человеческих отношений.
Периоды «бури и натиска», глубоких перемен в сознании и жизнедеятельности людей сменялись временем относительного спокойствия, тревожные предчувствия иногда становились пророческими предвидениями, а надежды превращались в утопии. История культурологии дает необычайный простор творческому мышлению. При этом необходимо отметить, что неоценимый вклад в развитие культурологии внесли историки, философы, антропологи, этнографы, социологи, писатели, педагоги. В их теоретическом наследии можно обнаружить такие глубокие мысли о культуре, которые не подвластны времени.
Философия культурыисследует понятие, сущность и структуру культуры, определяет ее функцию в обществе, выясняет соотношение культуры иприроды, культуры и цивилизации, роль средств массовой коммуникации в распространении культуры, изучает множественность языковых и символических форм культуры, историческое единство человечества и процесс взаимовлияния культур, глобальные проблемы современности и роль культуры в их разрешении.
Культура охватывает все средства и механизмы деятельности, ценности итворческие потенциалы человека. В самом широком и достаточно абстрактном смысле культура является способом реализации духовных сил человека.
Культура предстает как способ и технология деятельности, профессиональное мастерство, нормы и формы организации культурной жизни. Раскрыть технологию и язык культуры — значит приблизиться к ее пониманию, овладеть способом деятельности. Культура выступает как фактор регуляции деятельности человека, координации его усилий испособностей, знаний и умений, управления общественными процессами и личным образом жизни.
Культура является формой и содержанием социально-культурного опыта человека, обогащения его духовного мира, реализации его способностей и дарований, талантов и ценностей.
Культура создается человеком, но и сама оказывает существенное влияние на его духовный облик. Гуманистический смысл культуры заключен не только в создании ценностей, пополняющих сокровищницу культуры, но и в тех изменениях, которые происходят в личности в процессе их освоения. Именно на этой основе формируется творческий потенциал человека.
Можно перечислить множество подходов к пониманию сущности культуры.
Философия культуры исследует диалектику и динамику культурных процессов, роль культурных контактов в изменении самобытных культур, периоды подъема и кризисов, роль духовной элиты как импульса культурного развития, взаимодействие культуры и цивилизации, этноса и культуры, смену культурных парадигм иценностей. В философском обосновании нуждается проблема периодизации культурного развития человечества.
Социология культурыисследует процесс функционирования культуры в обществе, тенденции культурного развития, проявляющиеся в сознании, поведении и образе жизни различных социальных групп.
В социальной структуре общества выделяются группы различного уровня. Макрогруппы — это классы, слои, нации и этносы. Каждая из них отличается своими культурными особенностями, ценностными предпочтениями, вкусами, стилем и образом жизни. Наряду с ними существует множество микрогрупп, которые образуют различные субкультуры. Можно выделить общности по ряду признаков: возрастные субкультуры детей, молодежи, взрослых, старых; конфессиональные — в зависимости от вероисповеданий; профессиональные, в которых подчеркивается принадлежность к определенному виду трудовой деятельности и общность связанных с нею интересов и потребностей. Возникновение групповых форм культуры возможно в политических партиях, движениях. Группы с отклоняющимся от нормы поведением также образуют свою структуру. Существуют субкультуры мафиозных и преступных группировок.
Множественность структур создает «мозаичную» картину культурной жизни. Социология культуры «воссоздает» эту многогранность, выявляет динамику их развития, причины консолидации или распада, растворения в общих тенденциях или кристаллизации новых ценностей.
Важным направлением в социологии культуры является изучение культурных последствий таких процессов, как демократизация общества, влияние на состояние умов гласности и свободы слова, экономических и политических реформ, изменение культурных потребностей и интересов человека в условиях урбанизации, миграции, экологического и духовного кризиса.
Социология культуры дает возможность представить типологию личности в зависимости от отношения к сложившейся общественной ситуации.
Не менее интересным является социологический анализ деятельности различных социальных институтов, призванных обеспечивать удовлетворение и развитие потребностей и запросов людей. Деятельность системы образования, различных учреждений культуры, средств массовой информации всегда предполагает культурологический анализ, который позволяет иметь суждение об эффективности их функционирования, создания условий для развития личности, повышения качества жизни.
В социологии культуры можно выделить три уровня знания.
• Первый уровень характеризует наиболее общие тенденции в развитии современной культуры, воспроизводит ее самые распространенные ценности, стили жизни, модели поведения.
• Второй сосредоточивает внимание на культуре различных групп, видах культурной деятельности, соотношении традиций и новаторства, системе распространения ценностей культуры, их освоении человеком.
• Третий уровень основан на социологической информации, полученной в результате эмпирических исследований с использованием методов опроса, интервью, включенного наблюдения, анализа документации и социальной статистики.
Социология культуры непосредственно связана с решением практических проблем, призвана не только «выдать» информацию, но и указать пути преодоления противоречий, привлечь к их решению широкий круг организаторов, работников учреждений культуры.
Достаточно сложной проблемой социологии культуры является разработка и стандартизация индикаторов или показателей определения культурного уровня, изменения духовных потребностей. На первый взгляд здесь все уникально, своеобразно и потому внутренне сопротивляется всяческому шаблону, единой мерке, а тем более какому-либо стандарту. И тем не менее, чтобы знать о тенденциях, надо исходить из такого набора данных, который позволяет произвести количественное и качественное измерение. Причем произвольно выбранный показатель может исказить представление о реальности, создать ложную (улучшенную или ухудшенную) картину действительного состояния. Все это свидетельствует о большой ответственности социологов за представляемую информацию.
Любой сбор фактов неизбежно предполагает теоретическое осмысление и обобщение, без которых факты теряют смысл. Но между