Глава 16. X. Ортега-и-Гассет о нашествии

массовой культуры.............................390

Штрихи биографии ..................................390

Парадоксы массового сознания икультуры ..............392

Ценности как импульс развития культуры ...............397

Роль поколений в истории культуры....................398

Человек итехника ................................... 401

Глава 17. Ф. Бродель об истории материальной культуры. . . 403

О биографии ученого.................................404

Структуры повседневности............................407

Технические изобретения .............................412

Деньги и финансовые расчеты .........................413

Город как центр цивилизации..........................414

Симфония рынка ....................................417

Глава 18. А. Тоффлер о цивилизации будущего..........420

О жизни и деятельности ..............................420

Волны цивилизаций..................................422

Шок от встречи с будущим............................424^

Новая «психосфера» как защита личности ...............429

Глава 19. Л. Уайт о культурологии как науке............434

Жизнь итворчество ..................................434

Культура как символическая реальность.................436

Наука о культуре — культурология .....................438

Роль энергии в эволюции культуры.....................441

Вместо заключения...............................444

Приложение ....................................447

Рекомендуемая литература .........................470

Слово к читателю

В основу этой книги положен курс лекций, который читался в тече­ние многих лет в Санкт-Петербургском государственном универ­ситете культуры и искусств, в Республиканском гуманитарном ин­ституте при Санкт-Петербургском государственном университете, в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Это позволяло постоянно корректировать курс, выбирая наиболее инте­ресные имена и проблемы, чувствовать внимание аудитории к стилю изложения. Мне всегда хотелось, чтобы слушатели не просто запом­нили те или иные концепции, подходы, идеи в изучении культуры, но чтобы авторы стали для них «близкими знакомыми»; чтобы они ощущали пульс жизненной энергии ученого, переживали напряжен­ность и трудность интеллектуальной деятельности, вникали в драма­тизм событий эпохи и личной жизни. Возможно, именно поэтому в книге так мало критических замечаний, полемики и несогласия с ав­торами.

Впрочем, для этого есть и иные причины.

Во-первых, в отечественном обществоведении слишком сильна бы­ла критическая литература, односторонне излагавшая взгляды мыс­лителей, придерживавшихся иной методологии. Важно было знать не оригинальность концепции, а «чего не понял Фейербах», как мы говорили в студенческие годы. Вот этой легкости в обращении с клас­сическим наследием, когда всемирно известный ученый становится жалким недоучкой, мне хотелось избежать.

Во-вторых, читатель сам должен формировать свою позицию и свое отношение к теоретическим идеям, получая лишь импульс для последующих занятий. Эта возможность открыта, ибо вся литерату­ра теперь доступна — переведена и издана. Очерки могут выполнить функцию путеводителя в почти безбрежном море культурологиче­ского знания, дать представление об огромной мыслительной силе ученых, их исторической, социальной, культурологической эруди­ции, позволившей создавать оригинальные труды и концепции.

В-третьих, мне хотелось особенно подчеркнуть и выделить ин­дивидуальность литературного стиля и почерка каждого автора, его мировосприятие, предчувствие социальных и духовных катастроф, кризисов и конфликтов.

О каждом мыслителе можно сказать, что он был Пророком. По­этому столь актуальны и современны культурологические труды. Иногда трудно освободиться от ощущения отсутствия исторической дистанции, удаленности исторического контекста, кажется, что они написаны «про нас», «здесь и сейчас». Очевидно, именно в этом за­ключена неувядаемость классического духовного наследия.

Приступая к изучению культурологии, необходимо обладать зна­нием трудов классических и всемирно известных авторов, составля­ющих основной корпус науки о культуре. Без них нельзя «двигаться дальше». Эволюция идей о культуре шла не в одном, а во многих на­правлениях, и это многообразие отражено в данной книге. В ходе ис­торического развития концепции и теории не отменяли друг друга, но увеличивали объем познания сложного явления культуры.

Обычно, заканчивая книгу, хочется скорее поставить точку, под­вести черту под исследованием. За время работы оно успевает надо­есть, возникает желание заняться чем-нибудь другим. Ничего подоб­ного со мной на этот раз не произошло. Наоборот, возникло стремле­ние продолжить исследование истории культурологии, ибо сделаны, в этом направлении лишь первые шаги.

Нуждается в глубоком изучении история русской культуроло­гической мысли, включая культуру русского зарубежья. Интересно представить, как развивалась культурология в странах Востока. На­стало время более подробно и обстоятельно исследовать вклад оте­чественных ученых, писателей, искусствоведов, педагогов, которые содействовали становлению и развитию культурологии в России. Хочется надеяться, что эти исследования привлекут молодых уче­ных. Диалог с интересным и оригинальным мыслителем обогащает не только интеллект, но и вызывает состояние душевной гармонии в общении с миром и другими людьми, открывает новые горизонты в познании культуры.

Особая благодарность ректору Санкт-Петербургского государст­венного университета культуры и искусств, доктору исторических наук, профессору П. А. Подболотову за доброжелательную поддерж­ку научных исследований и развитие культурологии.

Благодарю моих коллег по кафедре теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, а также коллективы кафедры философии и кафедры куль­турологии Российского гуманитарного института и Санкт-Петер­бургского университета профсоюзов; рецензентов, высказавших цен­ные замечания и предложения; моих студентов и аспирантов.

Светлана Иконникова

Раздел I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

ПРОБЛЕМЫ

КУЛЬТУРОЛОГИИ

Глава 1

Наши рекомендации