Социология в системе гуманитарных наук.

Социология в системе гуманитарных наук.

Современное естествознание представл. собой сложную широкоразветлённую сист. знаний: юриспруденцию, политологию, экономику, этнографию, историю и т.д. и т.п. Для всех этих наук характерно конкретное осмысление исследуемых проблем социальной жизни. Главное отличие соц-ии от др. соц. наук в том, что соц-я изучает общ-во в целом, как целостную неделимую сист-у, как особый организм. Данное обст-во определяет широту обхвата, объём соц-го видения и глубину исследований.

1. С философией. Это две самостоятельные науки с основополагающими принципами понимания мира. По философии - это единое мировоззрение с высокой степенью абстракционирования. Социология распадается на отдельные части, любое теоретическое положение подкрепляется фактическим материалом. 2. С историей. Социология изучает современное общество. История - все общество на протяжении всего существования, после того как совершился. Там, где кончается история начинается социология.

3. Экономика, право, психология, педагогика, демография и т.д. Социология дает этим наукам научно-обоснованную теорию о современном обществе и получает от них понятия, методы исследования и результаты, полученные ими.

21. Сущ-ть и основные этапы прикладного соц-го исследования. Виды соц. исследований.

Этапы прикладного соц. ислед.:

1. Подготовительный-включ. в себя определение целей, задач и проведение пилотажного исследования и раз-а прог-м. Разрб-а и теражирование инструментария. Формирование исследовательской группы и определение смен иссл-ий и графика работы.

2. Полевой – збор первичной соц-й информ-ии с помощью методов и определ-ых прог-ных ислед-ний.

3. Подготовки и обрабки первич-й инф-ии предпологает обработку данных и получение разных зависимостей.

4. Обобщение данных их обяснение и толкование и получение практических выводов и рекомендаций.

Методы соц. делятся на:

1 сбора первичной соц-ой инф-ии, к ним относят опрос, наблюдение, эксперемент, анализ документов.

2. методы обработки эмперических данных, они бывают количественные и качественные.

Анализ документов может быть традиционные и формулированный.

Опрос-метод сбора первичной соц-ой инфор-ии котр. предполог. устное или письменное обращение к респондентом с целью изучения их мнения и проблем.

Виды опроса: анкетный, интервью, эксперементальный.

Виды эксперементов: полевой,лабораторный.

Соц-ый статус соц-ые роли личности.

Соц. статус –это набор, совокупность соц. ф-ий, осущ-х в рамках прав и ведущих к социально значимому ожидаемому результату.Разновидности соц. статусов. 1) Генеральный (всеобщий) статус (напр. статус гражданина -если мы его имеем, то можно получить и др. статусы) 2) Аскритивные достигаются без ваших усилий (дочь…) 3)Достигаемые, зависят от наших усилий (студент…) 4) Формализованные статусы, официально удостоверяют статус (директор) 5) Неофициальный подруги невесты…)Соц. роль –это поведенческая характеристика, она предопределяет поведение человека, обладающего данным статусом. Статус –это функции, права и обязанности. Социальная роль –это набор целесообразных действий и норм поведения. Есть главные и второстепенные социальные роли,cоциальные роли могут оцениваться по-разному.
Парсонс выделяет 5 осн. черт любой роли: 1) эмоциональность – одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие – раскованности, 2)способ получения – одни предписывают, др завоевывают, 3)масштабность – часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая размыта, 4)формализация – действие в строго установленных правилах либо произвольно, 5)мотивация – на общее благо, на личную прибыль.

Соц-ая сущность семьи. Функции семьи и брака.

Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме. Функции семьи: репродуктивность, хозяйственно-потребительская, воспитательная, восстановительная. Социологи и антропологи сравнивают семейную структуру в разных обществах по 6 параметрам: форме семьи, форме брака, образцу распределения власти, выбору партнера, местожительства, а также происхождению

Социология 20 века

В XX в. на фоне разрушительных кризисов, мировых войн, глобальных катастроф интерес к социальной теории в Европе несколько ослабевает, но в США социология получает как бы второе дыхание, предложив обществу практическое применение своих идей.

. Особое развитие получили метод опроса на основе репрезентативной выборки, контент-анализ средств массовой информации, исследования-зондажи.

В 1930-х гг. в Советском Союзе социология была объявлена «вредной» буржуазной наукой, социологические службы и кафедры были закрыты вплоть до 1960-х ггСоциологические исследования в основном носили прикладной характер и ставили своей целью анализ конкретных ситуаций и разработку практических рекомендаций для сферы социального управления.

В частности, мировой экономический кризис 1930-х гг. заставил искать новые механизмы регуляции социальной жизни и социология оказалась весьма востребованной.

Социологи были твердо убеждены, что поведение человека складывается под определяющим воздействием общения; общение, понятое как взаимодействие, — единственный способ связи субъектов, который определяет их внутренний мир. Эта теоретическая и методологическая ориентация социологии суживала представление о сущности человека и его духовности. Появление и распространение технических средств (телефон, телеграф, радио, кино), развитие рекламы, моды, музыкальной культуры, массовых спортивных зрелищ (теннис, хоккей, баскетбол, футбол) способствовали не только общению, но и сотрудничеству. Взаимную помощь многие стали рассматривать как более важный для прогрессивной эволюции элемент, чем конкуренцию. В центре внимания эмпирической социологии оказались отношения человека к человеку как диалогическое общение «Я и Ты», «Я и Другие» (коммуникация. В целом общество стало пониматься как результат общения совместно действующих индивидов, где взаимопонимание является жизненной необходимостью.

Положение несколько изменилось во второй половине XX в., когда человеческое общество испытало последствия двух глобальных по масштабам явлений — Второй мировой войны и научно-технической революции, что вызвало потребность в теории стабильности, равновесия.

Социология к середине XX в. окончательно завоевала свое место в кругу академических, университетских дисциплин, социологи стали лидерами во многих областях образовательной деятельности.

Технический прогресс — компьютеризация, математизация методов измерения и анализа — способствовал обогащению представлений о зависимостях «переменных», расширению понятийного аппарата..

к середине XX в. завершилось оформление как академической социологии (фундаментальной с ее интересом к макросоциологи чес ким проблемам), так и прикладной (практической с интересом к микросоциологическим проблемам) с множеством направлений, школ.

Во второй половине XXв. в развитии социологии выделяются два периода — индустриальный и постиндустриальный.

В последней трети XX в. сформировалась социология постиндустриального развития, отмеченная поворотом к новой системе социально-экономических и политических координат, соизмеримых с миром человека.

Для последних десятилетий XX в. и первого десятилетия XXI в. характерны отказ от национально-государственной замкнутости, стремление к международному сотрудничеству с общим рынком, свободным перемещением товаров, людей, информации, идей, культуры.

Таким образом, в XX в. социология получает свое дальнейшее развитие. Социологи активно разрабатывают новые идеи, создают новые направления и школы. На Западе в XXI в. социология становится весьма популярной наукой.

Д Теннис

1)допромышленные(осн вид деят сельское х-во)

2)промышленные(свойственно наличие городов)

К Маркс

разделял общест по видам собственности и основным способам производства:первобытное,рабовладельческое,феодальное,капиталистическое,коммунистическое и тд

По наличию письменности: дописьменное, письменное.

По религии:мусульманское,христианское и тд.

По политическим признакам:демократическое,тоталитарное,авторитарное.

О Тоффер

1)сельскохоз-ая цивилизация(до 17 века)

2)индустриальная ц –ия(18-19в)

3)общество третьей волны:х-сяпроизводством электронно вычислительной техники,развитием генной инженерии.

К.Поппер

Закрытое и открытое.

Социология в системе гуманитарных наук.

Современное естествознание представл. собой сложную широкоразветлённую сист. знаний: юриспруденцию, политологию, экономику, этнографию, историю и т.д. и т.п. Для всех этих наук характерно конкретное осмысление исследуемых проблем социальной жизни. Главное отличие соц-ии от др. соц. наук в том, что соц-я изучает общ-во в целом, как целостную неделимую сист-у, как особый организм. Данное обст-во определяет широту обхвата, объём соц-го видения и глубину исследований.

1. С философией. Это две самостоятельные науки с основополагающими принципами понимания мира. По философии - это единое мировоззрение с высокой степенью абстракционирования. Социология распадается на отдельные части, любое теоретическое положение подкрепляется фактическим материалом. 2. С историей. Социология изучает современное общество. История - все общество на протяжении всего существования, после того как совершился. Там, где кончается история начинается социология.

3. Экономика, право, психология, педагогика, демография и т.д. Социология дает этим наукам научно-обоснованную теорию о современном обществе и получает от них понятия, методы исследования и результаты, полученные ими.

21. Сущ-ть и основные этапы прикладного соц-го исследования. Виды соц. исследований.

Этапы прикладного соц. ислед.:

1. Подготовительный-включ. в себя определение целей, задач и проведение пилотажного исследования и раз-а прог-м. Разрб-а и теражирование инструментария. Формирование исследовательской группы и определение смен иссл-ий и графика работы.

2. Полевой – збор первичной соц-й информ-ии с помощью методов и определ-ых прог-ных ислед-ний.

3. Подготовки и обрабки первич-й инф-ии предпологает обработку данных и получение разных зависимостей.

4. Обобщение данных их обяснение и толкование и получение практических выводов и рекомендаций.

Методы соц. делятся на:

1 сбора первичной соц-ой инф-ии, к ним относят опрос, наблюдение, эксперемент, анализ документов.

2. методы обработки эмперических данных, они бывают количественные и качественные.

Анализ документов может быть традиционные и формулированный.

Опрос-метод сбора первичной соц-ой инфор-ии котр. предполог. устное или письменное обращение к респондентом с целью изучения их мнения и проблем.

Виды опроса: анкетный, интервью, эксперементальный.

Виды эксперементов: полевой,лабораторный.

Наши рекомендации