Тема: Источники и методы этнологии.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина этнология как образовательная дисциплина рассматриваетбазовые представления об этническом и этнокультурном многообразии мирового сообщества с учетом новейших достижений науки, знакомит с основными теоретическими достижениями этнологии. Дает возможность сбалансировано изучить данные исторической и современной этнологии народов мира, России и сопредельных стран, представить наиболее актуальные проблемы, обсуждаемые учеными. Изучение этнологии направлено на формирование мировоззренческих позиций студентов, углубление знаний гуманитарного цикла в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Курс лекций и семинарских занятий даетнеобходимые теоретические и практические знания по данной дисциплине.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Формирование у студентов системных представлений об этнологии как науке, ее месте в системе научных знаний, применимости в исследовании этнических и культурных сообществ. Исходя из специализации студентов, значительная часть занятий имеет воспитательную и образовательную направленность, что в последующем поможет студентам определить круг значимых для них проблем в их дальнейшей практике
ЗАДАЧИ
· сформировать представление о предметной области этнологии, раскрыть роль этнологии как общегуманитарной дисциплины;
· дать знания студентам о категориальном аппарате этнологии и основных принципах классификации народов;
· дать знания студентам о главнейших школах и направлениях в этнологии;
· раскрыть на основе знаний основные проблемы развития современной этнологии, ее методологические основания и методы исследования;
· дать конкретные знания студентам по этнографии отдельных народов, раскрыть этнографические характеристики этнических и культурных сообществ;
· сформировать у студентов гражданскую позицию в научных исследованиях, уважение к культурному и этнографическому наследию народов России и мира;
· освоить методы по изучению научных текстов средней сложности (этнографические описания, историко-этнологические труды).
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Этнология» относится квариативной части профессионального цикла. Важной особенностью дисциплины является комплексный характер этнологии, которая расположилась на стыке таких наук как: археология, история. Дисциплина «Этнология» формирует у будущего учителя систему знаний, позволяющих понимать общие тенденции и закономерности этнической истории и особенностей развития современных этносов. Дисциплина «Этнология» раскрывает роль этнического фактора в истории и рассматривает этническую историю как один из существенных аспектов общеисторического процесса. Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности бакалавров:
- обучение;
- воспитание;
- просвещение;
- развитие;
- образовательные системы.
Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:
в области педагогической деятельности:
- организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся, и отражающих специфику предметной области;
- использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий;
в области культурно-просветительской деятельности:
- разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций:
- готов соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира(ПКд – 8)
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- основные понятия, методологические основания и методы этнологии;
- историю науки и выдающихся ученых в области этнологии, а также конкретные данные по этнографии народов мира;
Уметь:
- собирать и обрабатывать информацию, критически анализировать полученные материалы;
- самостоятельно ставить и решать поставленные творческие задачи, формулировать выводы;
- ориентироваться в вопросах о современных проблемах национальных и этнических отношений;
- уметь применять данные этнологии в междисциплинарных исследованиях;
Владеть:
-навыками находить, изучать и аргументированно излагать научный материал;
- навыками исследования культурного многообразия современных обществ, их гендерной, этнической, социально-экономической дифференциации;
- методами популяризации знаний.
ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (26 часов).
· На практические занятия по курсу «Этнология» вынесена проблематика, связанная с этнической историей и культурой народов мира.
· На каждом занятии обязательно использование этногеографической карты.
· В списках литературы издания сгруппированы по принципу общности содержания или соответствия поставленным вопросам.
· При подготовке сообщений (10-15 мин.) возможен свободный выбор литературы, как из основного, так и из дополнительного списка. Тематика предлагаемых сообщений может быть расширена путем рассмотрения какого-либо отдельного этноса или этнографического сюжета.
Занятие 1-2 (4 часа).
Интернет-ресурсы
1. Народы и религии мира. - http://cbook.ru/peoples/index/welcome.shtml
2. Словарь этнография, этнографические субдисциплины и смежные науки. - http://www.sati.archaeology.nsc.ru/encyc_p/part.html?part=11
3. Культурология ХХ век. – http://yanko.lib.ru/books/cultur/encyclopcultXX/all.html
4. Журнал «Этнографическое обозрение». – http://journal.iea.ras.ru/
5. Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской Академии Наук. - http://www.kunstkamera.ru/wprojects/
6. Журнал «Этнонет». – http://www.ethnonet.ru/ru/
7. Институт этнологии и антропологии Российской академии наук. – http://www.iea.ras.ru/
Занятие 4 (2 часа).
Тема: Нация и этничность.
1. Представление о нации. Нация как социальный и политический конструкт.
2. Стратегия национальной политики СССР и России (подготовить сообщение 10 мин.).
3. Проблема национализма. Типологии национализмов. Межнациональные конфликты (на примере одного из конфликтов: конфликт в Нагорном Карабахе, этнические конфликты в Югославии и др.). Подготовить сообщение (10 мин).
4. В каких случаях и почему этничность выступает средством раскола общества? Критика доктрины «мультикультурализма».
5. Теоретическое обоснование концепции «единство в многообразии».
Практическое задание в тетради:
Анализ точек зрения экспертов по вопросу о настоящем и будущем российской нации (на материалах передачи телеканала «Культура» (эфир 30 января 2011 года, «Российская нация: была, есть и будет?».)
Тема: Народы Сибири.
Форма проведения – практикум, решение задач.
1.Этногенез северных и южных алтайцев. Характеристика хозяйственно-культурных типов. Особенности материальной и духовной культуры. Северные и южные алтайцы на современном этапе (по выбору студентов).
2. Этногенез сибирских народов уральской языковой семьи: а) народы угорской ветви – ханты и манси; б) народы самодийской ветви – селькупы (по выбору студентов). Характеристика хозяйственно-культурных типов. Особенности материальной и духовной культуры. Медвежий праздник: сравнить проведение праздника уральских народов и американских индейцев.
3. Этногенез сибирских народов алтайской языковой семьи. Характеристика хозяйственно-культурных типов. Особенности материальной и духовной культуры. Роль кочевого скотоводства и охоты в жизни данных этносов. Тувинцы. Якуты – северные скотоводы (по выбору студентов).
4. Этногенез тунгусо-маньчжурских народов: эвенки, эвены. Палеоазиатские народы: чукчи, коряки, ительмены (по выбору студентов). Характеристика хозяйственно-культурных типов. Особенности материальной и духовной культуры. Роль кочевого скотоводства и охоты в жизни данных этносов.
Методические рекомендации при выполнении заданий:При подготовке рассмотрите статьи по современному состоянию народов Сибири в сборниках: Народы Сибири: права и возможности. – Новосибирск, 1997.; Народы Сибири: история и культура. – Новосибирск, 1997.
Работа в течение практикума ведется в группах, состоящих из 4-5 человек. Студенты заранее готовят материал, пользуясь литературой, указанной в списке. Каждой группе 1) представить характеристику этноса согласно классификациям, 2) охарактеризовать бытовую культуру народа, используя иллюстрации (внешний вид жилища, его интерьер; пища, мужской костюм, женский костюм, утварь, орнамент).
Презентация портфолио народов возможна в виде анимационного фильма или организации гостиной. Обязательна презентация сценок, иллюстрирующих обряд, обычай, праздник выбранного народа. Рекомендуется, рассматривая вопросы этногенеза и этнической истории, нанести на контурную карту ареалы исторического расселения народов.
При составлении карт обратить внимание на сборник: Проблемы картографирования в языкознании и этнографии. - Л., 1974. – С. 3-6, 63-69.
Обязательные термины: этнос, этническая идентификация, этническая ассимиляция, хозяйственно-культурный тип, обряд.
Составление характеристик этноса по географической, этнолингвистической, антропологической, хозяйственно-культурной классификациям.
Пример:
Народ | Географическое положение | Языковая принадлежность | Расовые признаки | Особенности хозяйства |
Ханты | Народ России | язык финно-угорской группы уральско-юкагирской языковой семьи | переходная форма европеоидной с азиатской ветвью монголоидной расы. | Ведут оседлый образ жизни, занимаются собирательством, рыболовством, охотой и оленеводством. |
Рекомендуемая литература:
1. Алексеев Н.А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири. - Н.: Наука, 1984. - 232 с.
2. Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX – начале XX вв. -Новосибирск, 1975. - 198 с.
3. Вайнштейн С.И. Проблема происхождения оленеводства в Евразии (I Саянский очаг одомашнивания оленя) // Советская этнография. 1970. №6.
4. Вдовин И.С. Очерки истории и этнографии чукчей. - М.-Л.: Наука, 1965. - 403 с.
5. Вяткина К.В. Очерки культуры и быта бурят. - Л.: Наука, 1969.- 217 с.
6. Гоголев А.И. История этнографии якутов. Языковые знания и обычное право. - Якутск, 1983. - 101 с.
7. Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции угров и самодийцев. Екатеринбург, 1995. 8. Духовная культура народов Сибири. – Томск.: ТГУ, 1980. - 151 с.
9. Дьяконова В.П. Алтайцы (материалы по этнографии теленгитов Горного Алтая). Горно-Алтайск, 2001.
10. Иванова В.Ф. Историко-этнографическое изучение Якутии. - М.: Наука, 1974. - 289 с.
11. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Васюганско-ваховские ханты в конце XIX – начале XX вв.: Этнографические очерки. Томск, 1977.
12. Культура народностей Севера: традиции и современность. – Новосибирск.: Наука, 1986. - 269 с.
13. Материальная культура народов Сибири и Севера. - Л.: Наука, 1976. - 230 с.
14. Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм. - Новосибирск: Наука, 1987. - 288 с.
15. Михайлов Т.М. Из истории бурятского шаманизма. – Новосибирск.: Наука, 1980. - 319 с.
16. Назаров И.И. Кумандинцы: Традиционное хозяйство и материальная культура. Барнаул: 2013 – 192 с.
17. Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Т. 1, кн. II. Поселение и жилище. - Томск: ТГУ, 1994. - 286 с., Т. 2. Мир реальный и потусторонний. - Томск: ТГУ, 1994. - 286 с.
18. Пелих Г.И. Происхождение селькупов. - Томск: ТГУ, 1972. - 424 с.
19. Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев. Л., 1969.
Потапов Л.П. Народы Южной Сибири. – Новосибирск, 1953. - 190 с.
20. Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. - М.: Наука, 1969. - 401 с.
21. Природа в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. - Л.: Наука, 1976.
22. Радлов В. Этнографический обзор тюркских племен Южной Сибири и Джунгарии -Томск, 1887. - 26 с.
23. Сагалаев А.М. Алтай в зеркале мифов. - Новосибирск, 1992.
24. Сатлаев Ф. Кумандинцы. - Горно-Алтайск, 1979. - 200 с.
25. Соколова З.П. Социальная организация хантов и манси в XVII XIX вв. - М.: Наука, 1983. - 323 с.
26. Томилова Н.А. Этническая история тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины XIX - XX вв. - Новосибирск: НГУ, 1992. - 271 с.
27. Традиционные верования и быт народов Сибири XIX – начало XX вв. - Новосибирск: Наука, 1987. - 203 с.
28. Уманский А.П. Телеуты и русские в XVII - XVIII вв. - Новосибирск: Наука, 1980. - 296 с.
29. Этнокультурные контакты народов Сибири. - Л.: Наука, 1984. - 142 с.
30. Этнография народов Южной Сибири. - Л.: ЛГУ, 1981. - 99 с.
31. Циркин А.В. Радлов В.В. – исследователь Южной Сибири. XIX в. // Этнография Алтая и сопредельных территорий. - Барнаул, 2001. - Вып. 4. - С. 51.
32. Этногенез народов Севера. - М.: Наука, 1980. - 276 с.
Практическое занятие 19 (2 часа).
Задача 1
1. В центре чадыра на специальной подставке таган, над огнем устанавливали большой чугунный котел-казан. На месте тöр дьер (межд очагом и чакы) устанавливалась подставка под специальный ящик аптара, где хранились семейные идолы чалу. Присутствие идолов делало место тöр дьер не только почетным, но и священным.
По описанию интерьера определите его этническую принадлежность.
2. Распределите данные народы по языковой и хозяйственно-культурной классификациям: буряты, эвены, ханты, ненцы.
3. Какую роль огню уделяли ханты?
4. Чем отличается жилище чукчей и ненцев?
Задача 2
1. Юганская нарта – универсального назначения, на ней и ездят, и возят разные грузы. В более северных районах нарты различались по устройству в зависимости от назначения. Ездовые разделялись на мужские и женские. Женщина возила с собой детей, поэтому ее нарта была длиннее, либо со спинкой, либо со сводчатым покрытием – это уже кибитка.
Определите этническую принадлежность юганской нарты.
2. Распределите данные этносы по языковой и хозяйственно-культурной классификациям: нивхи, тувинцы, манси, алеуты.
3. Какую роль охоте уделяли ханты?
4. Охарактеризуйте особенности бурятского «шаманизма».
Задача 3
1. У самого входа лежат вещи хозяйки – сумки с рукоделием, шкуры для обработки, одежда и др. Далее к шесту привязана колыбель для самого маленького ребенка либо веревка, которая опоясывает его и не дает уползти к огню или за пределы чума в отсутствие матери. И женские вещи, и маленький ребенок находятся здесь потому, что это место хозяйки. Место хозяина – дальше от входа.
Обоснуйте бытование этой традиции у хантов.
2. Распределите данные народы по языковой и хозяйственно-культурной классификациям: татары, эвенки, селькупы, чукчи.
3. На женской половине эпши дьяны у стены устраивали кровать или нары, которые иногда отгораживали занавеской. Между этой кроватью и кроватью хозяев размещали запасы продуктов, кухонная утварь, аппарат для изготовления молочной водки аскан аракы.
По описанию интерьера жилища определите его этническую принадлежность.
4. Какую роль собаке уделяли народы севера Западной Сибири?
Вопросы - загадки
1. Что общего в комплексе женской одежды народов Поволжья (мордвы) и русских южных губерний России?
2. Что означает «нагрудник» у тюркских и финно-угорских народов?
3. Приведите историческую интерпретацию традиции родства у евреев по матери?
4. Чем объяснить раздел аила на мужскую и женскую половину?
5. Чем объяснить традицию затягивать пояс ремнем у чеченцев?
6. Назовите, к какому племени принадлежал Садко?
7. Кто такие «бергалы» и «чалдоны»?
8. Чем объяснить обычай привязывания ленточек на березу у алтайцев.
9. Маргарет Мид исследовала этнографию детства у следующих народов: саамов, манус, арапешей, кечуа, самоанцев, чероки, готентотов, хадза.
10. Назовите племена степной зоны (Южная Сибирь, Казахстан).
11. Определите предметную область этнологии.
12. Назовите историко-этнографические области в составе региона Австралии и Океании.
13. Назовите основные культурно-хозяйственные типы индейского населения Северной Америки.
14. Какие историко-этнографические области первого порядка (историко-культурные провинции) можно выделить в азиатском регионе?
15. Перечислите народы, говорящие на изолированных языках в Европе и Азии.
16. Что общего между горшком для варки каши и религиями народов мира.
Занятие 12 (2 часа).
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ АТТЕСТАЦИИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭТНОЛОГИЯ»
Аттестация студентов проводится в виде экзамена в конце 2 семестра.
Допуск к сдаче зачета с оценкой осуществляется, если за работу в семестре студент набрал не менее 51 балла. Максимальная оценка за экзамен – 100 баллов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ
Во время рубежного контроля знаний студент должен показать знания всех основных проблем курса:
- объект и предмет этнологии и социальной антропологии;
- источники этнологи, основные методы и методики этнологического исследования;
- история зарубежной и российской этнологии;
- классификации народов мира;
- этногенез и этническая история народов;
- хозяйство и материальная культура;
- особенности семьи, семейных и социальных отношений у народов мира;
- традиции, обычаи, праздники, досуг народов мира.
Рубежный контроль знаний по этнологии предусматривает умение студентов во время ответа интегрировать информацию по курсу со знаниями по истории, географии, обществознанию, литературе (в объеме школьной программы).
На экзамене оценивается умение студентов сопоставлять и сравнивать этнографические факты, выделять этнические особенности материальной и духовной культуры народов, обосновывать собственную точку зрения на современные этнические процессы.
Рубежный контроль знаний по этнологии предусматривает проверку навыков студентов работать с географическими и историческими картами и атласами, схемами, диаграммами, статистическими справочниками (навыки чтения кодированной информации, соотнесения ее с нарративными источниками).
При выставлении отметки на рубежном контроле знаний по этнологии учитывается знание студентом современной этнополитической и этнодемографической обстановки в мире и России.
На рубежном контроле знаний по этнологии уделяется внимание владению студентом научной терминологией, как этнологической, так и общеисторической.
Ответ студента должен быть результатом соединения знаний, полученных в ходе аудиторных занятий и при изучении учебной и дополнительной научной и научно-популярной литературы, структурно и логически продуман, а изложение теоретических положений в процессе ответа – сопровождаться конкретными примерами. При выставлении оценки учитывается знание студентом основной и дополнительной литературы по курсу.
Оценка «отлично» 85 – 100 баллов –ставится за полный исчерпывающий ответ по двум вопросам билета, если студентом учтены и соблюдены все вышеперечисленные требования. Студент обязан глубоко знать программный материал, литературно грамотно излагать свои мысли, точно и полно отвечать на дополнительные вопросы преподавателя.
Оценка «хорошо» – 66 – 84 баллов –ставится в том случае, если в ответе допущены незначительные ошибки, неточности в изложении фактического материала, нарушена структура и логика ответа, или студент не точно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, допускает ошибки при работе с картами, атласами.
Оценка «удовлетворительно» – 51 - 65 баллов – выставляется студенту, если значительная часть материала была изложена, но отсутствовали некоторые блоки информации; ответ был схематичным или поверхностным; допущены отдельные грубые фактические ошибки; если студент не может ответить на дополнительные вопросы преподавателя по курсу, а также в случае отсутствия четкой структуры, логики ответа и навыка грамотной речи. Оценка «удовлетворительно» выставляется также в том случае, если студент не может дать положительный ответ по одному из вопросов экзаменационного билета, но правильно отвечает на дополнительные вопросы и показывает хорошее знание других тем курса.
Оценка «неудовлетворительно» – менее 50 баллов –выставляется при наличии только фрагментарных знаний; допуске грубых фактических ошибок, искажающих суть проблемы, несоблюдении значительной части требований, предъявляемых к экзамену по этнологии. Оценка «неудовлетворительно» ставится также в том случае, если студент отказывается отвечать по вопросам билета или на дополнительные вопросы преподавателя.
ГЛОССАРИЙ
1. Аборигены (лат. аb origine – от начала) – коренные жители той или иной страны, какой-либо географической местности, проживающие там с давних пор. Первоначально понятие «аборигены» применялось к жителям Африки, Америки, Австралии, т.е. тех территорий, которые были открыты европейцами в Новое время. Противоположным понятию «аборигены» является понятие «переселенцы», обозначающее часть населения той же территории, прибывшую туда в более позднее время.
2. Автостереотипы – это мнения, суждения, оценки представителей какой-либо этнической общности о самих себе и о своем этносе. Как правило, автостереотипы содержат комплекс положительных оценок, и лишь в очень редких случаях отдельные народы могут иметь автостереотип с преобладанием отрицательных качеств. Обычно же для автостереотипа характерно сбалансированное соотношение положительных и некоторых негативных элементов. (См. Стереотипы этнические, Гетеростереотипы).
3. Автохтоны (от греч. autos «сам» + chton «земля») – местный, коренной народ, аборигены.
4. Автономия национально-культурная – особая форма этнического самоуправления в полиэтнических странах, основывающаяся на общности языка и культуры того или иного этноса и призванная обеспечить сохранение самобытности этноса и его культурных ценностей. Национально-культурная автономия носит экстерриториальный характер, так как объединяет людей одной национальности на основе их приверженности к своей культуре вне зависимости от места их проживания. В практической жизни этнических групп национально-культурная автономия означает право образования своих общин (землячеств), создания культурно-языковых центров, организации школ с преподаванием на родном языке. Данная форма автономии широко распространена в странах со сложным этническим составом населения, большими группами иммигрантов (Россия, США, Великобритания, ФРГ и др.).
Национально-культурная автономия направлена на удовлетворение духовных, культурных потребностей национальных меньшинств, сохранение и развитие их традиций, специфических черт образа жизни, языка, искусства и т.д. Она реализуется через самоорганизацию и общественную инициативу заинтересованных граждан. Применительно к этническим группам это означает право образования своих общин, создания культурно-языковых центров, организации школ с преподаванием на родном языке и с учетом этнических традиций. При этом национально-культурная автономия имеет право получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального языка и национальной культуры; создавать средства массовой информации, получать и распространять информацию на родном языке; иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям; возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла; создавать образовательные, научные и культурные учреждения; представлять свои национально-культурные интересы в органах законодательной и исполнительной власти.
5. Адаптация этническая (от лат. adaptare «приспособлять») – процесс приспособления этнических групп или их отдельных представителей к изменившимся условиям этнокультурной среды путем принятия норм, ценностей и приемов предметной деятельности новой социально-этнической среды, а также сложившихся здесь форм межэтнического взаимодействия.
6. Аккультурация этническая – полное или частичное восприятие одной этнической группой элементов культуры другого этноса в результате тесных длительных контактов. Обычно ведет к ассимиляции.
7. Ассимиляция (лат. assimilatio – уподобление, сходство) – этнический процесс растворения ранее самостоятельного этноса (или его части) среди другого, сопровождающийся утратой своего языка, культуры, этнического самосознания. Практически ассимиляция выражается в освоении одним этносом, оказавшимся в иноэтнической среде, языка, культуры, обычаев, традиций другого этноса. В результате этого процесса ассимилируемый этнос теряет свой язык, культурные особенности, традиции, изменяет самосознание и этническую идентичность, постепенно с ним сливается и причисляет себя к данному этносу. При этнической ассимиляции происходит полная утрата ассимилирующейся группой исконных этнических свойств и столь же полное усвоение новых. Перемена этнического самосознания обычно считается конечной стадией этого процесса. В этнологии принято различать естественную и насильственную ассимиляцию. Естественная ассимиляция происходит при контакте этнически разнородных групп населения, детерминирована общим характером культурной, социальной и хозяйственной жизни этносов, носит добровольный характер, исключает принуждение. Насильственная ассимиляция насаждается путем принуждения, дискриминации, подавления языка, культуры этнических меньшинств. Обычно насильственная ассимиляция представляет собой систему мероприятий правительства или местных властей в области школьного образования и других сферах общественной жизни, направленных на искусственное ускорение процесса ассимиляции путем подавления или стеснения языка и культуры национальных меньшинств.
8. Билингвизм (лат. bi – двойной и lingua – язык) – двуязычие, означающее владение или использование человеком одновременно двух языков. Для этнологии имеет значение групповой билингвизм, который рассматривается как переходное состояние на пути к языковой ассимиляции. Чаще всего билингвизм свойственен малочисленным этносам, ассимилирующим культурные ценности больших этносов. Он также характерен для многонациональных стран, где национальные меньшинства, кроме родного, обычно пользуются также языком наиболее многочисленной этнической группы или титульного народа. Значительные группы двуязычного населения образуются в молодых государствах Азии и Африки, где, наряду с местными языками, все большее распространение получают официальные государственные языки. Билингвизм чаще распространен вдоль этнических границ и в странах массового оседания иммигрантов.
9. Быт – область повседневной жизни, рассматриваемая как отличная от профессиональной, производственной, официальной деятельности людей. В узком смысле слова употребляется как синоним домашнего быта, однако существует еще и быт общественный. Быт составляет один из основных компонентов образа жизни и отражает его этническую черту.
10. Геноцид (греч. genos – род, племя и лат. сaedo – убиваю) – тип этнической политики, направленной на полное или частичное уничтожение этнических, расовых или религиозных групп населения. Согласно Международной конвенции «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него» (1848) к проявлениям геноцида относятся: убийство каких-либо групп населения по религиозным, политическим, расовым или национальным мотивам; причинение им серьезных телесных повреждений или умственного расстройства; умышленное создание условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп; меры по предотвращению деторождения в этих группах; насильственная передача детей из одной группы в другую. Термин «геноцид» получил широкое распространение после второй мировой войны, хотя мировая история богата примерами истребления населения по национальным, расовым и религиозным причинам. Общественная опасность геноцида заключается в том, что в результате совершения этого преступления полностью или частично прекращает или может прекратить существование определенная национальная, этническая, расовая или религиозная группа людей, обладающая самобытностью культуры, образа жизни, традиций и т.д. Это ведет к обеднению человеческого сообщества, подрывает основы международного правопорядка. Поэтому геноцид признан международным преступлением. От геноцида следует отличать этноцид – политику ликвидации этнокультурной самобытности народа без физического уничтожения членов этой группы – тип международных отношений, основывающийся на оценке места и роли государства или блоков государств в международной жизни, исходя из их территориальных и географических особенностей (климат, рельеф, водные коммуникации, выход к морю, протяженность границ, полезные ископаемые и т.д.).
11.Гетеростереотипы представляют собой совокупность оценочных суждений о других народах. Они в равной степени могут быть как положительными, так и отрицательными, в зависимости от исторического опыта взаимодействия этих народов. В содержании этнических стереотипов следует различать относительно устойчивое ядро – комплекс представлений о внешнем облике людей данной национальности, об историческом прошлом этносов, особенностях образа жизни, трудовых навыках и моральных качествах. (См. Стереотипы этнические, Автостереотипы).
12.Глобализация культуры – процесс интеграции культур разных народов в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств, экономических связей, мирового рынка и средств массовой коммуникации. Термин «глобализация» появился в конце 1980-х годов в связи с проблемой сближения народов и расширением культурных контактов между ними. Глобализация культуры имеет как позитивные, так и негативные стороны. Расширение культурных контактов в современном мире, общение между народами способствует их сближению. Однако чрезмерно активное заимствование культурных достижений других народов опасно потерей культурной самобытности. При этом культурное растворение может быть полным или частичным. Открытость границ культурного влияния и расширяющееся культурное общение могут привести, с одной стороны, к обмену положительным опытом, обогащению собственной культуры, с другой – к ее культурному истощению за счет унификации и стандартизации, распространения одинаковых культурных образцов по всему миру.
13.Государство многонациональное – государство, в пределах которого проживают различные этнические и этнографические группы. К числу наиболее многонациональных государств относятся Индия, Индонезия, Россия, США, Нигерия, Иран, Вьетнам, Китай и др. Многонациональный характер государства предполагает наличие определенных форм организации этой специфики населения: в построении по национально-территориальному принципу (в том числе, федерации); в деятельности государственных органов и учреждений (вопросы языка – официального, государственного, делового и т.п.); в соответствующем представительстве в органах государства титульного народа и других народов (представленных в стране); в отражении национальных особенностей в законодательстве и др.
14.Государство национальное – обычно складывается там, где начало становления нации шло одновременно с образованием государства, в связи с чем политические границы государства обычно совпадают с этническими. Это характерно, главным образом, для стран Западной Европы и Латинской Америки.
Термин «государство национальное» применяется в двух случаях: а)для обозначения государства с почти национально однородным составом населения (Япония, ФРГ, Италия, Польша, Бразилия, Дания, Португалия, Греция, Венгрия, Исландия, Армения, большинство арабских стран); б)для обозначения государства с многонациональным составом населения, но исторически образованного на территории расселения титульного народа (Болгария, Австралия, Швеция, Финляндия, Румыния, Сирия, Ирак и др.).
15.Депортация (лат. deportatio – изгнание, ссылка) – 1)насильственное выселение или переселение отдельных лиц, групп людей или целых этносов из мест традиционного их проживания в другие области или регионы, что фактически означает лишения их родины; 2)принудительное переселение какого-либо лица за пределы государства, применяемое по отношению к иностранцам, находящимся на территории государства без соответствующего разрешения. Причины индивидуальной или массовой депортации диктуются, как правило, политическими или военными соображениями, которые позднее оцениваются как несправедливые (например, депортации народов Кавказа, Крыма в ходе Великой Отечественной войны). Принудительное изгнание народов на другие территории служит проявлением репрессивной национальной политики тоталитарного антидемократического режима.
16.Диаспора (греч. diaspora – рассеяние) – устойчивая группа людей единого этнического происхождения, проживающая в иноэтническом окружении за пределами своей исторической родины, имеющая необходимые формы самоорганизации, позволяющие ей оставаться относительно самостоятельным организмом. Первоначально диаспоры образовывались в результате насильственного выселения или угрозы геноцида. Вначале термин «диаспора» применялся к проживавшим вне Палестины евреям после их изгнания оттуда в начале VΙ в.до н.э. Позднее это понятие стало применяться и к другим этническим и религиозным общностям. В современной литературе диаспорой называют этнические группы, живущие вне страны своего происхождения. В настоящее время основными причинами появления диаспор и их развития служат социальные и экономические мотивы. Главной отличительной чертой диаспоры является консолидация представителей того или иного народа в местах нового для себя проживания с целью поддержания и развития духовной культуры своего народа, культивирования национальных традиций и обычаев, поддержания культурных связей со своей исторической родиной, выполнения культурно-просветительских функций и т.д. Изначально рассеяние этносов сопровождалось объединением их на новых местах, что приводило к формированию новых общностей людей, имеющих зачастую возможность оказывать влияние на жизнь целых регионов.
17.Дискриминация этническая (лат. discriminatio – различение) - ограничение или лишение части граждан (или целых народов) политических и личных прав и свобод по принципу этнической принадлежности. Этническая дискриминация выражается в ограничении избирательных прав передвижения, выбора места жительства и т.д. граждан не титульной национальности или представителей этнических меньшинств. Вследствие таких ограничений дискриминируемая часть населения вынуждена покинуть страну своего проживания и становится беженцами. Обратной стороной этнической дискриминации является привилегированное положение титульного этноса.
18.Идентичность (лат. idem – тот же самый) – психологический процесс перенесения человеком на самого себя жизненно важных качеств и особенностей своего социального, культурного и этнического окружения. На практике этот процесс выражается в самоотождествлении индивида с определенной культурной средой, социальными символами, территорией, статусом, ценностями, исполняемой роль и т.п. На этом основании принято выделять соответствующие типы идентичности. С помощью чувства идентичности человеком одновреме