Тема 1. методы, принципы и источники исторического исследования

В.В. Буланов

История Отечества

Учебно-методическое пособие

для студентов специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия»,

«Стоматология» и «Фармация»

Под общей редакцией

д.ф.н., профессора Е.А. Евстифеевой

Тверь

Редакционно-издательский центр

Тверской государственной

медицинской академии

Под редакцией Е.А. Евстифеевой – доктора философских наук, профессора, заведующего кафедрой философии и психологии с курсами биоэтики и истории Отечества ГОУ ВПО Тверская ГМА

Рецензент: Б.Л. Губман – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и теории культуры Тверского государственного университета

Учебно-методическое пособие одобрено на заседании ЦКМС ТГМА ______________ протокол № _______

Буланов В.В.

История Отечества [Текст]: учебно-методическое пособие / В.В. Буланов; под ред. Е.А. Евстифеевой. – Тверь: Редакционно-издательский центр Тверской государственной медицинской академии. 2012. - 123 с.

В учебно-методическом пособии приводятся развернутые планы аудиторных занятий, блоки тестовых заданий, контрольных вопросов и рекомендуемые темы рефератов по проблематике каждого аудиторного занятия. Учебно-методическое пособие создано с учетом требований ФГОС третьего поколения по учебной дисциплине «История Отечества»

Издание предназначено для студентов специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология» и «Фармация».

Автор – сотрудник Тверской государственной медицинской академии:

Владимир Владимирович Буланов – кандидат философских наук, доцент кафедры философии и психологии с курсами биоэтики и истории Отечества

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел 1. Введение в предмет «История Отечества»

Тема 1. Методы, принципы и источники исторического исследования

Тема 2. Концепции исторического процесса

Тема 3. Современные проблемы и исследование истории

Раздел 2. История Руси в IX-XV веках

Тема 1. Русь IX-XV веков и мир

Тема 2. История Древней Руси

Тема 3. История Северо-Восточной Руси в XIV-XV веках

Раздел 3.История Московского царства

Тема 1. Московское царство и мир

Тема 2. История России в XVI веке

Тема 3. История России в XVII веке

Раздел 4. История России в XVIII веке

Тема 1. Россия и мир в XVIII веке

Тема 2. История России в правление Петра I

Тема 3. История России в эпоху дворцовых переворотов

Раздел 5. История России в первой половине XIX века

Тема 1. Россия и мир в первой половине XIX века

Тема 2. История России в правление Александра I

Тема 3. История России в правление Николая I

Раздел 6. История России во второй половине XIX века

Тема 1. Россия и мир во второй половине XIX века

Тема 2. История России в правление Александра II

Тема 3. История России в правление Александра III

Раздел 7. История России в начале XX века

Тема 1. Россия и мир в начале XX века

Тема 2. История России в правление Николая II

Тема 3. История России на рубеже 1910-1920-х годов

Раздел 8. История СССР в первой половине XX века

Тема 1. СССР и мир в первой половине XX века

Тема 2. История СССР в 1920-1930-е годы

Тема 3. История СССР в 1940-начале 1950-х годов

Раздел 9. История СССР во второй половине XX века

Тема 1. СССР и мир во второй половине XX века

Тема 2. История СССР в годы «оттепели» и «застоя»

Тема 3. История СССР в эпоху «перестройки»

Раздел 10. История Российской Федерации

Тема 1. Российская Федерация и мир

Тема 2. История Российской Федерации в 1900-е годы

Тема 3. История Российской Федерации в 2000-е годы

Заключение

Библиографический список

Инструкция по выполнению тестовых заданий

ВВЕДЕНИЕ

Учебная литература по истории Отечества многообразна как никогда. Но именно поэтому её эффективное преподавание сейчас, в начале XXI века, невозможно без ме­тодического разнообразия в работе со студентами. Раньше нали­чие стандартного учебника для всей страны была мощным средством навязывания её населению официальной идеологии. Вместе с тем это на однозначные оцен­ки исторических фактов, событий, явлений. То есть создавало благоприятные условия для преподавания (и изучения) учебной дисциплины «История Отечества» в высшей школе. Сейчас же многие авторы учебников по истории Отечества отстаивают личные убеждения, подчас умалчивая неприятные для них факты. Это привносит большие методические трудности в работу препо­давателей и учебу студентов.

В новых учебниках прослеживается отход от формационной оценки развития общества, и все большее распространение получает цивилизационный подход в преподавании истории Отечества. Все это также создает дополнительные трудности, как для преподавателя, так и для студен­тов. Что же делать? На наш взгляд, стремиться учитывать сильных стороны обоих подходов. Ведь, с одной стороны, следование концепции формационного общественного развития помогает избежать преувеличения роли личности (или определенной социальной группы) в истории Отечества. С другой стороны, история нашей страны не­разрывно связана с историей мировых цивилизаций, а поэтому и изу­чать наше Отечество необходимо в контексте мировых цивилизационных связей.

Многие современные учебники по истории Отечества практически не застрагивают историко-философскую и историко-культурологическую проблематику. А жаль: преподавание учебной дисциплины «История Отечества» может только выиграть от переклички с такими смежными учебными дисциплинами, как «Культурология» и «Философия». Ведь чтобы понять историю Отечества, нужно иметь представление об особенностях эволюции её философской мысли и специфике развития культуры.

Промежуточный и итоговый контроль усвоения студентами материала по данной дисциплине проходит посредством выполнения ими заданий в тестовой форме. Авторы учебников по истории Отечества обычно не обращают на это внимания. Это создает студентам трудности при проверке усвоения ими учебного материала. Несовершенство методов обучения и проблемы, существующие в преподавании истории Отечества, послужили основанием к разработке предлагаемого учебно-методического пособия.

Структура учебно-методического пособия в целом соответствует рабочим учебным программам по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология» и «Фармация». При составлении учебно-методического пособия его автор исходил из максимального объема аудиторных часов, предоставленного на усвоение данной учебной дисциплины студентам по специализации ТГМА «Лечебное дело». Учебно-методическое пособие состоит из десяти разделов, каждая из которых включает в себя по три темы. Усвоению учебного материала каждой из тем выделено два аудиторных часа. В пособии приводятся развернутые планы каждого аудиторного занятия. Проблематике первой из тем каждого раздела посвящено лекционное занятие, а второй и третьей темы – практические занятия. Для содействия самопроверке усвоения учебного материала по каждой из этих тем приводится четырнадцать заданий в тестовой форме и семь контрольных вопросов. После каждой темы приводятся четыре рекомендуемые темы рефератов – по проблематике соответствующего аудиторного занятия. Студенту в поиске ответов на данные тестовые задания и контрольные вопросы должен содействовать библиографический список, содержащий рекомендуемую основную и дополнительную литературу по учебной дисциплине «История Отечества».

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА»

ТЕМА 1. МЕТОДЫ, ПРИНЦИПЫ И ИСТОЧНИКИ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

I.РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН АУДИТОРНОГО ЗАНЯТИЯ

1) История и исторический процесс. Феномен истории. Детерминизм и индетерминизм в историческом процессе. Субъекты и объекты исторического процесса. История и общество.

2) Методы исторического исследования. Феномен метода. Виды научных методов. История в системе научного знания. Общенаучные методы и частнонаучные методы в историческом исследовании.

3) Принципы и источники исторического исследования. Основные принципы исторического исследования. Источник исторического исследования. Виды источников исторического исследования.

II.ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ

УКАЖИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

1. СРЕДИ ПРИНЦИПОВ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - ПРИНЦИП

1) коллегиальности

2) научности

3) объективности

4) толерантности

2.ОСЕВОЕ ВРЕМЯ – РУБЕЖНАЯ ЭПОХА МИРОВОЙ ИСТОРИИ

1) согласно М. Веберу

2) согласно П. Сорокину

3) согласно С. Хантингтону

4) согласно К. Ясперсу

3. СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД ПРИМЕНЯЕТСЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

1) закономерностей истории

2) роли случайности в истории

3) типологий субъектов истории

4) эволюции субъектов истории

4. ОСНОВА МЕТОДОЛОГИИ ИСТОЧИЧЕСКОГО ИССЛЕДОНИЯ

1) политологическая

2) психологическая

3) социологическая

4) философская

5. «ЭПОХОЙ БОГОВ» НАЧАЛ СВОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ МИРОВОЙ ИСТОРИИ

1) Дж. Вико

2) Т. Гоббс

3) Г.В.Ф. Гегель

4) Ж.-Ж. Руссо

6. ДИАЛЕКТИКА - ЭТО МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ

1) динамики в историческом процессе

2) статики в историческом процессе

3) видов интерпретации исторических событий и процессов

4) возможных альтернатив исторических событий и процессов

7. МИРОВАЯ ИСТОРИЯ СОГЛАСНО АВГУСТИНУ АВРЕЛИЮ

1) циклична

2) спиралевидна

3) линейна - в сторону прогресса

4) линейна – в строну регресса

8. ВОЛЬТЕР ПЕРВЫМ НАЧАЛ УТВЕРЖДАТЬ, ЧТО

1) каждое общество развивается по своим собственным законам

2) европейские общества наиболее прогрессивны в развитии

3) деление обществ на «исторические» и «неисторические» неверно

4) при изучении истории нужно учитывать влияние климата и почвы

9. Т. КАРЛЕЙЛЬ В ИСТОРИИ СЧИТАЛ ПЕРВОСТЕПЕННОЙ РОЛЬ

1) великих личностей

2) климатических изменений

3) мировых религий

4) цивилизаций

10. ГЕРМЕНЕВТИКУ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ДУХА ЭПОХИ НАЧАЛ РАЗВИВАТЬ

1) Г. Гадамер

2) В. Дильтей

3) М. Хайдеггер

4) Ф. Шлейермахер

11. АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ДАЮТ БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ ИНФОРМАЦИИ ОБ ИСТОРИИ

1) догосударственных обществ

2) государств в эпоху Древнего мира

3) государств в эпоху Средневековья

4) государств в эпоху Нового времени

12. «ОТЦОМ ИСТОРИИ» СЧИТАЕТСЯ

1) Аристотель

2) Геродот

3) Плутарх

4) Фукидид

13. С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ В. ДИЛЬТЕЯ ИСТОРИЯ ПОСТИЖИМА

1) рационально и полностью

2) рационально лишь в основных чертах

3) рационально только иногда

4) быть рационально не может

14. ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА НАИБОЛЕЕ БЛИЗОК ПРИНЦИПУ

1) научности

2) объективности

3) системности

4) толерантности

III.КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Каково соотношение подхода и принципа исторического исследования?

2. Какие принципы исторического исследования вы можете назвать?

3. В чем достоинства и недостатки цивилизационного подхода?

4. Каково место «Истории Отечества» в системе научного знания?

5. Какие виды источников по изучению истории Отечества можно выделить?

6. Как можно классифицировать субъекты исторического процесса?

7. Какова роль диалектики в методологии исторического исследования?

IV.РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Главные принципы исторического исследования

2. Методы исторического исследования

3. Основные подходы исторического исследования

4. Историческое исследование и его источники

Наши рекомендации