Становление этнологии как науки.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ЭТНОЛОГИИ

Предмет и задачи этнологии

Этнология – историческая наука о происхождении и этнической истории народов, формировании особенностей их культуры и быта.
Этнология – общественная нака, изучающая народы – этносы и другие этнические общности, их этногенез, быт, культурно-исторические отношения.
Этнология - наука, основным объектом изучения которой являются народы мира. Этнология при этом резко противопоставлялась истории, которая считалась наукой, изучающей «исторические» народы на основании письменных источников. Этнологии же отводилась роль науки о «неисторических» народах.
В настоящее время принята следующая иерархическая организация этого комплекса дисциплин (К. Леви-Стросс) :
Нижний уровень - ЭТНОГРАФИЯ (сбор и систематизация информации об этносах)
Средний уровень - ЭТНОЛОГИЯ (анализ и сравнение, выделение общих закономер-ностей)
Высший уровень КУЛЬТУРНАЯ и СОЦ. АНТРОПОЛОГИИ (исследование общих принципов этнокультурной и этносоциальной организации, свойственных для человечества в целом)

Объектом изучения этнологии являются этносы или этнические общности.
Этнос — это особый вид социальной группировки, возникающей не по воле людей, а в результате естественно-исторического процесса. Характерная черта этносов — их значительная устойчивость: они, как правило, сохраняются многие и многие столетия. Каждый этнос обладает определенным внутренним единством, а также специфическими чертами, отличающими его от всех образований того же типа.

Предмет изучения - этнология как наука изучает этнические процессы, т. е. разнооб-разные аспекты жизнедеятельности этносов, включая изменение людьми своего этниче-ского самосознания и своей этнической принадлежности.
Т. о. в предмет этнологии входят следующие сферы:
а) возникновение этносов (этногенез)
б) историческую эволюцию этносов (этническую историю)
в) современную жизнь этносов (их актуальное функционирование)
г) возможные пути развития этносов в обозримом будущем (проблемы этнического прогнозирования) .

Основные проблемы изучаемые современной этнологией:
а. расселение народов, их этнонимию (самоназвания — эндоэтнонимы; названия, данные другими народами - экзоэтнонимы) , изучение этнических территорий и этнических границ;
б. социальные группы (слои, классы, сословия и т. п. , в том числе современные и исторические) в составе этносов, а также этнические группы в составе классов, социаль-ных слоев, институтов и проч. , что составляет предмет занятий специальной этнологиче-ской дисциплины - этнической социологии; демографические процессы, происходящие в этносах, или динамика численности народов;
в. субэтнические группы и образования в составе крупных этносов; различные аспекты традиционно-исторической и современной народной и профессиональной куль-туры народов - их поселения, жилища, орудия и утварь, системы питания, одежда и ук-рашения, художественная культура;
г. хозяйственные занятия, экономическая деятельность и их воздействия на этносы;
д. обряды, обычаи, нравы и верования народов;
е. языковое поведение и его влияние на этносы;
ж. проблемы этнического сознания и самосознания;
з. политологические вопросы, связанные с этническими интересами, межэтниче-скими (в том числе конфликтными) отношениями и т. п.

Методы этнологии.

Методаы этнологии:

1) исторический

2) социологический

3) метод полевых исследований(экспедиции, длит. пребывания в месте жительства этноса)

1. Анализ археологических материалов и письменных источников- восстановление кульуры, верный и точный метод. Доклад, отчет, описание, храмовые записи. Сравнительное языкознание- установление степени родства.

2. Обработка информации, опрос, наблюдения, сбор информации => в систематизация выводов. Наблюдения(выводы –систематизировано и целенаправленно.

Для восстановления этнической истории и истории культуры в этнологии применяется метод изучения археологических материалов. В отличие от письменных источников и устных преданий археологические материалы самые надежные: они позволяют довольно точно определить время каких-то исторических событий или возраст предметов культуры. Высокая достоверность этого метода основывается на современных формах изучения и оценки археологических материалов. Например, с помощью термолюминисцентного метода можно установить возраст керамических изделий. При изучении археологических материалов сегодня все шире используются статистические методы. Применение дескрептивной (описательной) статистики позволяет максимально полно раскрыть информационный потенциал археологической информации, а использование аналитической статистики дает возможность выработать типологию археологической информации и проверить научные гипотезы. Применение статистических методов требует тщательной подготовки археологического материала, благодаря чему достигается высокая достоверность информации. В свою очередь анализ, оценка и интерпретация этой информации служат основанием для создания этнологических теорий, концепций, моделей культуры.

Важным методом этнологических исследований является сравнительное языкознание, суть которого — в сравнении определенных слов из разных языков, что может показать точные границы соотношения близких языков и степень их родства. Вследствие разных темпов развития языков некоторые из них на основе эндогенных процессов за короткое время создают много новых слов или перенимают благодаря внешнему влиянию слова из чужих языков, тогда как другие языки, напротив, статичны, т.е. не изменяются на протяжении многих столетий.


Метод полевого исследования основывается на длительном пребывании и вживании исследователя в изучаемую этническую среду. Причем срок стационарной работы должен быть не менее одного этнического года, который по своей продолжительности на два-три месяца превышает календарный. Два-три месяца требуется на первичное знакомство и адаптацию этнолога к новым условиям, после чего он наблюдает жизнь этнической общности или ее части во все временные периоды годичного цикла.

Закономерно, что плодотворность метода полевого исследования возрастает с увеличением срока пребывания исследователя в изучаемом этносе. В этом отношении история этнологии особо отмечает выдающиеся заслуги американца Л. Моргана, длительное время прожившего среди ирокезов, и русского этнографа Н. Миклухо-Маклая, жившего несколько лет среди папуасов Новой Гвинеи. Неоспоримое преимущество стационарного метода полевых исследований обусловлено тем, что этнолог становится соучастником повседневной жизни народа. В настоящее время в этнологии этот метод существует в виде срочного, или сезонного, выезда для полевых исследований, который совмещается с маршрутным вариантом этого метода, имеющим целью охватить возможно больше населения или большую этническую территорию в отведенные сроки. Подобный характер полевых исследований дает оперативный материал, но он страдает существенными изъянами. Так, «срочный» («сезонный») выезд обычно планируется на наиболее удобный для исследователя период работы в поле, а следовательно, исключается наблюдение жизни этноса в межсезонный период.

Метод полевых исследований позволяет этнологам получить сведения и о материальной, и о духовной культуре. В чертежах, схемах, фотографиях фиксируются объекты материальной культуры: объекты производственной и бытовой жизни этноса, орудия труда, жилища, утварь, одежда и т.д. С помощью современных технических средств (кино- и фотоаппаратуры, аудио- и видеосредств) и традиционных полевых записей фиксируются объекты и явления духовной жизни народа (традиции, обряды, обычаи, ритуалы, фольклор и т.д.), причем материализованные свидетельства духовной культуры, например предметы культа, народного искусства, места и типы захоронений, фиксируются подобно объектам материальной культуры. В процессе полевой работы предметы материальной и духовной культуры зачастую изымаются из обихода и составляют экспозиции музейных этнологических собраний.

3. Этнология и смежные дисциплины.

Связь этнологии с другими науками:

1) антропология-предмет исследов: возникновение рас, их расселение. Наука о физ.природе человека- антропология

-социальная(групп. отношения)

-культурная(взаимодействие человека и культуры)

2) социология. Этносы как объект изучения

3) этнография и этнология. Описание народов Этап сбора информации. Этнология- теоретическая обобщающая наука об этносах.

4) психология( стереотипы поведения народов, этнологические закономерности развития характера)

Этнология и антропология.Среди названных нами наук особенной близостью к этнологии отличается антропология, поскольку общим предметом исследований для них являются вопросы происхождения рас, их распределение по регионам и континентам нашей планеты, изменение физического облика людей в результате культурно-исторического процесса, антропологического состава этносов. При этом каждая из наук сохраняет свою самостоятельность за счет собственных методологических оснований и исследовательских аспектов. Так, антропология была и остается наукой о биологической, физической природе человека.

В отличие от нее этнология ориентирована на исследование общественных изменений и изменений этнических общностей. В настоящее время во взаимосвязи этнологии и антропологии существует некоторая неопределенность, вызванная сосуществованием таких научных направлений, как социальная антропология и культурная антропология. Возникновение этих двух направлений было детерминировано различными точками зрения на предмет антропологии в британской и американской науке. Не вдаваясь в анализ продолжительной дискуссии о предмете и специфике каждого из этих направлений, отметим, что социальную и культурную антропологию следует рассматривать как две стороны одной медали, два научных направления, изучающих один и тот же объект в разных аспектах.

Отличительным признаком социальной антропологии является акцент на изучении групповых отношений и социальных процессов. Предметом этой науки является социальная организация жизни человека и его жизненного мира в традиционных и современных обществах. В качестве ее конкретных объектов выступают сообщества людей, объединенных сходными условиями жизни: единым местом проживания, политической организацией, общей культурой и языком.

Предметная область культурной антропологии ограничивается взаимоотношениями человека и культуры. Она стремится раскрыть вопросы происхождения (генезиса), строения (морфологии) и развития (динамики и многообразия) культуры в рамках конкретно-исторической социальной организации. При этом социум рассматривается как среда существования человека и культуры, имеющая как естественную, так и искусственную природу.

В то же время в современной западной и отечественной научной литературе существует широко распространенная точка зрения, согласно которой этнология, культурная антропология и социальная антропология суть разные названия одной и той же науки. При внимательном анализе каждого из этих трех научных направлений обнаруживается, что такого рода отождествление является весьма условным и не всегда правомерным. В действительности термин «этнология» существует и в западной науке и означает примерно то же самое, что и в России.

Культурная антропология с самого начала своего зарождения выступала как дисциплина, изучающая процессы формирования человеческой культуры, в отличие от физической антропологии -как науки об изменчивости физического типа человека. Ее взаимосвязь с этнологией состоит в том, что она использует описательные полевые материалы этнологии для доказательства и проверки своих концепций. Со своей стороны этнология использует данные культурной антропологии для своих теоретических обобщений.

Отношения этнологии с социальной антропологией носят несколько иной характер. С момента возникновения социальная антропология была направлена на изучение особенностей социальной организации народов мира. Сам термин «социальная антропология» был введен в научный оборот основоположником английской этнографии Джорджем Фрезером, который противопоставлял это направление исследования человека физической антропологии. Социальная антропология скорее близка к социологии, а не к этнологии, так как не включает в предмет своих исследований этнические общности.

Этнология и социология. Этносы как объект изучения этнологии являются результатом развития не только природных, но и социокультурных процессов. Поэтому этнология включает социологический и культурологический аспекты исследования этнических процессов и тем самым пересекается с социологией и культурологией. При этом необходимо отметить, что социология и этнология имеют общую историю и единые корни.

Изначально социология складывалась как наука о формах совместной жизни и деятельности людей, и поэтому предметом ее изучения были формы человеческой социальности: социальные группы и слои, социальная структура, социальные институты и т.д. Центральной категорией социологии является общество, обозначающее формы связей между людьми, как правило совместно живущими и действующими на общей территории. Тем самым социология ориентируется на исследование форм человеческой социальности, или социального взаимодействия. Эти элементы социальных отношений представляют научный интерес и для этнологии, так как в ее предметное поле входят вопросы устойчивых форм, образцов поведения людей в обществе. Но изучение этих вопросов этнологией осуществляется иным способом, чем в социологии.

Социология стремится преимущественно к исследованию больших и сложных общностей, всего общества как системы, социально-структурных связей, динамики социокультурных систем на макроуровне. Для этнологии же наибольший интерес представляют проблемы социальной структуры этнических общностей, социальной динамики этнических культур, социальной дифференциации этносов, этнического самосознания, этнических особенностей психики разных народов и т.д. Иными словами, этнология изучает социальные процессы и явления в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах.

Кроме того, расхождение социологии и этнологии обнаруживается в методологии. Социолог и этнолог чаще всего используют общие методы исследования (наблюдение, опрос, анализ документов и пр.). Но в использовании этих методов у каждой науки имеются свои особенности. Социолог, как правило, работает с письменными источниками и документами, а этнолог - с устными и невербальными источниками (разговорной речью, изображениями, рисунками, жестами, мимикой и пр.). При изучении документальных источников социолог обращается к типовым, стандартизированным документам, а этнолог анализирует единичные документы, имеющие биографическую ценность.

Таким образом, этнология и социология являются не только самостоятельными науками, но и теми областями социально-научного знания, которые постоянно сближаются и интегрируются в процессе поиска и обоснования адекватных моделей социального поведения человека. Близость и широта взаимных научных интересов к одним и тем же общественным явлениям у социологии и этнологии оказались настолько велики, что в 30-е годы нашего столетия на стыке этих двух наук сформировалось отдельное научное направление - этносоциология. Основоположником этносоциологии стал немецкий ученый Рихард Турнвальд, по мнению которого эта прикладная наука должна изучать взаимосвязь этнических и социальных процессов в жизни современных индустриально развитых стран.

Этнология и культурология. В соотношении этих научных и учебных дисциплин также следует исходить из их предметного поля. Под культурологией чаще всего понимают науку, изучающую историю и теорию культуры, историю культурологических учений, философию культуры, социологию и психологию культуры, экологию культуры и включающую кроме указанных целый комплекс узкоспециализированных знаний об искусстве и учреждениях культуры (например, театроведение, музееведение, библиотечное дело и т.д.) и некоторые другие. Этнология же неразрывно связана с изучением культурной специфики этносов, отличающей народы друг от друга. Ведь являясь родовым свойством человека, культура каждого этноса тем не менее возникает в результате приспособления именно этого народа к конкретным условиям его бытия. Изучение же специфики этнических культур, бесспорно, задача этнологии.

Так же обстоит дело и с другими важнейшими проблемами культурологии, среди которых этнологию особенно интересуют вопросы инкультурации (овладения человеком культурой своего собственного этноса), межкультурных взаимодействий (ведь этнические контакты в первую очередь являются этнокультурными), анализа различий традиционных и модернизированных обществ (модернизация традиционных народов - важнейшая практическая задача этнологии)и др.

Можно сказать, что культурология и этнология прекрасно дополняют друг друга. Это позволяет некоторым исследователям говорить о возможности их объединения в рамках одной науки -этнокультурологии.

Этнология и этнография.Из всех смежных с этнологией наук, пожалуй, наиболее близкой и родственной для нее является этнография. Как самостоятельная область знаний, этнография возникла полтора века назад. Изначально ее назначением был сбор и систематизация социокультурных материалов о разных народах. В силу этого предметная область этнографии нередко трактуется расширительно.

Термин «этнография» в разных странах употребляется в различных значениях. В ряде случаев он используется для обозначения описательного уровня исследований в отличие от этнологии, рассматриваемой в качестве теоретической, обобщающей науки об этносах. Это разделение основывается на традициях зарубежной этнографии выделять в этой науке описательную (собственно этнографию) и теоретическую (этнологию) составные части. Кроме того, как мы уже отмечали, в немецкой этнологии принято различать этнологию как науку о собственном этносе и этнологию как науку о других этносах. В первом случае понятие «Völkerkunde» предполагает этнографическое описание и изучение немецкоязычных народов (немцев, австрийцев, швейцарцев), а понятие «Völkerkunde» подразумевает этнографическое направление в этнологии, изучающее все другие народы.

То обстоятельство, что этнография первоначально воспринималась как описательная наука, фиксирующая культурно-бытовые и социальные отличия между народами, и прежде всего отличия неевропейских народов от европейских, породило представление о ней как о науке, изучающей культурно отсталые народы. Вместе с тем особое внимание, которое уделяет этнография отжившим или отживающим явлениям культурной и социальной жизни этносов с целью ретроспективного анализа человеческой истории, объективно способствует оценке ее как науки о пережитках и, следовательно, не имеющей будущего. Современная историческая практика свидетельствует об ошибочности такой оценки, поскольку интерес этнологии к традиционным основам жизни народов усиливается с обострением общей этнической ситуации во многих регионах мира. И сегодня, и в обозримом будущем все этносы стремятся сохранить свои особенные черты, которые отличают один этнос от другого. А необходимость разрешения многочисленных этнических конфликтов постоянно стимулирует потребность в изучении этих особенностей этнографией и в теоретическом обобщении ее данных этнологией.

Этнология и психология.Весьма важное значение для этнологических исследований имеет взаимосвязь этнологии с психологией. Психология, как известно, изучает психические состояния личности, стереотипы поведения и восприятия, психические отклонения, типичные характеры. В настоящее время психология является одной из наиболее динамично развивающихся научных дисциплин. Внутри психологии проблемой взаимосвязи индивида с окружающей средой занимается социальная психология, знания которой зачастую оказываются полезными и для этнологии. Особенно это относится к вопросам ролевого, нормативного и отклоняющегося поведения человека, к вопросам механизмов формирования стереотипов сознания и этнического самосознания.

Этнологический подход к психологическим и социально-психологическим проблемам состоит, с одной стороны, в определении культурной и социальной обусловленности психических состояний и внутриличностных процессов (восприятия, мышления, эмоций, сознания и т.д.), индивидуальных особенностей, желаний, целей и интересов личности, а с другой стороны, в понимании социокультурной природы межличностных отношений и групповой динамики. В этой области этнологии сложилось несколько исследовательских направлений, среди которых следует выделить теорию социализации и инкультурации, этнологию детства, теорию аккультурации, концепцию этнического характера и др.

Взаимосвязь этнологии и психологии получила свое выражение в формировании их общей межпредметной области знания - этнопсихологии. Предметное поле этнопсихологии включает в себя вопросы этнических особенностей психики людей, национального характера, этнического самосознания и этнической самоидентификации, культурно-психологических характеристик этнических групп, рас, семейно-родственных отношений в разнообразной культурной среде.

Кроме того, не без влияния этнологии в психологической науке сравнительно недавно возникло новое направление - психология культуры, которое поставило в качестве своих научных целей выявление закономерностей становления и развития психологических характеристик человека в зависимости от его культурных ориентации. Это направление стремится также раскрыть особенности символического мира и ценностных ориентации личности, механизмы влияния культуры на психическое состояние и поведение этнических групп.

Таким образом, этнология - это новая и интересная область научного познания. В нашей стране она, по существу, только складывается, и поэтому человек с пытливым умом, стремящийся узнать что-то новое о самом себе, происхождении народов и их отличиях друг от друга, найдет в этой науке немало интересного.

Диффузионизм.

Возникновение диффузионизма относится к концу XIX в. как своеобразная рефлексия на эволюционизм. Большая часть идей классиков эволюционного направления стала противоречить вошедшим в научный оборот этнографическим данным. Попытки поздних представителей эволюционного течения смягчить излишне жесткие рамки классических теорий не привели к успеху. Именно в этот момент оформляется диффузионизм – течение, которое имело ярко выраженный дискуссионный акцент по отношению к эволюционизму.

В отличие от эволюционизма, диффузионизм неоднороден. В нем принято выделять несколько школ, отличающихся концептуально: школа "культурных кругов", "манчестерская" школа, "гипердиффузионизм", "американская" школа. Однако в своей основе идеология этих направлений во многом сходна.

Основоположником доминирующего направления в диффузионизме – школы "культурных кругов" – был Фридрих Ратцель. В своих работах "Антропогсография", "Народоведение", "Земля и жизнь. Сравнительное землеведение", наряду с разработкой общей методологии диффузионизма, как ее аспекты, он ввел в науку такие понятия, как "культурная зона" и "культурный круг", которые позже стали базовыми для сторонников этого направления.

На материале культур народов Океании продолжил разработку диффузионистской теории Фриц Гребнер ("Культурные круги и культурные слои в Океании", "Метод этнологии", "Меланезийская культура лука и ее родственники"). Он предложил своеобразный алгоритм исследовательской процедуры диффузионистов, выделив критерии сходства культурных явлений, где основополагающими для выявления заимствований становятся те признаки, которые не обусловлены функционально. В отличие от основной концепции диффузионистов, Лео Фробениус ("Происхождение африканских культур", "Почитание солнца в древности"), склонялся к биологизации культуры, подчеркивая, что она представляет собой сущность, живущую по своим законам независимо от человека.

Основоположником "манчестерской школы" был Питт Риверс ("История меланезийского общества"). Занимаясь историей и культурой народов Океании, он пытался через изучение элементов их культуры восстановить историю формирования современного населения региона.

"Гипердиффузионизм" в работах Графтона Эллиота Смита ("История человечества" и "Эволюция дракона") сводится к гипотезе о решающем вкладе египтян в процесс формирования культуры практически всех современных народов.

Главная идея, которая объединяла все направления диффузионизма, заключалась в отрицании процесса эволюции, как основной движущей силы развития человеческой культуры. Для культуры, с их точки зрения, не является существенным процесс внутреннего развития. Все изменения сводятся к распространению (движению) культурных элементов и их заимствованию одним пародом у другого. Каждый элемент культуры, появившись, условно, в одном центре, далее переходит от одного народа к другому, видоизменяясь вследствие контактов между ними. Распространение таких элементов может проходить двумя путями: постепенно (от одного народа к другому) и резко (при миграциях народов). Исходя из этого, основной целью ученого становится попытка выяснить центр появления определенного элемента культуры и, далее, путей, по которым он распространялся.

В этой стратегии основным методом стал метод типологизации, когда на определенной территории выделялся основной тип отдельного культурного явления (например, прямоугольное жилище с четырехскатной крышей). Далее, та территория, где этот тип встречался чаще всего и в наиболее полном виде, признавалась центром появления культурного элемента, откуда он позже начал распространяться. Причем, при исследовании путей распространения выделялись два основных критерия, которые позволяли говорить о заимствовании элемента одним народом от другого. Во-первых, это "критерий формы", т.е. сравнение тех элементов в культурном явлении, которые не обусловлены функционально (например, если рассматривать ряд сосудов, то важным будет сравнение не форм сосудов, которые функциональны, а орнаментов на них, не несущих такой нагрузки). Во-вторых, это "критерий количества" – по мнению многих диффузионистов, нельзя сравнивать отдельные явления, так как они распространяются только в комплексе. С этой идеей связано и понятие культурных кругов, идея о существовании которых была распространена в германоязычных странах. Фактически, культурный круг представляет собой группу взаимосвязанных элементов культуры, существующих на определенной территории, причем, утверждалось, что там, где эти элементы представлены наиболее полно, находится центр культурного круга.

Несколько особняком стоят идеи Лео Фробениуса, который, биологизируя человеческие культуры, разделял их на мужские и женские. Появление новых элементов культур могло происходить только в результате "скрещивания" мужской и женской культуры. Соответственно, контакты между мужскими или женскими культурами такого эффекта иметь не могли.

Таким образом, диффузионистами вместо эволюционистского акцента на внутреннее развитие была предложена другая движущая сила развития культур – распространение. Однако, как показало время, сведение всего разнообразия путей формирования и развития культур только к перемещениям и заимствованиям также не могло ответить на все вопросы. Ярче всего слабость идей диффузионизма стала заметной у представителей гипердиффузионизма.

Одним из самых ярких представителей этой школы стал Графтон Эллиот Смит. Основная его идея заключалась в том, что он, выделив ряд явлений культуры (строительство монументальных сооружений, почитание солнца, культ змеи, обычай татуирования лица и тела и т.д.), предложил считать любую культуру, где встречается хотя бы один из этих признаков, дочерней по отношению к египетской культуре. Однако очевидно, что, несмотря на встречаемость этих признаков у многих народов мира, большинство из таких культур с древними египтянами связаны не были.

Наконец, вызывает сомнение и само противопоставление эволюционизма и диффузионизма. Несмотря на постоянные споры и взаимную критику представителей этих направлений, их объединяет схожее представление о том, что такое культура: для тех и других культура – это прежде всего "вещь", некий объект, который находится вне человека. Далее сам характер применяемых ими методов во многом схож. Представители двух этих школ, исследуя какое-либо явление культуры, фактически выдергивают его из контекста культуры, не обращая внимания на те взаимосвязи, которые во многом обуславливают его содержание и форму.

Функционализм

Функционализм, как научное направление, оформляется в 1920-х гг. Он носил, как и большинство этнологических теорий того времени, ярко выраженный антиэволюционный характер. Его возникновение связано с именем Б. Малиновского, который, будучи ярким ученым, не оставил после себя большого количества учеников и последователей. В разные годы к функционализму были близки Э. Лич, Э. Э. Эванс-Притчард и другие ученые, которые, тем не менее, в итоге своей научной деятельности склонились к господствовавшему в то время в Англии британскому направлению структурализма. Однако здесь нужно учитывать и то, что само разделение этих школ в настоящее время представляется достаточно спорным – некоторые исследователи говорят о существовании в Британии в то время единого структурнофункционального подхода.

Бронислав Каспер Малиновский ("Научная теория культуры", "Аргонавты западной части Тихого океана") – основоположник функционализма, поляк по происхождению, чья научная деятельность, однако, была связана с Великобританией. Именно он разработал базовую для сторонников данной школы "теорию потребностей". Кроме этого Б. Малиновский первый предложил общие методические основы для работы этнографа "в поле", которые стали основными для этнографической науки.

Раймонд Ферс ("Человек и его культура: оценка деятельности Бронислава Малиновского", "Элементы социальной организации") – ученик Б. Малиновского и один из немногих последовательных сторонников функциональной теории. Однако, учитывая критику противников функционализма, он пытался усовершенствовать его методические установки. Он разрабатывал микросоциологический подход в этнологии, а также метод контекстуализации, как основное средство адекватного восприятия явлений культуры.

Отправной точкой для функционалистской теории было утверждение, что изучение культуры должно опираться на биологический фундамент, так как сама культура вырастает из физиологических потребностей человека. Культурные элементы, таким образом, возникали для удовлетворения этих потребностей. Например, из потребности в воспроизводстве возникают культурные явления, связанные с системами родства, правилами семейно-брачных отношений и т.д. Однако потребности не образовывают культурные элементы напрямую – они трансформируются, проходя через систему норм и правил, которые характерны для каждого конкретного общества, т.е. потребности удовлетворяются лишь в рамках определенных культурных норм. Именно этот фактор является причиной разнообразия культур.

Примером такого подхода может быть изучение Б. Малиновским родственных отношений, которые, с его точки зрения формируются как отношения взаимности. Смысл, например, ежегодной платы за жену семье ее брата или родителей (обычай, существующий у многих первобытных народов) имеет не только экономическое содержание, больше он связан с формированием ежегодно возобновляемой устойчивой сети социальных отношений.

Исходя из всего сказанного выше, можно утверждать, что функционализм, строго говоря, не является этнологической теорией, такой, как например, эволюционизм и диффузионизм. Скорее можно говорить о том, что Б. Малиновский разработал функционалистский подход в изучении культуры, суть которого заключалась в рассмотрении каждого элемента через призму функции, которую он имеет. Как раз этот тезис впоследствии вызвал много критических замечаний. Например, то, что факт функции свадебной обрядности австралийских аборигенов и русских одинаковы, не может дать нам объяснение о причинах того, почему сами эти обряды несхожи между собой.

Другой идеей, во многом определяющей суть функционализма, был тезис о том, что культура какого-либо общества представляет собой жестко интегрированное явление, каждый элемент которой определяет суть других элементов и в свою очередь зависит от них. Исчезновение или выпадение из культуры одного элемента может привести к необратимым процессам, итогом которых станет исчезновение самой культуры.

Следующим свойством культуры является ее иерархичность. Большинство элементов культуры состоят из более простых явлений и в свою очередь входят в состав более сложных. Исходя из этого, необходимо искать простейшие элементы, особенности которых проецируются на все остальные явления. Например, простейшей социальной единицей является семья, в рамках которой формируются родственные отношения, а после переносятся на общество в целом. Так, причина запрета инцеста внутри рода объясняется тем, что он запрещен внутри семьи и т.д.

Большинство из вышеперечисленных идей, особенно теория потребностей, не нашли широкого признания у этнологов. Однако идеи функционалистов только ими не ограничиваются. Именно Б. Малиновским были разработаны основные принципы полевого этнографического метода, которые являются базовыми в этнологии до сих пор. Основные его положения заключаются в следующем: 1) этнографическое изучение должно базироваться не на мыслительном анализе фактов, которые были получены из вторых рук, а на основе данных, собранных в той среде, в которой они функционируют; 2) наиболее важно для работы этнолога изучение не экзотических явлений, а обычных, бытовых, повседневных вещей, где наиболее полно проявляется характер культуры каждого народа. Эти положения определили основные приемы, свойственные полевой этнографии: экспедиционные исследования должны быть достаточно длительными, чтобы уменьшить то "возмущающее" влияние, которое оказывает личность исследователя (как и каждого нового человека) на носителей культуры. Проще говоря, для получения от них объективной информации необходимо дать им время, чтобы они привыкли к исследователю, "раскрылись" перед ним. Необходимо, чтобы этнограф сам владел языком изучаемой общности, так как общение через переводчика часто искажает информацию. Основным методом работы этнографа должен быть метод непосредственного наблюдения, так как именно он позволяет изучить бытование культурных явлений.

Наиболее последовательным сторонником применения функционалистского подхода в этнологии был Р. Ферс, который стремился сгладить серьезные разногласия, существовавшие в середине XX в. между сторонниками Б. Малиновского и А. Рэдклиффа-Брауна, т.е. между последователями функционализма и структурализма.

Прежде всего, Р. Ферс стремился усовершенствовать идеи Б. Малиновского, приспособив их к этнографическим реалиям. В ситуации, когда этнология стремительно лишалась своих традиционных объектов изучения ("примитивных" обществ, которые под воздействием европейской культуры стремительно менялись), он предложил расширить объект науки, но ограничить рамки исследования малыми человеческими сообществами. Это, с его точки зрения, позволило бы изучать культу

Наши рекомендации