Принципы и подходы к формированию Рабочей программы.
Программа базируется на следующих принципах:
*полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
*построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья; при этом сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования ( индивидуализация дошкольного образования);
* содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
* поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
* Сотрудничество МБДОУ с семьёй;
* приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
* формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
* возрастная адекватность дошкольного образования ( соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
* учёт этнокультурной ситуации развития детей;
* принцип развивающего образования, направленность на развитие личности ребёнка — воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего своё мнение и умеющего отстаивать его;
* комплексно — тематический принцип построения образовательного процесса;
* принцип адаптивности, реализуемый через адаптивность предметно — развивающей среды к потребностям ребёнка и адаптивность ребёнка к пространству МБДОУ;
* обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования;
Среди подходов к формированию программы можно выделить:
* личностно — ориентированный подход предусматривает организацию образовательного процесса с учётом того, что развитие личности ребёнка является главным критерием эффективности;
* деятельностный подход создаёт необходимые условия для развития умений воспитанников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем;
* ценностный подход предусматривает организацию развития ребёнка на основе общечеловеческих ценностей;
* средовой подход позволяет использовать возможности внутренней и внешней среды МБДОУ в воспитании и развитии личности ребёнка.
Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики:
Значимые для разработки и реализации основной общеобразовательной программы–образовательной программы дошкольного образования характеристики (национально-культурные, демографические, климатические и др.) Успешное развитие личности возможно только в социальной, культурной, природно-климатической среде определенной территории, что становится возможным при единстве целей, ценностей, межличностных отношений, видов деятельности, сфер общения отдельного человека, семьи.
Цель: Формирование у детей чувства любви к своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и семейным традициям, к своему родному краю.
Развитие у ребенка, как субъекта познания, любознательности, инициа- тивности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи: Развивать у ребенка: - представления о родном крае - как части России; об истории зарождения и развития своего края, города; о людях, про- славивших свой край в истории его становления; об улицах, районах своего города; о достопримечательностях родного города: культурных учреждениях, промышленных предприятиях, памятниках зодчества, архитектуре, истории; о символике своего города (герб, гимн); о тружениках родного города; о знаменитых людях своего края; о городах своего края; о людях разных национальностей, живущих в родном крае, городе; о традициях своего города. Представления об истории основания, культурных традициях родного города, родной страны; представления о профессиональной деятельности родителей и близких родственников, ценности их труда, профессиях представления о жизни и труде в родном городе.
Формировать у ребенка: - представления о жизненных связях природного мира и мира людей; элементарные представления о Земном шаре, атмосфере. Воспитывать у ребенка - охранительно – бережное и действенное отношение к природе (природы вокруг дома, в детском саду, в городе, за городом) - как среды жизни ребенка; чувство родовой чести, привязанности; сопричастности к общим делам, любви и уважения и членам семьи; чувство признательности, благодарности, уважения к знаменитым людям своего города; уважительное отношение к историческим личностям, памятникам истории; интерес к истории к истории своего края, города.
Возрастные психофизические особенности детей