Принципы и подходы к формированию программы

Эффективное решение проблемы преодоления ФФНР и ТНР возможно при соблюдении ряда условий, одним из которых является опре­деление теоретической базы, обеспечивающей концептуальный научно-теоретический подход к осуществлению диагностики и коррекции системного недоразвития речи у детей. При этом не­обходимо учитывать, что язык представляет собой функциональ­ную систему семиотического или знакового характера, которая используется как средство общения (В. М. Солнцев). Систем­ность предполагает не механическую связь, а единство компо­нентов языка, наличие определенных отношений между языко­выми единицами одного уровня и разных уровней. Язык суще­ствует и реализуется через речь. В сложном строении речевой функциональной системы выделяются различные компоненты (фонетический, лексический, грамматический, семантический), которые тесно взаимосвязаны на всех этапах развития речи ре­бенка.

Нарушения, которые могут возникать в тех или иных компо­нентах речевой функциональной системы, приводят к появлению разнообразных дефектов. Характер дефекта определяется тем, ка­кие компоненты речевой функциональной системы оказались нарушенными и действие каких механизмов привело к нару­шению. Сложность структурно-функциональной организации речевой функциональной системы обусловливает расстройство речевой деятельности в целом при нарушении даже отдельных ее компонентов. Это и определяет значимость изучения речевой функциональной системы в целом и воздействия на все компо­ненты речи при устранении ее системного недоразвития.

Поскольку язык и речь формируются в рамках общего психи­ческого развития ребенка, последовательность овладения языко­выми единицами и правилами их использования тесно взаимосвя­зана с общим психическим развитием и подчинена тем же законам, что и развитие психики в целом. В связи с этим комплексная коррекционно-образовательная работа по преодолению системной речевой недостаточности предусматривает единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности.

Психологические данные о соотношении элементарных и выс­ших психических функций в процессе онтогенеза свидетельствуют о том, что на первоначальных этапах развития сложная психиче­ская деятельность опирается на элементарные функции (Л. С. Вы­готский, А. Р. Лурия). Чувственное познание — необходимая часть любого процесса отражения действительности. Оно лежит в основе формирования конкретного, а затем и логического мышления, служит необходимой базой для развития не только мышления, но и речи. В раннем возрасте поражение или недоразвитие какой-ли­бо зоны коры головного мозга, обеспечивающей состояние эле­ментарных психических функций, неизбежно приводит к вторич­ному недоразвитию, то есть недоразвитию высших психических функции. Педагоги дошкольной организации, принимающие уча­стие в коррекционно-воспитательном процессе, не только помо­гают становлению личности ребенка с речевой патологией, закла­дывают основы его нравственного воспитания, но и все вместе решают задачи преодоления нарушений умственного, сенсорного и физического развития детей, создавая тем самым благоприятные предпосылки для работы над речью.

Исходя из ФГОС ДО в Программе учитываются:

¾ индивидуальные потребности ребенка с тяжелыми наруше­ниями речи, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образо­вания (далее — особые образовательные потребности), его инди­видуальные потребности;

¾ возрастная адекватность дошкольного образования (соот­ветствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

¾ построение образовательной деятельности на основе инди­видуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования;

¾ возможности освоения ребенком с нарушением речи Про­граммы на разных этапах ее реализации;

¾ специальные условия для получения образования детьми с ФФНР и ТНР, в том числе использование специальных методов, ме­тодических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятии и осу­ществление квалифицированной коррекции нарушений их раз­вития.

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая рабо­та направлена на:

— преодоление нарушений развития различных категорий де­тей с ФФНР и ТНР, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

— разностороннее развитие детей с ОВЗ с учетом их возраст­ных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Принципы Программы

¾ полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного), обогащение (амплифи­кация) детского развития;

¾ построение образовательной деятельности на основе инди­видуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ре­бенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

¾ содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

¾ поддержка инициативы детей в различных видах деятель­ности;

¾ сотрудничество организации с семьями;

¾ приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

¾ формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

¾ возрастная адекватность дошкольного образования (соот­ветствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

¾ учет этнокультурной ситуации развития детей.[1]

Наши рекомендации