На страже деловой активности

В отличие от чиновников, подчиняющихся протоколу, россий­ская бизнес-элита опирается прежде всего на частные корпо­ративные особенности. Самые жесткие правила царят в фи­нансовых структурах, юридических, страховых и консалтин­говых компаниях. Ведь в сфере серьезного и крупного бизнеса дресс-код - это требования к офисной одежде сотрудников и руководителя в соответствии с определенной философией и стилем управления. Хотя в российских компаниях эти требования не настолько жесткие, нежели, скажем, в главном офи­се ООН. Там, например, служащую на вполне законных ос­нованиях могут с самого порога отправить домой - менять тон колготок на более удачный, причем за счет ее же рабоче­го времени.

А вот сама актуальность введения и соблюдения корпора­тивного, фирменного дресс-кода обусловлена еще и тем, что молодой организации необходимо выделиться из общей мас­сы конкурентов и запомниться клиенту. Для торговых компа­ний, например работающих в секторе b2b и/или в рознице, вопрос соблюдения фирменного стиля и корпоративных стан­дартов вообще очень важен. Мало того, в сочетании с общим рекламным продвижением форменная одежда либо ее отдель­ные элементы являются неотъемлемой частью всего бренда в целом. (Хрестоматийный пример - МакДоналдс.) И по мере укрупнения компании внутренние правила становятся все бо­лее необходимыми, так как имидж фирмы влияет на эффек­тивность установления контакта с партнерами или клиентами.

Однако далеко не во всех российских компаниях существу­ет официально изложенный на бумаге определенный свод пра­вил - или «кодекс одежды». Часто это лишь изустные прави­ла, предписывающие сотрудникам определенную форму одеж­ды. Зато в нашем обществе преобладают и свои стереотипы относительно дресс-кода. Так, хороший программист должен быть обязательно в джинсах и обвисшем свитере, креативный дизайнер - в оригинальном, «неформатном~ наряде, а финан­сист, если он, конечно, настоящий финансист, - в строгом и дорогом костюме.

Но бывает и так: одет секретарь в джинсы и свитер - ну и ладно, компания молодая, там все так ходят. Зато если в ком­пании проходят важные переговоры с клиентами, то весь пер­сонал мгновенно преображается, и становится просто невоз­можно узнать сотрудников в костюмах и деловых платьях.

А есть еще такой пример. На сегодняшний день в канце­лярской компании «Комус» дресс-код сотрудников вообще разбит на три условные группы: «официальный», «админист­ративный» и «форменный». Первая включает в себя набор оп­ределенных требований в одежде для руководителей в дни проведения общих совещаний, переговоров и официальных встреч. Она, соответственно, предусматривает ношение костю­мов неярких цветов и классического покроя. Административ­ный же дресс-код предполагает ограничения и рекомендации относительно повседневной одежды на работе среди прочих должностных лиц. Так, например, нельзя носить джинсовую, спортивную одежду и обувь, сарафаны. Дресс-код третьей группы включает в себя ношение в обязательном порядке специ­ально сшитой одежды среди работников розничных магазинов, служб курьерской и транспортной доставки. Даже так! Хотя бывают случаи, стоящие на грани некоторого исключения.

Например, один из российских примеров, претендующих на хрестоматийность, а именно - незаурядная личность со­здателя компании «Евросеть» Евгения Чичваркина, постоян­ного героя одного из модных нынче реалити-шоу на телека­нале ТНТ. И там, среди представляющих российское бизнес­-сообщество деятелей, официализированных Коркунова и иже с ними, что называется, Чичваркин заметно выделяется свои­ми драными джинсами и альтернативными майками, представ­ляя тем самым имидж нового поколения молодых предпри­нимателей, во всем подчеркивающих свой живой ум, нестан­дартность подхода, а также динамичность и активность.

Вообще подобный имидж веселого и прикольного предпри­нимателя - оригинальные РR-ходы, разработанные, надо по­лагать, под руководством опытных пиарщиков и имиджмейкеров, - не менее трудная и ответственная работа, которая, надо отдать должное, сторицей окупается и приносит фено­менальную известность владельцу, а соответственно, и всей компании в целом.

Действительно, большинство наших предпринимателей ча­сто забывают о важном влиянии личности в образе компании, так сказать, с позиции «человек-бренд», предпочитая оставать­ся в тени и лишний раз не светиться, не понимая при этом, насколько важной составляющей при продвижении организа­ции может быть раскрутка самого руководителя или того же собственника в первую очередь. То есть себя самого в кругах общественных и массовых.

Именно поэтому «непосредственный» Чичваркин весьма выгодно смотрится на фоне большей частью чопорных и пы­тающихся быть солидными «буками» топ-менеджеров осталь­ных российских компаний. И мало кто может позволить себе прийти на представительный экономический форум в пиджа­ке со стразами или же в джинсах и цветастой футболке с не­мыслимыми бусами на шее ... Но результат подобной полити­ки налицо: «Евросеть» - одна из ведущих компаний в сфере сотового ритейла, а Чичваркин - желанный гость на любых форумах, конференциях, презентациях и тусовках. А бесплатной раскрутке его персоны как светского человека на страни­цах деловой и глянцевой прессы могут позавидовать даже знаменитости.

Вот вам и РR-технологии в их чистом виде, окупающиеся с лихвой даже без существенных затрат. Вот вам и субъек­тивные, безликие правила дресс-кода, так необходимые каж­дому предпринимателю!

Хотя стоит признать, что, если бы все подавали себя в по­хожей манере, эффекта бы не получилось. Но отечественные бизнесмены в основе своей предпочитают не контрастировать с окружающей обстановкой, лишний раз не выделяясь и отдавая должное традиционному статусу и намекам на скрытые возможности и связи, проявляющимся В числе прочих и во внешнем виде, особенно когда влиятельность написана на лице. Наверное, поэтому самыми консервативными и формальны­ми традиционно являются требования к дресс-коду среди ру­ководителей и сотрудников банковской сферы.

Единственный, пожалуй, случай для банковских служащих, сулящий небольшое расслабление туго затянутого, официаль­ного галстука, - это понятие «свободной пятницы». И толь­ко в этом случае допустим свободный стиль в одежде (Free Friday или Casual Friday).

Однако не все организации успешно подчинились общеми­ровой тенденции, оставаясь максимально консервативными и строгими даже накануне выходных. Например, «Центробанк» и «Внешторгбанк» вольностей вообще не допускают. Да и по­всеместно распространенной «свободной пятнице» здесь мес­та тоже нет. Причем зачастую даже летняя жара не служит поводом к смягчению требований к внешнему виду своих со­трудников. «Стриптиза», понятное дело, в летнюю жару там устраивать никто не позволит.

Да и потом температурный режим, поддержанный системой кондиционирования и вентиляции, и воздух, увлажненный ионизаторами, всегда создают в помещении комфортный мик­роклимат. Так что открытые окна - это пережиток прошлого.

(Кстати, включать кондиционер в помещении рекоменду­ется лишь на 2-3° ниже температуры воздуха за окном, дабы при выходе на улицу не создавалось ощутимого дискомфорта.) В целом получается, что сотрудники солидных учреждений связаны правилами и условностями дресс-кода, включая и необходимые тонкости, в буквальном смысле по рукам и ногам. Так, во всех филиалах «Альфа-банка» никаких послаблений в дресс-коде для сотрудников тоже не предусмотрено. И стиль одежды должен оставаться таким же строгим и деловым, как и всегда: костюмы с пиджаком - для мужчин, юбки с колгот­ками, туфли и блузка - для женщин.

А в отделениях «Банка Москвы», хоть и соблюдается дело­вой стиль, однако никаких жестко прописанных требований к внешнему виду сотрудников не существует. Поэтому если в летнее пекло девушка придет на работу в топике или без чу­лок, а мужчина - без пиджака, никаких репрессий за этим не последует. Хотя кондиционеры также работают исправно и температуру в офисе можно с легкостью регулировать.

В «АвтоБанке» «свободная пятница» допускается лишь в предпраздничные дни. В то же время в Рriсе Warterhаus&Соо­per, а именно в юридическом департаменте, business casual гос­подствует аж целую неделю, а для аудиторов той же компа­нии пункт о «свободной пятнице» даже про писан в контрак­те. А «Ренессанс-страхование» настоятельно не рекомендует своим сотрудникам крупные украшения и яркие аксессуары, а также распущенные волосы или джинсы.

Кстати, во многих подобных организациях даже прописа­но использование тех или иных аксессуаров - они должны быть солидные, но неброские. А некоторые компании огова­ривают даже ситуацию и способ их использования. Так, один из крупных банков потребовал от своих сотрудников носить часы только на кожаном ремешке, потому что металлический браслет якобы может бряцать и отвлекать внимание визави.

В целом же по России стиль «свободной пятницы» и неко­торые послабления допустимы в основном в подразделениях, которые напрямую с клиентами не общаются.

К слову, в компаниях «POCHO», «Русский Алюминий» и «Bonduelle» в «свободную пятницу» разрешены даже джин­сы, но с существенными оговорками по стилю и только в том случае, если не намечены встречи с клиентами и партнера­ми. Логично. «Норильский никель» также строгими прави­лами не отличается, хотя деловой костюм все равно остает­ся вариантом беспроигрышным и практически повсеместным. Зато в российском отделении Coca-cola свободный стиль в одежде даже приветствуется на протяжении всей недели. Кстати, представительства иностранных организаций в России в большинстве своем лишены вообще каких-либо формально­стей дресс-кода.

Американские тенденции демократизации корпоративной культуры неизменно перетекают и в мировые филиалы круп­нейших корпораций. Исключение пока так же, как и у нас, составляет финансовый и дипломатический сектор.

Но при всей несущественной разнице положения большин­ство специалистов сходятся во мнении, что требования к дресс-коду определяются с учетом целевой аудитории и задач конкретной организации. Та же теория относится и к другим, не менее консервативным сферам деятельности. И то верно. Ведь продуманно прописанный, а главное, правильно внедрен­ный фирменный стиль, в том числе в одежде, при прочих рав­ных условиях является эффективным конкурентным преиму­ществам.

Впрочем, корпоративный дресс-код необязательно предпи­сывает ходить исключительно в костюмах. И это положение в первую очередь зависит от сферы деятельности заведения и внутренних порядков организации. Например, в ресторане «Сырная дырка» от сотрудников требуется выглядеть стиль­но и современно, по причине чего им рекомендуется носить модные стрижки и придерживаться слегка «уличного» стиля в одежде, несколько по-свойски или даже по-домашнему, если хотите.

Бывают ситуации, когда некоторые компании за свой счет отправляют нового сотрудника к парикмахеру, стилисту или даже к имиджмейкеру. Но, к сожалению, над стилем сотруд­ников всерьез мало кто работает. Люди, как правило, сами ин­туитивно выбирают цветовую гамму и фасон своего костюма, а также аксессуары к нему. Причем хороший вкус среди на­ших соотечественников встречается крайне редко. Не научи­лись мы еще правильно одеваться после совдеповского дефи­цита, что тут поделать! А ведь в деловом стиле главное - это соблюдение характерных требований в сочетании фасонов, цветов и фактур.

Зато некоторые специалисты вообще стоят на стороне работников и считают, что если компания диктует жесткий дресс-код, тем самым она ущемляет права и свободу лично­сти. И главное требование к внешнему виду должно лежать

на уровне опрятности и делового стиля, а вот какого именно цвета будет рубашка или галстук - дело личного вкуса каж­дого.

Интересно, что в череде введения требований дресс-кода на местах некоторые компании даже выделяют финансовые средства на униформу или частично, а скорее в кредит опла­чивают покупку необходимого делового гардероба.

Хотя большинство работодателей, регламентируя, порой жестко, стиль одежды для своих работников и исходя из нужд компании, довольно редко предусматривают какую-то компен­сацию затрат на приобретение всех составляющих делового ко­стюма. Но чаще всего крупная компания не требует от своих топ-менеджеров одеваться с иголочки у известных дизайнеров, к тому же выплачивает им достаточно высокие зарплаты. В результате сотрудники имеют возможность приобретать хо­рошие вещи за свой счет. Так, например, происходит в россий­ском отделении международной компании Jоhnsоn & Johnson.

Зато в «Оргрэсбанке» затраты компенсируются только на приобретение одежды операционистав, у которых обязатель­но должен быть белый верх, черный низ и фирменный синий платочек на шее. В расходную статью бюджета закладывают средства на прически своих сотрудников и в упомянутом рес­торане «Сырная дырка». Но средства на покупку одежды пре­доставляют только в кредит. В результате затраченная сумма ежемесячно и небольшими частями возвращается из зарпла­ты работника.

Мнение

АЛЕКСЕЙ КОМАРОВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР КОМПАНИИ RUS HUNT:

Вообще хороший костюм можно купить за $700 без натяга. Но стоит помнить, что к нему еще необходимы и аксессуары. В их числе и приличный галстук, который должен быть не дешевле чем 100 долларов за экземпляр.

У менеджеров среднего звена ценовая планка уже другая: $1000-1500 за костюм и $200 за галстук. А вот топ-менеджерам придется выложить не менее двух тысяч.

В любом случае цена костюма зависит от должности. И если вы перещеголяете своего начальника по дороговизне костюма, то он логично не поймет ваших намеков на повышение зарплаты.

Зато если новый сотрудник не может сразу же взять необхо­димую ценовую планку, принятую в компании, ему в ряде случа­ев могут выдать кредит. Поэтому обычно в часть первой зарпла­ты сотрудника закладывают некую сумму на подобные издержки, а потом, соответственно, вычитают ее. Однако в большинстве случаев претендент на хорошо оплачиваемую вакансию должен подготавливаться к работе самостоятельно.

Согласно мнению многих столичных имиджмейкеров, куль­тура дресс-кода в России до сих пор не сформирована. И все потому, что у француза или англичанина не возникает вопро­сов, какого рода галстук или рубашку надеть, зато почти каж­дому русскому это надо объяснять. Строго говоря, в офисном костюме галстук - единственный полигон для самовыражения, и его можно варьировать, не выходя за рамки дресс-кода. Хотя модные тенденции определенно влияют на офисный костюм в целом, и под их влиянием он во всем мире, к примеру, стал более приталенным, более узким, подчеркивающим линии тела. Но получается, что Россия до сих пор - страна крайно­стей, и мы либо вообще не обращаем внимания на моду, либо следуем ей чересчур рьяно. Именно поэтому многие специа­листы считают, что дресс-код офисного работника в России пока еще не сложился. Да и потом, каждый из нас согласится, что финансовые возможности служащих западных компаний, всецело подчиняющихся или не подчиняющихся положени­ям дресс-кода, существенно отличаются от возможностей оте­чественного среднестатистического служащего. Другое дело ­руководители и уж тем более владельцы крупного бизнеса. Они без проблем могут нанять себе имиджмейкера, стилиста или консультанта, следящего за имиджем и дресс-кодом биз­несмена где-нибудь на международной встрече.

С МИРУ ПО НИТКЕ ...

И можно ли называть описанный про­цесс этнической интеграцией?

Л. Н. Гумилев.

Кто в чем?

Тема многообразия культурных традиций разных стран неис­черпаема и вообще достойна отдельного разговора. Об этом мы подробнее расскажем в последнем разделе. Но все же сто­ит сказать несколько слов об особенностях делового стиля разных стран.

В целом деловой мир потихоньку стремится к унификации, но есть и некоторые традиционные и национальные отличия. Например, английский бизнес вырос из клубной системы. Англичане вообще до последнего времени предпочитали исклю­чительно консервативный деловой стиль, соответственно, к ним и обращаться необходимо также официально.

Американцы энергичны и оптимистичны и открыто прояв­ляют дружелюбие. Поэтому и предпочитают не слишком офи­циальную атмосферу при деловых встречах, к тому же намно­го легче переходят на обращение по имени. И отношение к дресс-коду у них несколько более демократичное. Например, в каждой американской компании существуют неписаные пра­вила - что именно должны носить ее сотрудники. Серьезные различия могут начинаться уже на уровне стиля одежды сек­ретарей: в некоторых фирмах мини-юбки абсолютно недопус­тимы, в других они, наоборот, приветствуются. Как правило... стиль одежды зависит не только от сферы бизнеса, в которой действует определенная фирма, но и от ее идеологии, а также субъективных представлений руководителей компании о том, как должны выглядеть их сотрудники. Кроме того, американ­ские фирмы с восточного побережья страны (Нью-Йорк, Фи­ладельфия, Бостон и др.), как правило, придерживаются значительно более консервативных правил в одежде в отличие от тех же компаний, но действующих на западном побе­режье (Лос-Анджелес, Сан-Франциско и Сиэтл). Во многих американских компаниях вообще приняты различные стили одежды для сотрудников разных подразделений. Уже упомя­нутые короткие юбки, не скрывающие красивых ног, напри­мер, становятся формой одежды для сотрудниц, работающих в отделах продаж. Однако их ношение в иных подразделени­ях компании не приветствуется. В большинстве компьютер­ных организаций сотрудники (за исключением менеджеров и сотрудников отдела продаж) обычно не обращают особого вни­мания на свою одежду. Бывают и такие коллизии. Хорошо из­вестен случай, произошедший в компании Билла Гейтса, небе­зызвестной «Майкрософт», в которой приняты очень демокра­тичные отношения и свободный дресс-код, а все сотрудники с удовольствием ходят в джинсах. Готовились как-то очень важ­ные переговоры с представителями другой компании, в кото­рой, к слову, принят строгий официальный дресс-код. Инте­ресно, что в этот день руководящие сотрудники Билла Гейтса все без исключения явились в деловых костюмах. В свою оче­редь те, кто к ним пришел на совещание, оказались в джинсах и рубашках. То есть каждый из них соответственно подстраи­вался под дресс-код своего партнера ...

Но в целом, как показывает практика, корпоративный имидж вовсе не обязательно связан с продукцией компании и сферой ее деятельности. Так, при ответе на вопрос: «Что вам приходит в голову при мысли об имидже компании IBM?» тысячи опрошенных даже и не упомянули о компьютерах. Прежде всего, они отмечали стандарты одежды и профес­сиональный имидж представителей компании. Может, все­-таки слишком официальный образ корпорации искусственно создан?

Да, может быть, это и так, но все респонденты делали вы­вод о том, что компания, работники которой придерживают­ся таких высоких стандартов одежды и внешнего вида, про­сто не может не выпускать продукцию высшего качества. Ведь положительный имидж всегда прокладывает дорогу позитив­ной репутации в более широких и существенных областях, таких как качество продукции.

Интересно, что стало бы с имиджем компании IBM, если бы ее менеджеры говорили своим работникам: «Не думайте о стандартах одежды. Дела у нас идут так хорошо, что нам абсолютно все равно, в каком костюме вы отправляетесь на встречу с клиентом». Возможно, через некоторое время поку­патели компьютерной техники поняли бы, что прежних высо­ких стандартов сервиса и качества продукции компании IBM более не существует. Получается, что консерватизм официаль­ного дресс-кода говорит, прежде всего, о серьезности и стабиль­ности делового подхода. А с другой стороны, это эффект устоявшегося первого впечатления и сложившегося мнения, которого придется придерживаться в любом случае.

В целом свободолюбивые американцы все больше стирают грани различных формальностей, и особенно рьяно этим за­нимается молодое сообщество.

Зато, например, японский бизнес весьма строг в соблюде­нии условностей, в том числе по отношению к различным тра­дициям, и обращение, например, только по имени к японско­му коллеге вообще недопустимо.

Немецкий же деловой этикет пунктуален и точен, фран­цузский - требует соблюдения формальностей. К тому же французские бизнесмены - хорошие психологи.

Швейцарский протестантизм, например, диктует отказ от излишков и предполагает негативное восприятие роскоши, по­этому дорогими украшениями лучше не блистать и роскош­ные обеды не заказывать. Следует также избегать стиля Вb (Business Best). А вот в странах Ближнего Востока дамам ре­комендуется не забывать и о том, какие требования относи­тельно женской одежды диктует шариат. В Турции до сих пор оставляют обувь при входе в дом. Однако в крупных городах эта традиция соблюдается все реже и реже. Также считается неприличным выставлять напоказ подошвы ног и совершать любые действия левой рукой.

Итальянцы любят элегантность, а японцы и китайцы пред­почитают консерватизм.

Зато дресс-код в Китае - Btr (Business Traditional) - вооб­ще без галстука ...

Таким образом, знание особенностей национальной куль­туры страны-партнера говорит не только о хорошем владении бизнес-этикетом, но и о высоком культурном уровне, который является важнейшей составляющей имиджа любого делового человека.

К тому же в международном бизнесе, тем более при обще­нии с людьми разных культур, очень важно быть одетым бе­зукоризненно. Внешний вид должен демонстрировать не толь­ко профессионализм и надежность, но и умение довести дело до конца. Некоторые эксперты считают, что наилучший вне­шний вид в этом случае - это простая, повседневная, но ак­куратная и добротная одежда.

«Очень важно, чтобы на встрече одежда не отвлекала вни­мание от ваших идей», - советует Ванесса Фридман, редак­тор модного раздела влиятельной британской газеты Finanecial Тimes. Поэтому и не рекомендуются экстравагантные бородки или прически. К тому же мужчинам не стоит приезжать на деловую встречу в пестрой открытой рубашке без галстука, демонстрируя украшения на шее и на руках. И боже упаси, явиться в лоснящемся костюме или в нечищеной обуви. А женщинам стоит всегда заправлять блузку.

«Вдруг вам придется наклониться вперед, и другие увидят то, что вы не хотели бы показывать», - объясняет Ванесса. Если жакет идет с поясом, то пояс обязательно должен быть застегнут, так как, болтаясь, он отвлекает внимание. Кстати, даже многие профессионалы часто забывают проверить про­гноз погоды в месте будущего делового назначения. Притчей во языцех стала одна бизнес-леди из английского банка. Она прилетела в Финляндию на шпильках, но, как оказалось, в них чрезвычайно трудно ходить по снегу и льду ... Нечто по­добное может произойти и при перелете в жаркие страны. Серые английские шерстяные костюмы в Лос-Анджелесе, на­пример, приобретают оттенок зеленой тины. Другой вопрос ­мятая одежда. Так, многие менеджеры идут на совещание прямо с самолета, поэтому стоит приобрести пару костюмов из немнущихся тканей. К тому же эксперты рекомендуют из­бегать одежды из льна или из слишком тяжелых тканей ­складки и заломы на них подчас выглядят ужасно.

Что же касается стиля, то стилисты советуют брать лишь те вещи, которые носят в вашей стране, тем более те, в кото­рых вы чувствуете себя максимально удобно и уверенно. Не полагайтесь на стереотипы. Наивно думать, что во Франции все носят зеленые костюмы, а в Италии - коричневые туфли.

Вообще бизнесмену с постоянными международными ко­мандировками следует хорошенько разбираться не только в традициях определенного государства, но и внегласных пра­вилах поведения и пребывания в определенных местах. Не­смотря на то, что мир потихоньку объединяется, стирая неко­торые грани и становясь более демократичным.

Как бы там ни было, а в противоположных концах света все же приходится одеваться по-разному. И это связано не только с культурными традициями, общественными устоями, но и с климатическими изменениями. А в том числе и с пре­следуемыми целями самого визитера, определенными местом и ситуацией.

Так, довольно глупо на премьере в La Seala оказаться в ру­башке, расшитой индейским орнаментом, а в ресторанном рай­оне «Зона Роса» в Мехико - в черном пиджаке от «антвep­пенской шестерки». Мало того, у каждого города мирового зна­чения - свои собственные правила и стандарты, зависящие от местных традиций и особенностей популярных и офици­альных заведений. Их в принципе можно игнорировать, за­бив шкаф одинаковыми темно-синими костюмами, как, ска­жем, герой фильма «Муха» Дэвида Кроненберга. Но несоб­людение простых правил может напомнить о себе в самый неподходящий момент. Поэтому мы и решили представить на ваше рассмотрение модные тенденции соблюдения дресс-кода или же его отсутствия в основных культурных и обществен­ных мировых центрах.

ЛОНДОН.

Бесполезно спорить, пытаясь поставить под сомнение статус Лондона как центра мировой моды. Даже в деловом районе мегаполиса, Сити, заметно влияние кутюрье. Чувствуется, что англичане гордятся своими мастерами: молодые менеджеры не упускают случая на деловом совещании щегольнуть замысло­ватым аксессуаром от знаменитых соотечественников - Алек­сандра МакКуина, Джулиана Макдональда и Джона Гальяно.

Современные британцы оказываются совсем не такими тра­диционалистами, какими их принято представлять. Понятно, что в богемном районе Ноттинг Хилл можно не ждать джентль­менов из романов Генри ДжеЙмса. Однако и респектабельный Саут Кенсингтон уже давно отказался от скучных костюмов: его жители особо чувствительны к новым веяниям. Правда, в городе остались еще места, где строгость силуэта и темный цвет в одежде мужчин приветствуются: например королевский театр Covent Garden, особенно если у вас билеты на литерные места или в ложу. А вот в шекспировский Globus уже давно принято ходить в стиле casual. Это, конечно, не означает рас­тянутый свитер и джинсы; лондонский сasuаl - бархатные пид­жаки и брюки, рубашки изощренного кроя и обувь ярких рас­цветок Хотя кому-то это покажется чересчур, но так принято даже в вычурном ресторане The Wolseley на Пиккадилли, месте встречи знаменитостей. Зато для того, чтобы оценить кухню Криса Корбена, нужно соответствовать придуманному англи­чанами термину city posh, т. е. быть немножко снобом, в меру аристократичным, но одетым со вкусом.

И что бы ни было на вас надето - костюм от личного пор­тного или кашемировый свитер, - главное, чтобы в одежде чувствовалась непринужденность и естественность.

ПАРИЖ.

Если в традиционно консервативной Англии сейчас вовсю приветствуется авангардизм, то на берегах Сены предпочте­ния совершенно другие. А именно - традиции и элегантность. Например, на бульваре Сен-Мишель бродят студенты Сорбон­ны с небрежно повязанными кашемировыми шарфами и в мо­касинах Cafe Noir. Посетители галерей и кафе Монпарнаса ­в свитерах от Missoni, рубашках Etro, а также в брюках Girbaud и Les Copains. Совсем другая цветовая гамма на острове Сите, где расположены государственные учреждения, и на правом берегу Сены, средоточии деловых офисов и крупных магази­нов. Здесь царят пастельные и серые тона костюмов от Armani и Trussardi, небесные переливы рубашек от Sartoria ltaliana, гал­стуки YSL, шейные платки Hermes и аксессуары Louis Vuitton.

Так, квартал Фобур в Сен- Жермен изначально был по­строен в ХУIII в. для аристократов и банкиров, но и теперь служащие находящихся здесь посольств, Министерства ино­странных дел и Национального собрания Франции вынужде­ны поддерживать вековую традицию «изысканности». Что уж говорить о квартале Тюильри, где раньше находилась коро­левская резиденция?! На той же Вандомской площади у свер­кающих витрин бутиков сходятся пути деловых людей и туристов, остановившихся в отеле «Ритц». В магазины района рю де Риволи и Сент-Оноре, возможно, стоит зайти, если у вас в планах - поход в заведение Plaza Athenee на авеню Монтань с голливудскими звездами у барной стойки. Либо в ресторан Maxim's на рю Рояль, превратившийся в один из весьма заметных клубов столицы.

Опыт.

ФИЛИПП ПОТЕН, ДИРЕКТОР ФИНАНСОВОЙ ГРУППЫ EUROFRANCE, ФРАНЦИЯ:

Мой стиль очень прост. Главное - не надевать вещи, кото­рые не сочетаются по цвету. Ну и желательно, чтобы они были не из позапрошлогодней коллекции. Хотя часто бывает, что в винтажных бутиках попадаются весьма приличные пиджаки или брюки.

Их хоть и нельзя надеть на деловые совещания, но в сво­бодное от работы время, для поездок за город или для похо­да в клуб они отлично подходят.

Вообще я не считаю себя «истинным французом» в одеж­де: наверное, мне более близок американский стиль, дина­мичный и простой. А все эти элегантные изыски вроде рем­ней из крокодиловой кожи и бриллиантовых булавок для гал­стуков, по моему мнению, нужно оставить в прошлом. Мир живет в XXI в., и активным деловым людям нужна комфорт­ная и функциональная одежда. По поводу же того, как оде­ваются российские деловые люди, я могу с уверенностью сказать: пару лет назад русского по одежде можно было оп­ределить сразу. Теперь же они стали больше похожими на европейцев. Хотя, как мне кажется, еще осталась потребность доказать, что у них есть деньги.

МИЛАН.

Столица итальянской провинции Ломбардия тоже претендует на влиятельную позицию в мире моды. Принадлежность к фэшн­индустрии чувствуется здесь на каждом шагу: в городе повсюду модельные агентства, модные дома, бутики и шоу-румы.

Однако лучший показатель - сами итальянцы, точнее жи­тели Милана. Для них важно отделиться от остальных сооте­чественников. Милан - на севере, и все здесь несколько сдер­жаннее, чем в других областях полуострова. Так, стиль latin lover в городе не приветствуется. Расстегнутые на груди рубашки, золотые цепи, почти черный загар - это не для ис­тинного миланца. Звание экономического и делового центра страны должно поддерживаться и соответствующим имиджем. На фондовой бирже все в костюмах от Cerutti и Ferre, а в ру­ках у миланских менеджеров символичный аксессуар - дип­ломат Auroт Milano, в который помещаются ноутбук и все необходимое деловому человеку. Обладатели апартаментов на via Montenapoleone и Piazza San Babila также придерживаются классического стиля: линии их пошитых вручную «двоек» и «троек» от Zegna и Brioni безупречны. Впрочем, вечером ат­мосфера в итальянской столице бизнеса несколько меняется. Смокинг Gucci, рубашка Тоm Ford for YSL очень органичны на премьере в той же La Scala. А если у вас есть расшитые ин­дейские рубашки и джинсы с росписью из последней коллек­ции Cavalli - тогда можно быть принятым в общество персо­нажей «джет-сет». Однако для посещения клуба Hollywood на Корсо Комо нужно особо постараться и выбрать нечто в гол­ливудском духе, так, чтобы нормально чувствовать себя в ком­пании с Джорджем Клуни, здешним завсегдатаем.

Кстати, классический итальянский эталон в области моды ­это Джанни Аньелли, директор Fiat. Так, Аньелли предпочитал классический итальянский стиль. Он долгие годы был одним из самых заметных итальянских предпринимателей в мире. Внук основателя автомобильной фабрики, Джанни помог ком­пании Fiat выйти из затяжного кризиса и сумел вывести про­изводство на международный рынок. Однако в памяти италь­янцев Джанни Аньелли остался не только как гениальный ме­неджер, но и как истинный джентльмен. Костюмы Аньелли были всегда безупречны: он отдавал предпочтение классиче­скому покрою и темным цветам. Однако летом, на фамильной вилле Villar Perosa, своих гостей, американских и итальянских звезд, Джанни Аньелли всегда встречал в белом. И его стиль стал общепринятым среди менеджеров по всей стране.

РИМ.

В мировой Фэшн-индустрии он играет сейчас далеко не пер­вую роль, хотя жителей самого Рима это отнюдь не тревожит. Благословенный климат сделал потомков античных римлян жизнерадостными и ленивыми. Им нравится все в жизни, за исключением, конечно, надменных миланцев. Но Милан да­леко, а потому ничто не может нарушить неспешное dolce far niente - сладостное ничегонеделание. Даже очень дисципли­нированные американские актеры, попадая на съемки в Рим, на Чинечитту, невольно заражаются римским отношением к жизни, что сказывается и на манере одеваться. В Риме нет скоплений крупных концернов и фирм, как, например, в Ми­лане. Вечный город - в основном вотчина политиков и боге­мы, но бизнесменов здесь мало. А потому сшитые вручную строгие костюмы здесь можно увидеть только в парламенте и в президентском дворце Квиринале. Во всех же других мес­тах властно царит римский casual.

Это кашемировые свитера, небрежно наброшенные на пле­чи, и шарфы, которые римляне умудряются завязывать самы­ми немыслимыми способами. Так, в руках жителя Рима шарф может превратиться в широкий пояс «а ля кopcap». Близость к морю тоже наложила свой отпечаток. В любое время года здесь повсюду обилие белого цвета, который так хорошо от­теняет средиземноморский загар. Не стесняются римляне и броских золотых украшений - браслетов, цепочек и перст­ней. Словом, жители Вечного города - обитатели богемного района Трастевере и буржуазного Монтесакро - именно те итальянцы, которых показывают в кино: загорелые, веселые и предающиеся спокойному течению жизни. И одежду они вы­бирают соответствующую: рубашки и брюки в стиле 1950-х от Roccobarocco, белые пиджаки от Valentino и замшевые курт­ки от Romeo Gigli. В таком виде спокойно можно показаться в самом модном ночном клубе Рима, Gilda, на Виа Марио де Фьори, где постоянно проходят всевозможные выставки и показы мод.

А вот для посещения ресторана La Pergola на Виа Кадлоло стоит одеться более респектабельно. Это заведение в отеле Cavalieri Hilton славится не только кухней. Здесь собирается цвет итальянской и американской кинематографии. А Фла­вио Бриаторе, управляющий Renault F1 Теаm, вообще являет­ся культовой фигурой этих мест. Бриаторе не только ввел новые методы управления, он стал пропагандистом чего-то нового для образа предпринимателей. Никто еще до Флавио Бриаторе не приходил на светские рауты без галстука и в расстегнутой на груди рубашке. Только он мог прийти на сове­щание в таком виде, словно вернулся с далеких океанских островов, - в льняных брюках, рубашке и мокасинах. Новое поколение итальянских бизнесменов считает стиль Бриаторе вполне соответствующим современной жизни. Как говорит сам 54-летнии Бриаторе: «"Формула-1" - это не только спорт и технологии. Это то, что так привлекает людей, - гламур, стиль жизни и яркие индивидуальности». Бриаторе доказывает это и на собственном опыте: до него никто из управленцев «Фор­мулы-1» не пользовался таким ошеломляющим успехом у топ­-моделей вроде Летиции Каста, Скарлетт Йохансон или На­оми Кэмпбэлл.

ВЕНЕЦИЯ.

Столицу итальянской провинции Венетто вряд ли можно на­звать «модным» городом. Но дважды в год тысячи человек во всем мире тщательно подбирают свои туалеты, чтобы выгля­деть «на все сто» на берегу венецианской лагуны. Речь идет, конечно, о карнавале и кинофестивале. Так, для того чтобы попасть на февральские костюмированные балы, нужно гото­виться аж за год. Сшитые по заказу камзолы и плащи по цене и качеству ничуть не уступают изделиям лучших модельеров, а порои и превосходят их. Показаться в недостаточно красоч­ном костюме на званом балу, который устраивает высший свет в Palazzo Volpi, - большой риск сильно повредить своей ре­путации. Венецианский фестиваль доставляет не меньше хло­пот по поводу гардероба, и не только участникам смотра. К слову, гостям без смокинга на премьеру попасть вряд ли удастся. Зато в промежутках между двумя грандиозными со­бытиями жизнь в Венеции протекает довольно спокойно, а это сказывается и на стиле одежды.

Так, горожане любят приглушенные тона, а из-за сырого климата - теплые и непромокаемые ткани. Даже в одно из знаменитых на весь мир заведений Венеции, Caffe Florian на площади Сан Марко, можно спокойно зайти и в дождевике. Единственное место в городе, где круглый год принято тща­тельно одеваться, - это Казино в античном Палаццо Канна­реджио, а та

Наши рекомендации