На страже деловой активности
В отличие от чиновников, подчиняющихся протоколу, российская бизнес-элита опирается прежде всего на частные корпоративные особенности. Самые жесткие правила царят в финансовых структурах, юридических, страховых и консалтинговых компаниях. Ведь в сфере серьезного и крупного бизнеса дресс-код - это требования к офисной одежде сотрудников и руководителя в соответствии с определенной философией и стилем управления. Хотя в российских компаниях эти требования не настолько жесткие, нежели, скажем, в главном офисе ООН. Там, например, служащую на вполне законных основаниях могут с самого порога отправить домой - менять тон колготок на более удачный, причем за счет ее же рабочего времени.
А вот сама актуальность введения и соблюдения корпоративного, фирменного дресс-кода обусловлена еще и тем, что молодой организации необходимо выделиться из общей массы конкурентов и запомниться клиенту. Для торговых компаний, например работающих в секторе b2b и/или в рознице, вопрос соблюдения фирменного стиля и корпоративных стандартов вообще очень важен. Мало того, в сочетании с общим рекламным продвижением форменная одежда либо ее отдельные элементы являются неотъемлемой частью всего бренда в целом. (Хрестоматийный пример - МакДоналдс.) И по мере укрупнения компании внутренние правила становятся все более необходимыми, так как имидж фирмы влияет на эффективность установления контакта с партнерами или клиентами.
Однако далеко не во всех российских компаниях существует официально изложенный на бумаге определенный свод правил - или «кодекс одежды». Часто это лишь изустные правила, предписывающие сотрудникам определенную форму одежды. Зато в нашем обществе преобладают и свои стереотипы относительно дресс-кода. Так, хороший программист должен быть обязательно в джинсах и обвисшем свитере, креативный дизайнер - в оригинальном, «неформатном~ наряде, а финансист, если он, конечно, настоящий финансист, - в строгом и дорогом костюме.
Но бывает и так: одет секретарь в джинсы и свитер - ну и ладно, компания молодая, там все так ходят. Зато если в компании проходят важные переговоры с клиентами, то весь персонал мгновенно преображается, и становится просто невозможно узнать сотрудников в костюмах и деловых платьях.
А есть еще такой пример. На сегодняшний день в канцелярской компании «Комус» дресс-код сотрудников вообще разбит на три условные группы: «официальный», «административный» и «форменный». Первая включает в себя набор определенных требований в одежде для руководителей в дни проведения общих совещаний, переговоров и официальных встреч. Она, соответственно, предусматривает ношение костюмов неярких цветов и классического покроя. Административный же дресс-код предполагает ограничения и рекомендации относительно повседневной одежды на работе среди прочих должностных лиц. Так, например, нельзя носить джинсовую, спортивную одежду и обувь, сарафаны. Дресс-код третьей группы включает в себя ношение в обязательном порядке специально сшитой одежды среди работников розничных магазинов, служб курьерской и транспортной доставки. Даже так! Хотя бывают случаи, стоящие на грани некоторого исключения.
Например, один из российских примеров, претендующих на хрестоматийность, а именно - незаурядная личность создателя компании «Евросеть» Евгения Чичваркина, постоянного героя одного из модных нынче реалити-шоу на телеканале ТНТ. И там, среди представляющих российское бизнес-сообщество деятелей, официализированных Коркунова и иже с ними, что называется, Чичваркин заметно выделяется своими драными джинсами и альтернативными майками, представляя тем самым имидж нового поколения молодых предпринимателей, во всем подчеркивающих свой живой ум, нестандартность подхода, а также динамичность и активность.
Вообще подобный имидж веселого и прикольного предпринимателя - оригинальные РR-ходы, разработанные, надо полагать, под руководством опытных пиарщиков и имиджмейкеров, - не менее трудная и ответственная работа, которая, надо отдать должное, сторицей окупается и приносит феноменальную известность владельцу, а соответственно, и всей компании в целом.
Действительно, большинство наших предпринимателей часто забывают о важном влиянии личности в образе компании, так сказать, с позиции «человек-бренд», предпочитая оставаться в тени и лишний раз не светиться, не понимая при этом, насколько важной составляющей при продвижении организации может быть раскрутка самого руководителя или того же собственника в первую очередь. То есть себя самого в кругах общественных и массовых.
Именно поэтому «непосредственный» Чичваркин весьма выгодно смотрится на фоне большей частью чопорных и пытающихся быть солидными «буками» топ-менеджеров остальных российских компаний. И мало кто может позволить себе прийти на представительный экономический форум в пиджаке со стразами или же в джинсах и цветастой футболке с немыслимыми бусами на шее ... Но результат подобной политики налицо: «Евросеть» - одна из ведущих компаний в сфере сотового ритейла, а Чичваркин - желанный гость на любых форумах, конференциях, презентациях и тусовках. А бесплатной раскрутке его персоны как светского человека на страницах деловой и глянцевой прессы могут позавидовать даже знаменитости.
Вот вам и РR-технологии в их чистом виде, окупающиеся с лихвой даже без существенных затрат. Вот вам и субъективные, безликие правила дресс-кода, так необходимые каждому предпринимателю!
Хотя стоит признать, что, если бы все подавали себя в похожей манере, эффекта бы не получилось. Но отечественные бизнесмены в основе своей предпочитают не контрастировать с окружающей обстановкой, лишний раз не выделяясь и отдавая должное традиционному статусу и намекам на скрытые возможности и связи, проявляющимся В числе прочих и во внешнем виде, особенно когда влиятельность написана на лице. Наверное, поэтому самыми консервативными и формальными традиционно являются требования к дресс-коду среди руководителей и сотрудников банковской сферы.
Единственный, пожалуй, случай для банковских служащих, сулящий небольшое расслабление туго затянутого, официального галстука, - это понятие «свободной пятницы». И только в этом случае допустим свободный стиль в одежде (Free Friday или Casual Friday).
Однако не все организации успешно подчинились общемировой тенденции, оставаясь максимально консервативными и строгими даже накануне выходных. Например, «Центробанк» и «Внешторгбанк» вольностей вообще не допускают. Да и повсеместно распространенной «свободной пятнице» здесь места тоже нет. Причем зачастую даже летняя жара не служит поводом к смягчению требований к внешнему виду своих сотрудников. «Стриптиза», понятное дело, в летнюю жару там устраивать никто не позволит.
Да и потом температурный режим, поддержанный системой кондиционирования и вентиляции, и воздух, увлажненный ионизаторами, всегда создают в помещении комфортный микроклимат. Так что открытые окна - это пережиток прошлого.
(Кстати, включать кондиционер в помещении рекомендуется лишь на 2-3° ниже температуры воздуха за окном, дабы при выходе на улицу не создавалось ощутимого дискомфорта.) В целом получается, что сотрудники солидных учреждений связаны правилами и условностями дресс-кода, включая и необходимые тонкости, в буквальном смысле по рукам и ногам. Так, во всех филиалах «Альфа-банка» никаких послаблений в дресс-коде для сотрудников тоже не предусмотрено. И стиль одежды должен оставаться таким же строгим и деловым, как и всегда: костюмы с пиджаком - для мужчин, юбки с колготками, туфли и блузка - для женщин.
А в отделениях «Банка Москвы», хоть и соблюдается деловой стиль, однако никаких жестко прописанных требований к внешнему виду сотрудников не существует. Поэтому если в летнее пекло девушка придет на работу в топике или без чулок, а мужчина - без пиджака, никаких репрессий за этим не последует. Хотя кондиционеры также работают исправно и температуру в офисе можно с легкостью регулировать.
В «АвтоБанке» «свободная пятница» допускается лишь в предпраздничные дни. В то же время в Рriсе Warterhаus&Сооper, а именно в юридическом департаменте, business casual господствует аж целую неделю, а для аудиторов той же компании пункт о «свободной пятнице» даже про писан в контракте. А «Ренессанс-страхование» настоятельно не рекомендует своим сотрудникам крупные украшения и яркие аксессуары, а также распущенные волосы или джинсы.
Кстати, во многих подобных организациях даже прописано использование тех или иных аксессуаров - они должны быть солидные, но неброские. А некоторые компании оговаривают даже ситуацию и способ их использования. Так, один из крупных банков потребовал от своих сотрудников носить часы только на кожаном ремешке, потому что металлический браслет якобы может бряцать и отвлекать внимание визави.
В целом же по России стиль «свободной пятницы» и некоторые послабления допустимы в основном в подразделениях, которые напрямую с клиентами не общаются.
К слову, в компаниях «POCHO», «Русский Алюминий» и «Bonduelle» в «свободную пятницу» разрешены даже джинсы, но с существенными оговорками по стилю и только в том случае, если не намечены встречи с клиентами и партнерами. Логично. «Норильский никель» также строгими правилами не отличается, хотя деловой костюм все равно остается вариантом беспроигрышным и практически повсеместным. Зато в российском отделении Coca-cola свободный стиль в одежде даже приветствуется на протяжении всей недели. Кстати, представительства иностранных организаций в России в большинстве своем лишены вообще каких-либо формальностей дресс-кода.
Американские тенденции демократизации корпоративной культуры неизменно перетекают и в мировые филиалы крупнейших корпораций. Исключение пока так же, как и у нас, составляет финансовый и дипломатический сектор.
Но при всей несущественной разнице положения большинство специалистов сходятся во мнении, что требования к дресс-коду определяются с учетом целевой аудитории и задач конкретной организации. Та же теория относится и к другим, не менее консервативным сферам деятельности. И то верно. Ведь продуманно прописанный, а главное, правильно внедренный фирменный стиль, в том числе в одежде, при прочих равных условиях является эффективным конкурентным преимуществам.
Впрочем, корпоративный дресс-код необязательно предписывает ходить исключительно в костюмах. И это положение в первую очередь зависит от сферы деятельности заведения и внутренних порядков организации. Например, в ресторане «Сырная дырка» от сотрудников требуется выглядеть стильно и современно, по причине чего им рекомендуется носить модные стрижки и придерживаться слегка «уличного» стиля в одежде, несколько по-свойски или даже по-домашнему, если хотите.
Бывают ситуации, когда некоторые компании за свой счет отправляют нового сотрудника к парикмахеру, стилисту или даже к имиджмейкеру. Но, к сожалению, над стилем сотрудников всерьез мало кто работает. Люди, как правило, сами интуитивно выбирают цветовую гамму и фасон своего костюма, а также аксессуары к нему. Причем хороший вкус среди наших соотечественников встречается крайне редко. Не научились мы еще правильно одеваться после совдеповского дефицита, что тут поделать! А ведь в деловом стиле главное - это соблюдение характерных требований в сочетании фасонов, цветов и фактур.
Зато некоторые специалисты вообще стоят на стороне работников и считают, что если компания диктует жесткий дресс-код, тем самым она ущемляет права и свободу личности. И главное требование к внешнему виду должно лежать
на уровне опрятности и делового стиля, а вот какого именно цвета будет рубашка или галстук - дело личного вкуса каждого.
Интересно, что в череде введения требований дресс-кода на местах некоторые компании даже выделяют финансовые средства на униформу или частично, а скорее в кредит оплачивают покупку необходимого делового гардероба.
Хотя большинство работодателей, регламентируя, порой жестко, стиль одежды для своих работников и исходя из нужд компании, довольно редко предусматривают какую-то компенсацию затрат на приобретение всех составляющих делового костюма. Но чаще всего крупная компания не требует от своих топ-менеджеров одеваться с иголочки у известных дизайнеров, к тому же выплачивает им достаточно высокие зарплаты. В результате сотрудники имеют возможность приобретать хорошие вещи за свой счет. Так, например, происходит в российском отделении международной компании Jоhnsоn & Johnson.
Зато в «Оргрэсбанке» затраты компенсируются только на приобретение одежды операционистав, у которых обязательно должен быть белый верх, черный низ и фирменный синий платочек на шее. В расходную статью бюджета закладывают средства на прически своих сотрудников и в упомянутом ресторане «Сырная дырка». Но средства на покупку одежды предоставляют только в кредит. В результате затраченная сумма ежемесячно и небольшими частями возвращается из зарплаты работника.
Мнение
АЛЕКСЕЙ КОМАРОВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР КОМПАНИИ RUS HUNT:
Вообще хороший костюм можно купить за $700 без натяга. Но стоит помнить, что к нему еще необходимы и аксессуары. В их числе и приличный галстук, который должен быть не дешевле чем 100 долларов за экземпляр.
У менеджеров среднего звена ценовая планка уже другая: $1000-1500 за костюм и $200 за галстук. А вот топ-менеджерам придется выложить не менее двух тысяч.
В любом случае цена костюма зависит от должности. И если вы перещеголяете своего начальника по дороговизне костюма, то он логично не поймет ваших намеков на повышение зарплаты.
Зато если новый сотрудник не может сразу же взять необходимую ценовую планку, принятую в компании, ему в ряде случаев могут выдать кредит. Поэтому обычно в часть первой зарплаты сотрудника закладывают некую сумму на подобные издержки, а потом, соответственно, вычитают ее. Однако в большинстве случаев претендент на хорошо оплачиваемую вакансию должен подготавливаться к работе самостоятельно.
Согласно мнению многих столичных имиджмейкеров, культура дресс-кода в России до сих пор не сформирована. И все потому, что у француза или англичанина не возникает вопросов, какого рода галстук или рубашку надеть, зато почти каждому русскому это надо объяснять. Строго говоря, в офисном костюме галстук - единственный полигон для самовыражения, и его можно варьировать, не выходя за рамки дресс-кода. Хотя модные тенденции определенно влияют на офисный костюм в целом, и под их влиянием он во всем мире, к примеру, стал более приталенным, более узким, подчеркивающим линии тела. Но получается, что Россия до сих пор - страна крайностей, и мы либо вообще не обращаем внимания на моду, либо следуем ей чересчур рьяно. Именно поэтому многие специалисты считают, что дресс-код офисного работника в России пока еще не сложился. Да и потом, каждый из нас согласится, что финансовые возможности служащих западных компаний, всецело подчиняющихся или не подчиняющихся положениям дресс-кода, существенно отличаются от возможностей отечественного среднестатистического служащего. Другое дело руководители и уж тем более владельцы крупного бизнеса. Они без проблем могут нанять себе имиджмейкера, стилиста или консультанта, следящего за имиджем и дресс-кодом бизнесмена где-нибудь на международной встрече.
С МИРУ ПО НИТКЕ ...
И можно ли называть описанный процесс этнической интеграцией?
Л. Н. Гумилев.
Кто в чем?
Тема многообразия культурных традиций разных стран неисчерпаема и вообще достойна отдельного разговора. Об этом мы подробнее расскажем в последнем разделе. Но все же стоит сказать несколько слов об особенностях делового стиля разных стран.
В целом деловой мир потихоньку стремится к унификации, но есть и некоторые традиционные и национальные отличия. Например, английский бизнес вырос из клубной системы. Англичане вообще до последнего времени предпочитали исключительно консервативный деловой стиль, соответственно, к ним и обращаться необходимо также официально.
Американцы энергичны и оптимистичны и открыто проявляют дружелюбие. Поэтому и предпочитают не слишком официальную атмосферу при деловых встречах, к тому же намного легче переходят на обращение по имени. И отношение к дресс-коду у них несколько более демократичное. Например, в каждой американской компании существуют неписаные правила - что именно должны носить ее сотрудники. Серьезные различия могут начинаться уже на уровне стиля одежды секретарей: в некоторых фирмах мини-юбки абсолютно недопустимы, в других они, наоборот, приветствуются. Как правило... стиль одежды зависит не только от сферы бизнеса, в которой действует определенная фирма, но и от ее идеологии, а также субъективных представлений руководителей компании о том, как должны выглядеть их сотрудники. Кроме того, американские фирмы с восточного побережья страны (Нью-Йорк, Филадельфия, Бостон и др.), как правило, придерживаются значительно более консервативных правил в одежде в отличие от тех же компаний, но действующих на западном побережье (Лос-Анджелес, Сан-Франциско и Сиэтл). Во многих американских компаниях вообще приняты различные стили одежды для сотрудников разных подразделений. Уже упомянутые короткие юбки, не скрывающие красивых ног, например, становятся формой одежды для сотрудниц, работающих в отделах продаж. Однако их ношение в иных подразделениях компании не приветствуется. В большинстве компьютерных организаций сотрудники (за исключением менеджеров и сотрудников отдела продаж) обычно не обращают особого внимания на свою одежду. Бывают и такие коллизии. Хорошо известен случай, произошедший в компании Билла Гейтса, небезызвестной «Майкрософт», в которой приняты очень демократичные отношения и свободный дресс-код, а все сотрудники с удовольствием ходят в джинсах. Готовились как-то очень важные переговоры с представителями другой компании, в которой, к слову, принят строгий официальный дресс-код. Интересно, что в этот день руководящие сотрудники Билла Гейтса все без исключения явились в деловых костюмах. В свою очередь те, кто к ним пришел на совещание, оказались в джинсах и рубашках. То есть каждый из них соответственно подстраивался под дресс-код своего партнера ...
Но в целом, как показывает практика, корпоративный имидж вовсе не обязательно связан с продукцией компании и сферой ее деятельности. Так, при ответе на вопрос: «Что вам приходит в голову при мысли об имидже компании IBM?» тысячи опрошенных даже и не упомянули о компьютерах. Прежде всего, они отмечали стандарты одежды и профессиональный имидж представителей компании. Может, все-таки слишком официальный образ корпорации искусственно создан?
Да, может быть, это и так, но все респонденты делали вывод о том, что компания, работники которой придерживаются таких высоких стандартов одежды и внешнего вида, просто не может не выпускать продукцию высшего качества. Ведь положительный имидж всегда прокладывает дорогу позитивной репутации в более широких и существенных областях, таких как качество продукции.
Интересно, что стало бы с имиджем компании IBM, если бы ее менеджеры говорили своим работникам: «Не думайте о стандартах одежды. Дела у нас идут так хорошо, что нам абсолютно все равно, в каком костюме вы отправляетесь на встречу с клиентом». Возможно, через некоторое время покупатели компьютерной техники поняли бы, что прежних высоких стандартов сервиса и качества продукции компании IBM более не существует. Получается, что консерватизм официального дресс-кода говорит, прежде всего, о серьезности и стабильности делового подхода. А с другой стороны, это эффект устоявшегося первого впечатления и сложившегося мнения, которого придется придерживаться в любом случае.
В целом свободолюбивые американцы все больше стирают грани различных формальностей, и особенно рьяно этим занимается молодое сообщество.
Зато, например, японский бизнес весьма строг в соблюдении условностей, в том числе по отношению к различным традициям, и обращение, например, только по имени к японскому коллеге вообще недопустимо.
Немецкий же деловой этикет пунктуален и точен, французский - требует соблюдения формальностей. К тому же французские бизнесмены - хорошие психологи.
Швейцарский протестантизм, например, диктует отказ от излишков и предполагает негативное восприятие роскоши, поэтому дорогими украшениями лучше не блистать и роскошные обеды не заказывать. Следует также избегать стиля Вb (Business Best). А вот в странах Ближнего Востока дамам рекомендуется не забывать и о том, какие требования относительно женской одежды диктует шариат. В Турции до сих пор оставляют обувь при входе в дом. Однако в крупных городах эта традиция соблюдается все реже и реже. Также считается неприличным выставлять напоказ подошвы ног и совершать любые действия левой рукой.
Итальянцы любят элегантность, а японцы и китайцы предпочитают консерватизм.
Зато дресс-код в Китае - Btr (Business Traditional) - вообще без галстука ...
Таким образом, знание особенностей национальной культуры страны-партнера говорит не только о хорошем владении бизнес-этикетом, но и о высоком культурном уровне, который является важнейшей составляющей имиджа любого делового человека.
К тому же в международном бизнесе, тем более при общении с людьми разных культур, очень важно быть одетым безукоризненно. Внешний вид должен демонстрировать не только профессионализм и надежность, но и умение довести дело до конца. Некоторые эксперты считают, что наилучший внешний вид в этом случае - это простая, повседневная, но аккуратная и добротная одежда.
«Очень важно, чтобы на встрече одежда не отвлекала внимание от ваших идей», - советует Ванесса Фридман, редактор модного раздела влиятельной британской газеты Finanecial Тimes. Поэтому и не рекомендуются экстравагантные бородки или прически. К тому же мужчинам не стоит приезжать на деловую встречу в пестрой открытой рубашке без галстука, демонстрируя украшения на шее и на руках. И боже упаси, явиться в лоснящемся костюме или в нечищеной обуви. А женщинам стоит всегда заправлять блузку.
«Вдруг вам придется наклониться вперед, и другие увидят то, что вы не хотели бы показывать», - объясняет Ванесса. Если жакет идет с поясом, то пояс обязательно должен быть застегнут, так как, болтаясь, он отвлекает внимание. Кстати, даже многие профессионалы часто забывают проверить прогноз погоды в месте будущего делового назначения. Притчей во языцех стала одна бизнес-леди из английского банка. Она прилетела в Финляндию на шпильках, но, как оказалось, в них чрезвычайно трудно ходить по снегу и льду ... Нечто подобное может произойти и при перелете в жаркие страны. Серые английские шерстяные костюмы в Лос-Анджелесе, например, приобретают оттенок зеленой тины. Другой вопрос мятая одежда. Так, многие менеджеры идут на совещание прямо с самолета, поэтому стоит приобрести пару костюмов из немнущихся тканей. К тому же эксперты рекомендуют избегать одежды из льна или из слишком тяжелых тканей складки и заломы на них подчас выглядят ужасно.
Что же касается стиля, то стилисты советуют брать лишь те вещи, которые носят в вашей стране, тем более те, в которых вы чувствуете себя максимально удобно и уверенно. Не полагайтесь на стереотипы. Наивно думать, что во Франции все носят зеленые костюмы, а в Италии - коричневые туфли.
Вообще бизнесмену с постоянными международными командировками следует хорошенько разбираться не только в традициях определенного государства, но и внегласных правилах поведения и пребывания в определенных местах. Несмотря на то, что мир потихоньку объединяется, стирая некоторые грани и становясь более демократичным.
Как бы там ни было, а в противоположных концах света все же приходится одеваться по-разному. И это связано не только с культурными традициями, общественными устоями, но и с климатическими изменениями. А в том числе и с преследуемыми целями самого визитера, определенными местом и ситуацией.
Так, довольно глупо на премьере в La Seala оказаться в рубашке, расшитой индейским орнаментом, а в ресторанном районе «Зона Роса» в Мехико - в черном пиджаке от «антвepпенской шестерки». Мало того, у каждого города мирового значения - свои собственные правила и стандарты, зависящие от местных традиций и особенностей популярных и официальных заведений. Их в принципе можно игнорировать, забив шкаф одинаковыми темно-синими костюмами, как, скажем, герой фильма «Муха» Дэвида Кроненберга. Но несоблюдение простых правил может напомнить о себе в самый неподходящий момент. Поэтому мы и решили представить на ваше рассмотрение модные тенденции соблюдения дресс-кода или же его отсутствия в основных культурных и общественных мировых центрах.
ЛОНДОН.
Бесполезно спорить, пытаясь поставить под сомнение статус Лондона как центра мировой моды. Даже в деловом районе мегаполиса, Сити, заметно влияние кутюрье. Чувствуется, что англичане гордятся своими мастерами: молодые менеджеры не упускают случая на деловом совещании щегольнуть замысловатым аксессуаром от знаменитых соотечественников - Александра МакКуина, Джулиана Макдональда и Джона Гальяно.
Современные британцы оказываются совсем не такими традиционалистами, какими их принято представлять. Понятно, что в богемном районе Ноттинг Хилл можно не ждать джентльменов из романов Генри ДжеЙмса. Однако и респектабельный Саут Кенсингтон уже давно отказался от скучных костюмов: его жители особо чувствительны к новым веяниям. Правда, в городе остались еще места, где строгость силуэта и темный цвет в одежде мужчин приветствуются: например королевский театр Covent Garden, особенно если у вас билеты на литерные места или в ложу. А вот в шекспировский Globus уже давно принято ходить в стиле casual. Это, конечно, не означает растянутый свитер и джинсы; лондонский сasuаl - бархатные пиджаки и брюки, рубашки изощренного кроя и обувь ярких расцветок Хотя кому-то это покажется чересчур, но так принято даже в вычурном ресторане The Wolseley на Пиккадилли, месте встречи знаменитостей. Зато для того, чтобы оценить кухню Криса Корбена, нужно соответствовать придуманному англичанами термину city posh, т. е. быть немножко снобом, в меру аристократичным, но одетым со вкусом.
И что бы ни было на вас надето - костюм от личного портного или кашемировый свитер, - главное, чтобы в одежде чувствовалась непринужденность и естественность.
ПАРИЖ.
Если в традиционно консервативной Англии сейчас вовсю приветствуется авангардизм, то на берегах Сены предпочтения совершенно другие. А именно - традиции и элегантность. Например, на бульваре Сен-Мишель бродят студенты Сорбонны с небрежно повязанными кашемировыми шарфами и в мокасинах Cafe Noir. Посетители галерей и кафе Монпарнаса в свитерах от Missoni, рубашках Etro, а также в брюках Girbaud и Les Copains. Совсем другая цветовая гамма на острове Сите, где расположены государственные учреждения, и на правом берегу Сены, средоточии деловых офисов и крупных магазинов. Здесь царят пастельные и серые тона костюмов от Armani и Trussardi, небесные переливы рубашек от Sartoria ltaliana, галстуки YSL, шейные платки Hermes и аксессуары Louis Vuitton.
Так, квартал Фобур в Сен- Жермен изначально был построен в ХУIII в. для аристократов и банкиров, но и теперь служащие находящихся здесь посольств, Министерства иностранных дел и Национального собрания Франции вынуждены поддерживать вековую традицию «изысканности». Что уж говорить о квартале Тюильри, где раньше находилась королевская резиденция?! На той же Вандомской площади у сверкающих витрин бутиков сходятся пути деловых людей и туристов, остановившихся в отеле «Ритц». В магазины района рю де Риволи и Сент-Оноре, возможно, стоит зайти, если у вас в планах - поход в заведение Plaza Athenee на авеню Монтань с голливудскими звездами у барной стойки. Либо в ресторан Maxim's на рю Рояль, превратившийся в один из весьма заметных клубов столицы.
Опыт.
ФИЛИПП ПОТЕН, ДИРЕКТОР ФИНАНСОВОЙ ГРУППЫ EUROFRANCE, ФРАНЦИЯ:
Мой стиль очень прост. Главное - не надевать вещи, которые не сочетаются по цвету. Ну и желательно, чтобы они были не из позапрошлогодней коллекции. Хотя часто бывает, что в винтажных бутиках попадаются весьма приличные пиджаки или брюки.
Их хоть и нельзя надеть на деловые совещания, но в свободное от работы время, для поездок за город или для похода в клуб они отлично подходят.
Вообще я не считаю себя «истинным французом» в одежде: наверное, мне более близок американский стиль, динамичный и простой. А все эти элегантные изыски вроде ремней из крокодиловой кожи и бриллиантовых булавок для галстуков, по моему мнению, нужно оставить в прошлом. Мир живет в XXI в., и активным деловым людям нужна комфортная и функциональная одежда. По поводу же того, как одеваются российские деловые люди, я могу с уверенностью сказать: пару лет назад русского по одежде можно было определить сразу. Теперь же они стали больше похожими на европейцев. Хотя, как мне кажется, еще осталась потребность доказать, что у них есть деньги.
МИЛАН.
Столица итальянской провинции Ломбардия тоже претендует на влиятельную позицию в мире моды. Принадлежность к фэшниндустрии чувствуется здесь на каждом шагу: в городе повсюду модельные агентства, модные дома, бутики и шоу-румы.
Однако лучший показатель - сами итальянцы, точнее жители Милана. Для них важно отделиться от остальных соотечественников. Милан - на севере, и все здесь несколько сдержаннее, чем в других областях полуострова. Так, стиль latin lover в городе не приветствуется. Расстегнутые на груди рубашки, золотые цепи, почти черный загар - это не для истинного миланца. Звание экономического и делового центра страны должно поддерживаться и соответствующим имиджем. На фондовой бирже все в костюмах от Cerutti и Ferre, а в руках у миланских менеджеров символичный аксессуар - дипломат Auroт Milano, в который помещаются ноутбук и все необходимое деловому человеку. Обладатели апартаментов на via Montenapoleone и Piazza San Babila также придерживаются классического стиля: линии их пошитых вручную «двоек» и «троек» от Zegna и Brioni безупречны. Впрочем, вечером атмосфера в итальянской столице бизнеса несколько меняется. Смокинг Gucci, рубашка Тоm Ford for YSL очень органичны на премьере в той же La Scala. А если у вас есть расшитые индейские рубашки и джинсы с росписью из последней коллекции Cavalli - тогда можно быть принятым в общество персонажей «джет-сет». Однако для посещения клуба Hollywood на Корсо Комо нужно особо постараться и выбрать нечто в голливудском духе, так, чтобы нормально чувствовать себя в компании с Джорджем Клуни, здешним завсегдатаем.
Кстати, классический итальянский эталон в области моды это Джанни Аньелли, директор Fiat. Так, Аньелли предпочитал классический итальянский стиль. Он долгие годы был одним из самых заметных итальянских предпринимателей в мире. Внук основателя автомобильной фабрики, Джанни помог компании Fiat выйти из затяжного кризиса и сумел вывести производство на международный рынок. Однако в памяти итальянцев Джанни Аньелли остался не только как гениальный менеджер, но и как истинный джентльмен. Костюмы Аньелли были всегда безупречны: он отдавал предпочтение классическому покрою и темным цветам. Однако летом, на фамильной вилле Villar Perosa, своих гостей, американских и итальянских звезд, Джанни Аньелли всегда встречал в белом. И его стиль стал общепринятым среди менеджеров по всей стране.
РИМ.
В мировой Фэшн-индустрии он играет сейчас далеко не первую роль, хотя жителей самого Рима это отнюдь не тревожит. Благословенный климат сделал потомков античных римлян жизнерадостными и ленивыми. Им нравится все в жизни, за исключением, конечно, надменных миланцев. Но Милан далеко, а потому ничто не может нарушить неспешное dolce far niente - сладостное ничегонеделание. Даже очень дисциплинированные американские актеры, попадая на съемки в Рим, на Чинечитту, невольно заражаются римским отношением к жизни, что сказывается и на манере одеваться. В Риме нет скоплений крупных концернов и фирм, как, например, в Милане. Вечный город - в основном вотчина политиков и богемы, но бизнесменов здесь мало. А потому сшитые вручную строгие костюмы здесь можно увидеть только в парламенте и в президентском дворце Квиринале. Во всех же других местах властно царит римский casual.
Это кашемировые свитера, небрежно наброшенные на плечи, и шарфы, которые римляне умудряются завязывать самыми немыслимыми способами. Так, в руках жителя Рима шарф может превратиться в широкий пояс «а ля кopcap». Близость к морю тоже наложила свой отпечаток. В любое время года здесь повсюду обилие белого цвета, который так хорошо оттеняет средиземноморский загар. Не стесняются римляне и броских золотых украшений - браслетов, цепочек и перстней. Словом, жители Вечного города - обитатели богемного района Трастевере и буржуазного Монтесакро - именно те итальянцы, которых показывают в кино: загорелые, веселые и предающиеся спокойному течению жизни. И одежду они выбирают соответствующую: рубашки и брюки в стиле 1950-х от Roccobarocco, белые пиджаки от Valentino и замшевые куртки от Romeo Gigli. В таком виде спокойно можно показаться в самом модном ночном клубе Рима, Gilda, на Виа Марио де Фьори, где постоянно проходят всевозможные выставки и показы мод.
А вот для посещения ресторана La Pergola на Виа Кадлоло стоит одеться более респектабельно. Это заведение в отеле Cavalieri Hilton славится не только кухней. Здесь собирается цвет итальянской и американской кинематографии. А Флавио Бриаторе, управляющий Renault F1 Теаm, вообще является культовой фигурой этих мест. Бриаторе не только ввел новые методы управления, он стал пропагандистом чего-то нового для образа предпринимателей. Никто еще до Флавио Бриаторе не приходил на светские рауты без галстука и в расстегнутой на груди рубашке. Только он мог прийти на совещание в таком виде, словно вернулся с далеких океанских островов, - в льняных брюках, рубашке и мокасинах. Новое поколение итальянских бизнесменов считает стиль Бриаторе вполне соответствующим современной жизни. Как говорит сам 54-летнии Бриаторе: «"Формула-1" - это не только спорт и технологии. Это то, что так привлекает людей, - гламур, стиль жизни и яркие индивидуальности». Бриаторе доказывает это и на собственном опыте: до него никто из управленцев «Формулы-1» не пользовался таким ошеломляющим успехом у топ-моделей вроде Летиции Каста, Скарлетт Йохансон или Наоми Кэмпбэлл.
ВЕНЕЦИЯ.
Столицу итальянской провинции Венетто вряд ли можно назвать «модным» городом. Но дважды в год тысячи человек во всем мире тщательно подбирают свои туалеты, чтобы выглядеть «на все сто» на берегу венецианской лагуны. Речь идет, конечно, о карнавале и кинофестивале. Так, для того чтобы попасть на февральские костюмированные балы, нужно готовиться аж за год. Сшитые по заказу камзолы и плащи по цене и качеству ничуть не уступают изделиям лучших модельеров, а порои и превосходят их. Показаться в недостаточно красочном костюме на званом балу, который устраивает высший свет в Palazzo Volpi, - большой риск сильно повредить своей репутации. Венецианский фестиваль доставляет не меньше хлопот по поводу гардероба, и не только участникам смотра. К слову, гостям без смокинга на премьеру попасть вряд ли удастся. Зато в промежутках между двумя грандиозными событиями жизнь в Венеции протекает довольно спокойно, а это сказывается и на стиле одежды.
Так, горожане любят приглушенные тона, а из-за сырого климата - теплые и непромокаемые ткани. Даже в одно из знаменитых на весь мир заведений Венеции, Caffe Florian на площади Сан Марко, можно спокойно зайти и в дождевике. Единственное место в городе, где круглый год принято тщательно одеваться, - это Казино в античном Палаццо Каннареджио, а та