Действия с предметами. «Чудесный мешочек»
Задачи.Закреплять и расширять знания детей о предметах и их свойствах, развивать тактильную чувствительность ладоней. Развивать активный словарь детей при назывании игрушек, выбранных из мешочка.
Материалы. Яркий, красивый мешочек. Набор пластмассовых шариков, деревянных втулочек, маленьких машинок и т.п. для вкладывания в чудесный мешочек.
' Капица О. И. Детский фольклор.
Содержание занятия. Воспитатель привлекает внимание детей к мешочку, наполненному игрушками. «Дед Мороз принес ребятам игрушки. Какие игрушки в мешочке?» — спрашивает педагог, предлагая малышам, каждому поочередно, вынуть из мешочка предмет; показать всем выбранную игрушку и назвать ее.
Игрушки рассматриваются, отмечается их цвет, подчеркивается их основная функция — они катаются. Дети разбиваются на пары, садятся напротив друг друга и начинают катать, названный воспитателем предмет (один ребенок другому). При этом педагог обращает внимание детей, как предметы по разному катаются, как лучше ловить движущиеся предметы (подставив полураскрытые ладошки) и т.п.
В конце занятия дети убирают поочередно названные воспитателем предметы.
Речь. «Шла лисичка по мосту»
Задачи. Развивать восприятие речи, языковое чутье. Вовлекать детей в диалог. Активизировать глаголы, наименования животных. В процессе звукоподражаний развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей.
Материалы. Игрушки: лиса с вязанкой прутиков, медведь, еж, кот, кукла-мальчик. Платок.
Содержание занятия. Воспитатель усаживает детей рядом с собой и читает потешку.
Шла лисичка по мосту, Несла вязанку хворосту. Вытопила баньку, Выкупала Ваньку, Посадила в уголок, Дала сладкий пирожок'.
Далее педагог ведет диалог с детьми: задает им вопросы и сам на них отвечает, дети подговаривают отдельные слова.
— Кто идет по мосту?
— Кто несет вязанку хворосту? (Достает игрушку — лису.)
1 Трынцы-брынцы, бубенцы. С. 14.
— Зачем лисе хворост? (Демонстрирует вязанку веточек.)
Ответы детей.
Воспитатель: «Хворост, чтобы печь топить, обед варить. Зачем обед?»
Вместе с детьми: «Гостей кормить».
— А гости кто?
Вместе с детьми: «Медведь, еж да кот, да Ваня, да мы с вами». (Выставляет игрушки.)
Разыгрывают диалог еще раз, манипулируя игрушками. Дети подговаривают слова.
Воспитатель: «Сейчас мы все как будто в гостях у лисы. Будем петь и танцевать. Тили, тили, бом; тили, тили, бом».
Дети перемещаются на ковер, выполняют несложные движения (приседают, топают ногами, сопровождая движения звукоподражаниями. (Повторить 4 раза.)
«Гости потанцевали и решили поиграть», — говорит воспитатель. Дети перемещаются на свои места. «Играют лиса, медведь, Ваня, кот и еж», — показывает воспитатель. Дети называют игрушки вместе с воспитателем (сопряженная и отраженная речь). «Закрывайте глаза, — предлагает педагог и прячет под платок лису. — Открывайте глаза. Кто спрятался? Кого не стало?». Таким же образом обыгрываются все игрушки. При появлении спрятанной игрушки дети хлопают в ладоши.
Затем воспитатель накрывает платком кого-либо из детей. Дети при этом сидят с закрытыми глазами. «Кто спрятался? Кого нет? — спрашивает педагог и снимает платок, радостно удивляется: — Вот он!»
«Кто хочет потанцевать с игрушками? С кем ты хочешь потанцевать? — обращается к кому-либо из детей воспитатель: — Потанцуй: тили, тили, бом; тили, тили бом». Ребенок танцует с игрушкой. Все дети хлопают в ладоши и произносят звукоподражания.
Игра переходит в свободную деятельность детей.
Лепка. ^Подарим игрушки Зайке и Мишке»
Задачи. Воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам; развивать сюжетно-игровой замысел; закрепить полученные ранее умения в лепке. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук.
Материалы. Игрушки: зайчик и мишка, макет «комнатки» из бумаги разных цветов, рисунок «коврика»; бумажные салфетки, пластилин, стеки, клееночки, клеящие карандаши, тряпочки для рук.
Предварительная работа. Игры с игрушками, изображающими животных, рассматривание иллюстраций, картинок анималистического жанра, чтение потешек, пение песенок.
Содержание занятия. На столе у воспитателя макет «комнатки» (полоса бумаги пастельных тонов 20x40 см со сгибами по краям, что помогает придать полосе вертикальное положение и стать «стеной». Другой лист служит «полом»).
Воспитатель привлекает внимание детей к макету: Посмотрите, ребята, какая красивая «комнатка», на полу лежит полосатый коврик, а на «стене» висит картинка, на ней нарисованы цветы. А кто живет в этой «комнатке»? Вы сейчас догадаетесь. У него длинные уши, короткий хвост, он ловко прыгает и грызет морковку. Это зайчик. А это кто? Он большой, лохматый, косолапый, любит мед. Это медведь. — Воспитатель: Так кто же живет в этой «комнатке»? Дети: «Зайка и Мишка».
Воспитатель сажает игрушки на полосатый коврик и говорит: «Зайка и Мишка живут дружно, любят играть в игрушки. А в комнатке нет игрушек, поэтому им стало грустно. Вы, ребята, можете из пластилина слепить игрушки. А какие игрушки можно сделать? Зайка и Мишка любят играть в мячик, катать машинку, тележку, строить из кубиков домик, собирать из шариков башенку, пирамидку. А в какие игрушки вы любите играть? (Дети отвечают). Свою любимую игрушку можете слепить из пластилина или сделать из бумажных комочков и подарить Зайке и Мишке».
Каждый ребенок самостоятельно выбирает материал и приступает к лепке. Воспитатель помогает тем, кто затрудняется реализовать свой замысел, напоминает приемы лепки способами раскатывания формы в ладонях, сплющивания комка, соединения частей предмета, фигурки. Обращает внимание на передачу характерных признаков того или иного образа. Например, если ребенок по подсказке взрослого решил слепить игрушку неваляшку, он дает ему стеку, чтобы изобразить лицо. Это вызывает у ребенка положительные эмоции, ему нравится, что неваляшка стала смеяться, улыбаться. Воспитатель может включиться и сделать тележку, домики и др.
После занятия воспитатель предлагает детям собрать все игрушки, которые они сделали, рассмотреть, что у каждого получилось, спрашивает, какую игрушку он подарит Зайке и Мишке. «Как много игрушек вы слепили из пластилина и сделали из бумажных комочков. А теперь свои игрушки подарите Зайке и Мишке», — говорит воспитатель.
Дети относят свои поделки в «комнатку» и кладут их на «коврик». Воспитатель: «Посмотрите, Зайке и Мишке очень понравились ваши подарки. Теперь у них стало много игрушек. Можно будет играть со своими друзьями».
В вечернее время дети продолжают игру, используя макет «комнатки». Они могут фломастерами нарисовать «коврики», «на стенах — обои», повесить новые картинки, слепить «стол, диванчик, стульчики», чтобы пригласить в гости кукол, подарить им слепленные из пластилина игрушки.
Организация детской игры
В игре детей закрепляется представление о доме: у каждого есть свой дом, у всех он разный. Можно построить домики для игрушек из коробочек разного размера в зависимости от величины игрушки. Для мелких зверушек можно сделать общий дом — из большой коробки; внутрь поставить игрушечную мебель, а если ее нет — сделать ее из кубиков (но не сложную, чтобы она не разваливалась во время игры. Рациональнее всего просто «обозначить» ее кубиками как предметами-заместителями: «этот кубик — диван, а этот — столик»). Так можно построить и теремок, если есть соответствующие игрушки маленького размера: мышка, лягушка, зайчик, лиса, волк, медведь. Детям напоминают сказку, проговаривают фрагменты из нее. Можно предложить детям устроить и «большой теремок» — натянув или набросив чистую занавеску поверх конструкции из детских стульчиков или другой мебели. Это «до-
мик», в котором подолгу и с удовольствием могут играть и сами дети, а не только игрушки. Они забираются «под крышу» по 2— 3 человека, вылезают и залезают обратно, пускают к себе друзей. Это способствует объединению детей, исчезновению страха перед сверстниками, снижает вероятность появления таких нежелательных переживаний, как страх темноты, тесноты, человеческих прикосновений. Дети любят играть в такой «домик», их возникающее общение окрашивается положительными эмоциями.
Продолжаются и усложняются уже привычные детям игры на бытовые темы: укладывание игрушек спать, кормление, прогулки, катание на машинках, посещение магазина или поход к доктору. Большинство самостоятельных игр по-прежнему носит характер многократного отображения той или иной привлекательной для ребенка цепочки действий с игрушками. С помощью воспитателя дети могут усложнить эту цепочку, развернуть сюжет, ввести и принять новые игрушки или ребенка-партнера. Так дети могут проиграть сюжеты таких простейших сказок, как уже знакомый «Теремок», построить дороги и мосты через речку или улицу для маленьких машинок, провезти через мост грузовичок с подарками на Новый год для кукол, которые живут в дальних углах группы, или для зверюшек в «сказочном лесу» (панно). На машине может приехать доктор к заболевшему зайчику; строители вместе с шофером организуют доставку кубиков или деталей конструктора на место строительства нового дома для мелких игрушек. Конечно, все эти игры осуществляются по инициативе воспитателя и вместе с ним, но постепенно детям предоставляется все большая свобода, а педагог иногда исключается из игры.
ФЕВРАЛЬ. 20 НЕДЕЛЯПланирование работы
Направленность педагогической работы.На этой неделе педагог будет закреплять представления детей о зиме, покажет, как вода, замерзая, превращается в лед, вместе с детьми украсит цветными льдинками снеговика, сугробы и др. На протяжении всей недели педагог будет развивать представления детей о домашних животных, добрые чувства по отношению к ним; учить узнавать их в реалистическом изображении — на картинке, в игрушке; называть животное и его характерные особенности, пользу, которую оно приносит человеку, произносить звукоподражания. Дети споют песню «Кот Васька», дорисуют фигурки животных фломастерами, дополняя их тем, чего не хватает в изображении (рожки, хвостик, кудряшки и др.); слепят их из пластилина. Игровая среда будет пополнена игрушками, реалистично изображающими животных — домашних и диких. Педагог продолжит развивать интерес детей к занятиям со строительным материалом, учить выбирать необходимые для постройки детали по образцу и словесной инструкции, совершенствовать умение действовать со сборно-разборными игрушками, ориентируясь на величину предметов и их положение в пространстве; обогащать словарь наименованиями предметов, их частей, названиями действий. Особое внимание будет уделяться индивидуальной работе с детьми, которые еще с трудом справляются с выполнением гигиенических процедур. На физкультурных занятиях детей начнут учить влезать на лестницу (шведскую стенку) удобным для них способом.