Действия с предметами. «Чудесный мешочек»

Задачи.Закреплять и расширять знания детей о предметах и их свойствах, развивать тактильную чувствительность ладоней. Разви­вать активный словарь детей при назывании игрушек, выбранных из мешочка.

Материалы. Яркий, красивый мешочек. Набор пластмассовых шариков, деревянных втулочек, маленьких машинок и т.п. для вкладывания в чудесный мешочек.

' Капица О. И. Детский фольклор.

Содержание занятия. Воспитатель привлекает внимание детей к мешочку, наполненному игрушками. «Дед Мороз принес ребя­там игрушки. Какие игрушки в мешочке?» — спрашивает педагог, предлагая малышам, каждому поочередно, вынуть из мешочка предмет; показать всем выбранную игрушку и назвать ее.

Игрушки рассматриваются, отмечается их цвет, подчеркивает­ся их основная функция — они катаются. Дети разбиваются на пары, садятся напротив друг друга и начинают катать, названный воспитателем предмет (один ребенок другому). При этом педагог обращает внимание детей, как предметы по разному катаются, как лучше ловить движущиеся предметы (подставив полураскрытые ла­дошки) и т.п.

В конце занятия дети убирают поочередно названные воспита­телем предметы.

Речь. «Шла лисичка по мосту»

Задачи. Развивать восприятие речи, языковое чутье. Вовлекать детей в диалог. Активизировать глаголы, наименования животных. В процессе звукоподражаний развивать речевой слух, артикуляци­онный аппарат детей.

Материалы. Игрушки: лиса с вязанкой прутиков, медведь, еж, кот, кукла-мальчик. Платок.

Содержание занятия. Воспитатель усаживает детей рядом с со­бой и читает потешку.

Шла лисичка по мосту, Несла вязанку хворосту. Вытопила баньку, Выкупала Ваньку, Посадила в уголок, Дала сладкий пирожок'.

Далее педагог ведет диалог с детьми: задает им вопросы и сам на них отвечает, дети подговаривают отдельные слова.

— Кто идет по мосту?

— Кто несет вязанку хворосту? (Достает игрушку — лису.)

1 Трынцы-брынцы, бубенцы. С. 14.

— Зачем лисе хворост? (Демонстрирует вязанку веточек.)
Ответы детей.

Воспитатель: «Хворост, чтобы печь топить, обед варить. Зачем обед?»

Вместе с детьми: «Гостей кормить».

— А гости кто?

Вместе с детьми: «Медведь, еж да кот, да Ваня, да мы с вами». (Выставляет игрушки.)

Разыгрывают диалог еще раз, манипулируя игрушками. Дети подговаривают слова.

Воспитатель: «Сейчас мы все как будто в гостях у лисы. Будем петь и танцевать. Тили, тили, бом; тили, тили, бом».

Дети перемещаются на ковер, выполняют несложные движения (приседают, топают ногами, сопровождая движения звукоподража­ниями. (Повторить 4 раза.)

«Гости потанцевали и решили поиграть», — говорит воспита­тель. Дети перемещаются на свои места. «Играют лиса, медведь, Ваня, кот и еж», — показывает воспитатель. Дети называют игруш­ки вместе с воспитателем (сопряженная и отраженная речь). «За­крывайте глаза, — предлагает педагог и прячет под платок лису. — Открывайте глаза. Кто спрятался? Кого не стало?». Таким же об­разом обыгрываются все игрушки. При появлении спрятанной игрушки дети хлопают в ладоши.

Затем воспитатель накрывает платком кого-либо из детей. Дети при этом сидят с закрытыми глазами. «Кто спрятался? Кого нет? — спрашивает педагог и снимает платок, радостно удивля­ется: — Вот он!»

«Кто хочет потанцевать с игрушками? С кем ты хочешь потан­цевать? — обращается к кому-либо из детей воспитатель: — По­танцуй: тили, тили, бом; тили, тили бом». Ребенок танцует с иг­рушкой. Все дети хлопают в ладоши и произносят звукоподража­ния.

Игра переходит в свободную деятельность детей.

Лепка. ^Подарим игрушки Зайке и Мишке»

Задачи. Воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам; развивать сюжетно-игровой замысел; закрепить полу­ченные ранее умения в лепке. Развивать мелкую моторику, коор­динацию движения рук.

Материалы. Игрушки: зайчик и мишка, макет «комнатки» из бумаги разных цветов, рисунок «коврика»; бумажные салфетки, пла­стилин, стеки, клееночки, клеящие карандаши, тряпочки для рук.

Предварительная работа. Игры с игрушками, изображающими животных, рассматривание иллюстраций, картинок анималистиче­ского жанра, чтение потешек, пение песенок.

Действия с предметами. «Чудесный мешочек» - student2.ru

Содержание занятия. На столе у воспитателя макет «комнатки» (полоса бумаги пастельных тонов 20x40 см со сгибами по краям, что помогает придать полосе вертикальное положение и стать «стеной». Другой лист служит «полом»).

Воспитатель привлекает внимание детей к макету: Посмотрите, ребята, какая красивая «комнатка», на полу лежит полосатый ков­рик, а на «стене» висит картинка, на ней нарисованы цветы. А кто живет в этой «комнатке»? Вы сейчас догадаетесь. У него длинные уши, короткий хвост, он ловко прыгает и грызет морковку. Это зайчик. А это кто? Он большой, лохматый, косолапый, любит мед. Это медведь. — Воспитатель: Так кто же живет в этой «комнатке»? Дети: «Зайка и Мишка».

Воспитатель сажает игрушки на полосатый коврик и говорит: «Зайка и Мишка живут дружно, любят играть в игрушки. А в ком­натке нет игрушек, поэтому им стало грустно. Вы, ребята, можете из пластилина слепить игрушки. А какие игрушки можно сделать? Зайка и Мишка любят играть в мячик, катать машинку, тележку, строить из кубиков домик, собирать из шариков башенку, пирамид­ку. А в какие игрушки вы любите играть? (Дети отвечают). Свою любимую игрушку можете слепить из пластилина или сделать из бумажных комочков и подарить Зайке и Мишке».

Каждый ребенок самостоятельно выбирает материал и приступает к лепке. Воспитатель помогает тем, кто затрудняется реализовать свой замысел, напоминает приемы лепки способами раскатывания формы в ладонях, сплющивания комка, соединения частей предме­та, фигурки. Обращает внимание на передачу характерных призна­ков того или иного образа. Например, если ребенок по подсказке взрослого решил слепить игрушку неваляшку, он дает ему стеку, чтобы изобразить лицо. Это вызывает у ребенка положительные эмоции, ему нравится, что неваляшка стала смеяться, улыбаться. Воспитатель может включиться и сделать тележку, домики и др.

После занятия воспитатель предлагает детям собрать все игруш­ки, которые они сделали, рассмотреть, что у каждого получилось, спрашивает, какую игрушку он подарит Зайке и Мишке. «Как много игрушек вы слепили из пластилина и сделали из бумажных комочков. А теперь свои игрушки подарите Зайке и Мишке», — говорит воспитатель.

Дети относят свои поделки в «комнатку» и кладут их на «ков­рик». Воспитатель: «Посмотрите, Зайке и Мишке очень понрави­лись ваши подарки. Теперь у них стало много игрушек. Можно будет играть со своими друзьями».

В вечернее время дети продолжают игру, используя макет «ком­натки». Они могут фломастерами нарисовать «коврики», «на сте­нах — обои», повесить новые картинки, слепить «стол, диванчик, стульчики», чтобы пригласить в гости кукол, подарить им слеплен­ные из пластилина игрушки.

Организация детской игры

В игре детей закрепляется представление о доме: у каждого есть свой дом, у всех он разный. Можно построить домики для игру­шек из коробочек разного размера в зависимости от величины игрушки. Для мелких зверушек можно сделать общий дом — из большой коробки; внутрь поставить игрушечную мебель, а если ее нет — сделать ее из кубиков (но не сложную, чтобы она не разва­ливалась во время игры. Рациональнее всего просто «обозначить» ее кубиками как предметами-заместителями: «этот кубик — диван, а этот — столик»). Так можно построить и теремок, если есть со­ответствующие игрушки маленького размера: мышка, лягушка, зай­чик, лиса, волк, медведь. Детям напоминают сказку, проговарива­ют фрагменты из нее. Можно предложить детям устроить и «боль­шой теремок» — натянув или набросив чистую занавеску поверх конструкции из детских стульчиков или другой мебели. Это «до-

мик», в котором подолгу и с удовольствием могут играть и сами дети, а не только игрушки. Они забираются «под крышу» по 2— 3 человека, вылезают и залезают обратно, пускают к себе друзей. Это способствует объединению детей, исчезновению страха перед сверстниками, снижает вероятность появления таких нежелатель­ных переживаний, как страх темноты, тесноты, человеческих при­косновений. Дети любят играть в такой «домик», их возникающее общение окрашивается положительными эмоциями.

Продолжаются и усложняются уже привычные детям игры на бытовые темы: укладывание игрушек спать, кормление, прогулки, катание на машинках, посещение магазина или поход к доктору. Большинство самостоятельных игр по-прежнему носит характер многократного отображения той или иной привлекательной для ребенка цепочки действий с игрушками. С помощью воспитателя дети могут усложнить эту цепочку, развернуть сюжет, ввести и при­нять новые игрушки или ребенка-партнера. Так дети могут проиг­рать сюжеты таких простейших сказок, как уже знакомый «Тере­мок», построить дороги и мосты через речку или улицу для ма­леньких машинок, провезти через мост грузовичок с подарками на Новый год для кукол, которые живут в дальних углах группы, или для зверюшек в «сказочном лесу» (панно). На машине может при­ехать доктор к заболевшему зайчику; строители вместе с шофером организуют доставку кубиков или деталей конструктора на место строительства нового дома для мелких игрушек. Конечно, все эти игры осуществляются по инициативе воспитателя и вместе с ним, но постепенно детям предоставляется все большая свобода, а пе­дагог иногда исключается из игры.

ФЕВРАЛЬ. 20 НЕДЕЛЯПланирование работы

Направленность педагогической работы.На этой неделе педа­гог будет закреплять представления детей о зиме, покажет, как вода, замерзая, превращается в лед, вместе с детьми украсит цвет­ными льдинками снеговика, сугробы и др. На протяжении всей недели педагог будет развивать представления детей о домашних животных, добрые чувства по отношению к ним; учить узнавать их в реалистическом изображении — на картинке, в игрушке; назы­вать животное и его характерные особенности, пользу, которую оно приносит человеку, произносить звукоподражания. Дети споют песню «Кот Васька», дорисуют фигурки животных фломастерами, дополняя их тем, чего не хватает в изображении (рожки, хвостик, кудряшки и др.); слепят их из пластилина. Игровая среда будет пополнена игрушками, реалистично изображающими животных — домашних и диких. Педагог продолжит развивать интерес детей к занятиям со строительным материалом, учить выбирать необхо­димые для постройки детали по образцу и словесной инструкции, совершенствовать умение действовать со сборно-разборными иг­рушками, ориентируясь на величину предметов и их положение в пространстве; обогащать словарь наименованиями предметов, их частей, названиями действий. Особое внимание будет уделяться индивидуальной работе с детьми, которые еще с трудом справля­ются с выполнением гигиенических процедур. На физкультурных занятиях детей начнут учить влезать на лестницу (шведскую стен­ку) удобным для них способом.


Наши рекомендации