Действия с воображаемыми предметами

Начинающего художника, который при поступлении в учебное заведение уже проявил себя как талантливый жан­рист или колорист, заставляют взять карандаш и точно пе­ренести на бумагу объемную геометрическую фигуру. Му­зыканта, играющего по слуху виртуозные пьесы, сажают за гаммы, требуя абсолютной ритмичности и ровности звуча­ния простейшего звукового ряда; танцора, способного на вдохновенные хореографические импровизации, заставля­ют ежедневно упражняться у станка, чтобы вытянуть ему

Стр. 137

носки и выправить фигуру; певца, прежде чем позволить ему распевать арии и романсы, тренируют на простейших вокализах, экзерсисах и т. п.

И драматический актер в этом отношении не составляет исключения. Он также должен учиться профессиональной точ­ности и завершенности при решении самых элементарных твор­ческих и технических задач. Этого нельзя добиться путем вне­запного озарения таланта или вспышками артистического тем­перамента; этому не в силах помочь ни яркая эмоциональность, ни утонченная интуиция будущего художника, ни взлеты его творческой фантазии. Тот, кто намерен стать мастером своего дела, должен на более или менее длительный срок воору­житься огромным терпением, выдержкой и волей для выпол­нения подготовительной, черновой и, быть может, не всегда увлекательной работы.

В театральной педагогике выработаны свои «экзерсисы» и «вокализы» для тренировки актера. К ним в первую очередь относятся так называемые беспредметные действия, или, точ­нее, действия с воображаемыми предметами.

Эти действия легко поддаются контролю сознания и чрез­вычайно удобны для тренировки всего комплекса элементов органического творчества. Беспредметные действия требуют огромной сосредоточенности, воображения, острой наблюда­тельности, памяти на ранее испытанные ощущения, логики и последовательности и т. п. Ввиду возможности точного конт­роля они могут быть доведены до абсолютной правды, а ста­ло быть, и веры в подлинность совершаемого, т. е. до того рубежа, когда в процесс творчества вступает сама органичес­кая природа артиста с ее подсознанием. Они доступны учени­кам, которые встречаются здесь с хорошо знакомыми им по жизни бытовыми действиями, не обремененными сложным психологическим содержанием. В силу своей доступности эти упражнения могут быть выполнены со всей точностью и тех­ническим совершенством.

Беспредметные действия — это классический пример про­стейших физических действий, которые, как мы убедимся впо-

Стр. 138

следствии, являются первичным звеном творческого процесса актера.

Существуют разные точки зрения на упражнения с вообра­жаемыми предметами. Некоторые считают их устаревшими, не оправдавшими себя на практике. Говорят, что упражнения с воображаемыми предметами засушивают молодых актеров, сковывают их творческие порывы, мешают проявлению эмо­циональности, темперамента. Они лишены активного действен­ного начала, фиксируют внимание на будничных бытовых дей­ствиях, не несущих больших мыслей и чувств и часто засоряющих игру актера ненужными натуралистическими под­робностями.

Аргументом против такого рода упражнений служит также мнение, что действия с воображаемым предметом не понадо­бятся актеру в момент творчества. На этом основании их иног­да исключают из программы.

Но даже там, где упражнения с воображаемыми предмета­ми входят в актерскую тренировку, они нередко выполняются формально, без понимания их глубокой связи с творчеством. Их превращают в самоцель, в демонстрацию ловкости и изоб­ретательности актера, в умение манипулировать с «пустышкой».

При таком подходе упражнения не достигают цели, не затрагивают природы артиста. Они не вызывают в нем ощу­щения правды совершаемых действий и вместо пользы при­носят вред, утверждая учеников в ложном актерском само­чувствии.

Упражнения на беспредметные действия помогают созна­тельно восстанавливать логику и последовательность простей­ших физических действий, которые в жизни от частого повто­рения автоматизировались и выполняются механически, рефлекторно.

При «беспредметном действии» создаются другие условия. При них волей-неволей приходится приковывать внимание к каждой самой маленькой составной части большого действия. Без этого не вспомнишь и не выполнишь всех подсобных час-

Стр. 139

тей целого, а без подсобных частей целого не ощутишь всего большого действия...

К упражнениям на «беспредметные действия» целесооб­разнее всего подойти от выполнения реального жизненного действия. Например, вы зажигаете спички, чтобы закурить па­пиросу или найти в темноте потерянный предмет. После того как вы выполните это действие, ставшее для вас в жизни по­луавтоматическим и выполняемым при минимальной затрате внимания, повторите процесс зажигания одними пальцами без спичек и коробка или постепенно отнимая сперва спички, а затем и коробок.

Чтобы в точности восстановить привычные движения паль­цев, поначалу придется затратить немало усилий и внимания, то и дело возвращаясь для проверки к реальным спичкам. Нельзя сразу охватить весь процесс действия целиком, при­дется сперва расчленить его на мелкие составные части:

1) Нащупать коробок в кармане.

2) Захватить и вытащить его.

3. Повернуть коробок этикеткой вверх, чтобы при откры­вании спички не вывалились.

4) Вытолкнуть пальцем коробок из футляра, придержи­вая футляр двумя другими пальцами.

5) Отделить пальцами другой руки одну спичку.

6) Захватить ее двумя пальцами и вытащить из коробка.

7) Повернуть ее головкой вниз.

8) Взяться за конец спички, чтобы не обжечься при за­жигании.

9) Подставить под спичку боковую плоскость коробка, покрытую серой.

10) Чиркнуть спичкой.

11) Повернуть ее так, чтобы пламя разгорелось.

12) Если дело происходит на улице или на сквозняке, то загородить пламя рукой или всем корпусом.

13) Поднести спичку к папиросе или темному углу.

14) Прикурить или рассмотреть то, что надо.

Стр. 140

15) Задуть спичку или погасить ее резким движением руки.

16) Сообразить, куда деть обгорелую спичку.

17) Бросить ее, или сунуть в пепельницу, или обратно в коробок.

Вы должны последовательно пройти по всем этим логичес­ким ступеням до тех пор, пока ваше действие не станет до конца продуктивным и целесообразным, пока вы не поверите, что проделанный вами ряд движений действительно приведет к зажиганию спички. Это легко проверить, сопоставляя бес­предметное действие с реальным.

При изучении действия полезно ставить перед собой пре­пятствия, которые сделают его наиболее типичным и отчетли­вым. Конечно, в жизни коробок может сразу открыться без всяких усилий, спичка может сразу повернуться нужной сто­роной и воспламениться от легкого соприкосновения с короб­ком, но для выявления процесса действия более выгодны воз­никающие препятствия и затруднения, которые могут быть усилены новыми привходящими обстоятельствами. Например: первая спичка сломалась или отказала, а коробок отсырел; в момент зажигания подул ветер и т. п.

Приступая к упражнению, не обязательно сразу окру­жать себя предлагаемыми обстоятельствами. Они создают­ся по мере надобности, когда в них возникает потребность. Со временем подобное упражнение может перерасти в це­лый этюд; например, зажигание спички в инсценировку од­ного из моментов подвига Зои Космодемьянской, которая пыталась поджечь вражеский штаб. Но если такую задачу поставить перед ученицей в самом начале работы, ее вни­мание будет направлено по ложному пути: не на точность совершаемого действия и доведение его до последней сте­пени правды, а на изображение героического образа и дра­матической ситуации.

Прежде всего следует освоить технику самого действия, в данном случае — зажигания спички, отдавая этому все вни­мание.

Стр. 141

Надо следить за тем, чтобы упражнение не превращалось в показ, в демонстрацию действия. Вы ни при каких обстоя­тельствах не должны изображать действие, но всегда ис­кать, заново исследовать его при всяком повторении упраж­нения.

Вначале обычно затрачивается значительно больше внима­ния и напряжения, чем зто требуется для выполнения такого же действия в жизни. Например, вы будете пытаться взять воображаемый стакан с водой всей пятерней, тогда как в жиз­ни мы берем его двумя-тремя пальцами. Там, где должны ра­ботать лишь кончики пальцев, возникнут мышечные напряже­ния всей руки и т. д. Доискиваясь правды физических дей­ствий, необходимо помнить, что ложь обычно скрывается в излишках. Поэтому упражнения на беспредметные действия, особенно в их первоначальной стадии, могут успешно выпол­няться лишь при строжайшем контроле своих движений.

При овладении беспредметными действиями целесообраз­но комбинировать воображаемые предметы с реальными. На­пример, из реального стакана можно пить воображаемый чай, помешивая настоящей ложечкой воображаемый сахар, и лишь впоследствии отнять стакан и ложечку.

Можно воображаемой кистью писать на реальной плоско­сти холста или фанеры, воображаемую лопату или лом заме­нить реальной палкой, бутафорское бревно перепиливать во­ображаемой пилой, подрубать настоящий платок воображае­мой иголкой с ниткой, легкий мяч принять за воображаемый тяжелый арбуз и т. п.

Польза от упражнений на беспредметные действия скажет­ся лишь при условии предельной тщательности и точности их выполнения, доведения до возможной степени мастерства. Необходимо помнить, что мастерство начинается не по окон­чании театрального учебного заведения, а уже на первом кур­се. С годами изменяется мера сложности творческой задачи, но степень совершенства ее выполнения должна оставаться неизменно высокой.

Стр. 142

Разобрав беспредметное действие по частям, нельзя на этом остановиться. Путем многократного повторения необходимо довести его до полной автоматичности, чтобы обращаться с «пустышкой» точно так же, как с реальным предметом, с та­кой же легкостью и непринужденностью, при минимальной затрате внимания. Необходимо бескомпромиссно проделать путь от сознательного овладения логикой действия до под­сознательного его выполнения. Только при этом условии нач­нется процесс творчества. Знакомая логика и привычные мы­шечные ощущения будут рефлекторно извлекать из архива нашей памяти все новые характерные подробности исполняе­мого действия и толкать на экспромты.

Следующий этап работы над беспредметными действия­ми заключается в том, чтобы ответить на вопросы: для чего и почему я выполняю зто действие? Технически отработан­ное действие (например, выпить стакан воды) должно по­степенно обрасти теми или иными «если бы», предлагаемы­ми обстоятельствами. В идеале они должны рождаться сами собой по ассоциации с испытанным, или подсмотренным в жизни, или прочитанным в книгах. Можно выпить воду по­тому, что мучает жажда, или пересохло в горле во время доклада, или чтобы запить лекарство и т. п. Вода может превратиться то в лекарство, то в вино, то в горячий чай, то в отраву.

Отработанное действие надо уметь выполнять в различных обстоятельствах, меняющих характер и окраску действия, но оставляющих его логику и последовательность почти без из­менений.

Если на первом этапе освоения действия не только не сле­дует бояться излишней его детализации, а наоборот, по выра­жению Станиславского, добираться до «ультра натурализма», то при дальнейшей отработке упражнения необходимо выде­лить все типичные, характерные детали и отсеять случайное, лишнее, мешающее. Этот процесс отбора происходит попутно с уточнением предлагаемых обстоятельств, вносящих допол­нительную конкретизацию действия.

Стр.143

Например, тарелку на стол можно поставить так, что пред­мет делается неопределенным и теряет свои свойства, или, наоборот, обращение с предметом выявляет его форму и осо­бенности.

Если стол накрывает официантка в ресторане, желающая поскорее отделаться от посетителей, — возникнут одни ха­рактерные детали, если хозяйка готовится к встрече дорогого гостя — другие. Между уточнением предлагаемых обстоя­тельств и отбором типичных действий обнаруживается прямая связь.

Работа над упражнениями с воображаемыми предметами и доведение их до этюда проходит через следующие этапы:

1. Овладение техникой самого беспредметного действия, например

писание письма, т. е. обращение с бумагой, ручкой, чернилами и т. д.

Тщательное изучение логики и последовательности каждой мельчайшей

составной частицы действия и всего процесса действия в целом.

2. Доведение техники обращения с воображаемыми предметами до

совершенства. Постепенный переход от сознательных усилий воли к

автоматичности действия.

3. Постановка вопросов: кому и почему пишется письмо. При этом

интереснее взять любовное признание, чем, например, снятие копии с

деловой бумаги. Первое при­водит к более интересной логике и создает

препятствия, которые не возникают во втором случае.

Если пишется любовное письмо, то логика действия ос­ложняется мучительными поисками нужных слов, бесконеч­ными переделками, уничтожением написанного и писанием заново. И в этом случае не бумага, перо, чернильница, а лицо, которому адресуется письмо, становится главным объектом. Немой разговор с воображаемым партнером составляет те­перь основу логики действия, техника же писания письма по­степенно отходит на второй план.

4. Отбор типических, наиболее выразительных деталей в самой технике

писания письма и нахождение новых

Стр. 144

подробностей, подсказанных предлагаемыми обстоятель­ствами. Например, писание письма при помощи обычно­го пера и чернильницы дает большие возможности в смысле действия, чем автоматическая ручка.

Этот вопрос решается обстоятельствами времени и места, т. е. где и когда пишется письмо. Если действие происходит в начале XIX века, то нужно освоить технику писания гусиным пером, научиться пользоваться не промокательной бумагой, а песочницей и т. д.

5. Углубляя обстоятельства, можно прийти к этюду писа­ния любовного

письма Татьяны Онегину и построить логику действия, воплощающую

всю противоречивость чувств и поступков героини: ее смятение,

мучительные поиски выхода, моменты душевного подъема и упадка.

Однако завершение такого рода этюда, как уже было сказано, должно

быть отнесено ко второму году обуче­ния, после того как будут освоены

все основные эле­менты органического действия.

Если предлагаемые обстоятельства не складываются сами собой, можно проделывать упражнения на беспредметные действия под музыку, которая определяет ритм совершаемого действия и придает ему ту или иную эмоциональную окраску, организует действия, питает воображение, направляя его по пути все новых и новых вымыслов.

По своему характеру упражнения на действия с вообража­емыми предметами могут быть разбиты на два вида. К перво­му относятся действия, требующие усилий всего тела или груп­пы мышц. Это всякого рода физическая работа, связанная с ощущением тяжести, со сгибанием и разгибанием туловища, с движениями рук и ног, с перемещением всего тела в простран­стве и т. д. Например, уборка комнаты, мытье полов, стирка, топка печей, перемещение воображаемых предметов различ­ного веса и формы, копка земли, посадка дерева, игра в кег­ли, в городки, открывание театрального занавеса, различные трудовые, производственные процессы.

Стр. 145

В этом виде упражнений приходится учиться произвольно напрягать и освобождать ту или иную группу мышц, чтобы ощутить правду физических действий. Для контроля целесо­образно привлечь Педагога по сценическому движению, ко­торый может подсказать ученикам верные приемы обраще­ния с предметами разного веса и формы. Потом на занятиях по движению он может помочь эти упражнения усовершен­ствовать.

В упражнениях второго вида действуют преимущественно пальцы и кисти рук. К ним, например, относятся бытовые дей­ствия — умывание, еда, питье, одевание и раздевание, шитье, глаженье, чтение, писание, рисование, закуривание, обраще­ние с замками, ключами, деньгами, проводка электричества, настольные игры, украшение елки, уборка комнаты, игра на музыкальных инструментах и т. п.

Много примеров на всякого рода беспредметные дей­ствия дает жизнь школы, учреждения, завода, фабрики, больницы, театра, лаборатории, колхоза, а также отдых на природе: прогулки в лесу, сбор ягод, грибов, цветов, рыб­ная ловля, охота и т. п. Упражнения на беспредметные дей­ствия включают в себя все ранее пройденные элементы и допускают комбинации с другими типами упражнений. По мере усвоения техники самого действия и разгрузки внима­ния можно в упражнениях на беспредметные действия уста­новить процесс взаимодействия между двумя исполнителя­ми или группой исполнителей. Люди, занятые на конвейере, ни на секунду не прекращая работы, обмениваются между собой отдельными репликами, вступают в общение. То же самое возможно в любом трудовом процессе, где логика действия постепенно автоматизируется и выполняется по­чти подсознательно.

Поскольку техника овладения беспредметными действия­ми помогает изучить природу простейших физических действий и восстанавливать их логику и последовательность, можно утверждать, что эти упражнения на развитие артистической

Стр. 146

техники являются вместе с тем важным звеном в овладении методом будущей работы над ролью. Они служат средством воспитания в актере определенных навыков, которые перено­сятся с элементарных физических действий на действия более сложные, насыщенные психологическим содержанием. Они укрепляют актера в правильном сценическом самочувствии, связанном с нормальной работой всех элементов его физи­ческой и духовной природы.

Упражнения эти помогают выработать более тонкие сред­ства выразительности актера. Они требуют от исполнителя большой точности и наблюдательности, пристального внима­ния, тончайшей работы мышц, прививают начинающему акте­ру вкус к профессиональной четкости и законченности сцени­ческого действия.

Из сказанного следует, что упражнения на беспредметные действия существуют не только для того, чтобы актер научил­ся обращаться на сцене с воображаемыми объектами, хотя и эти навыки имеют большой практический смысл.

Трудно найти роль, в которой актеру не пришлось бы есть воображаемые кушанья, пить воображаемое вино или чай, зажигать мнимый костер или лампу, читать несуществу­ющие тексты писем, условно писать и рисовать, не пользу­ясь ни чернилами, ни красками, чокаться пустыми бокала­ми, наполнять воображаемой водой ведра и кувшины, но­сить по сцене пустые чемоданы и другие предметы, лишенные веса, как тяжелые, орудовать бутафорскими мечами и кин­жалами, как стальными, воспринимать пустые кастрюли из папье-маше, как наполненные и горячие, нюхать бумажные цветы, ловить воображаемых бабочек, шить воображаемы­ми нитками и т. п.

Не многие актеры умеют придать бутафорским вещам свойства реальных предметов, оживить их своим искусством. В большинстве случаев письма на сцене пишутся с молниенос­ной быстротой, причем их обычно суют в конверт, не давая чернилам просохнуть, телефоны набираются неполным

Стр. 147

номером, тяжелые чемоданы поднимаются, как пустые, при тостах так размахивают бокалами, что неизбежно выплеснется все вино, в драке герои-любовники без опасения хватаются за лезвие шпаги, деньги за покупку отдаются без счета, записки прочитываются одним махом, горячие предметы берутся го­лыми руками и т. п.

Большие актеры, руководимые чувством правды, всегда дорожили логикой простейших физических действий.

Стр. 148


Наши рекомендации