Действия с предметами. «Матрешки»
Задачи.Продолжать учить соотнесению предметов по величине, развивать зрительное восприятие. Формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с целостными рисунком и игрушкой. Совершенствовать тонкие движения кончиков пальцев, координацию рук.
Материалы.Расписная матрешка высотой 8-10 см, вмещающая еще две вкладывающиеся матрешки, из которых наименьшая неразборная (на каждого ребенка).
Содержание занятия.Воспитатель обращает внимание детей на красивые матрешки, которые стоят на середине стола, предлагает каждому взять по одной. Встряхивает матрешку, имитирует голосом стук: «Тук-тук-тук! Кто там?» Открывает матрешку: «В гости к нам пришли две матрешки». Дети делают то же самое. Взрослый следит за тем, чтобы все открыли первую матрешку и достали из нее вторую. Помогает тем, кто не может справиться с заданием самостоятельно. Когда перед каждым ребенком окажется вторая матрешка, взрослый предлагает соединить части большой матрешки, правильно совместив границы ее рук и фартучка. Сам демонстрирует этот момент: высоко поднимает матрешку, ставит на ладонь и поворачивает так, чтобы все дети видели совместившиеся части рисунка.
Действия со второй матрешкой целиком повторяют действия с первой: дети собирают вторую матрешку, совмещая рисунок верхней и нижней половинок. Тем, кому трудно выполнить задание самостоятельно, взрослый помогает. А далее обращает внимание на самую маленькую матрешку и предлагает ее раскрыть. Попытки детей сделать это показывают, что она целая и не раскрывается.
В конце занятия все три матрешки ставятся на середину стола и дети любуются ими.
Варианты проведения занятия.Аналогично можно провести занятие и с трехместными расписными бочатами высотой 6—8 см.
Чики-чики-чикалочки, Едет Ваня на палочке, А Дуня в тележке Щелкает орешки'.
Достает куклу мальчика и палку-лошадку. Обращается к детям:
— Вот Ваня, вот лошадка. Покажите, где у лошадки грива? Где
хвостик? Где ушки? Где глазки?
— Ваня катается на лошадке. Говорит ей: «Но-но». А лошадка
отвечает: «И-го-го». Сейчас мы все как будто поедем на лошадке.
Скажем: «Но-но!». А как лошадки отвечают? «И-го-го, и-го-го!»
(Вместе с детьми.)
— А совсем маленькие лошадки подают голос: «и-и-и» (вместе
с детьми). — Дети свободно перемещаются по группе, произнося
звукоподражания.
Воспитатель усаживает детей на стульчики и повторно читает потешку, вовлекая детей в чтение. (Изображает езду на палочке и разбивание орехов. Условные действия повторить 2— 3 раза.)
Далее педагог дает наиболее активному ребенку игрушку Ваню ипредлагает рассказать про Ваню.
Чики-чики-чикалочки, Едет Ваня на палочке.
Другие дети привлекаются по желанию.
Завершается занятие игрой. Дети вместе с воспитателем передвигаются по комнате, изображают езду на лошадке. Произносят: «но-но», «и-го-го». Воспитатель предлагает отдельным детям взять в руки лошадку-палочку и поскакать на ней.
Речь. «Чики-чики-чикалочки»
Задачи.Вовлекать детей в игровое взаимодействие. Учить соотносить слово и выразительные движения. Произносить звукоподражания, слова потешки вслед за взрослым. Стимулировать инициативные высказывания. Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей.
Материалы.Кукла мальчик, палочка-лошадка.
Содержание занятия.Воспитатель собирает вокруг себя детей и читает им потешку:
Лепка. «Посадил дед репку»
Задачи.Вызвать у детей интерес к действиям уже знакомых персонажей из русской народной сказки «Репка». Учить лепить из пластилина круглую форму, раскатывая комок пластилина круговыми движениями, слегка вытягивая его и прищипывая пальцами. Развивать координацию движений рук.
Трынцы-брынцы, бубенцы. С. 2
' Заказ 544
Материалы. Пластилин, клееночки, салфетки для вытирания рук, кукольные персонажи из сказки «Репка»; вылепленная заранее воспитателем большая репка, корзиночка.
Предварительная работа. Рассказывание детям сказки «Репка» с показом кукольных персонажей; занятия по лепке, на которых дети учились способу раскатывания в ладонях круглых форм.
Содержание занятия. Дети сидят полукругом так, чтобы видеть действия с персонажами русской народной сказки «Репка».
— Дети, давайте вспомним сказку про репку, я вам помогу.
«Посадил дед репку, выросла репка большая-пребольшая, — гово
рит воспитатель и показывает вылепленную заранее репку. — Стал
дед репку тянуть, тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед
бабку: тянут-потянут, вытянуть не могут...»
Затем согласно тексту сказки следует появление других персонажей. Особое внимание воспитатель уделяет интонации голоса: «Дед тянет-потянет, вытянуть не может» (усиливает интонацию). «Кого дед позвал на помощь?» — спрашивает воспитатель детей (они отвечают). Когда дети вспомнили всех персонажей, воспитатель восклицает: «Тянут-потянут, вытянули репку! Вот так все вместе дружно вытянули большую репку».
— А в огороде у деда с бабой росло еще много репок. Давайте,
мы их слепим из пластилина, — воспитатель предлагает детям
сесть за столы, на которых лежат клееночки, взять комочки плас
тилина желтого цвета.
«Ребята, будем лепить репку желтую да крепкую. Ваши ладошки и пальчики все умеют делать. Возьмите комочек, положите его на одну ладошку, а другой — накройте и начинайте делать вот так», — показывает приемы раскатывания, сопровождая словами: «Расти-расти, репка, желтая да крепкая; расти-расти, репка, желтая да крепкая».
Просит детей в процессе лепки вместе с ним повторять эти слова. После того как ребенок скатает шарик (репку), воспитатель показывает, как надо вытянуть из комочка «хвостик». По желанию ребенок может слепить из пластилина 2-3 репки. «Вот как много у деда выросло репок в огороде! — эмоционально восклицает воспитатель. — Дед, бабка, внучка, собачка Жучка, кошка и мышка очень рады, что у них есть большая репка и много маленьких. Все репки собрали, и теперь надо положить их в эту корзинку». Он предлагает детям принести вылепленные ими репки. «Вот какой мы собрали урожай», — завершает занятие воспитатель.
Вечером, после занятия детям можно предложить вспомнить сказку и проиграть ее с персонажами, например, настольного театра.
Организация детской игры
В игре поощряется использование образных игрушек, изображающих людей: мальчик Андрюша и девочка Маша. Они остаются в группе, с ними проигрываются уже знакомые сюжеты «гости», «угощаем кукол». Воспитатель подчеркивает особенности «характера» и «социальных ролей» кукол — мальчика и девочки; мальчик чинит машину, ездит на ней, девочка варит обед, угощает мальчика и гостей. Воспитатель следует за замыслом детей, не диктуя" им, что делать, а только создавая предметную ситуацию, подбирая игрушки, иногда наводящими вопросами стимулируя игру детей, возникновение у них тех или иных ассоциаций, желания отразить те или иные знакомые действия. Так же педагог организует взаимодействие детей в игре, создавая условия, способствующие этому взаимодействию: дает одинаковые или сходные игрушки, с которыми можно играть, подражая друг другу, и не мешая друг другу, и не опасаясь, что привлекательную игрушку могут отобрать. Это способствует передаче игрового опыта от ребенка к ребенку, развитию первых игр «рядом», не общаясь. Педагог дает детям действовать самостоятельно и приходит на помощь только по мере необходимости. Большинство детей этого возраста предпочитает играть не со сверстниками, а с игрушкой. Не следует насильно навязывать им общество других детей, достаточно, что такой ребенок способен занять себя игрой с игрушками, сосредоточиться на действиях с ними, т.е. организовать собственное поведение. Ребенок доволен, спокоен, занят и пока еще не готов к вмешательству других людей в свой игровой мир.
~* 99
На первом плане у детей 2-3 лет еще не сюжет игры и даже не персонаж, а действие, которое можно с ним осуществлять: класть спать, кормить, лечить и т.д. Воспитатель предлагает разные игрушки, с которыми можно осуществлять эти действия: мишку, куклу, зайку и матрешку можно укладывать, баюкать, угощать, и помогает объединить эти действия в сюжетную игровую цепочку: куколка поела, погуляла, потанцевала, устала, легла спать и т.п. После 2,5 лет легко образуются подобные цепочки с несколькими участниками, они могут объединяться уже в связный сюжет. В 2 года большинство детей легко использует в игре не только предметы-заместители, но и воображаемые предметы. Нужно обеспечить их игровым материалом, который может быть наделен игровым значением и использован в разных играх: шарики, палочки, комки ваты и бумаги, листы бумаги, тряпочки и т.д. Следует учитывать индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка, предлагая ему игровые действия разной степени сложности.
ОКТЯБРЬ. 8 НЕДЕЛЯПланирование работы
Направленность педагогической работы.Продолжится формирование у детей базового доверия к окружающему миру, добрых чувств по отношению к взрослым и детям, эмоционально-положительного отношения к детскому саду. На занятиях, включаясь в занимательные игровые ситуации, дети будут накапливать опыт практических действий с предметами, овладевать первыми способами рисования и лепки, учиться соотносить слово и выразительное движение, подражать речи взрослых. На этой неделе будет организовано наблюдение за птичками в уголке природы, дети также услышат стихотворение и музыкальную пьесу про птичку, споют про нее песенку, изобразят птичек на физкультурном занятии. Будут также учиться ходить и бегать по всему залу, не мешая друг другу; катать мячи.