Действия с предметами. «Матрешки»

Задачи.Продолжать учить соотнесению предметов по величи­не, развивать зрительное восприятие. Формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответ­ствии с целостными рисунком и игрушкой. Совершенствовать тон­кие движения кончиков пальцев, координацию рук.

Материалы.Расписная матрешка высотой 8-10 см, вмещающая еще две вкладывающиеся матрешки, из которых наименьшая не­разборная (на каждого ребенка).

Содержание занятия.Воспитатель обращает внимание детей на красивые матрешки, которые стоят на середине стола, предлагает каждому взять по одной. Встряхивает матрешку, имитирует голо­сом стук: «Тук-тук-тук! Кто там?» Открывает матрешку: «В гости к нам пришли две матрешки». Дети делают то же самое. Взрослый следит за тем, чтобы все открыли первую матрешку и достали из нее вторую. Помогает тем, кто не может справиться с заданием са­мостоятельно. Когда перед каждым ребенком окажется вторая мат­решка, взрослый предлагает соединить части большой матрешки, правильно совместив границы ее рук и фартучка. Сам демонстри­рует этот момент: высоко поднимает матрешку, ставит на ладонь и поворачивает так, чтобы все дети видели совместившиеся части рисунка.

Действия со второй матрешкой целиком повторяют действия с первой: дети собирают вторую матрешку, совмещая рисунок верхней и нижней половинок. Тем, кому трудно выполнить за­дание самостоятельно, взрослый помогает. А далее обращает вни­мание на самую маленькую матрешку и предлагает ее раскрыть. Попытки детей сделать это показывают, что она целая и не рас­крывается.

В конце занятия все три матрешки ставятся на середину стола и дети любуются ими.

Варианты проведения занятия.Аналогично можно провести за­нятие и с трехместными расписными бочатами высотой 6—8 см.

Чики-чики-чикалочки, Едет Ваня на палочке, А Дуня в тележке Щелкает орешки'.

Достает куклу мальчика и палку-лошадку. Обращается к де­тям:

— Вот Ваня, вот лошадка. Покажите, где у лошадки грива? Где
хвостик? Где ушки? Где глазки?

— Ваня катается на лошадке. Говорит ей: «Но-но». А лошадка
отвечает: «И-го-го». Сейчас мы все как будто поедем на лошадке.
Скажем: «Но-но!». А как лошадки отвечают? «И-го-го, и-го-го!»
(Вместе с детьми.)

— А совсем маленькие лошадки подают голос: «и-и-и» (вместе
с детьми). — Дети свободно перемещаются по группе, произнося
звукоподражания.

Воспитатель усаживает детей на стульчики и повторно чита­ет потешку, вовлекая детей в чтение. (Изображает езду на па­лочке и разбивание орехов. Условные действия повторить 2— 3 раза.)

Далее педагог дает наиболее активному ребенку игрушку Ваню ипредлагает рассказать про Ваню.

Чики-чики-чикалочки, Едет Ваня на палочке.

Другие дети привлекаются по желанию.

Завершается занятие игрой. Дети вместе с воспитателем пере­двигаются по комнате, изображают езду на лошадке. Произносят: «но-но», «и-го-го». Воспитатель предлагает отдельным детям взять в руки лошадку-палочку и поскакать на ней.



Речь. «Чики-чики-чикалочки»

Задачи.Вовлекать детей в игровое взаимодействие. Учить со­относить слово и выразительные движения. Произносить звукопод­ражания, слова потешки вслед за взрослым. Стимулировать ини­циативные высказывания. Развивать речевой слух, артикуляцион­ный аппарат детей.

Материалы.Кукла мальчик, палочка-лошадка.

Содержание занятия.Воспитатель собирает вокруг себя детей и читает им потешку:

Лепка. «Посадил дед репку»

Задачи.Вызвать у детей интерес к действиям уже знакомых персонажей из русской народной сказки «Репка». Учить лепить из пластилина круглую форму, раскатывая комок пластилина круго­выми движениями, слегка вытягивая его и прищипывая пальцами. Развивать координацию движений рук.

Трынцы-брынцы, бубенцы. С. 2




' Заказ 544



Действия с предметами. «Матрешки» - student2.ru

Материалы. Пластилин, клееночки, салфетки для вытирания рук, кукольные персонажи из сказки «Репка»; вылепленная зара­нее воспитателем большая репка, корзиночка.

Предварительная работа. Рассказывание детям сказки «Репка» с показом кукольных персонажей; занятия по лепке, на которых дети учились способу раскатывания в ладонях круглых форм.

Содержание занятия. Дети сидят полукругом так, чтобы видеть действия с персонажами русской народной сказки «Репка».

— Дети, давайте вспомним сказку про репку, я вам помогу.
«Посадил дед репку, выросла репка большая-пребольшая, — гово­
рит воспитатель и показывает вылепленную заранее репку. — Стал
дед репку тянуть, тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед
бабку: тянут-потянут, вытянуть не могут...»

Затем согласно тексту сказки следует появление других персо­нажей. Особое внимание воспитатель уделяет интонации голоса: «Дед тянет-потянет, вытянуть не может» (усиливает интонацию). «Кого дед позвал на помощь?» — спрашивает воспитатель детей (они отвечают). Когда дети вспомнили всех персонажей, воспита­тель восклицает: «Тянут-потянут, вытянули репку! Вот так все вме­сте дружно вытянули большую репку».

— А в огороде у деда с бабой росло еще много репок. Давайте,
мы их слепим из пластилина, — воспитатель предлагает детям
сесть за столы, на которых лежат клееночки, взять комочки плас­
тилина желтого цвета.

«Ребята, будем лепить репку желтую да крепкую. Ваши ладош­ки и пальчики все умеют делать. Возьмите комочек, положите его на одну ладошку, а другой — накройте и начинайте делать вот так», — показывает приемы раскатывания, сопровождая словами: «Расти-расти, репка, желтая да крепкая; расти-расти, репка, жел­тая да крепкая».

Просит детей в процессе лепки вместе с ним повторять эти слова. После того как ребенок скатает шарик (репку), воспитатель показывает, как надо вытянуть из комочка «хвостик». По желанию ребенок может слепить из пластилина 2-3 репки. «Вот как много у деда выросло репок в огороде! — эмоционально восклицает вос­питатель. — Дед, бабка, внучка, собачка Жучка, кошка и мышка очень рады, что у них есть большая репка и много маленьких. Все репки собрали, и теперь надо положить их в эту корзинку». Он предлагает детям принести вылепленные ими репки. «Вот какой мы собрали урожай», — завершает занятие воспитатель.

Вечером, после занятия детям можно предложить вспомнить сказку и проиграть ее с персонажами, например, настольного те­атра.

Организация детской игры

В игре поощряется использование образных игрушек, изоб­ражающих людей: мальчик Андрюша и девочка Маша. Они ос­таются в группе, с ними проигрываются уже знакомые сюжеты «гости», «угощаем кукол». Воспитатель подчеркивает особенно­сти «характера» и «социальных ролей» кукол — мальчика и де­вочки; мальчик чинит машину, ездит на ней, девочка варит обед, угощает мальчика и гостей. Воспитатель следует за замыслом детей, не диктуя" им, что делать, а только создавая предметную ситуацию, подбирая игрушки, иногда наводящими вопросами стимулируя игру детей, возникновение у них тех или иных ас­социаций, желания отразить те или иные знакомые действия. Так же педагог организует взаимодействие детей в игре, созда­вая условия, способствующие этому взаимодействию: дает оди­наковые или сходные игрушки, с которыми можно играть, под­ражая друг другу, и не мешая друг другу, и не опасаясь, что при­влекательную игрушку могут отобрать. Это способствует передаче игрового опыта от ребенка к ребенку, развитию пер­вых игр «рядом», не общаясь. Педагог дает детям действовать самостоятельно и приходит на помощь только по мере необхо­димости. Большинство детей этого возраста предпочитает играть не со сверстниками, а с игрушкой. Не следует насильно навя­зывать им общество других детей, достаточно, что такой ребе­нок способен занять себя игрой с игрушками, сосредоточиться на действиях с ними, т.е. организовать собственное поведение. Ребенок доволен, спокоен, занят и пока еще не готов к вмеша­тельству других людей в свой игровой мир.

~* 99

На первом плане у детей 2-3 лет еще не сюжет игры и даже не персонаж, а действие, которое можно с ним осуществлять: класть спать, кормить, лечить и т.д. Воспитатель предлагает раз­ные игрушки, с которыми можно осуществлять эти действия: мишку, куклу, зайку и матрешку можно укладывать, баюкать, уго­щать, и помогает объединить эти действия в сюжетную игровую цепочку: куколка поела, погуляла, потанцевала, устала, легла спать и т.п. После 2,5 лет легко образуются подобные цепочки с несколькими участниками, они могут объединяться уже в связ­ный сюжет. В 2 года большинство детей легко использует в игре не только предметы-заместители, но и воображаемые предметы. Нужно обеспечить их игровым материалом, который может быть наделен игровым значением и использован в разных играх: ша­рики, палочки, комки ваты и бумаги, листы бумаги, тряпочки и т.д. Следует учитывать индивидуальные и возрастные особенно­сти каждого ребенка, предлагая ему игровые действия разной сте­пени сложности.

ОКТЯБРЬ. 8 НЕДЕЛЯПланирование работы

Направленность педагогической работы.Продолжится форми­рование у детей базового доверия к окружающему миру, добрых чувств по отношению к взрослым и детям, эмоционально-положи­тельного отношения к детскому саду. На занятиях, включаясь в за­нимательные игровые ситуации, дети будут накапливать опыт практических действий с предметами, овладевать первыми спосо­бами рисования и лепки, учиться соотносить слово и выразитель­ное движение, подражать речи взрослых. На этой неделе будет организовано наблюдение за птичками в уголке природы, дети так­же услышат стихотворение и музыкальную пьесу про птичку, спо­ют про нее песенку, изобразят птичек на физкультурном занятии. Будут также учиться ходить и бегать по всему залу, не мешая друг другу; катать мячи.


Наши рекомендации