Лепка. «Испечем баранки, калачи»

Задачи.Развивать у детей игровой замысел; передавать форму путем скатывания столбика и свертывания его в виде кольца.

Материалы.Пластилин; клееночки; подносы; семеновская народная игрушка Матрешка; перчаточная кукла Петрушка; са­мовар, чашки с блюдцами (игрушечные); вылепленные воспита­телем 2—3 баранки, калачи.

ПО

Предварительная работа.Игры с народными игрушками; рас­сматривание книжек; чтение потешек; пение песенок; игры с уго­щением кукол.

Лепка. «Испечем баранки, калачи» - student2.ru

Содержание занятия.Воспитатель говорит: «Ребята, к нам в гос­ти пришли Петрушка с Матрешкой, будем угощать их баранками и калачами. Вот такими (показывает детям). Но у меня их очень мало. Давайте, слепим все вместе много баранок, калачей. У нас получит­ся хорошее угощение для наших гостей». И затем воспитатель пока­зывает приемы лепки, свертывая вылепленный столбик в виде коль­ца («баранки», «калачи»), и предлагает детям самостоятельно лепить («баранки», «калачи»). В процессе лепки обращает внимание на раз­нообразие форм («баранки» похожи на кольца, «калачи» — на овал). Воспитатель предлагает брать кусочки пластилина и лепить «баран­ки», «калачи», чтобы они понравились Матрешке и Петрушке.

Вылепленные угощения дети складывают на поднос, а воспи­татель читает потешку, угощая Матрешку и Петрушку:

Ани-бани-барабани, Едет Маша на баране. — Тпру, тпру, не скачи, Продаются калачи, Калачи горячи, На, Ванюша, получи!1

Затем повторяет ее, а дети подговаривают.

«Вот какое угощение дети слепили для гостей, а теперь можно налить им чаю из самовара», — говорит воспитатель и наливает его в чашки. Он предлагает детям принять в этом участие: «наливать чай из самовара, ставить чашки на стол перед Матрешкой и Пет­рушкой». Воспитатель поддерживает у детей желание играть, уго­щать гостей баранками, калачами. Вновь повторяет потешку, вы­зывая у детей желание ритмично произносить:

Калачи горячи,

На, Ванюша, получи!

После занятия воспитатель поощряет стремление детей продолжить игру, в процессе которой они повторяют действия с куклами и други­ми игрушками (мишками, зайчиками и т.д.), приглашая их в гости.

Организация детской игры

Воспитатель предлагает для игры простые сюжеты, связанные с опытом ребенка, посещающего детский сад. Игры в «детский сад» проводятся с образными игрушками, по желанию роли взрос-

Трынцы-брынцы, бубенцы. С. 3.

лого берут (с помощью воспитателя) на себя дети, а роли детей выполняют куклы и зверушки. Детей привлекают самые простые действия: рассаживание за столиками, построение «в пары», про­игрывание ситуаций, знакомых по занятиям: куколки танцуют, Мишутка помогает собирать тарелки, сам ребенок понарошку раз­ливает суп, как няня, раздает всем воображаемый хлеб (или пред­мет-заместитель, например, плоские брусочки-дощечки и т.д.).

В игры подобного типа воспитатель легко может привлечь 2— 3 детей, предложив каждому свою «роль» (воспитатель, медсест­ра, няня); сам же в это время помогает им наводящими вопро­сами, подсказками, указаниями, а также примером, выполняя действия за какую-либо игрушку. «Все кушать захотели, пора обедать! Саша, помоги куколкам сесть за стол! Валя, пора разда­вать тарелки! А Света у нас уже суп приготовила. Вот и наш Мишутка (игрушка) свою тарелочку получил и кушает. А вы есть хотите?» и т.д.

На третьем году жизни дети охотно играют со строительным материалом, кубиками, простыми конструкторами. Пока их дей­ствия еще не вполне совершенны, но игровой материал привлекает их яркостью, красочностью, другими свойствами. Многие уже лег­ко соединяют детали конструкторов типа «Лего» (пусть пока и в беспорядке), могут возводить простейшие постройки. Педагог вни­мательно наблюдает за действиями детей, но не включается в них, давая ребенку возможность самостоятельной деятельности. Но, если на смену целенаправленной деятельности приходит беспоря­дочное манипулирование с кубиками или блоками конструктора, если ребенок устал или огорчен неудачей, — воспитатель прихо­дит на помощь, предлагая какой-либо сюжет (построим домик для куклы, зайчика), помогает правильно подобрать строительные эле­менты по размеру и форме, показывает нужные действия и какое-то время играет вместе с ребенком.

Можно привлечь к этой игре и еще кого-то из детей, из числа тех, кто в это время ничем не занят: «Витя с Сашей строят гараж, дом для машин. А Юра с Настей вот здесь сделают машинку. Вот как хорошо получилось! И дом есть, и машинка, и гараж!»




НОЯБРЬ. 9 НЕДЕЛЯПланирование работы

Направленность педагогической работы.На этой неделе будет продолжаться расширение представлений детей об окружающем: они узнают, какие бывают и как называются дома и домики у лю­дей, птичек, мышек, собачки; что дома защищают от дождя, хо­лода, опасности; построят домик для игрушек из строительного материала; слепят домик-избушку для зайчика. Дети узнают так­же новое слово «мебель» и познакомятся с назначением предме­тов мебели в кукольной комнате, отразят свои представления в иг­ре. Единый сюжетно-игровой замысел по созданию и обыгрыва­нию композиции «Осенний лес и его обитатели» объединит занятия по рисованию и лепке. Продолжится закрепление у детей навыков личной гигиены, воспитатель будет обращать особое вни­мание на правильную последовательность действий в процессе выполнения гигиенических процедур и элементарных физических упражнений. При поддержке игры особое внимание будет уделять­ся введению предметов-заместителей.

Наши рекомендации