Русские ценности и российский тип хозяйства

Фундаментальные ценности русской культуры, лежащие в ос­нове русского национального характера, устойчиво существуют на протяжении веков, передаваясь из поколения в поколение. Этот механизм, связанный с сохранением и передачей следующим поко­лениям культурной традиции и культурного наследия, — залог ус­пешного существования любого этноса и его культуры. Но под вли­янием новых направлений мирового развития, исторических об­стоятельств, социальных процессов и культурных достижений про­исходят значительные изменения как в национальном характере русских, так и в системе их ценностей. В настоящее время основ­ными детерминантами изменений являются фундаментальные пре­образования в экономике, политике, межгосударственных отноше­ниях, а также глобальные экологические перемены, к которым не­обходимо приспособиться, а для этого приходится изменить себя.

В наши дни Россия вновь переживает кризис. Вновь идет из­менение способов хозяйствования, меняется как внутренняя, так и внешняя политика страны. Эти перемены неизбежно сопровож­даются изменениями в национальном характере, а также внедре­нием новых ценностей в фундамент русской культуры и пере­оценкой старых.

Объективный анализ перечисленных ценностей русской куль­туры показывает, что все они были сформированы для условий нерыночной экономики и натурального хозяйства. Так, крестьян­скую общину, «мир», ценности которой и стали важнейшими в иерархии социальных ценностей, можно рассматривать как свое-

Русские ценности и российский тип хозяйства - student2.ru 314________________Раздел VI. Русская культура в контексте MKfr

образный средневековый земледельческий цех, который в первую очередь заботился о поддержании существования своих членов, 0 том, чтобы накормить их и не дать умереть с голоду. Но средневе­ковый цех при этом все же работал на рынок, вступая при этом в конкуренцию с другими цехами и в результате повышая качество своей продукции. Община же не имела внешнего фактора, стиму­лирующего свое развитие. Ее интересовала только земля, которую нужно было получить, чтобы прокормить растущее население.

Если первой целью общины было поддержание биологического существования людей — членов общины, то второй — устранение конкуренции между общинниками. Для этого и делался акцент на идеи равенства, справедливости и другие, связанные с ними ценно­сти, прежде всего — власть «мира» и неформальный суд стариков.

Таким образом, в фундаменте русской общины исторически не сложились ценности, стимулирующие хозяйственную деятель­ность индивида. Они необходимы для простого биологического выживания членов общины. Ведь нельзя допустить, чтобы свобо­да человека ставила под угрозу интересы и существование обще­ства в целом. Напротив, община периодически требует, чтобы кто-то из ее членов шел на подвиг самоотречения во имя нее, сознавая при этом, что лично ему он не принесет никакой материальной выгоды (кроме морального сознания своей правоты).

Данные ценности ограничивали или сводили на нет действие дру­гих ценностей — эффективного труда, накопления богатства, без ко­торых невозможно появление свободного рынка и товарного хозяй­ства. Поэтому справедливость общины по отношению к людям пре­вращалась в тормоз по отношению к тем хозяйствам в ней, которые имели тенденцию к трансформированию в хозяйства рыночного типа.

Община более или менее отвечала требованиям своего времени, пока рыночные отношения в стране были мало развиты и кресть­янское хозяйство оставалось натуральным. Правда, и тогда ее круп­ным недостатком было то, что она тормозила развитие рациональ­ного индивидуального хозяйства и как следствие развитие соответ­ствующей деятельности, так как в ведении общины находилась не только земля, но и технология полевых работ (установление одина­ковых сроков высева и снятия урожая, внедрение принудительных одинаковых севооборотов и т.д.). В результате крестьянин не мог свободно распоряжаться своим временем на протяжении года. Зна­чительные объемы работ он должен был производить не по своей воле, а на основании решения «мира», по приговору старейшин. Иными словами, он не был свободен в своих решениях по ведению

ГМВА 4- Русский национальный характер________________ 315

хозяйству, а значит, не имел возможности совершенствовать инди­видуальное мастерство на основе индивидуального опыта.

Помимо ограничения индивидуальной свободы в ведении хо­зяйства община не приветствовала также рационального индиви­дуального хозяйства. Причиной этого был принцип равенства, на Практике приводивший к чересполосице, раздробленности земли, постоянным ее переделам. Разбросанность наделов на больших расстояниях (до 5 верст) приводила к большим затратам времени на передвижения и перевозку орудий труда, которые поэтому были простейшими и легчайшими; их ремонт в полевых условиях не составлял труда. Это и привело к тому, что соха так долго была основным сельскохозяйственным орудием труда в России.

Община из-за принципов своей организации изначально предпо­лагала низкую производительность труда крестьянина. К концу XIX ве­ка крестьянские хозяйства едва сводили концы с концами и практи­чески не производили товарной продукции, которую давали только помещичьи и кулацкие хозяйства. Основной же массе хозяйств при­ходилось отказываться от крупных затрат (не только ресурсов, но и труда), дающих долговременный эффект, и ограничиваться решением лишь повседневных, сиюминутных задач. Иными словами, работали крестьяне много, а эффекта от их работы было все меньше.

Иррациональные затраты человеческого труда, чересполосица в условиях относительного обилия природных ресурсов обуслов­ливали то, что русское сельское хозяйство оказалось присваиваю­щим по типу, да к тому же хищническим, губившим среду своего обитания, прежде всего, землю и луга. Это было связано еще и с тем, что периодические переделы земли делали пользование тем или иным наделом временным, что не побуждало к проведению работ по улучшению пашни, луга, строительству дорог и т. п. Не­обходимые хозяйственные постройки тоже возводились как вре­менные, вообще многое делалось в расчете на «авось». И в резуль­тате не формировался хозяин, его мастерство и предприимчивость.

Интересно, что крестьяне, даже терпевшие неудобства или по­лучавшие меньше земли при очередном переделе, не желали ниче­го другого. Они считали, что их жизнь — правильна, что в ней обеспечен верный кусок хлеба, а на большее они не претендовали.

В итоге на законных и нравственных основаниях, находящихся в соответствии с принятыми общиной ценностями, рыночное хозяй­ство крестьянину-общиннику было не создать, так как он был ли­шен хозяйственной свободы на земле. Оно возникало лишь как ку­лацкое, «мироедское», и к его хозяину в России всегда относились

Русские ценности и российский тип хозяйства - student2.ru 316______________ Раздел VI. Русская культура в контексте МКк

как к «выжиге». Ведь, чтобы преодолеть общинную мораль и создать такое хозяйство, ему нужно было обладать отрицательными, с точки зрения общины, качествами: наглостью, лицемерием, хитростью жадностью, жестокостью, цинизмом. Но он должен был быть дея­тельным, уметь копить деньги, идти против общины, находя в ней людей трусливых, раболепных, покорно выполняющих его волю. И способы, которыми он приобретал свое богатство, неизбежно были уродливыми, вызывали презрение и ненависть к этим людям.

Таким образом, отсутствие в России достаточно мощной струи рыночно ориентированной деятельности не позволило появиться в русской культуре поддерживающим ее ценностям. Соответствующим образом сформировался и русский характер, делающий русского че­ловека нерыночником. Для него не было важно дело, мастерство, богатство, а также свобода и право, служащие фундаментом этих цен­ностей (так было на Западе), но зато огромное значение имели равен­ство, святость, слава, знание. Прекрасные нравственные ценности, но в условиях рыночной экономики они оказались малопригодными.

А перемены в современной России связаны именно с форми­рованием рыночной экономики. И если мы хотим успешно раз­виваться в выбранном направлении, неизбежно должна произой­ти соответствующая коррекция системы русских ценностей. До тех пор, пока этого не произойдет, европейцы и американцы бу­дут превосходить русского дешевизной и качеством своего товара. Кроме того, безличная зависимость от рынка (как она есть сегод­ня на Западе и какой она должна стать и в нашей стране) обора­чивается личной независимостью от другого человека. Это стано­вится важнейшим условием обретения внутренней свободы и лич­ного достоинства, что также важно для русского человека.

Но общинная психология — это очень устойчивая форма об­щежития. Неслучайно она существовала до самого последнего вре­мени, а ее некоторые элементы живы и сегодня. Ведь объективно ее ценности — действительно привлекательны. Она не позволяет человеку умереть с голоду, учитывает его нужды, дает своим чле­нам насыщенную эмоциональную атмосферу, делает их близкими людьми, не знающими, что такое полное одиночество. Община создала многочисленные формы коллективного проведения досу­га, нередко сочетаемого с совместным трудом: посиделки, гулян­ки, гостевания, колядки, масленица и т.д.

Благодаря обилию природных ресурсов община в России мог­ла вести существование, пусть скудное и нередко голодное, но привычное для многих миллионов крестьян. Во всех сферах жиз-

fMBA 4. Русский национальный характер_______________ 317

ледеятельности община обеспечивала причастность индивида к коллективной жизни, что давало ощущение ее полноты. В рос­сийский условиях хозяйственная несостоятельность общины не стала очевидным фактом для основной массы населения. Боль­шинство людей до сих пор сохраняют свои иллюзии относительно возможности жить в приемлемом достатке в общине.

Отказаться от этого чувства совсем не просто. Можно лишь не­сколько снизить меру коллективизма и поднять меру индивидуализма.

4.2. Традиционные ценности русской общины в современных условиях

Сегодня уже всем стало ясно, что в неизменном виде традицион­ные русские ценности сохраняться и действовать не могут. Они на­чинают меняться в соответствии с теми изменениями, которые по­степенно происходят в России. Неслучайно многие специалисты срав­нивают современную ситуацию в стране с эпохой первоначального накопления капитала. И «новые русские» чертами своего характера и стилем поведения так напоминают кулаков-«мироедов» XIX века, при­чем, отношение к ним со стороны основной массы народа такое же. Большая часть населения нашей страны до сих переживает глу-1 бокий психологический шок, связанный с крушением прежней сис­темы ценностей (ценностей общины) и необходимостью адаптации к новым экономическим и политическим реалиям. Важнейшая из них — это проходящая модернизация России, по сути, становящаяся заурядной вестернизацией. А она предусматривает не только форми­рование соответствующих рыночному обществу экономических, со­циальных и политических институтов, но и воспитание личности нового типа, которая должна обладать следующими чертами: психо­логическая приспособляемость к изменениям и восприятию нового; рациональность мышления и вера в эффективность науки и медици­ны; способность к выбору — принятию самостоятельных решений ■относительно собственной судьбы; индивидуализм; стремление к ■самоутверждению; честолюбие, проявляющееся как в отношении к самому себе, так и к своим детям; высокая ценность образования.

Вне зависимости от того, нравится ли это или нет, реформы в

нашей стране идут, а значит, идут и процессы модернизации. Адап-

■гация к модернизации может рассматриваться как процесс при-

■нятия новой политической и ценностной парадигмы, происходя-

■ций в условиях не преодоленного до сих пор идеологического

раскола российского общества.

Русские ценности и российский тип хозяйства - student2.ru 318______________Раздел VI. Русская культура в контексте МКК

О том, что соответствующие изменения идут, говорят данные уже упоминавшегося нами социологического опроса по исследова­нию национального самосознания русских, проводившегося в Санкт-Петербурге. Респондентам предлагалось оценить выбранную русские пословицы, а также составить список качеств русского характера. Больше всего исследователей интересовало, происходят ли какие-то изменения, связанные с освоением «рыночной» психологии.

Наиболее принципиальное значение имела оценка установки на индивидуальную активность в противовес традиционной пас­сивности и фатализму. И по частоте выбираемых пословиц можно говорить о том, что активная позиция начинает преобладать (в пропорции 2:1). Очевидно, на эту установку повлияло как сниже­ние религиозной мотивации поведения (истинно верующий чело­век должен уповать на Бога), так и потеря доверия к властным структурам, в том числе, к самой верхушке власти (столетия в России вера в доброго царя оставалась непоколебимой).

Однако склонность к долготерпению и смирению с жизненны­ми обстоятельствами все еще отличает более трети опрошенных. Среди этой категории респондентов особенно много женщин.

Риск ради удачи признает прежде всего молодежь, что показыва­ет её более успешное приспособление к новым условиям и новым ценностям. Но при этом в русском сознании, независимо от поло­вой принадлежности, возраста и уровня образования, продолжает пре­обладать стратегия «малых дел» (Терпение и труд все перетрут), а на удачу надеется лишь каждый четвертый из числа опрошенных. Таким образом, еще далеко до утверждения стереотипов «рыночного» пове­дения — энергичного и инициативного. О том же говорит и выбор пословиц, основанных на стереотипе «честной бедности» в противо­вес «нечестному богатству».

Анализ результатов опроса указывает на то, что русское сознание по-прежнему остается противоречивым. Установка на активность, обычно сочетающаяся с рыночным поведением, не находит своего логического завершения. А другие установки, удобные для успеш­ной самореализации в условиях первоначального накопления капи­тала, большинством участников опроса отвергаются как чуждые их личной позиции, а также национальному самосознанию в целом.

В ходе опроса его участникам было предложено выбрать един­ственную пословицу, наиболее соответствующую их жизненной установке. Так выявились пять пословиц, отражающих самые рас­пространенные жизненные принципы:

1. Под лежачий камень вода не течет.

Глава 4. Русский национальный характер_________________ 319

В 2. Терпение и труд — все перетрут.

3. Что ни делается — все к лучшему.

4. На Бога надейся, а сам не плошай.

5. Заработанный ломоть лучше краденого каравая.

Можно сказать, что эти ценности составляют своеобразное «ядро» нового формирующегося российского менталитета и национально­го характера. Они по-прежнему остаются противоречивыми и лишь слегка затронуты происходящими переменами в жизни страны.

Литература

1. Русские ценности и российский тип хозяйства - student2.ru Бороноев А. О., Смирнов П.И. Русские и судьба России (опыт этно­
психологического исследования)// Введение в этническую психоло­
гию/ Под ред. Ю. П. Платонова. — Спб., 1995.

2. Голубев B.C. и др. «Вечнорусские вопросы» в учебном пособии// Об­
щественные науки сегодня. — 1997. — № 5.

3. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения у
русских крестьян XIX в. — М., 1986.

4. Дряхлое Н.И., Давыденко В.А. Социокультурные ценности россиян//
Социс. - 1997. - № 7.

Ь> Иорданский В. Русские, какие мы?// СМ. — 1998. — № 2.

6. Лурье С. От древнего Рима до России XX века// Общественные на­
уки сегодня. — 1997. — № 4.

7. Паламарчук П. Москва или третий Рим? — М., 1991.

8. Сикевич З.В. Русские: образ народа. - Спб.: Изд.-во СПбГУ, 1996.

9. Троицкий Е. Что такое русская соборность?— М., 1995.
10. Янов А. Русская идея и 2000 год. — Нью-Йорк, 1988.

Контрольные вопросы

1. Русские ценности и российский тип хозяйства - student2.ru В чем сущность новой модели общественного развития России?

2. Чем характеризуется ситуация в культурной жизни России в постсо­
ветское время?

3. Как сочетаются в современной русской культуре традиции и новации?

4. Как связаны ценности русской культуры с природными условиями?
С типами хозяйства? С особенностями исторического развития?

Практические задания

1. Русские ценности и российский тип хозяйства - student2.ru Охарактеризуйте систему ценностей российского общества, сложив­
шуюся к началу XX века.

2. Подберите десять пословиц, выражающих по-вашему мнению, рус­
ский характер.

3. Назовите качества, характеризующие современного русского человека.

Русские ценности и российский тип хозяйства - student2.ru Глава 5

Русские в межкультурных контактах

Стереотипы русских в Европе. Особенности русской культуры с точки зрения немцев. Наиболее распространенные стереотипы русских в со­временной Германии. Особенности немецко-русской коммуникации: вер­бальная коммуникация (приветствие и прощание, приглашение и ком­плименты, представление и знакомство); невербальная коммуникация (личная дистанция, улыбка, рукопожатие)

5.1. Стереотипные представления о русских в Европе

5.1.1. История возникновения

В каждой стране существуют стереотипные представления о не только самих себе, но и о других народах. Среди последних часто встречаются стереотипные представления о русских, кото­рые весьма существенно различаются между собой. Очевидно, что стереотип русских в некоторых странах Европы, например в Гер­мании или Франции, будет в чем-то совпадать, хотя каждый куль­турный регион будет придавать ему свою окраску и свои особен­ности. А вот стереотипы русских в Китае или, скажем, в Японии будут заметно отличаться от стереотипов, бытующих среди тех же немцев или французов. В этой связи представляется некорректным говорить о стереотипных представлениях о русских за рубежом, по­этому в дальнейшем речь пойдет только о Европе, причем, основ­ной акцент будет сделан на ее немецкоязычное пространство.

Первые более или менее устойчивые представления о русских появились в Европе еще в XVI в. Основой для их возникновения послужила книга австрийского дипломата Сигизмунда фон Гер-берштейна «Записки о московитских делах», вышедшая в 1549 году на латыни и 1557 году на немецком языке под названием «Моско­вия», неоднократно издававшаяся впоследствии. Основное вни-

|Гл4Дл 5. Русские в межкультурных контактах___________ 321

кшние автор уделял быту москвичей, подробному описанию стра-Ьы, людей, экономике, торговле, обычаям, традициям, религии и ртикету. Книга стала очень скоро бестселлером и служила своеоб­разным «руководством» для людей, приезжающих в Россию. Мно­гие иностранные послы, побывавшие с дипломатическими мис­сиями в России, также способствовали восполнению информаци­онного вакуума о России. Большой известностью пользовался труд Ьемецкого дипломата и ученого Олеария, который в период с 1633 юо 1635 гг. был послом голыытейнского герцога Фридриха III в Л1оскве. Результатом его проживания в Москве, а также путеше­ствия с торговой экспедицией по Волге к Каспийскому морю и Ьатем в Персию стали его знаменитые «Описания путешествия в [Московию и Персию», вышедшие в свет в 1647 году.

Значительная часть представлений о русских того времени скла-иывалась под влиянием описаний царствования Ивана Грозного, ■то способствовало формированию образа «дикой Московии». В шолном соответствии с этим образом русские купцы, например, рисовались как неуступчивые, жесткие и не склонные к компро­миссам люди. Это объяснялось тем, что русские хорошо осознава­ли почти безвыходное положение иностранных купцов, у которых Выл небогатый выбор торговых партнеров на востоке, и они, ко-речно, были заинтересованы в том, чтобы продать товар здесь, а не везти дальше или возвращаться с ним обратно. Неуступчивость ш стремление к абсолютизму проявлялось не только в торговле, но ш в других сферах. Принцип «или пан — или пропал» вызывал ■ильное непонимание и страх иноземцев. Поэтому успеха в торго-рых переговорах добивались только опытные, хладнокровные люди, ■ем не менее, страх, боязнь перед русскими и Россией появились ■несколько позднее, причем, потенциал России, ее территория и расположение и в Европе, и в Азии сыграли здесь не последнюю роль. Настороженность в отношении русских объяснялась в ос-ровном непредсказуемостью их действий и, в конечном итоге, стра-ке перед неопределенностью и некоторой фатальностью мировос­приятия в сознании русских.

В те времена еще не сложился образ русского человека как много пьющего и стремящегося напоить своих гостей, столь ши­роко упоминаемый в наши дни во многих странах Европы. Тогда рн только начинал формироваться. В частности, Олеарий во вре­мя своего посещения Москвы не заметил чрезмерного употреб­ления алкоголя. В те времена крепкие напитки еще не были

Русские ценности и российский тип хозяйства - student2.ru 322______________ Раздел VI. Русская культура в контексте МКК

широко распространены среди русских и являлись в основном прерогативой богатого сословия бояр. Чертой, на которую чаще всего обращали внимание европейцы, являлось отсутствие поряд­ка и законов в России. Так, прусский чиновник и ученый барон Август Гакстгаузен, посетивший Россию в 1843 году, написал «Ис­следование о внутреннем состоянии жизни народа и особеннос­тей сельскохозяйственного устройства России». В своих наблюде­ниях он указал, что русские не имеют представления о правилах и законах. Они чувствуют себя везде совершенно свободно, незави­симо от того, находятся ли они у себя дома или нет; не имеют никакого представления о порядке и бережливости и не слушают никаких советов. Наряду с этим отмечалось гостеприимство рус­ских и стремление выглядеть представительными в глазах окружа­ющих. Обратной стороной этих качеств можно было назвать хва­стовство, проявляющееся в том, что люди охотно показывали свое богатство, подчеркивали свое социальное положение и происхож­дение. Доходившие до Европы слухи о богатых землях России и щедрости ее правителей нередко перевешивали в основном нега­тивные представления, сдерживающие европейских путешествен­ников. Это являлось несомненным стимулом для посещения Рос­сии, что впоследствии привело к созданию ряда поселений.

5.1.2. Особенности русской культуры с точки зрения немцев

Даже сегодня трудно выделить те конкретные моменты вос­приятия немцами ценностей русской культуры, которые стали определяющими для формирования стереотипов о русских. К тому же речь идет о тех глобальных культурных и исторических про­цессах, оказавших сильное влияние на Россию и русских, оценка которых в самой Германии далеко не так однозначна. Тем не ме­нее, в Германии существует некое общее представление обо всей палитре значимых ценностей русских, которые, по мнению нем­цев, обусловливают их образ жизни и стиль поведения.

То, что Россию и русских трудно понять рационально, издав­на отмечалось и отмечается многими немцами. Основываясь на представлениях самых широких слоев населения Германии, мож­но выделить несколько отправных моментов, которые служат ис­ходной базой для рассуждения об особенностях русской культу­ры, если об этом заходит речь.

щлава 5. Русские в межкультурных контактах __________ ?23

Первый комплекс причин русской «особости» кроется в силь-ном влиянии востока и восточных культур. Сильное влияние от­водится татаро-монгольскому игу и связывается с ярко выражен-ной традицией деспотии, которая, по мнению многих немцев, ■является характерной чертой русских. Влияние восточных куль-■typ предопределило развитие таких ценностей, как общинный ха-■эактер жизни, соборность, коллективизм, что в свою очередь по­служило истоком для таких качеств, как сильная зависимость ин-щивида от коллектива, терпение, жестокость, чувство солидарное-Ьи. Естественно, что отсутствие демократических традиций в Рос-Ьии объясняется долгой закрытостью от западных стран, а также влиянием самодержавия и тоталитаризма, которые в свою очередь ■юрмируют такую черту, как преклонение перед авторитетом.

Второй комплекс особенностей русской культуры связывается Щ£ гигантскими по европейским меркам расстояниями, «размахом» ■России, ее непознаваемостью и неисчерпаемыми ресурсами. Лю-■ювь русских к большому пространству ассоциируется с такими Ьертами, как отсутствие самоограничения, разбрасывание ресур-■рами (в бытовом проявлении — деньгами), не заботясь о завтраш-мем дне. Оборотной стороной этих качеств является щедрость, ■гостеприимство, искренность и прямота, высокая эмоциональность. ■Пространственная протяженность России вызывает и чувство опас-■кости, давления с востока. Страх немцев перед Востоком вообще Ьбычно проецировался на русских в частности. По мнению нем-»ев, стратегия русских «все или ничего», спонтанность действий юсак раз являются подкреплением их опасений.

Не будет преувеличением особо подчеркнуть то значение, ко-Второе придают немецкие интеллектуалы русскому православию, ■объясняя для себя многие черты русских. Это можно отнести к ■третьему комплексу причин особенностей восприятия немцами ■русской культуры. Эта точка зрения наиболее полно выражена в ■работах известного немецкого социолога Макса Вебера. Соглас-■но его идеям, поведение людей в обществе может быть понятно тишь тогда, когда поняты и проанализированы их религиозные ■догмы, а также толкование и интерпретации этих догм. В соот­ветствии с этими взглядами, основные причины тех или иных ■поступков русских тесно связываются со степенью ортодоксаль-■ности русского православия. В частности, фатализм русских, их ■покорность судьбе, невероятное, по мнению немцев, терпение и ■способность преодолевать трудности следует искать в православ-

Русские ценности и российский тип хозяйства - student2.ru 324______________ Раздел VI. Русская культура в контексте МКК

ных традициях христианства. Второстепенность материальных условий жизни, всепрощение и доброта также являются право­славными ценностями. Однако корни халатного отношение к работе, необязательность, нежелание доводить начатое до конца также нередко объясняются особенностями русского вероиспо­ведания и мировосприятия.

Одним из основных факторов восприятия русских и России в целом является «загадочная русская душа», которая представляет собой не просто распространенный стереотип присущих русским качеств, как, например, гостеприимство, открытость, музыкаль­ность или игра в шахматы. Понятие «русская душа» вмещает в себя и объяснение многих причин поведения русских. В частно­сти, экстремальная биполярность России и русских, вся само­бытность, неясность, не поддающиеся рациональному объясне­нию поступки как отдельных людей, так и России в целом, могут объясняться именно «русской душой». С точки зрения немцев, «русская душа» является достаточно универсальной категорией, весьма «удобной» для объяснения внезапных скачков, неожидан­ных поворотов, невозможности предугадать дальнейшее разви­тие и т.д. Это понятие может трактоваться позитивно, негатив­но, иронически, но оно охотно принимается немцами для объяс­нения иррациональности поведения русских.

5.1.3. Наиболее распространенные стереотипы русских в современной Германии

Вследствие почти полувекового существования двух Германий, которое закончилось 3 октября 1990 года, восприятие русских за­падными и восточными немцами существенно различается. Это объясняется в основном тем, что жители западной и восточной частей Германии долгое время получали различные идеологичес­ки окрашенные картины русских. Например, для западных нем­цев русские состояли либо из партийных функционеров, либо из диссидентов. Восточным немцам также преподносился образ рус­ских, весьма далекий от реальности. Все же восточные немцы имели несравнимо больше контактов с русскими, поэтому их стереоти­пы заметно более разнообразны, чем у западных немцев. Но не­смотря на сильное идеологическое влияние разной направленно­сти, как в восточных, так и в западных землях можно обнаружить

И/А4&4 5. Русские в межкультурных контактах___________ ^25

■ существование одних и тех же «стержневых» стереотипов, являю-
■щихся основой представления о русских.

Сравнительные исследования, проведенные среди различных ■групп немцев и русских для выяснения их взаимных гетеростере-■отипов, показывают довольно стабильный набор качеств, харак-■терных для «типичного русского». Среди позитивных черт рус-■ских обычно фигурируют сердечность, теплота и открытость в

■ общении между людьми, веселость и любовь к праздникам. Каче-
■ство русского гостеприимства является одним из наиболее рас-
■пространенных. Однако иногда отмечается, что иностранный гость
■окружается такой заботой, что ему буквально трудно вздохнуть без
■ведома хозяев, и тогда гостеприимство воспринимается уже как обуза.
■Часто упоминается талант русских к импровизации, находчивость,
■способность находить выход из затруднительных ситуаций.

Среди негативных черт обычно доминируют пассивность, го-I товность долгое время терпеть несправедливость по отношению к ■самим себе, смирение и пессимизм, отсутствие самоограничения, ■лень и гордость, граничащая с надменностью.

Склонность к употреблению спиртных напитков упоминается I очень часто и также оценивается негативно.

В стереотипе коллективизма русских присутствуют как пози­тивная, так и негативная составляющие. Нередко коллективизм ■Приписывается коммунистическому прошлому России, причем ■исторические корни данной культурной традиции видятся дале­ко не всегда.

Особо следует отметить возникновение некоторых новых пред­ставлений о русских, которые приобрели свою актуальность лишь

■ в последнее десятилетие. В большинстве своем они имеют нега-
■тивный оттенок.

Так, среди стереотипов, получивших широкое распростране-■ние в Германии в последние годы, особо следует подчеркнуть отож-■дествление русских с организованной преступностью. Многие нем-1цы склонны видеть в русских мафиози, которые приезжают в Гер-■манию, чтобы делать там свой криминальный бизнес. Это вызы-■вает страх и нежелание общения. Притчей во языцех у немцев Встало демонстративное богатство «новых» русских, покупка ими |дорогих вещей за наличные деньги, что резко контрастирует с бе-■режливостью немцев и явным преобладанием безналичного рас-|чета при покупках большой стоимости.

Русские ценности и российский тип хозяйства - student2.ru Русские ценности и российский тип хозяйства - student2.ru 326______________ Разде/\ VI. Русская культура в контексте МКК

Стереотип расточительности (оборотная сторона щедрости) русских в Германии не является новым. Еще до революции рус­ские поражали немцев своей способностью тратить целые состоя­ния за один день. Однако за годы Советской власти по известным причинам этот стереотип не получал достаточного подкрепления, поэтому был благополучно забыт или вытеснен более свежими стереотипами. В последнее время волна состоятельных русских, захлестнувшая европейские города и курорты, способствовала ак­туализации этого стереотипа. По мнению немцев, та легкость, с которой тратятся большие суммы, причем, наличными, является лишь подтверждением криминальности русских и вызывает не­доверие. Это находит свое отражение и в опросах общественного мнения. Согласно данным 1996 года, процент немцев, симпатизи­рующих русским, составил ровно четверть от всех опрошенных. Не испытывают симпатии к русским 29 процентов; еще 26 процентов не определились в своем отношении, и 20 процентов опрошенных никак не относятся к русским. Очевидно, что у большинства рес­пондентов, а это те, кто никак не относится или еще не опреде­лился в своем отношении к русским, нет явного преобладания ни позитивных, ни негативных гетеростереотипов, в отличие от опрошенных, у которых уже сложилось четкое положительное или отрицательное мнение о русских. Это позволяет предполо­жить, что в сознании большинства немцев негативные и пози­тивные стереотипы русских удерживаются примерно в равном соотношении.

Все приведенные стереотипы содержат наиболее характерные для русских черты, которые сумели установить немцы в процессе длительных межкультурных контактов. Этот перечень можно было бы долго уточнять и корректировать. Но важно то, что немцы уже имеют сложившееся представление о русских, как, впрочем, и рус­ские о немцах. В этой связи актуальным является вопрос о том, могут ли эти и другие стереотипы стать проблемой для немецко-русского общения. Ответ на него, без сомнения, ясен. Все без исключения стереотипы могут быть помехой в межкультурных контактах. При отсутствии необходимой информации о культур­ных особенностях собеседников стереотипы являются серьезным препятствием в коммуникации. Поэтому всегда существует проб­лема формирования соответствующего поведения, учитывающего особенности восприятия чужой культуры. Естественно, через сте­реотипы нельзя получить точное представление о каждом конк-

I Глава 5. Русские в межкультурных контактах ___ 327

■------------------------------------------------ —— «-^>

I ретном индивиде. Ясно, что не все русские гостеприимны и от-I крыты, также как далеко не все русские ленивы и имеют склон-I ность к выпивке. Однако важно то, что стереотипы дают общее, I фоновое представление о русских или немцах, приписывают им I предельно общие типы поведения. И основная задача здесь за-I ключается в том, чтобы избегать обобщающих оценочных заклю-I чений, которые как бы логически следуют из стереотипов.

В любом случае, стереотипы должны рассматриваться лишь I как фактор, дающий первичное направление коммуникации, ко-I торое впоследствии может претерпеть существенные изменения. I В процессе общения обязательно следует принимать во внима-I ние, что стереотипы являются причинами определенных реакций I и поведения. Например, немцы могут быть очень удивлены, если I во время русского праздника они не увидят водки и не услышат I песен или столкнутся с излишней пунктуальностью русских парт-I неров. Непроизвольная фиксация на уже имеющемся стереотипе I серьезно затрудняет наблюдение за реальными действиями парт-I неров, и в этом случае стереотип действует как коммуникацион-I ный фильтр, как бы отсеивая те моменты действий, которые не I соответствуют стереотипу. Иллюстрацией этому может служить поведение «типичных» немцев во время русского застолья. Нем-I цы, боясь показаться невежливыми и стараясь соблюсти русские I традиции, в обязательном порядке выпивают рюмку водки после I каждого тоста, поскольку согласно стереотипу так должны делать I и русские. Но делают ли русские то же самое? Как известно, су­ществует немало способов, чтобы уклониться от очередной пор­ции спиртного: пропустить тост, недопить рюмку, найти необхо-I димое в данной ситуации оправдание и т.д. Однако это реальное I поведение часто остается незамеченным. Стереотип любящих вы-I пить русских существенно затрудняет для немецких гостей вос-I приятие их действительного поведения и мешает видеть то, что не I соответствует стереотипу.

Таким образом, стереотипы ведут к некоторому искажению I реальности и включению в процессе общения своеобразного «ав­топилота», который предполагает жесткую схему восприятия и существенно затрудняет или даже совсем исключает обратную связь с партнерами по коммуникации. Следствием этого, как правило, является то, что действительное поведение партнеров, как и их намерения, остаются незамеченными или неправильно поняты­ми, это оказывает влияние на ход общения и может стать источ-