Русские ценности и российский тип хозяйства
Фундаментальные ценности русской культуры, лежащие в основе русского национального характера, устойчиво существуют на протяжении веков, передаваясь из поколения в поколение. Этот механизм, связанный с сохранением и передачей следующим поколениям культурной традиции и культурного наследия, — залог успешного существования любого этноса и его культуры. Но под влиянием новых направлений мирового развития, исторических обстоятельств, социальных процессов и культурных достижений происходят значительные изменения как в национальном характере русских, так и в системе их ценностей. В настоящее время основными детерминантами изменений являются фундаментальные преобразования в экономике, политике, межгосударственных отношениях, а также глобальные экологические перемены, к которым необходимо приспособиться, а для этого приходится изменить себя.
В наши дни Россия вновь переживает кризис. Вновь идет изменение способов хозяйствования, меняется как внутренняя, так и внешняя политика страны. Эти перемены неизбежно сопровождаются изменениями в национальном характере, а также внедрением новых ценностей в фундамент русской культуры и переоценкой старых.
Объективный анализ перечисленных ценностей русской культуры показывает, что все они были сформированы для условий нерыночной экономики и натурального хозяйства. Так, крестьянскую общину, «мир», ценности которой и стали важнейшими в иерархии социальных ценностей, можно рассматривать как свое-
314________________Раздел VI. Русская культура в контексте MKfr
образный средневековый земледельческий цех, который в первую очередь заботился о поддержании существования своих членов, 0 том, чтобы накормить их и не дать умереть с голоду. Но средневековый цех при этом все же работал на рынок, вступая при этом в конкуренцию с другими цехами и в результате повышая качество своей продукции. Община же не имела внешнего фактора, стимулирующего свое развитие. Ее интересовала только земля, которую нужно было получить, чтобы прокормить растущее население.
Если первой целью общины было поддержание биологического существования людей — членов общины, то второй — устранение конкуренции между общинниками. Для этого и делался акцент на идеи равенства, справедливости и другие, связанные с ними ценности, прежде всего — власть «мира» и неформальный суд стариков.
Таким образом, в фундаменте русской общины исторически не сложились ценности, стимулирующие хозяйственную деятельность индивида. Они необходимы для простого биологического выживания членов общины. Ведь нельзя допустить, чтобы свобода человека ставила под угрозу интересы и существование общества в целом. Напротив, община периодически требует, чтобы кто-то из ее членов шел на подвиг самоотречения во имя нее, сознавая при этом, что лично ему он не принесет никакой материальной выгоды (кроме морального сознания своей правоты).
Данные ценности ограничивали или сводили на нет действие других ценностей — эффективного труда, накопления богатства, без которых невозможно появление свободного рынка и товарного хозяйства. Поэтому справедливость общины по отношению к людям превращалась в тормоз по отношению к тем хозяйствам в ней, которые имели тенденцию к трансформированию в хозяйства рыночного типа.
Община более или менее отвечала требованиям своего времени, пока рыночные отношения в стране были мало развиты и крестьянское хозяйство оставалось натуральным. Правда, и тогда ее крупным недостатком было то, что она тормозила развитие рационального индивидуального хозяйства и как следствие развитие соответствующей деятельности, так как в ведении общины находилась не только земля, но и технология полевых работ (установление одинаковых сроков высева и снятия урожая, внедрение принудительных одинаковых севооборотов и т.д.). В результате крестьянин не мог свободно распоряжаться своим временем на протяжении года. Значительные объемы работ он должен был производить не по своей воле, а на основании решения «мира», по приговору старейшин. Иными словами, он не был свободен в своих решениях по ведению
ГМВА 4- Русский национальный характер________________ 315
хозяйству, а значит, не имел возможности совершенствовать индивидуальное мастерство на основе индивидуального опыта.
Помимо ограничения индивидуальной свободы в ведении хозяйства община не приветствовала также рационального индивидуального хозяйства. Причиной этого был принцип равенства, на Практике приводивший к чересполосице, раздробленности земли, постоянным ее переделам. Разбросанность наделов на больших расстояниях (до 5 верст) приводила к большим затратам времени на передвижения и перевозку орудий труда, которые поэтому были простейшими и легчайшими; их ремонт в полевых условиях не составлял труда. Это и привело к тому, что соха так долго была основным сельскохозяйственным орудием труда в России.
Община из-за принципов своей организации изначально предполагала низкую производительность труда крестьянина. К концу XIX века крестьянские хозяйства едва сводили концы с концами и практически не производили товарной продукции, которую давали только помещичьи и кулацкие хозяйства. Основной же массе хозяйств приходилось отказываться от крупных затрат (не только ресурсов, но и труда), дающих долговременный эффект, и ограничиваться решением лишь повседневных, сиюминутных задач. Иными словами, работали крестьяне много, а эффекта от их работы было все меньше.
Иррациональные затраты человеческого труда, чересполосица в условиях относительного обилия природных ресурсов обусловливали то, что русское сельское хозяйство оказалось присваивающим по типу, да к тому же хищническим, губившим среду своего обитания, прежде всего, землю и луга. Это было связано еще и с тем, что периодические переделы земли делали пользование тем или иным наделом временным, что не побуждало к проведению работ по улучшению пашни, луга, строительству дорог и т. п. Необходимые хозяйственные постройки тоже возводились как временные, вообще многое делалось в расчете на «авось». И в результате не формировался хозяин, его мастерство и предприимчивость.
Интересно, что крестьяне, даже терпевшие неудобства или получавшие меньше земли при очередном переделе, не желали ничего другого. Они считали, что их жизнь — правильна, что в ней обеспечен верный кусок хлеба, а на большее они не претендовали.
В итоге на законных и нравственных основаниях, находящихся в соответствии с принятыми общиной ценностями, рыночное хозяйство крестьянину-общиннику было не создать, так как он был лишен хозяйственной свободы на земле. Оно возникало лишь как кулацкое, «мироедское», и к его хозяину в России всегда относились
316______________ Раздел VI. Русская культура в контексте МКк
как к «выжиге». Ведь, чтобы преодолеть общинную мораль и создать такое хозяйство, ему нужно было обладать отрицательными, с точки зрения общины, качествами: наглостью, лицемерием, хитростью жадностью, жестокостью, цинизмом. Но он должен был быть деятельным, уметь копить деньги, идти против общины, находя в ней людей трусливых, раболепных, покорно выполняющих его волю. И способы, которыми он приобретал свое богатство, неизбежно были уродливыми, вызывали презрение и ненависть к этим людям.
Таким образом, отсутствие в России достаточно мощной струи рыночно ориентированной деятельности не позволило появиться в русской культуре поддерживающим ее ценностям. Соответствующим образом сформировался и русский характер, делающий русского человека нерыночником. Для него не было важно дело, мастерство, богатство, а также свобода и право, служащие фундаментом этих ценностей (так было на Западе), но зато огромное значение имели равенство, святость, слава, знание. Прекрасные нравственные ценности, но в условиях рыночной экономики они оказались малопригодными.
А перемены в современной России связаны именно с формированием рыночной экономики. И если мы хотим успешно развиваться в выбранном направлении, неизбежно должна произойти соответствующая коррекция системы русских ценностей. До тех пор, пока этого не произойдет, европейцы и американцы будут превосходить русского дешевизной и качеством своего товара. Кроме того, безличная зависимость от рынка (как она есть сегодня на Западе и какой она должна стать и в нашей стране) оборачивается личной независимостью от другого человека. Это становится важнейшим условием обретения внутренней свободы и личного достоинства, что также важно для русского человека.
Но общинная психология — это очень устойчивая форма общежития. Неслучайно она существовала до самого последнего времени, а ее некоторые элементы живы и сегодня. Ведь объективно ее ценности — действительно привлекательны. Она не позволяет человеку умереть с голоду, учитывает его нужды, дает своим членам насыщенную эмоциональную атмосферу, делает их близкими людьми, не знающими, что такое полное одиночество. Община создала многочисленные формы коллективного проведения досуга, нередко сочетаемого с совместным трудом: посиделки, гулянки, гостевания, колядки, масленица и т.д.
Благодаря обилию природных ресурсов община в России могла вести существование, пусть скудное и нередко голодное, но привычное для многих миллионов крестьян. Во всех сферах жиз-
fMBA 4. Русский национальный характер_______________ 317
ледеятельности община обеспечивала причастность индивида к коллективной жизни, что давало ощущение ее полноты. В российский условиях хозяйственная несостоятельность общины не стала очевидным фактом для основной массы населения. Большинство людей до сих пор сохраняют свои иллюзии относительно возможности жить в приемлемом достатке в общине.
Отказаться от этого чувства совсем не просто. Можно лишь несколько снизить меру коллективизма и поднять меру индивидуализма.
4.2. Традиционные ценности русской общины в современных условиях
Сегодня уже всем стало ясно, что в неизменном виде традиционные русские ценности сохраняться и действовать не могут. Они начинают меняться в соответствии с теми изменениями, которые постепенно происходят в России. Неслучайно многие специалисты сравнивают современную ситуацию в стране с эпохой первоначального накопления капитала. И «новые русские» чертами своего характера и стилем поведения так напоминают кулаков-«мироедов» XIX века, причем, отношение к ним со стороны основной массы народа такое же. Большая часть населения нашей страны до сих переживает глу-1 бокий психологический шок, связанный с крушением прежней системы ценностей (ценностей общины) и необходимостью адаптации к новым экономическим и политическим реалиям. Важнейшая из них — это проходящая модернизация России, по сути, становящаяся заурядной вестернизацией. А она предусматривает не только формирование соответствующих рыночному обществу экономических, социальных и политических институтов, но и воспитание личности нового типа, которая должна обладать следующими чертами: психологическая приспособляемость к изменениям и восприятию нового; рациональность мышления и вера в эффективность науки и медицины; способность к выбору — принятию самостоятельных решений ■относительно собственной судьбы; индивидуализм; стремление к ■самоутверждению; честолюбие, проявляющееся как в отношении к самому себе, так и к своим детям; высокая ценность образования.
Вне зависимости от того, нравится ли это или нет, реформы в
нашей стране идут, а значит, идут и процессы модернизации. Адап-
■гация к модернизации может рассматриваться как процесс при-
■нятия новой политической и ценностной парадигмы, происходя-
■ций в условиях не преодоленного до сих пор идеологического
раскола российского общества.
318______________Раздел VI. Русская культура в контексте МКК
О том, что соответствующие изменения идут, говорят данные уже упоминавшегося нами социологического опроса по исследованию национального самосознания русских, проводившегося в Санкт-Петербурге. Респондентам предлагалось оценить выбранную русские пословицы, а также составить список качеств русского характера. Больше всего исследователей интересовало, происходят ли какие-то изменения, связанные с освоением «рыночной» психологии.
Наиболее принципиальное значение имела оценка установки на индивидуальную активность в противовес традиционной пассивности и фатализму. И по частоте выбираемых пословиц можно говорить о том, что активная позиция начинает преобладать (в пропорции 2:1). Очевидно, на эту установку повлияло как снижение религиозной мотивации поведения (истинно верующий человек должен уповать на Бога), так и потеря доверия к властным структурам, в том числе, к самой верхушке власти (столетия в России вера в доброго царя оставалась непоколебимой).
Однако склонность к долготерпению и смирению с жизненными обстоятельствами все еще отличает более трети опрошенных. Среди этой категории респондентов особенно много женщин.
Риск ради удачи признает прежде всего молодежь, что показывает её более успешное приспособление к новым условиям и новым ценностям. Но при этом в русском сознании, независимо от половой принадлежности, возраста и уровня образования, продолжает преобладать стратегия «малых дел» (Терпение и труд все перетрут), а на удачу надеется лишь каждый четвертый из числа опрошенных. Таким образом, еще далеко до утверждения стереотипов «рыночного» поведения — энергичного и инициативного. О том же говорит и выбор пословиц, основанных на стереотипе «честной бедности» в противовес «нечестному богатству».
Анализ результатов опроса указывает на то, что русское сознание по-прежнему остается противоречивым. Установка на активность, обычно сочетающаяся с рыночным поведением, не находит своего логического завершения. А другие установки, удобные для успешной самореализации в условиях первоначального накопления капитала, большинством участников опроса отвергаются как чуждые их личной позиции, а также национальному самосознанию в целом.
В ходе опроса его участникам было предложено выбрать единственную пословицу, наиболее соответствующую их жизненной установке. Так выявились пять пословиц, отражающих самые распространенные жизненные принципы:
1. Под лежачий камень вода не течет.
Глава 4. Русский национальный характер_________________ 319
В 2. Терпение и труд — все перетрут.
3. Что ни делается — все к лучшему.
4. На Бога надейся, а сам не плошай.
5. Заработанный ломоть лучше краденого каравая.
Можно сказать, что эти ценности составляют своеобразное «ядро» нового формирующегося российского менталитета и национального характера. Они по-прежнему остаются противоречивыми и лишь слегка затронуты происходящими переменами в жизни страны.
Литература
1. Бороноев А. О., Смирнов П.И. Русские и судьба России (опыт этно
психологического исследования)// Введение в этническую психоло
гию/ Под ред. Ю. П. Платонова. — Спб., 1995.
2. Голубев B.C. и др. «Вечнорусские вопросы» в учебном пособии// Об
щественные науки сегодня. — 1997. — № 5.
3. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения у
русских крестьян XIX в. — М., 1986.
4. Дряхлое Н.И., Давыденко В.А. Социокультурные ценности россиян//
Социс. - 1997. - № 7.
Ь> Иорданский В. Русские, какие мы?// СМ. — 1998. — № 2.
6. Лурье С. От древнего Рима до России XX века// Общественные на
уки сегодня. — 1997. — № 4.
7. Паламарчук П. Москва или третий Рим? — М., 1991.
8. Сикевич З.В. Русские: образ народа. - Спб.: Изд.-во СПбГУ, 1996.
9. Троицкий Е. Что такое русская соборность?— М., 1995.
10. Янов А. Русская идея и 2000 год. — Нью-Йорк, 1988.
Контрольные вопросы
1. В чем сущность новой модели общественного развития России?
2. Чем характеризуется ситуация в культурной жизни России в постсо
ветское время?
3. Как сочетаются в современной русской культуре традиции и новации?
4. Как связаны ценности русской культуры с природными условиями?
С типами хозяйства? С особенностями исторического развития?
Практические задания
1. Охарактеризуйте систему ценностей российского общества, сложив
шуюся к началу XX века.
2. Подберите десять пословиц, выражающих по-вашему мнению, рус
ский характер.
3. Назовите качества, характеризующие современного русского человека.
Глава 5
Русские в межкультурных контактах
Стереотипы русских в Европе. Особенности русской культуры с точки зрения немцев. Наиболее распространенные стереотипы русских в современной Германии. Особенности немецко-русской коммуникации: вербальная коммуникация (приветствие и прощание, приглашение и комплименты, представление и знакомство); невербальная коммуникация (личная дистанция, улыбка, рукопожатие)
5.1. Стереотипные представления о русских в Европе
5.1.1. История возникновения
В каждой стране существуют стереотипные представления о не только самих себе, но и о других народах. Среди последних часто встречаются стереотипные представления о русских, которые весьма существенно различаются между собой. Очевидно, что стереотип русских в некоторых странах Европы, например в Германии или Франции, будет в чем-то совпадать, хотя каждый культурный регион будет придавать ему свою окраску и свои особенности. А вот стереотипы русских в Китае или, скажем, в Японии будут заметно отличаться от стереотипов, бытующих среди тех же немцев или французов. В этой связи представляется некорректным говорить о стереотипных представлениях о русских за рубежом, поэтому в дальнейшем речь пойдет только о Европе, причем, основной акцент будет сделан на ее немецкоязычное пространство.
Первые более или менее устойчивые представления о русских появились в Европе еще в XVI в. Основой для их возникновения послужила книга австрийского дипломата Сигизмунда фон Гер-берштейна «Записки о московитских делах», вышедшая в 1549 году на латыни и 1557 году на немецком языке под названием «Московия», неоднократно издававшаяся впоследствии. Основное вни-
|Гл4Дл 5. Русские в межкультурных контактах___________ 321
кшние автор уделял быту москвичей, подробному описанию стра-Ьы, людей, экономике, торговле, обычаям, традициям, религии и ртикету. Книга стала очень скоро бестселлером и служила своеобразным «руководством» для людей, приезжающих в Россию. Многие иностранные послы, побывавшие с дипломатическими миссиями в России, также способствовали восполнению информационного вакуума о России. Большой известностью пользовался труд Ьемецкого дипломата и ученого Олеария, который в период с 1633 юо 1635 гг. был послом голыытейнского герцога Фридриха III в Л1оскве. Результатом его проживания в Москве, а также путешествия с торговой экспедицией по Волге к Каспийскому морю и Ьатем в Персию стали его знаменитые «Описания путешествия в [Московию и Персию», вышедшие в свет в 1647 году.
Значительная часть представлений о русских того времени скла-иывалась под влиянием описаний царствования Ивана Грозного, ■то способствовало формированию образа «дикой Московии». В шолном соответствии с этим образом русские купцы, например, рисовались как неуступчивые, жесткие и не склонные к компромиссам люди. Это объяснялось тем, что русские хорошо осознавали почти безвыходное положение иностранных купцов, у которых Выл небогатый выбор торговых партнеров на востоке, и они, ко-речно, были заинтересованы в том, чтобы продать товар здесь, а не везти дальше или возвращаться с ним обратно. Неуступчивость ш стремление к абсолютизму проявлялось не только в торговле, но ш в других сферах. Принцип «или пан — или пропал» вызывал ■ильное непонимание и страх иноземцев. Поэтому успеха в торго-рых переговорах добивались только опытные, хладнокровные люди, ■ем не менее, страх, боязнь перед русскими и Россией появились ■несколько позднее, причем, потенциал России, ее территория и расположение и в Европе, и в Азии сыграли здесь не последнюю роль. Настороженность в отношении русских объяснялась в ос-ровном непредсказуемостью их действий и, в конечном итоге, стра-ке перед неопределенностью и некоторой фатальностью мировосприятия в сознании русских.
В те времена еще не сложился образ русского человека как много пьющего и стремящегося напоить своих гостей, столь широко упоминаемый в наши дни во многих странах Европы. Тогда рн только начинал формироваться. В частности, Олеарий во время своего посещения Москвы не заметил чрезмерного употребления алкоголя. В те времена крепкие напитки еще не были
322______________ Раздел VI. Русская культура в контексте МКК
широко распространены среди русских и являлись в основном прерогативой богатого сословия бояр. Чертой, на которую чаще всего обращали внимание европейцы, являлось отсутствие порядка и законов в России. Так, прусский чиновник и ученый барон Август Гакстгаузен, посетивший Россию в 1843 году, написал «Исследование о внутреннем состоянии жизни народа и особенностей сельскохозяйственного устройства России». В своих наблюдениях он указал, что русские не имеют представления о правилах и законах. Они чувствуют себя везде совершенно свободно, независимо от того, находятся ли они у себя дома или нет; не имеют никакого представления о порядке и бережливости и не слушают никаких советов. Наряду с этим отмечалось гостеприимство русских и стремление выглядеть представительными в глазах окружающих. Обратной стороной этих качеств можно было назвать хвастовство, проявляющееся в том, что люди охотно показывали свое богатство, подчеркивали свое социальное положение и происхождение. Доходившие до Европы слухи о богатых землях России и щедрости ее правителей нередко перевешивали в основном негативные представления, сдерживающие европейских путешественников. Это являлось несомненным стимулом для посещения России, что впоследствии привело к созданию ряда поселений.
5.1.2. Особенности русской культуры с точки зрения немцев
Даже сегодня трудно выделить те конкретные моменты восприятия немцами ценностей русской культуры, которые стали определяющими для формирования стереотипов о русских. К тому же речь идет о тех глобальных культурных и исторических процессах, оказавших сильное влияние на Россию и русских, оценка которых в самой Германии далеко не так однозначна. Тем не менее, в Германии существует некое общее представление обо всей палитре значимых ценностей русских, которые, по мнению немцев, обусловливают их образ жизни и стиль поведения.
То, что Россию и русских трудно понять рационально, издавна отмечалось и отмечается многими немцами. Основываясь на представлениях самых широких слоев населения Германии, можно выделить несколько отправных моментов, которые служат исходной базой для рассуждения об особенностях русской культуры, если об этом заходит речь.
щлава 5. Русские в межкультурных контактах __________ ?23
Первый комплекс причин русской «особости» кроется в силь-ном влиянии востока и восточных культур. Сильное влияние отводится татаро-монгольскому игу и связывается с ярко выражен-ной традицией деспотии, которая, по мнению многих немцев, ■является характерной чертой русских. Влияние восточных куль-■typ предопределило развитие таких ценностей, как общинный ха-■эактер жизни, соборность, коллективизм, что в свою очередь послужило истоком для таких качеств, как сильная зависимость ин-щивида от коллектива, терпение, жестокость, чувство солидарное-Ьи. Естественно, что отсутствие демократических традиций в Рос-Ьии объясняется долгой закрытостью от западных стран, а также влиянием самодержавия и тоталитаризма, которые в свою очередь ■юрмируют такую черту, как преклонение перед авторитетом.
Второй комплекс особенностей русской культуры связывается Щ£ гигантскими по европейским меркам расстояниями, «размахом» ■России, ее непознаваемостью и неисчерпаемыми ресурсами. Лю-■ювь русских к большому пространству ассоциируется с такими Ьертами, как отсутствие самоограничения, разбрасывание ресур-■рами (в бытовом проявлении — деньгами), не заботясь о завтраш-мем дне. Оборотной стороной этих качеств является щедрость, ■гостеприимство, искренность и прямота, высокая эмоциональность. ■Пространственная протяженность России вызывает и чувство опас-■кости, давления с востока. Страх немцев перед Востоком вообще Ьбычно проецировался на русских в частности. По мнению нем-»ев, стратегия русских «все или ничего», спонтанность действий юсак раз являются подкреплением их опасений.
Не будет преувеличением особо подчеркнуть то значение, ко-Второе придают немецкие интеллектуалы русскому православию, ■объясняя для себя многие черты русских. Это можно отнести к ■третьему комплексу причин особенностей восприятия немцами ■русской культуры. Эта точка зрения наиболее полно выражена в ■работах известного немецкого социолога Макса Вебера. Соглас-■но его идеям, поведение людей в обществе может быть понятно тишь тогда, когда поняты и проанализированы их религиозные ■догмы, а также толкование и интерпретации этих догм. В соответствии с этими взглядами, основные причины тех или иных ■поступков русских тесно связываются со степенью ортодоксаль-■ности русского православия. В частности, фатализм русских, их ■покорность судьбе, невероятное, по мнению немцев, терпение и ■способность преодолевать трудности следует искать в православ-
324______________ Раздел VI. Русская культура в контексте МКК
ных традициях христианства. Второстепенность материальных условий жизни, всепрощение и доброта также являются православными ценностями. Однако корни халатного отношение к работе, необязательность, нежелание доводить начатое до конца также нередко объясняются особенностями русского вероисповедания и мировосприятия.
Одним из основных факторов восприятия русских и России в целом является «загадочная русская душа», которая представляет собой не просто распространенный стереотип присущих русским качеств, как, например, гостеприимство, открытость, музыкальность или игра в шахматы. Понятие «русская душа» вмещает в себя и объяснение многих причин поведения русских. В частности, экстремальная биполярность России и русских, вся самобытность, неясность, не поддающиеся рациональному объяснению поступки как отдельных людей, так и России в целом, могут объясняться именно «русской душой». С точки зрения немцев, «русская душа» является достаточно универсальной категорией, весьма «удобной» для объяснения внезапных скачков, неожиданных поворотов, невозможности предугадать дальнейшее развитие и т.д. Это понятие может трактоваться позитивно, негативно, иронически, но оно охотно принимается немцами для объяснения иррациональности поведения русских.
5.1.3. Наиболее распространенные стереотипы русских в современной Германии
Вследствие почти полувекового существования двух Германий, которое закончилось 3 октября 1990 года, восприятие русских западными и восточными немцами существенно различается. Это объясняется в основном тем, что жители западной и восточной частей Германии долгое время получали различные идеологически окрашенные картины русских. Например, для западных немцев русские состояли либо из партийных функционеров, либо из диссидентов. Восточным немцам также преподносился образ русских, весьма далекий от реальности. Все же восточные немцы имели несравнимо больше контактов с русскими, поэтому их стереотипы заметно более разнообразны, чем у западных немцев. Но несмотря на сильное идеологическое влияние разной направленности, как в восточных, так и в западных землях можно обнаружить
И/А4&4 5. Русские в межкультурных контактах___________ ^25
■ существование одних и тех же «стержневых» стереотипов, являю-
■щихся основой представления о русских.
Сравнительные исследования, проведенные среди различных ■групп немцев и русских для выяснения их взаимных гетеростере-■отипов, показывают довольно стабильный набор качеств, харак-■терных для «типичного русского». Среди позитивных черт рус-■ских обычно фигурируют сердечность, теплота и открытость в
■ общении между людьми, веселость и любовь к праздникам. Каче-
■ство русского гостеприимства является одним из наиболее рас-
■пространенных. Однако иногда отмечается, что иностранный гость
■окружается такой заботой, что ему буквально трудно вздохнуть без
■ведома хозяев, и тогда гостеприимство воспринимается уже как обуза.
■Часто упоминается талант русских к импровизации, находчивость,
■способность находить выход из затруднительных ситуаций.
Среди негативных черт обычно доминируют пассивность, го-I товность долгое время терпеть несправедливость по отношению к ■самим себе, смирение и пессимизм, отсутствие самоограничения, ■лень и гордость, граничащая с надменностью.
Склонность к употреблению спиртных напитков упоминается I очень часто и также оценивается негативно.
В стереотипе коллективизма русских присутствуют как позитивная, так и негативная составляющие. Нередко коллективизм ■Приписывается коммунистическому прошлому России, причем ■исторические корни данной культурной традиции видятся далеко не всегда.
Особо следует отметить возникновение некоторых новых представлений о русских, которые приобрели свою актуальность лишь
■ в последнее десятилетие. В большинстве своем они имеют нега-
■тивный оттенок.
Так, среди стереотипов, получивших широкое распростране-■ние в Германии в последние годы, особо следует подчеркнуть отож-■дествление русских с организованной преступностью. Многие нем-1цы склонны видеть в русских мафиози, которые приезжают в Гер-■манию, чтобы делать там свой криминальный бизнес. Это вызы-■вает страх и нежелание общения. Притчей во языцех у немцев Встало демонстративное богатство «новых» русских, покупка ими |дорогих вещей за наличные деньги, что резко контрастирует с бе-■режливостью немцев и явным преобладанием безналичного рас-|чета при покупках большой стоимости.
326______________ Разде/\ VI. Русская культура в контексте МКК
Стереотип расточительности (оборотная сторона щедрости) русских в Германии не является новым. Еще до революции русские поражали немцев своей способностью тратить целые состояния за один день. Однако за годы Советской власти по известным причинам этот стереотип не получал достаточного подкрепления, поэтому был благополучно забыт или вытеснен более свежими стереотипами. В последнее время волна состоятельных русских, захлестнувшая европейские города и курорты, способствовала актуализации этого стереотипа. По мнению немцев, та легкость, с которой тратятся большие суммы, причем, наличными, является лишь подтверждением криминальности русских и вызывает недоверие. Это находит свое отражение и в опросах общественного мнения. Согласно данным 1996 года, процент немцев, симпатизирующих русским, составил ровно четверть от всех опрошенных. Не испытывают симпатии к русским 29 процентов; еще 26 процентов не определились в своем отношении, и 20 процентов опрошенных никак не относятся к русским. Очевидно, что у большинства респондентов, а это те, кто никак не относится или еще не определился в своем отношении к русским, нет явного преобладания ни позитивных, ни негативных гетеростереотипов, в отличие от опрошенных, у которых уже сложилось четкое положительное или отрицательное мнение о русских. Это позволяет предположить, что в сознании большинства немцев негативные и позитивные стереотипы русских удерживаются примерно в равном соотношении.
Все приведенные стереотипы содержат наиболее характерные для русских черты, которые сумели установить немцы в процессе длительных межкультурных контактов. Этот перечень можно было бы долго уточнять и корректировать. Но важно то, что немцы уже имеют сложившееся представление о русских, как, впрочем, и русские о немцах. В этой связи актуальным является вопрос о том, могут ли эти и другие стереотипы стать проблемой для немецко-русского общения. Ответ на него, без сомнения, ясен. Все без исключения стереотипы могут быть помехой в межкультурных контактах. При отсутствии необходимой информации о культурных особенностях собеседников стереотипы являются серьезным препятствием в коммуникации. Поэтому всегда существует проблема формирования соответствующего поведения, учитывающего особенности восприятия чужой культуры. Естественно, через стереотипы нельзя получить точное представление о каждом конк-
I Глава 5. Русские в межкультурных контактах ___ 327
■------------------------------------------------ —— «-^>
I ретном индивиде. Ясно, что не все русские гостеприимны и от-I крыты, также как далеко не все русские ленивы и имеют склон-I ность к выпивке. Однако важно то, что стереотипы дают общее, I фоновое представление о русских или немцах, приписывают им I предельно общие типы поведения. И основная задача здесь за-I ключается в том, чтобы избегать обобщающих оценочных заклю-I чений, которые как бы логически следуют из стереотипов.
В любом случае, стереотипы должны рассматриваться лишь I как фактор, дающий первичное направление коммуникации, ко-I торое впоследствии может претерпеть существенные изменения. I В процессе общения обязательно следует принимать во внима-I ние, что стереотипы являются причинами определенных реакций I и поведения. Например, немцы могут быть очень удивлены, если I во время русского праздника они не увидят водки и не услышат I песен или столкнутся с излишней пунктуальностью русских парт-I неров. Непроизвольная фиксация на уже имеющемся стереотипе I серьезно затрудняет наблюдение за реальными действиями парт-I неров, и в этом случае стереотип действует как коммуникацион-I ный фильтр, как бы отсеивая те моменты действий, которые не I соответствуют стереотипу. Иллюстрацией этому может служить поведение «типичных» немцев во время русского застолья. Нем-I цы, боясь показаться невежливыми и стараясь соблюсти русские I традиции, в обязательном порядке выпивают рюмку водки после I каждого тоста, поскольку согласно стереотипу так должны делать I и русские. Но делают ли русские то же самое? Как известно, существует немало способов, чтобы уклониться от очередной порции спиртного: пропустить тост, недопить рюмку, найти необхо-I димое в данной ситуации оправдание и т.д. Однако это реальное I поведение часто остается незамеченным. Стереотип любящих вы-I пить русских существенно затрудняет для немецких гостей вос-I приятие их действительного поведения и мешает видеть то, что не I соответствует стереотипу.
Таким образом, стереотипы ведут к некоторому искажению I реальности и включению в процессе общения своеобразного «автопилота», который предполагает жесткую схему восприятия и существенно затрудняет или даже совсем исключает обратную связь с партнерами по коммуникации. Следствием этого, как правило, является то, что действительное поведение партнеров, как и их намерения, остаются незамеченными или неправильно понятыми, это оказывает влияние на ход общения и может стать источ-