Охарактеризуйте Салтово-Маяцкую археологическую культуру.
На огромной территории каганата - от предгорий Кавказа на юге до верховьев Северского Донца и Дона на севере и от Волги и Прикаспия на востоке до Приазовских степей на западе - образовалась единая культура, известная под названием салтово-маяцкой, или салтовской.
Название этой культуре дали два известных памятника: Салтовский могильник в Харьковской области Украины и Маяцкое городище в Воронежской области.
Хотя салтово-маяцкая (или просто салтовская) культура является государственной культурой Хазарского каганата, считается, что ее создали в основном ранние болгары и аланы, поэтому она в одинаковой степени считается культурой и Великой Болгарии.
В конце VIII в. в северных районах Донецкой области возникла целая серия укрепленных алано-болгарских городищ — у сел Богородичное, Татьяновка, Сидорово, Маяки, города Славяногорска Славянского района, села Новоселовка и поселка Кирово Краснолиманского района
Вторым крупным районом салтово-маяцкой культуры является Приазовье. В настоящее время здесь учтено более 100 раннесредневековых памятников VIII-X вв. В основном это кочевья и поселения. Кочевья возникали на месте кратковременных остановок подвижных групп скотоводов. На них сохраняются следы от круглых юртообразных жилищ диаметром 3-4 метра, колоколовидные хозяйственные ямы, кости животных, фрагменты разбитой посуды. Долговременные поселения аналогичны подобным поселениям в Подонцовье. Планировка жилищ на них была беспорядочная Например, такие поселки известны у сел Белояровка и Великая Пишовка в бассейне реки Крынки, в балке Хантарама в бассейне Кальмиуса и других местах.
Собственно кочевыми хазарами оставлено совсем небольшое количество древностей на территории Донецкого края. Одно из таких погребений найдено у города Тореза.
Эту культуру, кроме поселений и жилищ, представляет также немалое число могильников и множество разнообразных орудий труда и оружия, бытовых предметов, бронзовых, серебряных и золотых украшений, глиняных и стеклянных сосудов, детских игрушек и т. д.
Все они свидетельствуют о достаточно богатой земледельческой и степной культуре, развитой экономике, высоком уровне вооружения и военного дела. Присуща была древним болгарам и руническая письменность, проникшая туда через Хазарию из Тюркского каганата. Хотя и редко, но попадаются также и монеты - это в основном арабские диргемы и частично византийские монеты VIII-начала X века. Датируется салтово-маяцкая культура VIII-IX веками.
Салтово-маяцкая культура является крупнейшей археологической культурой тюркской раннесредневековой Евразии. Позднее она явилась одной из основ культуры волжских булгар.
Билет № 27
1.Расскажите о ликвидации ордынского владычества на Руси.
В 1473 году, воспользовавшись борьбой среди ордынских ханов, Иван III перестал посылать дань. Но в 1480 году осложнилась обстановка в Московском государстве. Братья Ивана III, обиженные тем, что Иван не присоединил к их уделам часть вошедших в состав Московского княжества новгородских земель, вступили в союз с Казимиром IV. Войска Ливонского ордена совершили нападение на Псковскую землю. Неспокойно было в только что присоединённом Новгороде.
Этим воспользовался один из ордынских ханов Ахмат. Ему удалось привлечь к походу на Русь почти все военные силы бывшей Золотой Орды. Он заключил союз с литовским князем и пошёл на Русь, чтобы заставить великого князя платить дань.
8 октября 1480 года ордынские войска подошли к реке Угре , где проходила русско- литовская граница, и стали поджидать войска литовского князя, с которым Ахмат заключил союз. Но Иван III также сумел заключить союз с крымским ханом, давним врагом Ахмата. И тот совершил набег на южные земли Литвы. Казимир IV вновь не решился выступить против Москвы. К тому же Ивану III удалось помириться со своими братьями, и их отряды тоже подошли к Угре.
Больше месяца стояли московские и ордынские войска на противоположных берегах Угры. После первой неудачной попытки переправиться через реку Ахмат уже не решался вступить в бой. Он ждал Казимира. Иван III затягивал время, ведя с Ахматом переговоры. Тем временем наступили ранние холода, занесло снегом остатки травы, которую не успели съесть ордынские кони. 11 ноября 1480 года Ахмат повернул обратно, подвергнув опустошительному разорению литовские владения на Верхней Оке и её притоках. Так, почти бескровно, стоянием на Угре закончилось продолжавшееся 240 лет ордынское владычество.