Тема 19. Расходы бюджета на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации

1. Расходы бюджета на физическую культуру и спорт

2. Расходы на культуру и источники их финансирования

2.1. Общая характеристика культуры и основные направления ее развития в Республике Беларусь

2.2. Состав, структура и источники финансирования расходов на развитие культуры

2.3 Планирование оперативно-сетевых показателей учреждений культуры

2.4. Планирование расходов по смете учреждений культуры

3. Характеристика расходов на средства массовой информации

1. Расходы бюджета на физическую культуру и спорт

.

Расходы на физическую культуру и спорт, связанные с организацией работы, управлением, контролем и материальным обеспечением в этой области, отражаются по разделу 08 «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации» бюджетной классификации (подраздел 08 01 «Физическая культура и спорт»).

К расходам на физическую культуру (код бюджетной классификации 08 01 01 «Физическая культура») относятся расходы:

• на проведение спортивных мероприятий по физкультурно-массовой и оздоровительной работе с населением;

• содержание всех типов учебно-спортивных учреждений;

• содержание учебно-методических центров физического воспитания населения.

Из бюджета финансируются развитие военно-прикладных видов спорта и спорта высших достижений, мероприятия по физкультурно-массовой и оздоровительной работе с населением (в том числе с учащимися и студентами), а также международные спортивные мероприятия.

Средства бюджета направляются на содержание детско-юношеских спортивных школ (как общей физической подготовки, так и олимпийского резерва), школ высшего спортивного мастерства, республиканских центров олимпийской подготовки, центров физического воспитания и спорта учащихся (студентов), центров олимпийского резерва, спортивно-оздоровительных баз, спортивных комплексов, городских и районных физкультурно-спортивных клубов, центров физкультурно-оздоровительной работы и др.

К расходам на спорт (код бюджетной классификации 08 01 02 «Спорт»)относятся расходы:

• на содержание штатных национальных сборных (команд) Республики Беларусь;

• проведение спортивных мероприятий согласно республиканскому и международному календарям;

• обеспечение учебно-тренировочных сборов по подготовке к спортивным соревнованиям;

• поддержку спортивных клубов.

Значительная часть расходов финансируется в рамках реализации государственных и местных программ развития физической культуры и спорта. Объем бюджетных средств, направляемых в сферу физической культуры и спорта, в последние годы определяется на уровне 0,3-0,4 % ВВП.

Действующая в республике система социальных стандартов включает такой норматив, как расходы бюджета на развитие физической культуры и спорта на одного жителя страны в год -- не менее 0,5 базовой величины на одного жителя.

Национальная система физической культуры и спорта не может функционировать без достаточного финансирования. Однако рассчитывать только на бюджетные средства было бы неправомерным, поскольку развитие рыночных отношений в отрасли позволяет привлекать и внебюджетные источники финансирования деятельности спортивных организаций.

В современных условиях спорт постепенно превращается в отрасль индустрии, производящую товар особого вида − зрелище (соревнование, игра).

Доходы спортивной организации (или спортивной команды) образуются за счет разнообразных источников, в частности:

• от продажи основного товара — зрелища. Доходы в данном случае формируются как выручка от реализации билетов па посещение игры или соревнования;

• продажи прав на трансляцию зрелищ средствами массовой в формации (игры, матча);

• продажи прав на рекламу игры;

• продажи игроков, которые рассматриваются как особый товар, имеющий свою цену па рынке спортсменов.

• участия и выигрыша в спортивных соревнованиях;

• продажи права и использования клубной атрибутики;

• сдачи в аренду стадионов, спортивных залов, объектов инфраструктуры, транспортных средств.

Кроме того, доходы спортивной организации могут пополняться за счет безвозмездной финансовой помощи спонсоров, а также дотаций из государственных и местных бюджетов.

Таким образом, объем доходов зависит от многих факторов: вида спорта, класса и имиджа команды, участия в международных соревнованиях и национальных первенствах, общего количества матчей (игр), результатов выступлений, количества зрителей и проданных билетов, возможности продажи прав на трансляцию игр, продажи игроков и их стоимости, поступлений от рекламодателей и др.

Прибыль спортивной организации определяется объемом не только выручки, но и расходов.

К ним следует отнести расходы:

• на оплату труда спортсменов, тренеров, административного и обслуживающего персонала;

• взносы за участие в спортивных соревнованиях (из них финансируются расходы, связанные с переездами, проживанием, питанием время соревновании и тренировок, оплатой труда, приобретением медикаментов и спортивного инвентаря);

• покупку экипировки, необходимой для тренировочных занятий и соревнований;

• оплату аренды спортивных помещений и сооружений;

• покупку игроков.

2. Расходы на культуру и источники их финансирования

2.1. Общая характеристика культуры и основные направления ее развития в Республике Беларусь

.

Под учреждением культуры понимается организация, созданная учредителем (собственником или уполномоченным им органом) для осуществления культурной деятельности некоммерческого характера, финансируемая им полностью или частично и пользующаяся имуществом учредителя на праве оперативного управления.

Учреждения культуры делятся на две группы:

• искусство, киновидеопрокат;

• культурно-просветительные учреждения.

К первым относятся профессиональные театры (драматические, оперные, балетные, театры кукол и др.), филармонии, цирки, самостоятельные творческие исполнительские коллективы, концертные залы, творческие центры и другие организации исполнительских искусств, кинотеатры, стационарные киноустановки и другие предприятия киновидеопроката.

Ко вторым относятся библиотеки, музеи, депозитарии произведений культуры и искусства, выставочные залы и картинные галереи, парки культуры и отдыха, зоопарки, учреждения клубного типа. Организации (учреждения, предприятия) культуры в Республике Беларусь классифицируются по ряду факторов.

По содержанию деятельности − на культурно-просветительные и театрально-зрелищные.

По основной цели деятельности − на коммерческие (хозяйственные товарищества и общества, творческие кооперативы и унитарные предприятия) и некоммерческие (учреждения, общественные объединения, фонды и ассоциации (союзы).

По форме собственности − на государственные и частные.

Сохраняются разделения культуры на государственную и ведомственную (промышленных, транспортных, сельскохозяйственных и иных предприятий).

В стране действует система государственных социальных стандартов по обслуживанию населения. Она определяет в качестве государственного социального стандарта по культуре норматив обеспеченности:

• расходов на культуру в расчете на одного человека − в размере 1,5 базовой величины, в том числе 1,3 - за счет бюджетного финансирования, 0,2 базовой величины за счет оказания платных услуг;

• агрогородков − государственными учреждениями культуры, так чтобы на каждый приходилось не менее одного клубного учреждения или, оснащенного киновидеопроекционным оборудованием, и не менее одной библиотеки.

Библиотеки − наиболее массовый тип культурно-просветительных учреждений. Они осуществляют сбор и обеспечивают сохранность документов с целью удовлетворения информационных, культурных, научных и других потребностей пользователей к библиотеке.

Музеи занимаются хранением, изучением и популяризацией памятников естественной истории, материальной и духовной культуры – первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества.

Клубные учреждения − массовые культурно-просветительные учреждения, которые организуют досуг населения, способствуют его воспитанию и самообразованию, развитию творческих способностей людей, ориентированы на культурные интересы определенных профессиональных, национальных, половозрастных и других социально-демографических категорий населения.

Кинообслуживание населения осуществляется общедоступными кинотеатрами и киноустановками с платным показом кинофильмов, а также киноустановками с бесплатной демонстрацией кинофильмов (в учебных заведениях, детских учреждениях и др.).

2. Состав, структура и источники финансирования расходов на развитие культуры

В соответствии с функциональной классификацией расходы бюджета па культуру отражаются по подразделу 02 «Культура» раздела 08 «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации». Они группируются по трем видам расходов:

Вид 08 02 01 «Культура и искусство» -- расходы по управлению, эксплуатации, содержанию, финансовой поддержке таких учреждений, как библиотеки, музеи, постоянные выставки, дворцы и дома культуры, клубы, центры и другие учреждения клубного типа, центры по методической работе (включая все типы методических учреждений), экскурсионные бюро, планетарии, творческие академические мастерские и прочие учреждения культуры.

Вид 08 02 02 «Кинематография» -- расходы, связанные с финансовой поддержкой национального киновидеопроизводства и киновидеопроката, а также другие расходы в этой области.

Вид 08 02 03 «Прочие вопросы в области культуры» --расходы, отражаемые по соответствующим параграфам:

• связанные с деятельностью фонда и Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства;

• на покрытие убытков по содержанию общежития Белорусской государственной филармонии и оплате услуг групп, централизованно осуществляющих хозяйственное обслуживание учреждений культуры;

• по техническому надзору за строительством и капитальным ремонтом;

• связанные с оплатой централизованных бухгалтерий при управлениях и отделах культуры;

• на обеспечение руководства и капитальные вложения в области культуры;

• прочие расходы.

Основой государственных гарантий развития культуры в республике остается бюджет. Расходы учреждений системы Министерства культуры финансируются: из республиканского бюджета - 24 % , местных бюджетов - 76 %. .

Есть тенденция перехода от дотационного бюджетного финансирования сферы культуры к привлечению внебюджетных средств.

Государственными социальными стандартами в области культуры предусмотрены нормативы расходов на культуру в расчете на одного жителя в размере 1,5 базовой величины, в том числе 1,3 − за счет бюджетного финансирования, 0,2 базовой величины − за счет оказания платных услуг. 80 % расходов должны финансироваться из бюджета, а 20 % − покрываться доходами от внебюджетной деятельности учреждений культуры.

Внебюджетные средства учреждений культуры состоят из собственных и привлеченных средств. Помимо стандартных источников получения с о б с т в е н н ы х средств (оказание платных услуг населению и организациям, сдача в аренду основных фондов и др.) данные учреждения получают доходы от специализированной торговли (в том числе аукционной) произведениями искусства, изделиями народных промыслов и сувенирной продукции, создаваемой в цехах и мастерских. П р и в л е ч е н н ы е средства образуются из поступлений от сторонних организаций производственной и непроизводственной сферы с целью поддержания культуры.

2.3 Планирование оперативно-сетевых показателей учреждений культуры

В основу планирования расходов на учреждения культуры положены оперативно-сетевые показатели, которые отражают отраслевую специфику деятельности и мощность соответствующих учреждений. Исходя из них определяется объем бюджетного финансирования.

Рассчитываются показатели на начало (1 января) и конец (31 декабря) планируемого финансового (бюджетного) года, а также среднегодовые.

Устанавливаются задания по развитию культурно-просветительных учреждений (библиотек, музеев, учреждений клубного типа) и театрально-зрелищных организаций (театров, цирков, кинотеатров, концертных залов и т.п.). Проекты планов развития сети публичных библиотек, музеев, клубных учреждений, профессиональных театров, парков культуры и отдыха, цирков разрабатывают Министерство культуры и местные исполнительные и распорядительные органы − в зависимости от вида собственности.

При разработке планов учитываются обеспеченность населения культурно-просветительными учреждениями, рост численности населения (городского и сельского), состояние материально-технической базы учреждений культуры и степень ее использования.

Исходные данные для исчисления расходов па содержание учреждения культуры:

• показатели отнесения учреждения культуры к группам по оплате труда руководителей учреждений культуры;

• расчеты штатной численности, условия оплаты труда;

• внешняя кубатура зданий (по каждому отдельно расположенному зданию), как существующих на начало планируемого года, так и вводимых в эксплуатацию в течение года;

• внутренняя площадь зданий (по каждому отдельно расположенному зданию), как существующих на начало планируемого года, так и вводимых в эксплуатацию в течение года;

• условия договоров па оказание коммунальных услуг и иных услуг по техническому обслуживанию зданий и оборудования;

• нормы и нормативы обеспечения материально-техническими ресурсами, утвержденные в установленном порядке (а при отсутствии утвержденных норм и нормативов фактическое потребление, сложившееся за прошлые годы);

• условия выполнения договоров на поставку материальных ресурсов и срок оплаты;

• сроки полезного использования (нормативный срок службы) основных средств и предметов в составе оборотных средств;

• проектно-сметная документация на капитальный ремонт и др. В зависимости от специфики деятельности учреждения культуры рассчитываются производственные (оперативно-сетевые) показатели, принимаемые для планирования расходов, финансируемых из бюджета.

Публичные библиотеки. Их сеть формируется с учетом количества населения и плотности заселения, дифференцированно для города и деревни.

Количество библиотек в городах определяется исходя из плотности населения и этажности зданий. Условием открытия библиотеки в сельской местности является наличие не менее 750 жителей в зоне обслуживания.

Прогнозирование расширения либо сокращения библиотечной сети основывается на сведениях о численности населения, обслуживаемого действующими библиотеками, радиусе действия последних, количестве их читателей, использовании и состоянии книжных фондов. Анализ читательского спроса позволяет определить дополнительную потребность в пополнении книжных фондов.

Прирост книжных фондов рассчитывается как в натуральных показателях (количество экземпляров), так и в стоимостном выражении. Основными показателями, характеризующими объем работы библиотек и используемыми при отнесении библиотек к группам по оплате труда руководителей, являются производственные показатели среднегодового числа читателей и среднегодового количества книговыдач.

К качественным показателям деятельности библиотеки относятся охват населения библиотечным обслуживанием, посещаемость, читаемость, книгообеспеченность, обращаемость и др.

Сеть клубных учреждений планируется с учетом количества населения, плотности его заселения, радиуса обслуживания, а также пропускной способности учреждения. Для городского и сельского населения отдельно рассчитывается потребность в клубных учреждениях на основе нормативов обеспеченности, которые определяют количество мест па 1000 жителей или количество мест на один клуб.

Основными показателями, характеризующими объем работы учреждения клубного типа, являются показатели количества услуг, оказываемых населению. Отнесение клубных учреждений к группам по оплате труда руководителей также осуществляется на основе показателя количества культурных услуг, оказываемых населению.

Развитие сети музеев планируется с учетом наличия условий, необходимых для их создания, а также в соответствии с Законом Республики Беларусь «О музеях и музейном фонде Республики Беларусь». К главным показателям, характеризующим объем работы музеев, выставок, панорам, других учреждений музейного типа, относятся количество посетителей в год и количество экспонатов основного фонда. Они определяют группу по оплате труда руководителей и составляют основу планирования расходов на содержание.

Парки культуры и отдыха создаются в каждом населенном пункте с числом жителей 20 тыс. человек и более. Основным показателем, отражающим объем работы парков и учитываемым при отнесении парков к группе по оплате труда руководителей, является количество оказанных культурных услуг.

2.4. Планирование расходов по смете учреждений культуры

Планирование расходов по смете учреждений культуры осуществляется в соответствии с экономической классификацией расходов бюджета.

Для планирования фонда оплаты труда работников учреждений культуры, отражаемого в смете по подстатье 01 «3аработная плата рабочих и служащих» статьи 10 «Закупки товаров и оплата услуг», необходимы следующие исходные данные: среднегодовая численность штатных единиц, тарифный оклад в месяц, размер премиального фонда, объем фонда материальной помощи и т.д.

Кроме того, работникам учреждений культуры предусмотрены разного рода надбавки (за творческие достижения в работе, за сложность и напряженность труда, за квалификационные категории и др.) и доплаты (за работу в ночное время, выходные и праздничные дни и др.).

Размеры повышений, надбавок и доплат, условия и порядок их установления определяются в соответствии с действующим законодательством. Доплаты и надбавки не образуют нового должностного оклада.

Плановый фонд оплаты труда работников учреждений культуры, финансируемых из бюджета, включает:

• фонд заработной платы штатных работников;

• фонд премирования;

• фонд оказания материальной помощи;

• фонд надбавок за высокие творческие достижения в работе, сложность и напряженность труда, а также за выполнение особо важных (срочных) работ;

• фонд заработной платы внештатных сотрудников (оплаты труда лиц, которые не состоят в штате данного учреждения, но привлекаются для выполнения работ па договорных началах).

Плановый фонд заработной платы ш т а т н ы х работников определяется исходя из фонда заработной платы работников в соответствии с утвержденным штатным расписанием. Число должностей основного персонала рассчитывается по штатным нормативам, в которых учтены условия и объем работы учреждения культуры. Административно-хозяйственный и прочий персонал формируется типовым штатам, установленным для данного типа учреждений.

Отдельно делается расчет фонда оплаты труда в н е ш т а т н ы х сотрудников, который включается в общий фонд оплаты труда.

IIремиальный фонд создается за счет средств бюджета в размерах, определенных действующим законодательством, а также за счет экономии средств, предусмотренных на оплату труда.

Фонд материальной помощи планируется в процентах от планового фонда заработной платы штатных работников (в размере, соответствующем действующему законодательству), который исчисляется путем суммирования оплаты труда по основному окладу, надбавок к заработной плате и дополнительной оплаты.

По подстатье 02 «Начисления на заработную плату» отражаются расходы, исчисленные в установленных размерах к заработной плате рабочих и служащих, на уплату взносов по государственному социальному страхованию (обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь) и обязательному страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний.

По подстатье 03 «Приобретение предметов снабжения и расходных материалов» учитываются расходы по закупке канцелярских принадлежностей, материалов и предметов для текущих хозяйственных целей, а также прочих расходных материалов и предметов снабжения.

Подстатья 04 «Командировки и служебные разъезды» объединяет расходы на оплату проезда, суточных и квартирных при служебных командировках; подъемные; расходы по служебным разъездам, на оплату командировок на курсы, сессии, съезды, совещания и конференции. Подстатья 05 «Оплата транспортных услуг» учитывает расходы по содержанию транспорта (автомобильного, гужевого и др.), включая капитальный и текущий ремонт транспортных средств, а также по найму транспорта для подвоза воды, дров, вывоза мусора, снега и для других хозяйственных целей.

Подстатья 06 «Оплата услуг связи» отражает расходы по установке средств связи и радиоточек, абонентной плате, оплате переговоров, всякого рода почтовых отправлений (в том числе посылок, теле- и радиограмм, денежных переводов и т.п.), эксплуатации технических средств связи (включая их ремонт), абонентной плате за пользование радио.

Подстатья 07 «Оплата коммунальных услуг» аккумулирует расходы:

• за отопление, в том числе по доставке, распиловке, колке и укладке дров;

• освещение помещений, дворов, улиц и площадей;

• оплату водоснабжения, канализации и ассенизации;

• оплату топлива, электроэнергии и воды для хозяйственных и других целей;

• уборку, переработку мусора;

• технадзор и пожарный надзор;

• вневедомственную охрану;

• аренду помещений и др.

В подстатье 10 «Прочие текущие расходы на закупку товаров и услуг» учитываются затраты на оплату текущего ремонта оборудования и инвентаря, текущего ремонта зданий и помещений, а также прочие текущие расходы.

Статья 30 «Текущие бюджетные трансферты» предназначена для отражения расходов, производимых учреждениями культуры, в разрезе следующих элементов:

1 30 01 01 «Субсидии государственным предприятиям и организациям» – расходы по финансированию производства фильмов в соответствии с программой развития национальной кинематографии;

1 30 01 03 «Убытки предприятий и организаций, возникающие при продаже товаров (работ, услуг)» – расходы на покрытие убытков творческо-производственной (эксплуатационной) деятельности театрально-зрелищных и концертных предприятий (организаций) и производственной деятельности предприятий киновидеопроизводства.

Статья 40 «Капитальные вложения в основные фонды» включает все виды расходов, способствующие приросту основных производственных и непроизводственных фондов. Указанные расходы отражаются в подстатьях 2 40 01 00 «Приобретение оборудования и других основных средств» и 2 40 03 00 «Капитальный ремонт»..

5. Особенности планирования расходов на театрально-зрелищные, концертные организации и киносеть

Для таких учреждений культуры, как кинотеатры и театрально-зрелищные учреждения, характерно смешанное финансирование. Их деятельность целесообразно организовывать на принципах хозрасчета, т.е. финансировании из внебюджетных источников (прибыли от осуществления основной деятельности), а бюджетные средства могут предоставляться в виде субсидий на возмещение разницы между расходами и доходами.

Государственные театрально-зрелищные (концертные) организации (ТЗО) создаются республиканским органом управления (собственником) для осуществления социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируются частично из бюджета. К данной категории относятся профессиональные театры и профессиональные музыкальные коллективы: оркестры (симфонические, духовые, эстрадные и оркестры народных инструментов), хоры и капеллы, ансамбли (песни и танца, хореографические, народных танцев).

Государственные дотации им принято выделять по двум направлениям:

1) на покрытие эксплуатационных расходов с включением в доход ТЗО;

2) на выполнение государственного заказа по театрально-концертному обслуживанию населения, целевых творческих заказов по созданию новых спектаклей и концертных программ.

Планирование деятельности ТЗО отличается спецификой. В театрах оно охватывает все процессы – от планирования текущего репертуара до производственно-финансовой деятельности. Концертные организации строят свою работу на основе плана художественных мероприятий по концертному обслуживанию населения, который составляется с учетом общественно-политических событий, памятных дат, юбилеев. Производственно-финансовый план Т3О является развернутой программой его творческой и финансово-хозяйственной деятельности, на которую влияют различные факторы.

Производственно-финансовый план театра, формируемый на основе широкого круга взаимоувязанных количественных и качественных показателей, включает следующие основные разделы (частные планы):

• репертуарный план;

• план эксплуатационной деятельности;

• смету общетеатральных затрат;

• план по труду и заработной плате;

• план снабжения;

• финансовый план.

Концертные организации разрабатывают:

• экономические показатели плана;

• калькуляцию стоимости концерта;

• план по труду;

• смету доходов и расходов;

• финансовый план.

В планах предусматриваются показатели развития сети театров: их вместимость (пропускная способность); количество премьерных спектаклей; количество обслуженных зрителей; валовые сборы денежных средств от спектаклей и представлений; затраты па эксплуатацию театров, концертных залов и других учреждений искусства.

Наряду со спектаклями в планы закладывается определенное количество выездных и гастрольных спектаклей. Раздельно планируются утренние (дневные) и вечерние спектакли (число обслуживаемых зрителей; валовой сбор, определяемый по количеству и стоимости проданных билетов; другие показатели).

При составлении планов финансово-хозяйственной деятельности театров (филармоний) и определении размеров валовых сборов важнейшим показателем является коэффициент загрузки зрительных залов – процентное соотношение состоявшихся посещений зрительного зала и предельного числа возможных посещений при продаже всех билетов на все спектакли.

Доходы ТЗО складываются из следующих средств:

• выручки (валового сбора) от продажи билетов и абонементов на выступления своих или сторонних коллективов и исполнителей как на стационарной сцене, так и на выездах и гастролях;

• средств, поступивших от сторонних организаций за предоставление им артистических кадров;

• субсидий из бюджета;

• средств, поступающих от организаций в качестве возмещения (компенсации) потерь в доходах за отмену плановых мероприятий на стационарных или арендованных площадках в соответствии с заключенными долевыми договорами;

• средств за показ по телевидению и трансляцию по радио спектаклей, концертов, представлений из текущего репертуара либо специально подготовленных по договорам со студиями телевизионных и радиоустановок; за участие своих коллективов в съемках кинофильмов и т.п.;

• прочих доходов от эксплуатационной деятельности (от реализации программ, буклетов, либретто; от арендной платы; от сдачи в прокат сценическо-постановочных средств, инструментов и т.п.;

• других источников.

Структура расходов Т3О включает следующие элементы:

• заработную плату;

• расходы па пополнение, содержание и ремонт материального оформления постановок текущего репертуара;

• расходы на исходный реквизит, грим, билеты и другие материальные расходы по текущему репертуару;

• амортизацию;

• расходы па рекламу;

• комиссионное вознаграждение организациям и уполномоченным за реализацию билетов;

• оплату суточных, квартирных, транспортных расходов и аренды помещений па гастролях и выездах;

• расходы на содержание транспорта;

• оплату услуг сторонних организаций;

• расходы на содержание, текущий ремонт зданий, оборудования и возмещение износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

• расходы па постановку новых и капитальное возобновление существующих программ;

• прочие расходы.

IIлан по труду и заработной плате предусматривает общую численность работников театра и фонд заработной платы.

Расходы планируются по сметам в отдельности на каждую новую (или капитально возобновляемую) постановку и разносятся по двум разделам:

1) овеществленные затраты;

2) неовеществленные затраты.

В раздел о в е щ е с т в л е н н ы х (материальных) затрат включаются расходы па изготовление или приобретение материального оформления только для данной постановки. В раздел н е о в е щ е с т в л е н н ы х затрат включаются: гонорары драматургам и композиторам за создание произведений (по договорам); отлата работы привлекаемых режиссеров, художников, балетмейстеров, консультантов, педагогов (по договорам); расходы по выездам штатого режиссера, художника; приобретение иконографических и литературных материалов; оплата записи музыкального и шумового оформления; другие затраты.

Исходя из плановых показателей по доходам и расходам ТЗО рассчитывается прогнозная сумма бюджетных субсидий.

Планирование расходов киносети основывается на таких показателях ее развития и эксплуатации, как количество киноустановок (по видам на конец периода по ведомственной принадлежности, но городу и селу) и уровень кинофикации (количество мест в кинотеатрах, клубах, домах культуры и других стационарных киноустановках, в которых производится платный показ кинофильмов).

Количество киноустановок планируется исходя из их наличия на начало планируемого периода, ожидаемого ввода в действие новых и возможного выбытия действующих киноустановок.

Исходным показателем при планировании киносети является уровень кинофикации. Обеспеченность городского населения киноустановками определяется таким показателем, как количество зрительных мест на 1000 жителей; сельского населения – как количество жителей, приходящихся на одну киноустановку, или удельный вес сельских населенных пунктов, имеющих киноустановки.

Показатели эксплуатации киносети:

• общее количество рабочих дней группы киноустановок (рассчитывается как произведение количества среднедействующих киноустановок и среднего количества рабочих дней одной киноустановки на планируемый период);

• общее количество киносеансов (произведение количества рабочих дней по планируемой группе киноустановок (уточним, что расчет делается по залу, который работает наибольшее количество дней) и среднего количества киносеансов одной киносеансов в день (отдельно для взрослых и детей) с учетом остановки кинотеатра на плановый ремонт;

• пропускная способность киноустановок;

• наполняемость зрительного зала;

• количество зрителей на сеанс (по кинопередвижкам);

• средняя посещаемость кино на душу населения;

• средняя цена посещения кино.

19.3. Характеристика расходов на средства массовой информации

Эти расходы отражаются по подразделу 08 03 «Средства массовой информации» функциональной классификации в разрезе следующих видов расходов:

• 08 03 01 «Телевидение и радиовещание» – отражаются расходы на телевидение и радиовещание по параграфам указанного подраздела, в том числе:

– по содержанию Национальной государственной телерадиокомпании;

– обеспечению распространения сигнала телеканалов «ОНТ», «СТВ», «Россия» на территории республики;

– формированию госзаказа по производству на конкурсной основе общественно-политических и социально значимых телепроектов для республиканских телеканалов;

– эксплуатации (аренде) каналов и линий передач;

• 08 03 02 «Периодическая печать и издательства» – отражаются расходы, связанные с поддержкой редакций государственных периодических изданий (параграф 272), книгоиздания (параграф 273), а также издания отраслевой научно-методической литературы, и иные аналогичные расходы;

• 08 03 03 «Прочие вопросы в области средств массовой информации» – отражаются расходы:

– по сбору, подготовке и распространению официальной информации Белорусским телеграфным агентством (БЕЛТА);

– содержанию Национальной книжной палаты Беларуси и других учреждений;

– финансированию мероприятий информационного характера;

– организации выставок, фестивалей, ярмарок, конкурсов, национальных праздников, научно-практических конференций и семинаров и других мероприятий в области средств массовой информации (параграф 277);

– осуществлению руководства и реализации программ в этой области;

– поддержке инновационных фондов;

связанные с капитальными вложениями в области средств массовой информации (по соответствующим параграфам).


Наши рекомендации