Норма права. нормативный правовой акт
Норма― правило, образец.
Норма права― идеальная юридическая модель (программа) поведения людей в определенной ситуации.
Признаки правовых норм:
― исходят от государства и поддерживаются принудительной силой государства;
― имеют общеобязательный характер;
― действуют постоянно, исполняются многократно;
― имеют формальное выражение, то есть устанавливаются государством в нормативных актах;
― служат для регулирования общественных отношений.
Структура и содержание состава нормы права представлена в таблице 7.
Таблица 7
Состав нормы права
Гипотеза (предположение) | Диспозиция (распоряжение) | Санкция (взыскание) |
Описывает условия выполнения права | Описывает само правило поведения | Предусматривает последствия неисполнения норм |
«если…» | «то…» | «иначе…» |
Примеры | ||
Граждане РФ, достигшие 18 лет | Имеют право избирать | Лица, препятствующие осуществлению этого права, привлекаются к административной или уголовной ответственности |
Если наймодатель сдал внаем имущество | То он обязан поддерживать данное имущество в надлежащем состоянии в пределах законных прав нанимателя | Иначе могут быть приняты меры государственного воздействия, направленные на защиту прав той или иной стороны в договоре |
Если требуется законом или соглашением сторон, хотя бы закон не требовал нотариальной формы для данного вида сделки | То обязательно нотариальное удостоверение сделок | Несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее недействительность и ничтожность |
На практике при изложении правовой нормы в тексте закона все три ее элемента вместе встречаются не всегда. Иногда в одной статье излагаются несколько норм, чаще наоборот ― норма излагается в нескольких статьях, иногда в разных законах. Чаще всего в отдельные статьи выделяют санкции тех или иных норм. Связано это с особенностями различных отраслей права.
۩Классификация видов правовых норм
1) по силе предписания законодателя: 1.1. императивные (категорические) ― точно определяют права и обязанности (« только так»); 1. 2. диспозитивные ― дают возможность выбора поведения («так или этак»); 1.3. бланкетные ― отсылают к правилам, установленных в других актах;
2) по основным функциям права: 2.1. регулятивные нормы, определяют субъективные права и юридические обязанности, условия их возникновения и действия; по форме воздействия на поведения могут быть: 2.1.1запрещающие (определяют, чего нельзя делать); 2.1.2.обязывающие (определяют то, что нужно делать); 2.1.3.управомочивающие (определяют то, что можно сделать); 2 .2. правоохранительные ― определяют условия применения мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер;
3) по характеру права: 3.1. нормы материального права ― определяют непосредственную юридическую регламентацию общественных отношений; 3.2. нормы процессуального права ― определяют процессуальные формы судебной защиты общественных отношений;
4) по времени действия: 4.1. неопределенного срока действия, то есть постоянные; 4.2. определенного срока действия, то есть временные;
5) по вопросам: 5.1. основные ― предусматривают общие исходные положения регулирования определенных отношений; 5.2. конкретизирующие ― развивают исходные положения, регламентируют более конкретные, частные вопросы на основе и в рамках общих норм права;
6) по действию в пространстве: 6.1. общего действия ― действуют на всей территории; 6.2. местного действия ― действуют на определенной местности, указанной в самом акте;
7) по действию по лицам: 7.1. общие ― касаются всех; 7.2 . специальные ― касаются определенных лиц или организацией; 7.3. конкретные ― касаются конкретного субъекта права (одного);
8) по органу, издавшему нормы: 8.1.федеральные;8.2.республиканские;8.3 .нормы в указах Президента;8.4.нормы в постановлениях правительства;8.5.местные;8.6.нормы подзаконных актов;8.7.другие.
NB! Значение нормы права не только для правовой сферы жизни общества, но и для всех других (социальной, экономической, духовной и сферы политики и социального управления общества) трудно переоценить, если не забывать, что именно она является первым среди равных элементом/компонентом системы права. |
•
Система права― внутренняя организация права.
Элементы системы права:
А) правовая норма ― первичный элемент системы права;
Б) институт права ― совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений. Так, например, Государственное (конституционное) право регулирует: институт гражданства; институт избирательного права; институт государственной службы и др.; Гражданское право ― институт собственности; институт найма жилого помещения; институт обязательного права; институт купли-продажи; институт дарения; институт авторского права; институт наследования и др.; Трудовое право ― институт заработной платы; институт трудового договора; институт рабочего времени; институт времени отдыха и др.; Финансовое право ― институт государственных доходов; институт государственных расходов; институт бюджетного финансирования и др.
Занимает промежуточное положение между правовой нормой и отраслью права;
В) отрасль права ― крупное подразделение системы права ― совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу (область) однородных общественных отношений. Внутри отрасли права правовые нормы группируются и распределяются по институтам права ― группам правовых норм, которыми в пределах отраслирегулируется определенный вид однородных общественных отношений.
NB! К признакам отрасли права относятся: ― каждая отрасль есть крупная составная часть системы права; ― каждая имеет особый предмет регулирования. Предмет правового регулирования отрасли― это определенные общественные отношения; ― каждая имеет свое законодательство, то есть кодексы или кодифицированные правовые акты; ― согласуют и дополняют друг друга; ― каждая имеет свой особый метод регулирования. Метод правового регулирования― это приемы, способы и средства правового воздействия на общественные отношения. |
Система права включает следующие основные отрасли права:
• конституционное (государственное) ― совокупность норм права, регулирующих политические отношения и закрепляющих основы государственного и общественного строя, правовое положение личности, систему органов государственной власти, государственное устройство;
• административное ― отрасль права, нормами которой регулируются управленческие отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти;
•финансовое ― регулирует отношения по сбору налогов, формированию государственного бюджета, расходованию средств и их распределения;
• земельное ― совокупность правовых норм, регулирующих отношения землепользования;
• гражданское ― совокупность норм права, регулирующих имущественные и некоторые неимущественные (например, по поводу интеллектуальных прав) отношения;
• семейное ― нормы права, которые регулируют имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно-семейных отношений;
• трудовое ― нормы права, устанавливающие порядок возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений между работником и работодателем, продолжительность рабочего времени, систему заработной платы и времени отдыха;
• уголовное ― это отрасль права, состоящая из правовых норм, определяющих, какие деяния являются опасными для общества (преступлением) и какие наказания за их совершение устанавливает государство;
• экологическое ― развивающаяся отрасль отечественного законодательства, основное назначение которого заключается в обеспечении конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, получение достоверной информации о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим нарушением;
• гражданское процессуальное ― это отрасль права, состоящая из принципов состязательности и равноправия сторон гражданского судопроизводства, с одной стороны, и правовых норм, определяющих правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел;
• уголовно-процессуальное ― отрасль права, регулирующая деятельность, связанную с возбуждением уголовных дел, предварительным расследованием и их судебным рассмотрением.
Из сказанного вытекает, что в системе права сосуществуют:
• три отрасли права:
1) базовые (профилирующие) отрасли― охватывают главные правовые режимы, концентрируют главные, первичные, с правовой стороны, юридические средства регулирования (Государственное (конституционное) право, Административное право, Уголовное право, Гражданское право, Административно-процессуальное право, Уголовно-процессуальное право, Гражданско-процессуальное право);
2) специальные отрасли ― охватывают модифицированные правовые режимы, приспособленные к особым сферам жизни общества (Семейное право, Трудовое право, Земельное право, Социальное право, Финансовое право, Налоговое право, Уголовно-исполнительное право (исправительно-трудовое право), Арбитражно-процессуальное право);
3) комплексные отрасли материального права ― соединяют в равном объеме и в равном значении нормы базовых и специальных отраслей (Хозяйственное право, Сельскохозяйственное право, торговое право, Жилищное право, Муниципальное право, Право прокурорского надзора, Таможенное право, Экологическое право, Природоохранительное право, Морское право);
• материальные отрасли, которые закрепляют распределение и принадлежность субъектам права социальных благ, прямо регулируют общественные отношения, связанные с социальными благами, и процессуальные отрасли, которые определяют процедуры реализации норм материального права, порядок разрешения юридических дел;
• два правовых пространства:
― публичное право, которое выражает публичный интерес, то есть общегосударственный интерес, регулирует отношения между государством и гражданином. Другими словами, это ― отношения власти и подчиненных. Речь идет о конституционном, административном, финансовом, уголовном, уголовно-процессуальном отраслях права;
― частное право, которое выражает частные интересы, то есть интересы отдельных индивидов или объединений частных лиц, регулирует отношения между субъектами права на основе их взаимных обязательств. Другими словами, это ― отношения равных субъектов правоотношений. Речь идет о гражданском, семейном, трудовом отраслях права.
NB! Локальные правовые акты образовательной организации (ОО)необходимо рассматривать как необходимыйкомпонент ее правового пространства. Сказанное вытекает из структуры и содержания понятия «организационно-распорядительный документ», закрепленных в ГОСТ Р 51141―98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»: «организационно-распорядительный документ (ОРД)― видписьменного документа, в котором фиксируются решения административных и организационных вопросов, а также вопросов управления, взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности органов власти, учреждений, предприятий, организаций, их подразделений и должностных лиц». Примерный перечень локальных нормативных актов ОО с указанием порядка принятия, утверждения, введения в действие представлен ниже. Для целей настоящего раздела лекции-беседы используются следующие понятия и термины: Совет ОО (Управляющий совет)― орган самоуправления ОО, создаваемый в целях развития коллегиальных и общественных инициатив, реализации прав образовательной организации на автономию в вопросах организации образовательного процесса и финансово-хозяйственной деятельности на основе принципа демократического, государственно-общественного характера управления образованием. Деятельность Совета в ОО должна регулироваться Уставом организации и Положением о Совете (Управляющем совете) ОО. Попечительский совет ОО― орган самоуправления ОО, создаваемый в целях развития государственно-общественных форм управления в сфере образования. Деятельность Попечительского совета должна регулироваться Постановлением правительства РФ от 10.12.1999 г. №1379 «Об утверждении примерного положения о попечительском совете образовательного учреждения», Уставом ОО и локальным актом ОО ― Положением о Попечительском совете ОО. Родительский комитет ОО ― орган самоуправления ОО, создаваемый в целях содействия ОО и семье в осуществлении общего среднего (полного) образования, обеспечения у обучающихся глубоких и прочных знаний основ наук, воспитания у них высоких нравственных качеств, сознательного отношения к труду, ответственности, организованности и дисциплины; а также культуры поведения, в правовом, эстетическом, физическом воспитании обучающихся, охране их здоровья. Деятельность родительского комитета должна регулироваться Уставом ОО и локальным актом ОО ― Положением о Родительском комитете. Методическое объединение(учителей-предметников) ОО― орган самоуправления ОО, создаваемый с целью формирования и развития профессионально-педагогической и методологической культуры учителей. Деятельность Методического совета должна регулироваться Уставом ОО и локальным актом ― Положением и Методическом (предметном) совете ОО. Примерный перечень локальных нормативных актов ОО с указанием порядка принятия, утверждения, введения в действие I. Утверждает (подписывает) руководитель (организационно-распорядительная документация): • Положения о коллегиальных органах управления (об административном совете, производственном совещании и др.); • Положения о структурных подразделениях (о столовой, библиотеке, медицинском кабинете и др.); • Структуру (организационную) и штатное численность; • Штатное расписание; • Инструкцию по делопроизводству и Номенклатуру дел; • Должностные инструкции работников; • другие документы, согласно Номенклатуре дел. II. Утверждает руководитель после принятия органами самоуправления ОО: • Положение о хозрасчетном структурном подразделении (принятие ― Советом ОО); • Учебный план (принятие ― Педагогическим советом ОО); • Годовой календарный учебный график (согласовано с Учредителем, принято ― Советом ОО); • Положение об учебном кабинете (проект готовится соответствующими предметными методическими объединениями); • Положение о музее (принятие ― Советом ОО); • другие локальные акты. III. Утверждает руководитель с участием органов самоуправления: 3.1. Руководитель с учетом мнения профкома (или по согласованию с ним): • Коллективный договор (подписывается обеими сторонами); • Правила внутреннего трудового распорядка; • Положения о доплатах и надбавках; • Положение о комиссии по трудовым спорам; • Положение об аттестации работников; • Положение о порядке и условиях предоставления дополнительного отпуска за непрерывную преподавательскую работу; • Инструкции по охране труда и техники безопасности и правилам работы на травмоопасных участках, рабочих местах, учебных лабораториях и кабинетах; • Тарификацию и расписание занятий; • другие локальные акты. 3.2. Утверждает совместно Совет ОО и руководитель с учетом мнения профкома (локальные акты, регулирующие трудовые отношения и внебюджетную деятельность): • Положение о фонде внебюджетных средств (резервный фонд, фонд развития образования); • Положение о премировании из внебюджетных средств. 3.3. Утверждают совместно руководитель и Совет ОО: • Программу развития ОО; • Социальные программы, финансируемые из внебюджетных средств; • Правила внутреннего распорядка. 3.4. Утверждает руководитель по согласованию с Советом ОО: • Сметы доходов и расходов внебюджетных средств; • Штатное расписание (дополнительное), финансируемое из внебюджетных средств. IV. Утверждают органы самоуправления с последующим введением локального акта в действие приказом руководителя: 4.1. Локальные акты, регулирующие образовательный процесс, взаимоотношения субъектов (участников) образовательного процесса, утверждает Педагогический совет: • Положение о системе отметок, формах,, порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации обучающихся; • Положения о формах получения образования (экстернат, семейное образование, обучение по индивидуальным программам); • Положение о конфликтной комиссии при проведении (устных) экзаменов; • Положения о школьной предметной олимпиаде, научно-практических конференциях и другое. 4.2. Локальные акты, регулирующие деятельность органов самоуправления, творческих, общественных и объединений обучающихся: 4.2.1. Утверждает общее собрание ОО: • Положение о Совете ОО. 4.2.2. Утверждает Совет: • Положение о Педагогическом совете; • Положение о Попечительском совете; • Положение о родительском комитете; • Положение о совете старшеклассников; • Положения об объединениях обучающихся (детские общественные организации). 4.2.3. Утверждает Педагогический совет: • Положение о (предметном) методическом совете; • Положение о научно-методическом совете; • Положение о творческом коллективе. 4.2.4. Утверждает Научно-методический совет: • Положение о научном сообществе обучающихся. 4.3 . Локальные акты, направленные на защиту прав, охрану жизни и здоровья обучающихся, а также инициирующие внебюджетную деятельность, утверждает Совет ОО: • Положение об уполномоченном по правам ребенка ОО; • Положение о платных дополнительных образовательных услугах; • Положение о предпринимательской деятельности ОО; • Форма договора с родителями (законными представителями) на оказание платных дополнительных образовательных услуг; • Форма договора ОО с родителями (законными представителями) на получение образования обучающимися. В качестве конкретного локального правового акта ОО мы представляем «Правила внутреннего распорядка для обучающихся Специализированного учебно-научного центра Уральского федерального университета имени первого Президен6та России Б.Н. Ельцина» (СУНЦ УрФУ)», утвержденных директором СУНЦ УрФУ 25 сентября 2012 г.: «Правила внутреннего распорядка способствуют воспитанию сознательного отношения к обучению, укреплению учебной дисциплины, соблюдению норм охраны труда и техники безопасности, рациональному использованию рабочего времени, улучшению качества учебного процесса. Настоящие правила внутреннего распорядка разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Законом Российской Федерации «Об охране труда»Ю, Уставом Университета, правилами внутреннего распорядка обучающихся Университета, Положением о СУНЦ УрФУ и другими нормативными документами Университета и СУНЦ УрФУ. Выполнение настоящих правил внутреннего распорядка является обязательным условием обучения в СУНЦ УрФУ. За нарушение правил внутреннего распорядка и учебной дисциплины обучающимся может быть применено одно из следующих дисциплинарных взысканий: ― замечание; ― выговор; ― исключение из СУНЦ УрФУ. В случае нанесения обучающимися материального ущерба имуществу СУНЦ родители обучающихся (законные представители) или лица их заменяющие, несут материальную ответственность в установленном законе порядке. 1. Основные обязанности обучающихся 1. Соблюдать законодательство РФ, Устав Университета, настоящие Правила, локальные нормативные акты (приказы, распоряжения ректора, директора СУНЦ), инструкции по охране труда и технике безопасности. 2. Соблюдать действующий в Университете и СУНЦ пропускной режим. 3. беречь имущество СУНЦ. 4. Соблюдать установленный учебный распорядок дня. 5. Добросовестно учиться: 5.1. Выполнять требования учебной программы в сроки, установленные графиком учебного процесса. 5.2. Не допускать академической неуспеваемости. 5.3 . Посещать все виды учебных занятий и консультаций в соответствии с учебным планом, утвержденным Ученым советом СУНЦ УрФУ. Не допускать пропусков и опозданий на уроки без уважительных причин. 5.4 . Соблюдать правила и нормы техники безопасности, пожарной безопасности и норм гигиены и санитарии. 5.5. бережно относиться к имуществу СУНЦ. 5.6. Соблюдать и поддерживать чистоту в помещениях и на территории СУНЦ. 5.7. проявлять уважение к обучающимся и работникам СУНЦ УрФУ. 5.8. Способствовать развитию и росту престижа СУНЦ УрФУ. 2. Права обучающихся 1. Избираться и быть избранным в органы самоуправления СУНЦ (лицейский совет). 2. Повышать свой научный уровень, участвовать в научной и научно-практической деятельности. 3. Повышать свой культурный уровень в общественной жизни и мероприятиях, проводимых в СУНЦ. 4. Оказывать любую помощь СУНЦ. 5. Быть поощренным за активное участие в жизни СУНЦ. 6. Вносить предложения по деятельности СУНЦ. 3. Действия, несовместимые с обучением в СУНЦ 1. Распитие алкогольных напитков, в том числе пива, появление в СУНЦ в нетрезвом состоянии. 2. Употребление и распространение наркотиков и токсических веществ. 3. Курение на территории СУНЦ, в учебных корпусах и в помещениях общежития. 4. Употребление ненормативной лексики, унижение человеческого достоинства, вымогательство. 5. Небрежное отношение к имуществу СУНЦ, загрязнение территории и вандализм». |
Основные понятия
Базовые (профилирующие) отрасли права | Признаки отрасли права |
Виды правовых норм | Предмет правового регулирования отрасли права |
Институты права | Признаки правовых норм |
Комплексные отрасли материального права | Процессуальные отрасли права |
Материальные отрасли права | Публичное право |
Методическое объединение ОО | Родительский комитет ОО |
Метод правового регулирования отрасли права | Система права |
Норма | Совет ОО |
Норма права | Состав нормы права |
Организационно-распорядительные документы (ОРД) | Специальные отрасли права |
Отрасль права | Частное право |
Попечительский совет ОО |