Норма права. нормативный правовой акт

Норма― правило, образец.

Норма права― идеальная юридическая модель (программа) поведения людей в определенной ситуации.

Признаки правовых норм:

― исходят от государства и поддерживаются принудительной силой государства;

― имеют общеобязательный характер;

― действуют постоянно, исполняются многократно;

― имеют формальное выражение, то есть устанавливаются государством в нормативных актах;

― служат для регулирования общественных отношений.

Структура и содержание состава нормы права представлена в таблице 7.

Таблица 7

Состав нормы права

Гипотеза (предположение) Диспозиция (распоряжение) Санкция (взыскание)
Описывает условия выполнения права Описывает само правило поведения Предусматривает последствия неисполнения норм
«если…» «то…» «иначе…»
Примеры
Граждане РФ, достигшие 18 лет Имеют право избирать Лица, препятствующие осуществлению этого права, привлекаются к административной или уголовной ответственности
Если наймодатель сдал внаем имущество То он обязан поддерживать данное имущество в надлежащем состоянии в пределах законных прав нанимателя Иначе могут быть приняты меры государственного воздействия, направленные на защиту прав той или иной стороны в договоре
Если требуется законом или соглашением сторон, хотя бы закон не требовал нотариальной формы для данного вида сделки То обязательно нотариальное удостоверение сделок Несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее недействительность и ничтожность

На практике при изложении правовой нормы в тексте закона все три ее элемента вместе встречаются не всегда. Иногда в одной статье излагаются несколько норм, чаще наоборот ― норма излагается в нескольких статьях, иногда в разных законах. Чаще всего в отдельные статьи выделяют санкции тех или иных норм. Связано это с особенностями различных отраслей права.

۩Классификация видов правовых норм

1) по силе предписания законодателя: 1.1. императивные (категорические) ― точно определяют права и обязанности (« только так»); 1. 2. диспозитивные ― дают возможность выбора поведения («так или этак»); 1.3. бланкетные ― отсылают к правилам, установленных в других актах;

2) по основным функциям права: 2.1. регулятивные нормы, определяют субъективные права и юридические обязанности, условия их возникновения и действия; по форме воздействия на поведения могут быть: 2.1.1запрещающие (определяют, чего нельзя делать); 2.1.2.обязывающие (определяют то, что нужно делать); 2.1.3.управомочивающие (определяют то, что можно сделать); 2 .2. правоохранительные ― определяют условия применения мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер;

3) по характеру права: 3.1. нормы материального права ― определяют непосредственную юридическую регламентацию общественных отношений; 3.2. нормы процессуального права ― определяют процессуальные формы судебной защиты общественных отношений;

4) по времени действия: 4.1. неопределенного срока действия, то есть постоянные; 4.2. определенного срока действия, то есть временные;

5) по вопросам: 5.1. основные ― предусматривают общие исходные положения регулирования определенных отношений; 5.2. конкретизирующие ― развивают исходные положения, регламентируют более конкретные, частные вопросы на основе и в рамках общих норм права;

6) по действию в пространстве: 6.1. общего действия ― действуют на всей территории; 6.2. местного действия ― действуют на определенной местности, указанной в самом акте;

7) по действию по лицам: 7.1. общие ― касаются всех; 7.2 . специальные ― касаются определенных лиц или организацией; 7.3. конкретные ― касаются конкретного субъекта права (одного);

8) по органу, издавшему нормы: 8.1.федеральные;8.2.республиканские;8.3 .нормы в указах Президента;8.4.нормы в постановлениях правительства;8.5.местные;8.6.нормы подзаконных актов;8.7.другие.

NB! Значение нормы права не только для правовой сферы жизни общества, но и для всех других (социальной, экономической, духовной и сферы политики и социального управления общества) трудно переоценить, если не забывать, что именно она является первым среди равных элементом/компонентом системы права.

Система права― внутренняя организация права.

Элементы системы права:

А) правовая норма ― первичный элемент системы права;

Б) институт права ― совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений. Так, например, Государственное (конституционное) право регулирует: институт гражданства; институт избирательного права; институт государственной службы и др.; Гражданское право ― институт собственности; институт найма жилого помещения; институт обязательного права; институт купли-продажи; институт дарения; институт авторского права; институт наследования и др.; Трудовое право ― институт заработной платы; институт трудового договора; институт рабочего времени; институт времени отдыха и др.; Финансовое право ― институт государственных доходов; институт государственных расходов; институт бюджетного финансирования и др.

Занимает промежуточное положение между правовой нормой и отраслью права;

В) отрасль права ― крупное подразделение системы права ― совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу (область) однородных общественных отношений. Внутри отрасли права правовые нормы группируются и распределяются по институтам права ― группам правовых норм, которыми в пределах отраслирегулируется определенный вид однородных общественных отношений.

NB! К признакам отрасли права относятся: ― каждая отрасль есть крупная составная часть системы права; ― каждая имеет особый предмет регулирования. Предмет правового регулирования отрасли― это определенные общественные отношения; ― каждая имеет свое законодательство, то есть кодексы или кодифицированные правовые акты; ― согласуют и дополняют друг друга; ― каждая имеет свой особый метод регулирования. Метод правового регулирования― это приемы, способы и средства правового воздействия на общественные отношения.

Система права включает следующие основные отрасли права:

• конституционное (государственное) ― совокупность норм права, регулирующих политические отношения и закрепляющих основы государственного и общественного строя, правовое положение личности, систему органов государственной власти, государственное устройство;

• административное ― отрасль права, нормами которой регулируются управленческие отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти;

•финансовое ― регулирует отношения по сбору налогов, формированию государственного бюджета, расходованию средств и их распределения;

• земельное ― совокупность правовых норм, регулирующих отношения землепользования;

• гражданское ― совокупность норм права, регулирующих имущественные и некоторые неимущественные (например, по поводу интеллектуальных прав) отношения;

• семейное ― нормы права, которые регулируют имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно-семейных отношений;

• трудовое ― нормы права, устанавливающие порядок возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений между работником и работодателем, продолжительность рабочего времени, систему заработной платы и времени отдыха;

• уголовное ― это отрасль права, состоящая из правовых норм, определяющих, какие деяния являются опасными для общества (преступлением) и какие наказания за их совершение устанавливает государство;

• экологическое ― развивающаяся отрасль отечественного законодательства, основное назначение которого заключается в обеспечении конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, получение достоверной информации о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим нарушением;

• гражданское процессуальное ― это отрасль права, состоящая из принципов состязательности и равноправия сторон гражданского судопроизводства, с одной стороны, и правовых норм, определяющих правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел;

• уголовно-процессуальное ― отрасль права, регулирующая деятельность, связанную с возбуждением уголовных дел, предварительным расследованием и их судебным рассмотрением.

Из сказанного вытекает, что в системе права сосуществуют:

• три отрасли права:

1) базовые (профилирующие) отрасли― охватывают главные правовые режимы, концентрируют главные, первичные, с правовой стороны, юридические средства регулирования (Государственное (конституционное) право, Административное право, Уголовное право, Гражданское право, Административно-процессуальное право, Уголовно-процессуальное право, Гражданско-процессуальное право);

2) специальные отрасли ― охватывают модифицированные правовые режимы, приспособленные к особым сферам жизни общества (Семейное право, Трудовое право, Земельное право, Социальное право, Финансовое право, Налоговое право, Уголовно-исполнительное право (исправительно-трудовое право), Арбитражно-процессуальное право);

3) комплексные отрасли материального права ― соединяют в равном объеме и в равном значении нормы базовых и специальных отраслей (Хозяйственное право, Сельскохозяйственное право, торговое право, Жилищное право, Муниципальное право, Право прокурорского надзора, Таможенное право, Экологическое право, Природоохранительное право, Морское право);

• материальные отрасли, которые закрепляют распределение и принадлежность субъектам права социальных благ, прямо регулируют общественные отношения, связанные с социальными благами, и процессуальные отрасли, которые определяют процедуры реализации норм материального права, порядок разрешения юридических дел;

• два правовых пространства:

― публичное право, которое выражает публичный интерес, то есть общегосударственный интерес, регулирует отношения между государством и гражданином. Другими словами, это ― отношения власти и подчиненных. Речь идет о конституционном, административном, финансовом, уголовном, уголовно-процессуальном отраслях права;

― частное право, которое выражает частные интересы, то есть интересы отдельных индивидов или объединений частных лиц, регулирует отношения между субъектами права на основе их взаимных обязательств. Другими словами, это ― отношения равных субъектов правоотношений. Речь идет о гражданском, семейном, трудовом отраслях права.

NB! Локальные правовые акты образовательной организации (ОО)необходимо рассматривать как необходимыйкомпонент ее правового пространства. Сказанное вытекает из структуры и содержания понятия «организационно-распорядительный документ», закрепленных в ГОСТ Р 51141―98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»: «организационно-распорядительный документ (ОРД)― видписьменного документа, в котором фиксируются решения административных и организационных вопросов, а также вопросов управления, взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности органов власти, учреждений, предприятий, организаций, их подразделений и должностных лиц». Примерный перечень локальных нормативных актов ОО с указанием порядка принятия, утверждения, введения в действие представлен ниже. Для целей настоящего раздела лекции-беседы используются следующие понятия и термины: Совет ОО (Управляющий совет)― орган самоуправления ОО, создаваемый в целях развития коллегиальных и общественных инициатив, реализации прав образовательной организации на автономию в вопросах организации образовательного процесса и финансово-хозяйственной деятельности на основе принципа демократического, государственно-общественного характера управления образованием. Деятельность Совета в ОО должна регулироваться Уставом организации и Положением о Совете (Управляющем совете) ОО. Попечительский совет ОО― орган самоуправления ОО, создаваемый в целях развития государственно-общественных форм управления в сфере образования. Деятельность Попечительского совета должна регулироваться Постановлением правительства РФ от 10.12.1999 г. №1379 «Об утверждении примерного положения о попечительском совете образовательного учреждения», Уставом ОО и локальным актом ОО ― Положением о Попечительском совете ОО. Родительский комитет ОО ― орган самоуправления ОО, создаваемый в целях содействия ОО и семье в осуществлении общего среднего (полного) образования, обеспечения у обучающихся глубоких и прочных знаний основ наук, воспитания у них высоких нравственных качеств, сознательного отношения к труду, ответственности, организованности и дисциплины; а также культуры поведения, в правовом, эстетическом, физическом воспитании обучающихся, охране их здоровья. Деятельность родительского комитета должна регулироваться Уставом ОО и локальным актом ОО ― Положением о Родительском комитете. Методическое объединение(учителей-предметников) ОО― орган самоуправления ОО, создаваемый с целью формирования и развития профессионально-педагогической и методологической культуры учителей. Деятельность Методического совета должна регулироваться Уставом ОО и локальным актом ― Положением и Методическом (предметном) совете ОО. Примерный перечень локальных нормативных актов ОО с указанием порядка принятия, утверждения, введения в действие I. Утверждает (подписывает) руководитель (организационно-распорядительная документация): • Положения о коллегиальных органах управления (об административном совете, производственном совещании и др.); • Положения о структурных подразделениях (о столовой, библиотеке, медицинском кабинете и др.); • Структуру (организационную) и штатное численность; • Штатное расписание; • Инструкцию по делопроизводству и Номенклатуру дел; • Должностные инструкции работников; • другие документы, согласно Номенклатуре дел. II. Утверждает руководитель после принятия органами самоуправления ОО: • Положение о хозрасчетном структурном подразделении (принятие ― Советом ОО); • Учебный план (принятие ― Педагогическим советом ОО); • Годовой календарный учебный график (согласовано с Учредителем, принято ― Советом ОО); • Положение об учебном кабинете (проект готовится соответствующими предметными методическими объединениями); • Положение о музее (принятие ― Советом ОО); • другие локальные акты. III. Утверждает руководитель с участием органов самоуправления: 3.1. Руководитель с учетом мнения профкома (или по согласованию с ним): • Коллективный договор (подписывается обеими сторонами); • Правила внутреннего трудового распорядка; • Положения о доплатах и надбавках; • Положение о комиссии по трудовым спорам; • Положение об аттестации работников; • Положение о порядке и условиях предоставления дополнительного отпуска за непрерывную преподавательскую работу; • Инструкции по охране труда и техники безопасности и правилам работы на травмоопасных участках, рабочих местах, учебных лабораториях и кабинетах; • Тарификацию и расписание занятий; • другие локальные акты. 3.2. Утверждает совместно Совет ОО и руководитель с учетом мнения профкома (локальные акты, регулирующие трудовые отношения и внебюджетную деятельность): • Положение о фонде внебюджетных средств (резервный фонд, фонд развития образования); • Положение о премировании из внебюджетных средств. 3.3. Утверждают совместно руководитель и Совет ОО: • Программу развития ОО; • Социальные программы, финансируемые из внебюджетных средств; • Правила внутреннего распорядка. 3.4. Утверждает руководитель по согласованию с Советом ОО: • Сметы доходов и расходов внебюджетных средств; • Штатное расписание (дополнительное), финансируемое из внебюджетных средств. IV. Утверждают органы самоуправления с последующим введением локального акта в действие приказом руководителя: 4.1. Локальные акты, регулирующие образовательный процесс, взаимоотношения субъектов (участников) образовательного процесса, утверждает Педагогический совет: • Положение о системе отметок, формах,, порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации обучающихся; • Положения о формах получения образования (экстернат, семейное образование, обучение по индивидуальным программам); • Положение о конфликтной комиссии при проведении (устных) экзаменов; • Положения о школьной предметной олимпиаде, научно-практических конференциях и другое. 4.2. Локальные акты, регулирующие деятельность органов самоуправления, творческих, общественных и объединений обучающихся: 4.2.1. Утверждает общее собрание ОО: • Положение о Совете ОО. 4.2.2. Утверждает Совет: • Положение о Педагогическом совете; • Положение о Попечительском совете; • Положение о родительском комитете; • Положение о совете старшеклассников; • Положения об объединениях обучающихся (детские общественные организации). 4.2.3. Утверждает Педагогический совет: • Положение о (предметном) методическом совете; • Положение о научно-методическом совете; • Положение о творческом коллективе. 4.2.4. Утверждает Научно-методический совет: • Положение о научном сообществе обучающихся. 4.3 . Локальные акты, направленные на защиту прав, охрану жизни и здоровья обучающихся, а также инициирующие внебюджетную деятельность, утверждает Совет ОО: • Положение об уполномоченном по правам ребенка ОО; • Положение о платных дополнительных образовательных услугах; • Положение о предпринимательской деятельности ОО; • Форма договора с родителями (законными представителями) на оказание платных дополнительных образовательных услуг; • Форма договора ОО с родителями (законными представителями) на получение образования обучающимися. В качестве конкретного локального правового акта ОО мы представляем «Правила внутреннего распорядка для обучающихся Специализированного учебно-научного центра Уральского федерального университета имени первого Президен6та России Б.Н. Ельцина» (СУНЦ УрФУ)», утвержденных директором СУНЦ УрФУ 25 сентября 2012 г.: «Правила внутреннего распорядка способствуют воспитанию сознательного отношения к обучению, укреплению учебной дисциплины, соблюдению норм охраны труда и техники безопасности, рациональному использованию рабочего времени, улучшению качества учебного процесса. Настоящие правила внутреннего распорядка разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Законом Российской Федерации «Об охране труда»Ю, Уставом Университета, правилами внутреннего распорядка обучающихся Университета, Положением о СУНЦ УрФУ и другими нормативными документами Университета и СУНЦ УрФУ. Выполнение настоящих правил внутреннего распорядка является обязательным условием обучения в СУНЦ УрФУ. За нарушение правил внутреннего распорядка и учебной дисциплины обучающимся может быть применено одно из следующих дисциплинарных взысканий: ― замечание; ― выговор; ― исключение из СУНЦ УрФУ. В случае нанесения обучающимися материального ущерба имуществу СУНЦ родители обучающихся (законные представители) или лица их заменяющие, несут материальную ответственность в установленном законе порядке. 1. Основные обязанности обучающихся 1. Соблюдать законодательство РФ, Устав Университета, настоящие Правила, локальные нормативные акты (приказы, распоряжения ректора, директора СУНЦ), инструкции по охране труда и технике безопасности. 2. Соблюдать действующий в Университете и СУНЦ пропускной режим. 3. беречь имущество СУНЦ. 4. Соблюдать установленный учебный распорядок дня. 5. Добросовестно учиться: 5.1. Выполнять требования учебной программы в сроки, установленные графиком учебного процесса. 5.2. Не допускать академической неуспеваемости. 5.3 . Посещать все виды учебных занятий и консультаций в соответствии с учебным планом, утвержденным Ученым советом СУНЦ УрФУ. Не допускать пропусков и опозданий на уроки без уважительных причин. 5.4 . Соблюдать правила и нормы техники безопасности, пожарной безопасности и норм гигиены и санитарии. 5.5. бережно относиться к имуществу СУНЦ. 5.6. Соблюдать и поддерживать чистоту в помещениях и на территории СУНЦ. 5.7. проявлять уважение к обучающимся и работникам СУНЦ УрФУ. 5.8. Способствовать развитию и росту престижа СУНЦ УрФУ. 2. Права обучающихся 1. Избираться и быть избранным в органы самоуправления СУНЦ (лицейский совет). 2. Повышать свой научный уровень, участвовать в научной и научно-практической деятельности. 3. Повышать свой культурный уровень в общественной жизни и мероприятиях, проводимых в СУНЦ. 4. Оказывать любую помощь СУНЦ. 5. Быть поощренным за активное участие в жизни СУНЦ. 6. Вносить предложения по деятельности СУНЦ. 3. Действия, несовместимые с обучением в СУНЦ 1. Распитие алкогольных напитков, в том числе пива, появление в СУНЦ в нетрезвом состоянии. 2. Употребление и распространение наркотиков и токсических веществ. 3. Курение на территории СУНЦ, в учебных корпусах и в помещениях общежития. 4. Употребление ненормативной лексики, унижение человеческого достоинства, вымогательство. 5. Небрежное отношение к имуществу СУНЦ, загрязнение территории и вандализм».

Основные понятия

Базовые (профилирующие) отрасли права Признаки отрасли права
Виды правовых норм Предмет правового регулирования отрасли права
Институты права Признаки правовых норм
Комплексные отрасли материального права Процессуальные отрасли права
Материальные отрасли права Публичное право
Методическое объединение ОО Родительский комитет ОО
Метод правового регулирования отрасли права Система права
Норма Совет ОО
Норма права Состав нормы права
Организационно-распорядительные документы (ОРД) Специальные отрасли права
Отрасль права Частное право
Попечительский совет ОО  

Наши рекомендации