Употребление деепричастного оборота
Задание 60. Соедините деепричастные обороты с одним из предложений. Помните, что деепричастие выполняет роль второго сказуемого при том же подлежащем.
1. Приложив немало усилий, …… а) моя мечта сбылась.
б) удача улыбнулась мне.
в) я смог сделать это.
2. Приехав в Москву, …… а) он должен был в первую очередь
найти жилье.
б) оказалось, что мест в общежитии нет.
в) у него пропали документы
3. Только выучив материал, ……. а) преподаватель поставит мне зачёт.
б) смогу получить зачёт.
в) меня допустят к зачёту.
Задание 61. Отредактируйте фразы.
1. Мысленно вернувшись в те далекие времена, мне вспоминается школа._____
____________________________________________________________________
2. Поднявшись на мостик, нам открылся чудесный вид._____________________
____________________________________________________________________
3. Разговаривая со знакомым, выяснилось, что и он здесь учился._____________
____________________________________________________________________
4. Как мне стало легко, узнав, что экзамен перенесли!______________________
____________________________________________________________________
Задание 62. Закончите предложения.
1. Вспоминая раннее детство, ___________________________________________
____________________________________________________________________
2. Попав на трибуны стадиона, _________________________________________
____________________________________________________________________
4. Приехав в Москву в первый раз, ______________________________________
____________________________________________________________________
Обобщающие задания
Задание 63. Найдите и исправьте в предложениях грамматические ошибки.
А.
1. Около пятиста миллионов рублей было выделено на эти цели._____________
2. Именно Газпрому принадлежат пятьдесят один процентов акций.__________
3. Мы проводим обыска, следственные мероприятия._______________________
4. Порадуемся вторым местом нашей фигуристки._________________________
5. Оставаясь проживать в своей квартире, все деньги по договору будут приходить точно в срок.________________________________________________
6. Найти и связаться с интересующим нас специалистом было делом получаса.
____________________________________________________________________
7. Мы в курсе о том, что из пяти команд в финал выйдут только три.__________
8. Приготовив это блюдо на скорую руку, ваши гости будут приятно удивлены.
____________________________________________________________________
9. Этим млекопитающим характерно проживание большими группами._______
Б.
1. В жюри женщин всегда мало, сегодня их всего трое._____________________
2. В результате авиакатастрофы погибли сто один человек.__________________
3. Спустя 132 года после своей смерти прах Александра Дюма будет покоиться в Пантеоне.__________________________________________________________
4. Я хотел бы поздравить дочь с днем рождением.__________________________
5. У меня не было времени прочитать и написать рецензию на книгу._________
6. Согласно новых правил конкурсанты будут проходить собеседование.______
____________________________________________________________________
7. Обсуждая работу хозяйственного отдела, был отмечен ряд недостатков. ____________________________________________________________________
8. Я поразился внешним видом монастыря, построенного в 11 веке.___________
9. Год был необычен в том, что мы впервые начали работать совместно с муниципальными советами.____________________________________________
Задание 64. Отредактируйте приведённые ниже тексты.
Текст 1.
В книгах полярных экспериментаторов, подробно излагавших охоту в холодных странах, почти нет указания на то, что белый медведь по собственной инициативе нападал на человека. Опытные полярники знают, что при встрече сытный зверь не даёт сигналов враждебности. Разглядывая невиданное двуногое существо, его внимание устремлено на человека. Для хорошо вооружённого путешественника такая встреча опасности не составляет. Иначе чувствует себя в таких случаях невооружённый человек, в руках которого не находится ничего, кроме простых лыжных палок.
Не всегда, однако, встреча с белым медведем приводит к мирному финалу. Однажды белый медведь долго гонялся за группой прибывших учёных на Новую Землю. От опасности путешественников спасла предприимчивость студента-геолога, столкнувшегося с медведем нос к носу. Убегая, он стал сбрасывать с себя части костюма. Медведь внимательно занимался то бросавшейся шапкой, то рукавицами, то студенческим свитером. Это помогло людям вовремя прибежать и спустить на воду шлюпку. Отъехав от берега, долго наблюдали они, как шарахается зверь по берегу, упустивший лакомую добычу.
Текст 2.
Благоустраивая шоссе и магистрали нашего города, на Беговой улице начались работы по расширению тоннеля под Ленинградским проспектом. Тоннель, являвшийся частью Третьего транспортного кольца и соединявший Беговую улицу с Новой Башиловкой, будет увеличен до сорока метров. Над проектом принимали участие не только отечественные специалисты, а также представители заграничных фирм.
На строительстве задействованы более тысячи триста человек. Люди, которые осуществляют реставрацию тоннеля, живут во времянках, которые расположены неподалёку. Это инженеры, рабочие, механики, энергетики, слесари, дорожные рабочие. В строго отведённые часы налажено обеспечение горячим питанием: супом, котлетами, гарниром, вторыми блюдами, сухим пайком, напитками, чаем.
Во время реставрации будут снесены два жилых дома и трибуны стадиона Юных пионеров, жителей которых переселят в новостройки, где сейчас ведётся жилое строительство. Заботясь об удобстве жильцов, проживающих в близлежащих квартирах, будут установлены шумозащитные экраны и шумозащитные окна.
Откроется данный объект к первому январю 2011 года.
Раздел 2. ПРАКТИКА РЕЧИ
Монологическое высказывание: «РАЗРЕШИТЕ ПРЕДСТАВИТЬСЯ!»
Задание 65.[3]
Расскажите о себе занимательно, выразительно, нескучно. Выберите несколько аспектов вашей жизни, которые представили бы вас как индивидуальность, и свяжите их в небольшой рассказ. Любая тематика, о которой вы говорите, уже характеризует вас и, скорее всего, будет интересна слушателям. Даже если вы находитесь в знакомой аудитории, всегда найдётся такая информация, которую ещё не знают о вас присутствующие.
Продумайте выступление заранее. Возможно, вам придётся сделать какие-то записи. Это могут быть тезисы, или план, или опорные слова. Проговорите ваш монолог, засеките время – ваш рассказ должен звучать не более 3-5 минут.
Данные ниже вопросы помогут вам построить выступление (не увлекайтесь – выберите 3-4 аспекта; можете предложить свои).
1. Прежде всего, представьтесь. Если хотите, прокомментируйте вашу фамилию, имя.
2. Почему вы выбрали именно этот вуз? Сделайте маленькую рекламу вашей специальности. Каковы ваши планы на будущее?
3. Каковы ваши первые детские воспоминания? Было ли в вашем детстве событие, которое оставило неизгладимое впечатление и преподало вам важный житейский урок?
4. Насколько вы чувствуете связь с вашими родителями? Кто они: кем работают, какие у них интересы?
5. У вас много друзей? Не страдаете ли вы от излишнего общения? Скучаете ли вы здесь без ваших друзей?
6. Вы человек общительный? В чём выражается ваша любовь / нелюбовь к общению? Любите ли вы большие компании?
7. Какие качества вы цените в людях? Вам приходилось разочаровываться в людях? Как вы считаете, это было полезно для вас?
8. В какой сфере лежат ваши интересы и увлечения? Вы – постоянный человек в ваших увлечениях? Попробуйте сделать рекламу какому-либо вашему увлечению.
9. Любите ли вы читать? Какое место занимает книга в вашей жизни? Есть ли у вас любимый жанр? Автор?
10. Какую роль играет в вашей жизни спорт? Хватает ли у вас силы воли хотя бы на утреннюю зарядку?
11. Вы человек «утренний» или «вечерний» (жаворонок или сова)? Когда вы любите работать? Есть ли у вас любимое / нелюбимое занятие?
12. Ваше отношение к природе – солнцу, дождю, лесу? Вы домосед или любитель путешествовать?
Задание для слушателей. Попробуйте оценить ораторскую манеру выступающего. Вам поможет данная ниже таблица.
№ | Содержание оценки | Вспомогательные вопросы |
1. | Манера держаться | Как держится: свободно, уверенно? Какая осанка: спина прямая, плечи распрямлены или спина согнута, плечи опущены? Подбородок опущен к груди или горделиво приподнят? Естественна ли поза (каково положение рук, ног)? |
2. | Жесты, мимика | Есть ли жесты? Целесообразны ли они? Естественны? Лицо живое? Разнообразна ли мимика? Есть ли что-то особенное в жестах, мимике? |
3. | Контакт с аудиторией | Глаза «живые»? Смотрят ли на слушателей? Обращается ли выступающий ко всем? Реагирует ли на поведение аудитории? |
4. | Звучание голоса | Какая дикция (хорошая, чёткая или плохая, невнятная)? Какая окраска голоса (приятная, не всегда)? Голос низкий, высокий, визгливый, бархатный, мягкий? Какой тон голоса (заинтересованный, дружеский или безразличный, агрессивный, безапелляционный)? Какой темп речи (замедленный, быстрый, нормальный)? Успевали ли вы воспринимать, записывать (если нужно)? |
5. | Пожелания оратору | Что нужно улучшить (манеру держаться и т.д.) |
Убеждающее выступление
В убеждающем выступлении важно аргументировать свою точку зрения. Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса (главной мысли): факты, примеры, утверждения, объяснения и т.п.. Для тренировки в подборе аргументов выполните следующие задания.[4]
Задание 66. Подберите по три-четыре аргумента к тезисам.
- Письменность – важнейшее достижение человечества.
- Русский язык – один из самых трудных языков в мире.
- У образованных людей жизнь интереснее, чем у неучей.
- Английский язык знать необходимо.
- Вежливость помогает жить.
- Надо всем уметь плавать.
Задание 67. Согласитесь или не согласитесь с собеседником, приведя свои аргументы.
- Студенты должны подрабатывать в свободное от учёбы время.
- Инженером работать неинтересно.
- Автомобиль в городе облегчает жизнь.
- Без музыки невозможно прожить ни дня.
- Каждый должен уметь водить машину.
- Молодёжь стала значительно меньше читать.
- Добро должно быть с кулаками.
- 9/10 счастья человека зависит от здоровья.
Задание 68. Завершите фразы.
- Предполагают, что в 2020 году …
- Сегодня трудно поверить, что было время, когда …
- Никто не знает, когда …
- В детстве я думал (а), что …
- Известно ли вам, что …
- Книга – источник знаний, но …
- Хорошо, когда …
- Плохо, когда …
- Люблю, когда …
- Не люблю, когда ...
Задание 69. Разверните данные парадоксальные определения (автор – писатель В.Г.Кротов) в высказывания: парадокс – пример – вывод (за или против).
Мода– одежда, дрессирующая людей.
Работа– это тягость, переходящая в радость.
Настроение– это внутренняя погода, от которой достаётся окружающим.
Привычка– житейский автопилот.
Сигарета– неспасающая соломинка.
Бедность– это когда пусто и в карманах, и в душе.
Нищета– удобрение для национализма
Богатство– золотая бездна.
Спорт– это путь от развлечения до изнурения.
Зарядка– это ряд отчаянных телодвижений, призывающих природу на помощь организму.
Эмиграция– попытка яблока дозреть на чужой яблоне.
Утро– каждодневный подарок.
Познакомьтесь с оригинальным образцом выполнения данного задания: