И подвижные игры на динамических переменах
Организуются учителями начальных классов с помощью учителя физической культуры. Проводятся на открытом воздухе после второго или третьего урока. Во время занятий физическими упражнениями
и подвижными играми на переменах учителями начальных классов решаются следующие задачи:
- создать условия для активной двигательной деятельности и раз
влечения учащихся;
- включить учащихся в активную деятельность, организовать их
двигательную активность в соответствии с принципами и пра
вилами физического воспитания;
- добиться оздоровительного и рекреативного эффекта;
- развить интерес у учащихся к самостоятельным физкультурным
занятиям;
- обучить учащихся необходимым для таких занятий знаниям,
умениям и навыкам.
Динамическая перемена проводится в свободной непринужденной игровой форме с учетом пола и интересов детей.
В содержание динамической перемены входят общеразвивающие упражнения, подвижные игры, эстафеты, элементы спортивных игр (бадминтона, тенниса, баскетбола, волейбола, футбола, хоккея), езда на велосипедах, ходьба на лыжах, катание на коньках, самостоятельные игры детей.
Быстро по местами!
Играющие строятся в одну или две колонны и вытягивают руки, касаясь плеч впереди стоящего. По команде учителя «На прогулку!» ученики расходятся в разные стороны, по команде «Быстро цо местам!» - строятся в исходное положение, стараясь быстрее занять свое место.
Внимание!
На слово «Внимание!» учитель показывает любые упражнения, дети должны быстро их повторить. В конце подвести итоги игры. Например:
Внимание! (Руки вверх.)
. Внимание! (Руки к пленам.)
И вот опять (Хлопок перед собой.)
Задание. (Руки на парту.)
Внимание! (Встать.)
Внимание! (Сесть.)
Учебное задание. (Руки перед собой на парту.)
Всели на месте
Перед играющими раскладываются различные предметы: игрушки, бытовые предметы, школьные принадлежности. Водящий поворачивается к ним спиной. В это время один предмет убирается. Повернувшись, водящий должен назвать его и показать то место, где он лежал.
Вызов номеров
Играющие рассчитываются по порядку номеров. Каждый запоминает свой номер. Учитель вызывает детей по номерам и дает им определенное задание: поймать мяч, сделать упражнение, принести эстафетную палочку и т. д.
Замри!
Ученик стоит прямо, прислонившись спиной к стене; пятки соединены и касаются стены; икры, ягодицы, лопатки касаются стены; руки свисают без напряжения, локтями касаясь стены. По команде учителя «Замри!», ученик пытается уменьшить пространство между стеной, шеей и поясницей, мысленно считая до 10-ти, после чего возвращается в свободное положение.
Запомни свое место
Учитель строит играющих в определенном порядке.
Дети должны запомнить свои места. Затем они расходятся. По сигналу учителя (команда, свисток, хлопок, флажок и т. п.) каждый играющий должен занять свое место.
Запрещенное движение
Учитель проводит комплекс физкультпауз по предложенной схеме, по типу общеразвивающих упражнений, но одно движение, например «руки за голову», — является запрещенным. Это значит, что выполнять его нельзя: тот, кто выполнит это упражнение, получает штрафное очко и т. д. Выигрывает тот, кто получит меньше штрафных очков.
Исправить осанку!
Ученики становятся в две колонны по одному на расстоянии вытянутых рук. Впередистоящие получают по мячу и по сигналу учителя начинают передавать мячи над головой ученикам, стоящим сзади. Когда мяч доходит до последнего в колонне, все поворачиваются кругом и мяч передается тем же способом в обратном направлении. Впередистоящий ученик, получив мяч, подает команду: «Исправить осанку!» команда, быстрее других закончившая передачу мяча и имеющая лучшую осанку, побеждает.
(2 вариант - передача мяча между ног с наклоном туловища вперед.)
Отгадай движение Играющие делятся на две команды. Игроки одной из команд заранее договариваются между собой о том движении, которое они будут делать все вместе на определенный счет во время ходьбы. Игроки водящей команды все вместе повторяют отгаданное движение. Затем команды меняются ролями. Послушайте стихотворения и придумайте движения для физкультминутки |
Лес, болото, море
Учитель называет обитателей лесов, болот, морей и рек.
Как только учитель называет обитателей лесов, дети поднимают руки вверх и тянутся кверху (волк, лисица, лось и т. д.).
Если учитель называет обитателей болот (цапля, лягушки и т. д.), дети выполняют наклоны вправо-влево, держа руки на поясе.
Как только учитель назовет обитателей морей и рек (карась, кит, акула и т. д.), дети разводят руки в стороны, имитируя движения плавания «брассом».
В конце игры подводятся итоги, кто окажется самым внимательным, какой ряд и т. д.
Летает — не летает
Учитель произносит названия предметов, животных и т. д.
Если названное летает, дети встают на носочки, разводят руки в стороны, если нет, то шагают на месте.
Самолет, синица, муха... — стойка на носках, руки в стороны, можно выполнять повороты.
Качели, машина... — ходьба на месте.
При повторении игры можно добавить словр «ползает», тогда дети принимают положение приседа.
Улитка, червяк... - присед.
Как говорят части тела?
Ученики становятся в круг, ведущий выводит в центр игрока и тихо говорит ему задание; которое игрок выполняет движением, а все остальные, повторив движения, пытаются отгадать, какие задания давал ведущий.
— Как говорят плечи «Я не знаю»?
— Как говорит палец «Иди сюда»?
— Как ноги ребенка требуют «Я хочу»?
— Как говорит голова «Да» и «Нет»?
— Как говорит рука «До свидания»?
Класс - смирно!
Играющие стоят в колоннах между рядами парт. Учитель проводит комплекс общеразвивающих упражнений, направленный на решение задач физкультпаузы. Он подает команды: «Руки вперед!», «Руки вверх!», «Присесть!», «Встать!» и т. д.
Ребята должны выполнять только те действия, перед названием которых учитель произносит слово «класс». В остальных случаях играющие никаких движений делать не должны.
Колонна, сделавшая меньше ошибок, выигрывает.
Искалочка
Если где-то нет кого-то, Значит, кто-то где-то есть Только где он этот кто-то? Ну, куда он мог залезть?
(В. Берестов)
Охотник
Надев сапоги
На обе ноги
И взяв рыболовный сачок,
Идет по болоту
Журавль на охоту.
Лягушки в траву забрались —
И молчок!
(Г. Ладонщиков)
Чьи там крики?
Чьи там крики у пруда?
- Квасу, квасу нам сюда!
Ква-а-су, ква-а-су!
Простоква-а-ши!
Надоела нам вода-а-а!
(И. Токмакова)
Еж
- Очень, ёж,
Ты хорош!
Жаль, что в руки
Не возьмёшь...
- Не возьмёшь,
Ну и что ж!
Без иголок
Я не ёж!
(Л. Корчагина)
Паучок на базаре
Паучок приехал на базар, Мухам паучок привез товар. Он его развесил на осинке,
- Кто из вас желает паутинки?
(В. Орлов)
Сова и синица
Ночь вошла в свои права В путь пускается сова. Все глаза огромные Видят ночью темною. А синица не боится, Потому что спит синица.
(В. Берестов)
Полька
- Мяу, мышка!
Спляшем польку,
Покажи гостям пример!
- Я сплясала бы, да только
Мышке кот - не кавалер!
(В. Берестов)
Цапли
Идет, идет охота, - Заквакало болото, Лягушки удирают Со всех зеленых лап! Им вовсе неохота, Им страшно неохота, Чтоб цапли их зацапали Цап, цап, цап!
(В. Орлов)
Кошка
- Что ты, кошка, сторожишь?
- Сторожу у норки мышь!
Выйдет мышка невзначай -
Приглашу ее на чай.
(В. Лунин)
В тихой речке
В тихой речке у причала Рыбка рыбку повстречала
- Здравствуйте!
- Здравствуй!
- Как дела?
- На рыбалке я была.
Я удила рыбака,
Дядю Петю чудака.
- Где же твой рыбак?
Попался?
- Нет, ушел, хитрец: сорвался.
(Е. Чеповецкий)
Воробей
Воробей, что ты ждешь. Крошек хлебных не клюешь? - Я давно заметил крошки, Да боюсь сердитой кошки.
(А. Тараскин)
Песочком и пешочком
Я иду песочком!
А я иду пешочком!
Я иду с миской!
А я иду с Мишкой!
Я — за малиной!
А я - за Мариной!
Я иду песочком
С миской за малиной!
А я иду пешочком
С Мишкой за Мариной!
(М. Яснов)
Съедобное- несъедобное
Учитель называет слова; если предмет съедобный, ученики выполняют движение правой рукой, имитируя еду (поднося воображаемую ложку ко рту), и поглаживают себя левой рукой по животу, а если предмет несъедобный, то откидываются назад спиной к стулу, руки согнуты к плечам, ладонями вперед, лопатки свести.
Что изменилось в костюме?
Один из учащихся, стоя перед строем, медленно поворачивается, затем отходит в сторону, изменяет что-либо в костюме и возвращается. Ученики должны запомнить все детали его костюма и заметить, что изменилось.
Тот, кто первым заметил изменение, сам становится перед строем.