Подвижные экологические игры.

Подвижные экологические игры способствуют снятию эмоционального напряжения, формированию чувства коллективизма.

“Спасатели”.

Игру удобно проводить в спортивном зале, коридоре. Учащихся делят на две команды. Условия игры: требуется спасти животных от “пожара”.На двух стульях раскладывают картинки с изображением животных (можно игрушки, на усмотрение педагога). Оформляются две беговые дорожки. Чтобы спасти животных, требуется:

1. перепрыгнуть через натянутую веревку высотой 30 см

2. пройти по кочкам ( нарисовать мелом “кочки”)

3. перепрыгнуть через ручеек (нарисовать ручеек)

Игра начинается по знаку педагога.Играющие поочередно переносят животных, преодолевая препятствия. Побеждает команда, которая быстрее перенесла всех животных.

“Тигр - король зверей”.

Оборудование: мяч, мел.

Все играющие - звери. Один из них - тигр- король зверей. Каждый из играющих представляет какого-нибудь зверя (волка, зайца, медведя, лису и т.д.). Звери выстраиваются в один ряд напротив короля, за несколько шагов до него. У ног короля лежит мяч. Король называет какого-нибудь зверя, тот должен бежать, а король старается попасть в него мячом. Если мяч попадает в зверя, тот идет к королю и помогает ему (приносит мяч). После того, как король назовет 2-3 зверей, он говорит : ”Ловлю всех зверей”. Все бегут, а он старается мячом попасть в кого-нибудь.

Правила игры: король бросает мяч, не выходя за очередную линию. Тогда выбирается новый тигр (король), после того как пойманы 3-4 зверя. Участники играют, пока сохраняется интерес.

Игра «Лесные заморочки»

  1. Какой зверь самый чистоплотный ( б****к) (барсук)
  2. Что теряет лось каждую зиму ?(р**а) (рога)
  3. Какое животное живет всегда под землей?( к**т) ( крот)
  4. У какого животного зубы растут на протяжении всей жизни (б**р) (бобр)
  5. Каких животные знаете живут в наших лесах? (лиса, волк, кабан, белка)
  6. Назовите как можно больше сказок, где рассказывается о лесе.

Конкурс « Гонка за лидером» ( течении одной минуты дать как можно больше ответов)

Птичий домик (гнездо, скворечник)

Большая группа птиц (стая)

Главный лесной барабанщик (дятел)

Птенцы какой птицы не знают свою мать (кукушка)

Какая птица может доставать семена из сосновых шишек (клест)

Какая птица кричит кошкой (иволга)

Какая птица лает ( самец белой куропатки)

Какая птица чистит пашню от червей ( грач)

Какая птица умеет петь чужие песни ( скворец)

Дни и ночи напролет он поет ( соловей)

Лесной петух (глухарь)

Ночная охотница (сова)

Когда у клеста появляются птенцы? (зимой)

Какие птицы выводят птенцов три раза за лето? (воробьи, овсянки)

Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? (вороний глаз)

Небольшая лесная птица и танец с дробным постукиванием (чечетка)

Самая маленькая птица наших лесов (королек)

Какая птица имеет самый длинный язык? (дятел)

Домик, построенный без топора (гнездо)

Какая птица ползает по стволу дерева вверх и вниз (поползень)

Птица, которая висит в воздухе и в полях поет, поет, поет.(жаворонок)

Беленькая с живота, хвост развернут в два хвоста (ласточка)

Отгадай, чей голосок

Участники игры выбирают водящего. Он отходит в сторону, а остальные участники игры договариваются, кто будет подавать голос. Затем водящему завязывают глаза, и он встает в круг. Играющие идут по кругу, произнося слова: «Мы собрались дружно в круг, повернулись разом вдруг, а как скажем: «Скок, скок, скок(эти слова произносит один человек),отгадай, чей голосок?». Водящий называет того, кто сказал «скок, скок, скок». Если водящий отгадывает, то он меняется местами с говорившим. Можно дать водящему три попытки. Если он все же не угадывает, то игра начинается сначала.

Водяной

Водящий – водяной сидит в кругу ребят с закрытыми глазами. Остальные играющие идут по кругу со словами:

Дедушка, водяной,

Что сидишь ты под водой,

Выгляни на чуточку,

На одну минуточку.

Играющие останавливаются. Водяной встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Он должен определить, кто перед ним. Водяной трогает стоящего игрока, не открывая глаз. Если водяной угадал, то они меняются ролями. Теперь тот, чье имя было правильно названо, становится водяным.

Зайчиха

Педагог раскладывает принесенные им растения в комнате в разных местах и предлагает детям понюхать их. Каждый из детей выбирает одно из них, с понравившимся ему запахом, старается его запомнить и тихо называет растение педагогу. Затем дети отворачиваются, а педагог быстро меняет растения местами. Разрешив детям повернуться, педагог говорит, что каждый из них зайчиха-мама, которая ищет своего непослушного зайчонка. Зайчиха-мама должна обнюхать каждый кустик (все разложенные растения), чтобы найти его. Дети нюхают растения и, отыскав свое, сообщают об этом педагогу. Игру можно повторить, предложив детям запомнить запахи других растений.

Скульптор

Играют четыре человека, включая ведущего. Один из играющих является моделью, второй – гипсом, третий – скульптором. Скульптор с закрытыми глазами «исследует модель», которая принимает заданную ведущим позу. После исследования скульптор «лепит» скульптуру из гипса. Затем играющие меняются ролями по их желанию.

В конце занятия дети получают домашнее задание: посадить вместе с родителями свое именное дерево, вести за ним наблюдение, наблюдения заносить в дневник природы.

В дневнике дети раскрашивают готовый рисунок на тему «Осень», рисуют посаженное дерево (вид в сентябре), лист своего дерева, и заполняют страницу «Что нужно моему дереву: компоненты живой и неживой природы, с которыми связано дерево».


Прогулка «Наше окружение»

Цель– формирование представления о взаимосвязях живой и неживой природы на пришкольном участке, формирование желания целенаправленно вести наблюдения за объектами природы и фиксировать свои наблюдения в дневнике природы.

Перед прогулкой следует рассказать о значении зеленых насаждений. Выяснить, где живут животные пришкольного участка, какие у них дома, почему они живут на пришкольном участке. Как распространяются семена некоторых растений (одуванчика, рябины, репейника). Какие птицы улетают, какие остаются зимовать. Побеседовать о необходимости заботиться о зимующих птицах. Продолжить чтение книги «Доктор Айболит».

Обратить внимание детей на изменения, произошедшие в природе. Попросить их рассказать обо всем, что они видят в процессе прогулки соответственно своим должностям. Понаблюдать за птицами пришкольного участка. Попросить детей назвать и описать увиденных птиц, обратить внимание, на какие деревья садятся эти птицы и почему. Прогуляться около репейника и посмотреть, как он распространяет свои семена. Поиграть в игры «Узнай дерево», «Прилетели птицы».

Прилетели птицы

Ведущий называет птиц и насекомых. Если ведущий назвал не птицу, а насекомое, то играющие должны реагировать каким-то движением, например, хлопнуть в ладоши.

Прилетели птицы: голуби, синицы,

Стрекозы, пауки…

Если дети хлопнули в ладоши, то ведущий спрашивает, что неправильно. Дети объясняют, что стрекозы и пауки – не птицы. Если дети не заметили ошибки ведущего, то он останавливается и шуткой обращает внимание детей на ошибку. Затем игра продолжается.

Прилетели птицы: голуби, синицы,

Галки, воробьи, пчелы, муравьи…

Прилетели птицы: голуби, синицы,

Галки, воробьи, вороны, снегири и кузнечики.

Прилетели птицы: голуби, синицы,

Галки, воробьи, вороны, снегири,

Лебеди и утки и спасибо шутке.

ЗАГАДКИ О ПРИРОДЕ

О грибах

  • Живут эти грибы на деревьях или пнях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно собрать сразу чуть ли не целое лукошко. (Опята)
  • В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны, а в сырую – блестят, будто смазанные маслом. (Маслята)
  • Красивый гриб, яркий. А есть его нельзя! Но и уничтожать не следует. Он в лесу нужен: для некоторых животных этот гриб – лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу и человеку, - смертельный яд. ( Мухомор)
  • Срежешь гриб и вскоре увидишь: ножка его на срезе потемнела. А у этого не темнеет никогда. Даже когда высушишь его. Может быть, поэтому и получил гриб свое название. (Белый гриб)
  • Этот гриб можно встретитьне только под березой, но чаще всего он растет именно там. (Подберезовик)
  • У этой семейки грибов шляпки разного цвета – и синие, и красные, и желтые, и фиолетовые. А название их одно. (Сыроежки)

О ягодах

  • Приникли к земле красивые, вырезанные по краям листочки. А между ними на тонкой ножке – вкусная и ароматная ягода. Первая ягода лета. (Земляника)
  • Подул ветерок, закачались травинки, и будто глянул на тебя из травы черный внимательный птичий глаз. Это ягода. Только брать ее в рот нельзя, очень опасно – она ядовитая. (Вороний глаз)
  • Ягоды невкусные – очень уж большая косточка в них. Посмотри на листья этого растения. Если они закручены вниз – будет хорошая погода. Примета верная, это растение – хороший барометр. (Костяника)
  • Голубая поляна? Разве такое бывает? Приглядись, она вся покрыта маленькими кустарничками. А на них висят голубые ягоды. Они-то и окрашивают поляну, делают ее голубой. (Голубика)
  • Ты сорвал с куста ягоду, проглотил. И, возможно,даже не знаешь, что проглотил не одну, а сразу много ягод. Только они маленькие и слеплены вместе. (Малина)

О деревьях и кустарниках

  • Дотронься летом до ствола этого дерева. Он прохладный даже на солнцепеке. Такое может быть только у одного дерева в мире: ведь это единственное дерево с белой корой, которая не нагревается не солнце. (Береза)
  • Весной в лесу на этом дереве «загораются» маленькие красные и синие «лампочки». Это почки дерева. А под Новый год на этих деревьях вспыхивают гирлянды настоящих лампочек. (Елка)
  • В народе это дерево часто называют «сладким». Нет, конфеты на нем не растут. Но посмотрим, как во время цветения этого дерева летят к нему пчелы и мед потом будет самый вкусный и душистый. (Липа)
  • Этот кустарник – ближайший родственник садовой красавицы, царицы цветов розы. (Шиповник)
  • Сверху листья дерева зеленые, снизу – серебристо-серые. От малейшего ветерка листья переворачиваются и дерево становится то зеленым, то серым – переодевается. (Осина)
  • Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму. И чем крепче прихватит их морозец, тем слаще они будут. (Рябина)
  • Лиственные деревья зимой стоят голые, хвойные – зеленые круглый год, потому что хвоинки у них осенью не опадают. А у этого дерева хоть и хвоинки, а зимой оно стоит голое, как лиственное. (Лиственница)

О травах

· Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра – бело-пушистая. Желтые цветы

превращаются в белые головки, а с головок слетают легкие пушинки. (Одуванчик)

  • Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как злая мачеха в сказке, а

нижняя – теплая и нежная, как родная мать. (Мать-и-мачеха)

  • Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ягода. Но не бери ее в рот – она ядовита. (Ландыш)
  • Это высокое растение с яркими цветами можно увидеть на опушках, полянах, вырубках. У него два имени. Одно из них дано растению за то, что из его листьев можно приготовить напиток, похожий на чай. (Иван-чай)
  • Красивый цветок, но ядовитый. Злой, лютый, как говорят о нем люди. (Лютик)
  • Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растет там, чтобы помочь путешественнику, натершему ногу, поранившему руку. (Подорожник)
  • Раньше считали, что растение это вооружено длинными и острыми колючками для того, чтобы отпугивать чертей. Сейчас в чертей никто не верит, а название за растением сохранилось. (Чертополох)
  • Это растение не любит солнце – растет в затемненных местах. На вкус его листочки кисленькие. Отсюда, наверное, и название растения. (Кислица)

О животных

  • Если судить по названию – зверек должен быть белым. А он – рыженький летом и серо-рыжеватым зимой. Узнаешь этого ловкого зверька по пушистому хвосту и кисточкам на ушах. (Белка)
  • Зверек этот живет в земле. Там и спит, там и еду – насекомых и их личинок – себе находит. Увидать его трудно. Но узнать о том, где он, можно по кучкам свежей земли, которую он выбрасывает на поверхность. (Крот)
  • Он не прячется от врагов и не убегает от них. Смело топает, сопит, шуршит сухими листьями. Ну, а если опасность, свернется в клубок, выставит свои острые и крепкие иглы – попробуй, тронь! (Еж)
  • В лесу это животное, похожее на ящерицу, увидишь в лужах, в небольших водоемах. Весной у некоторых из них – яркие гребни на спине. (Тритон)
  • Когда-то эти огромные хищные кошки жили в наших лесах. Сейчас здесь их не встретить. Но в зоопарке ты сразу узнаешь этого зверя по короткому, будто обрубленному хвосту и кисточкам на ушах. (Рысь)
  • В наших лесах мало змей. А ядовитых змей – всего одна. Ее примета: темная зигзагообразная полоса вдоль спины. (Гадюка)
  • Мелькнула в траве и скрылась, только ее и видели. Ну, а если все-таки схвати ее враг, то оставит она ему свой хвост. Пока враг разберется, что к чему – она скроется, а хвост потом отрастит. (Ящерица)
  • Этот зверь валит деревья зубами без топора, зубы его длинные и острые. (Бобер)
  • Этот зверек перетаскивает ношу за щекой, у него там интересное приспособление, которое так и называется – защечный мешок. (Хомяк)

Они украшают луга и леса

И это не только природы краса –

В них пчёлы находят целительный дар

И бабочки пьют их них сладкий нектар.

(Цветы)

*

Они – лесные санитары.

Так прозвали люди их недаром.

Чтобы лес был красив и здоров,

Без личинок вредных и жуков,

Они на страже день и ночь

Гонят разных короедов прочь!

(Муравьи)

*

Без взрослых с ним развлекаться опасно,

Закончиться может забава ужасно.

В лесу очень сухо бывает порой

И он обернётся серьёзной бедой.

(Костер)

*

Можем мы в траве их встретить,

Ведь жильцов там миллион!

Ты их увидишь на пути –

Не обижай, а отойди!

Без них весь лес, друг мой,

И одинокий, и пустой.

(Насекомые)

Весной зелена
Летом загорела
Осенью одела
Красные кораллы. (Рябина)

Загадка

Золотой и молодой
За неделю стал седой
А денечка через два
Облысела голова
Спрячу я в карманчик бывший. (Одуванчик)

Загадка

Первый вышел из Земли
На проталинке
Он мороза не боится
Хоть и маленький. (Подснежник)

Загадка

У нее длинные иголки, чем у елки
Очень прямо я росту – в высоту
Если я не на опушке,
Ветки только на макушке. (Сосна)

Загадка

А как зовут иголки
У сосны и у елки? (Хвоя)

Загадка

Наткет, наплетет
Сядет и добычу ждет. (Паук)

Загадка

Волосата, зелена
В листьях прячется она
Хоть и много ножек
Бегать все равно не может. (Гусеница)

Загадка

Она – сова и воробей,
Она кукушка, соловей,
Она журавель и синица
Так кто же это? (Птица)

Загадка

Спинка зеленовата,
Хвостиком желтовата
Черненькая шапочка
И полоска шарфиком. (Синица)

Загадка

Что за зверь лесной
Встал как столбик, под сосной
И стоит среди травы
Уши больше головы. (Заяц)

Колюч он, но не ёлочка,
В иголках, но не сосенка.
В клубок свернуться может.
Конечно, это...(Ёжик)

Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живёт, кур в деревне крадёт.
(Лиса)

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белка)

Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)

Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки.
(Мышка)

Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый, но не мышка.
Кто это?..(Зайчишка)

Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех...(Волк)

Веток хруст в лесу
То тут, то там.
Ищет жёлуди...(Кабан)

Прогулка “Кто лишний”

Выдаются картинки с изображением животных и надо выбрать из лишнего, потом сказать почему? Как я пара ответит быстрее получит 2 балла.

Подвижные экологические игры. - student2.ru Подвижные экологические игры. - student2.ru Подвижные экологические игры. - student2.ru
Подвижные экологические игры. - student2.ru Подвижные экологические игры. - student2.ru Подвижные экологические игры. - student2.ru
Подвижные экологические игры. - student2.ru Подвижные экологические игры. - student2.ru Подвижные экологические игры. - student2.ru

Прогулка “Отгадай животное”

Нужно отгадать пять животных по характеристике и нужно угадать его на классной доске. 2 балла.

Подвижные экологические игры. - student2.ru Питается птицами, мышевидными грызунами, лягушками, насекомыми, орехами, ягодами и грибами. При случае нападает на лосей, кабанов, северныхоленей.
Подвижные экологические игры. - student2.ru Пищей служат мыши, полевки, зайцы, лисицы, олени, птицы их числа куриных.
Подвижные экологические игры. - student2.ru Преследует кабанов, косуль, оленей. Ловит мелких животных, птиц и даже рыб в реке. Летом тигр употребляет и растительную пищу: орехи, травы, фрукты.
Подвижные экологические игры. - student2.ru Летом питается сочными болотными растениями, молодыми побегами деревьев, листьями кустарников.
Подвижные экологические игры. - student2.ru Всеядный зверь – (клубни, корневища, корни различных растений, орехи и семена); животные корма – (дождевых червей, насекомых, мелких позвоночных).

Прогулка по растениям

Нужно отгадать растение по картинке и назвать его. За это 1 балл.

Подвижные экологические игры. - student2.ru Подвижные экологические игры. - student2.ru Подвижные экологические игры. - student2.ru Подвижные экологические игры. - student2.ru

Прогулка по птицам птицу

Назови птицу и ответь на следующие вопросы: 1 балл.

  1. Какая птица быстро бегает?
  2. Какая птица прилетает к нам весной?
  3. Какая птица питается ягодами?
  4. Какая птица выводит зимой птенцов?
Подвижные экологические игры. - student2.ru Подвижные экологические игры. - student2.ru Подвижные экологические игры. - student2.ru
Подвижные экологические игры. - student2.ru Подвижные экологические игры. - student2.ru

Наши рекомендации