Система управления ФКиС в РФ.
Еще в 1989 г. возникла необходимость в создании Всероссийского олимпийского комитета. Его учредительный съезд состоялся 1 декабря 1989 г., на котором был принят Устав Комитета. Но тогда еще существовал СССР и соответственно его НОК, который был создан еще в 1951 г. и функционировал в структуре государственного органа – всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта. В декабре 1990 г. Совет Министров СССР своим постановлением вывел НОК из ведения Госкомспорта, исходя из общественного характера его деятельности и в соответствии с Олимпийской хартией.
В декабре 1991 г. СССР прекратил свое существование. За бывшими союзными республиками был признан суверенитет. РСФСР стала называться Российской Федерацией. Новое Российское правительство упразднило все действовавшие на территории России союзные органы управления, включая Спорткомитет СССР.
19 декабря 1991 г. ВОК направляет официальное обращение в МОК о признании им Всероссийского олимпийского комитета. С подобными просьбами в МОК обратились и НОК независимых государств СНГ. Но признание сразу 12 НОКов создавало трудности для организаторов предстоящих зимних олимпийских игр в Альбервилле и летних в Барселоне. По итогам встречи в январе 1992 г. президента МОК Х.А. Самаранча и Президента РФ Б.Н. Ельцина было заявлено о согласии России на участие в Олимпийских играх 1992 г. в составе объединенной команды СНГ. Оперативно были созданы соответствующие межгосударственные организации. 6 марта 1992 г. Олимпийское собрание России избрало первого президента Всероссийского олимпийского комитета. Им стал В.Г. Смирнов, бывший до этого президентом НОК СССР.
Выступление сборной команды СНГ было успешным: на зимних играх по числу золотых медалей она заняла 2-е место, на летних – 1-е, значительно опередив команды США и Германии.
С августа 1992 г. ВОК стал называться Олимпийским комитетом России (ОКР). В сентябре этого же года 101 сессия МОК объявила о полном признанииолимпийского комитета России (ОКР).
С этого времени Олимпийский комитет России (ОКР) становится важным элементом федерального (государственного) управления физкультурно-спортивным движением. Это государственно-общественный орган координации спорта высших достижений в соответствии с требованиями Олимпийской хартии, устава ОКР и законов РФ. ОКР отражает интересы двух ведущих групп своих коллективных членов – федераций и спортсменов. Принципиально важные решения ОКР принимает на Олимпийских собраниях (высший орган ОКР) и Исполнительном комитете ОКР.
Начало деятельности ОКР было отмечено успешным выступлением спортсменов России на XVII зимних ОИ (Лиллехаммер, 1994). Это было первое в истории после Октября 1917 г. участие РФ на олимпийских играх самостоятельной командой.
В течение двух последующих лет основы структуры государственных и общественных организаций управления, их функции в целом определились.
В 1992 г. был создан Комитет РФ по ФК. В его задачи входило сотрудничество с территориальными организациями, физкультурно-спортивными структурами, общественными организациями в осуществлении разнообразных программ оздоровления народа средствами массовой ФКиС. Деятельность комитета сконцентрировалась на разработке и внедрении государственных программ ФВ, подготовке и повышении квалификации специалистов, проведении организационных, научно-информационных, методических и пропагандистских мероприятий, направленных на развитие массовой ФК.
Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. в стране было создано Федеральное агентство по физической культуре и спорту, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг (включая противодействие применению допинга) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта. Государственный комитет по ФКС был преобразован в Комитет по ФКС Государственной Думы РФ.
Впервые в истории нашей страны в 1992 г. была создана специализированная организация – Национальный фонд спорта, главной задачей которого являлось привлечение денежных средств и материальных ресурсов в сферу физкультурно-спортивного движения России. Фонд способствовал сохранению и развитию детско-юношеского и массового спорта, пенсионного обеспечения спортсменов, их социальную защиту и т.п. Позже он стал называться Государственным фондом ФКиС РФ. Однако в 1999 г. эта специализированная финансовая организация была ликвидирована.
Изменились роль, значение и место общероссийских федераций по видам спорта. В 1991-1992 гг. они приобрели статус независимых неправительственных общественных объединений, управляющих на федеральном уровне развитием своего вида спорта.
В нынешней структуре сохраняются роль и место добровольных спортивных обществ (ДСО) и ведомственных физкультурных организаций. Ряд ДСО, ранее объединенных в единое ВДФСО профсоюзов, вновь приобретают свою самостоятельность («Спартак», «Урожай», Российский студенческий союз и др.).
В 1993 г. был создан единый Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры (ВНИИФК) – головное учреждение в сфере ФК. Он является научно-практическим центром для целостного и системного изучения всего комплекса проблем физкультурного движения на благо здоровья нации, разработки уникальных методик и технологий.
Существовавшая в бывшем СССР вертикальная подчиненность в управлении ФКиС, ликвидирована. Взаимодействие между различными управленческими организациями осуществляется на договорной основе.
Принципиально важным событием в отечественной ФК стало принятие в апреле 1993 г. «Основ законодательства РФ о ФКиС». Им устанавливаются общие принципы правового регулирования отношений в области ФКиС.
В 1995 г. в нашей стране впервые принимается Закон «Об образовании». В соответствии с ним началась разработка государственных образовательных стандартов, включающих федеральный (общегосударственный) и национально-региональный компоненты.
В мае 1999 г. был принят Федеральный закон «О ФКиС в РФ». В нем были даны определения основных понятий в области ФКиС, определена система ФКиС в стране, раскрыты вопросы физкультурно-оздоровительной работы и развития спорта высших достижений. Отдельная глава посвящена вопросам пропаганды ФКиС. Законом подробно регулируются права и обязанности спортсменов, работников физкультурно-спортивных организаций, общественных физкультурных организаторов, их социальная защита. При этом впервые законодательно закреплено право заниматься спортом как профессией. В декабре 2007 г. был принят ныне действующий Закон «О ФКиС в РФ». Он устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области ФКиС в РФ, определяет основные принципы законодательства о ФКиС.
Развитие спортивной науки.
К моменту распада СССР страна обладала достаточным научным потенциалом в области спорта. Большими коллективами учёных сформировались научные школы в области медико-биологических, психолого-педагогических, теоретико-методических, историко-социологических и организационно-управленческих проблем физической культуры и спорта. Вне всяких сомнений доминирующее положение отечественного спорта того времени во многом определялось высоким уровнем и интенсивностью развития спортивной науки и значительной концентрацией поиска в области ФКС.
В основном научно-исследовательские проблемы решались в четырёх научно-исследовательских институтах физической культуры и спорта Госкомспорта СССР, в 9 проблемных лабораториях институтов физической культуры и в 23 (с тремя филиалами) институтах физической культуры. Эта научная деятельность привлекала внимание и представителей зарубежной спортивной науки.
После распада СССР положение спортивной науки в России во многом изменилось в худшую сторону: резко (в десятки раз) сократилось бюджетное финансирование ФК в целом и как следствие - значительное сокращение численности специалистов, занимающихся научными проблемами. Часть из них выехала за рубеж и трудится там в научных подразделениях, часть изменила свой профессиональный профиль. Кроме недофинансирования отрицательное влияние на развитие спортивной науки в стране имели постоянные изменения в структуре руководящих физкультурных органов страны, отсутствие федеральной программы развития физической культуры и спорта, сокращение научных контактов спортивных учёных бывших союзных республик. Положение усугублялось ещё и тем, что большинство российских научных лабораторий оснащено аппаратурой, приобретённой ещё в 60-70-е гг., информационное научное пространство России значительно отстаёт от международного уровня.
И всё же, несмотря на эти негативные явления, спортивная наука в России продолжала развиваться. В основе её лежат крупнейшие разработки фундаментальной науки в области важнейших проблем спортивной деятельности. К ним следует отнести: теории построения спортивной тренировки, пути повышения качества тренировочного процесса (Л.П. Матвеев, В.М. Зациорский, И.П. Ратов); исследование средств оптимизации работы различных систем организма при выполнении спортивных нагрузок разной интенсивности (В.А. Рогозкин, Р.Д. Сейфулла, Ф.А. Иорданская).
- Основные особенности развития спорта высших достижений.
Основной формой подготовки спортивных резервов в постсоветской России является сложившаяся и проверенная система разнообразных детско-юношеских спортивных учреждений и соревнований, истоки которой уходят в историю отечественной школы 30-х гг. XX в. Главным звеном этой системы выступают спортивные школы разных профилей: специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮСШОР), школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ), училища олимпийского резерва (УОР), детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), школы-интернаты спортивного профиля (ШИСП).
Несмотря на скудное финансирование, усилиями спортивной общественности были возобновлены массовые спортивные турниры на приз «Золотая шайба» им. А.В. Тарасова, в которых принимают участие тысячи юниоров 10-17 лет.
Успешно осуществлялось в те годы подготовка спортивных резервов в Ростовской и Волгоградской спортивных организациях. И как результат на Играх XXVI Олимпиады в Атланте спортсмены Волгоградской области завоевали 14 олимпийских наград, 5 из которых - золотые.
В развитии юношеского спорта оригинальным путём пошла Москва, внесшая самый значительный вклад в российское олимпийское движение. Для создания спортивного резерва в Москве ещё в 1988 г. была создана беспрецедентная спортивная организация. Под эгидой Московского комитета образования сформировано Московское городское физкультурно-спортивное общество (МГФСО), которое в 1998 г. привлекло более миллиона юношей им девушек. С 1992 г. МГФСО выполняет функции не только организатора физического воспитания в учреждениях образования, но и проводит работу по высшему спортивному мастерству. В этих целях используется высококвалифицированная многоступенчатая преемственная система подготовки спортсменов высокого класса. Не случайно при проведении в Москве Всемирных юношеских игр 1998 г. под патронажем МОК функции Исполнительной дирекции этих Игр были возложены на МГФСО.
После распада СССР, несмотря на экономические и финансовые трудности, в России развивались все олимпийские и многие неолимпийские виды спорта, сохраняя во многом прежние традиции.
В стране ежегодно проводилось значительное количество спортивных соревнований, розыгрышей кубков и чемпионатов, спортивных праздников и спартакиад. Наиболее успешно в эти годы (1992-1999) развивались зимние виды спорта - хоккей с шайбой и русский хоккей с мячом, фигурное катание на коньках, лыжные гонки, биатлон, сноуборд, фристайл; а в числе летних - плавание, спортивная и художественная гимнастика, тяжёлая атлетика, классическая и вольная борьба, восточные единоборства, бокс, стрелковый спорт, мини-футбол, баскетбол. По многим видам российские спортсмены вполне достойно представляли нашу Родину на крупнейших международных соревнованиях.
На чемпионате Европы по лёгкой атлетике в Хельсинки (август 1994) Россия среди 47 стран выиграла эти состязания, завоевав 25 медалей, из которых 10 золотых, значительно опередив Германию, ставшую второй.
В 1995 г. сборная команда России по тяжёлой атлетике выиграла в командном зачёте чемпионат мира в Гуаньчжоу. Среди супертяжеловесов лучшим стал А. Чемеркин.
В сезоне 1996 г. неплохо выступили представители России в зимних видах спорта. Начало 1999 г. было удачным для юниоров: выступая в Канаде на чемпионате мира по хоккею с шайбой, они стали первыми. Хоккеистов поддержали наши фигуристы. На чемпионате Европы в Праге и чемпионате мира в Хельсинки они завоевали золотые медали во всех видах фигурного катания. На хельсинском льду Мария Бутырская (одиночное катание) впервые в российском спорте стала чемпионкой мира, а Алексей Ягудин (одиночное катание), Елена Бережная и Антон Сихарулидзе (парное катание), Анжелика Крылова и Олег Овсянников (танцевальные пары) подтвердили успех отечественной школы фигурного катания.
Успешно выступили на международной арене и наши баскетболисты, ставшие в 1994 серебряными призёрами чемпионата мира в Торонто.
Еще в 1988 г. была создана Федерация спорта инвалидов при Госкомспорте СССР. Председателем Федерации был избран В.И. Дикуль. Уже в следующем году начинают повсеместно создаваться спортивные клубы инвалидов. С распадом СССР резко сократилось финансирование инвалидного спорта со стороны как государственных, так и профсоюзных организаций. Однако трудности эти не помешали Российской Федерации укомплектовать в 1992 г. команду СНГ инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата для выступления в Барселоне в IX Летних Паралимпийских играх. Были показаны неплохие результаты в плавании, лёгкой атлетике и стрельбе из лука. В 1994 г. сборная Российской федерации впервые выступила самостоятельной командой в VI Зимних Паралимпийских играх в Лиллехаммере (Норвегия). Результаты выступления российских спортсменов-инвалидов в значительной степени активизировали внимание общественности к проблемам спорта. В регионах страны были созданы комитеты, комиссии, ассоциации спортсменов-инвалидов. Разработаны первые учебные программы подготовки педагогов соответствующего профиля. Постепенно была налажена подготовка кадров по адаптивной физической культуре. В последние годы в стране удалось создать для инвалидов специализированные юношеские школы, где культивируются отдельные виды спорта, по которым проводятся чемпионаты страны.
Одной из насущных проблем современного российского спорта, которая требовала своего решения, стала проблема его профессионализации. Эта тенденция закономерна, она связана с рядом объективных условий развития современного спорта. Профессионализация спорта, прежде всего результат его многозатратности, которая диктуется длительным учебно-тренировочным процессом во многих видах спорта, активно продолжающимся 10-15 лет. Для большого спорта становится всё более характерной ранняя спортивная специализации. Во многих видах занятия начинаются в возрасте 4-6 лет. Они активно протекают многие годы с двух- и трёхразовыми тренировками в день, сопровождаются высочайшими психологическими и физическими нагрузками. Подготовка спортсменов высокого класса требует дорогостоящего материально-технического обеспечения. Активно выступающий спортсмен требует и соответствующего материального стимулирования, так как иного источника дохода в силу огромной занятости спортом он иметь не может.
Профессионализацию спорта в России значительно осложняют трудности, возникшие в процессе строительства рыночной экономики. Слабая материальная база отечественного спорта, недостаточное финансовое обеспечение спортсменов высокого класса и тренеров привели к весьма широко распространившейся практике заключения ими контрактов с зарубежными клубами, ассоциациями и другими организациями и отъезд для выступления за рубежом. Уже в 1989-1990 гг. группа ведущих хоккеистов СССР дебютировала в Национальной Хоккейной Лиги США. Их было всего 10 человек. К 2001 в зарубежных спортивных организациях задействованы тысячи наших спортсменов.
Таким образом, профессиональный спорт в Российской Федерации получил официальное законное признание. Для спортсмена-профессионала занятия спортом признаются теперь основным видом деятельности, за которую он в соответствии с контрактом получает заработную плату и/или иное денежное вознаграждение, а также обеспечивается различными формами социального и медицинского страхования. Для защиты своих прав спортсмены профессионалы по желанию могут объединяться в профессиональные союзы.