ФКиС после Второй мировой войны.

После Второй мировой войны мир оказался поделен на три лагеря: капиталистических, социалистических и развивающихся стран. В каждом из них развитие ФКС шло по своему особому пути.

В 50-60-е гг. в развитых капиталистических странах наметилось активное вмешательство государства в дело постановки ФВ населения. С разгромом фашизма в Германии, Японии и Италии милитаристская направленность ФВ была ликвидирована. ФВ в Англии, США, Австралии, Канаде и Скандинавских странах практически не изменилось по сравнению с довоенными годами. Большое внимание в этих странах уделяется школьному ФВ. Так, опубликованные в 1950 г. в США данные о показателях физической подготовленности американских школьников, выявили, что, во-первых, они явно уступают юношам Западной Европы, во-вторых, уровень физической подготовленности в частных школах на 10-15 % выше, чем в государственных учебных заведениях (хотя в государственных школах обучается подавляющее большинство американских детей).

Войны в Корее (1950-1953) и Вьетнаме (1964-1973) продемонстрировали издержки в физическом развитии американской молодежи. В 1956 г. президент США Эйзенхауэр обратил внимание на эту проблему и сформировал Президентский совет по физической подготовке и спорта, который стал главным проводником национальной компании оздоровления американской нации. С тех пор раз в 10 лет проводится тестирование всех школьников США в возрасте 6-17 лет по единой программе. За выполнение тестов предусмотрены различные поощрения: дипломы, подписанные президентом США, специальные почетные нашивки, грамоты, о выполнивших нормативы пишут в газетах штатов, их показывают по телевидению.

Сейчас в странах Запада большое распространение получили дополнительные и факультативные занятия ФВ и спортом, т.е. внеурочные формы занятий. Как правило, они проводятся школьным учителем за дополнительную плату, складывающуюся в основном из добровольных взносов родителей и средств, выделяемых из школьных общественных фондов. Например, в США программы внеурочных занятий составляет образованный в начале 80-х гг. Национальный совет внутришкольного спорта. Во многих школах США существуют советы по делам внутришкольного спорта, в которые входят учителя и родители. Единой программы для всех школ в США не существует. Каждый штат и школьный округ имеют право разрабатывать собственную программу. Большинство школьников США тяготеют к трем исконно американским видам спорта: американскому футболу, баскетболу и бейсболу. В школах, как правило, приоритет принадлежит американскому футболу. Основными центрами спортивной работы в США являются университеты и колледжи. Игрокам студенческих команд, рекордсменам и чемпионам создаются льготные условия обучения. В Америке существует культ спорта. Американцы убеждены, что он готовит их к жизни, помогает воспитывать характер, уверенность в себе, укрепляет здоровье. Стремление к первенству и превосходству – одна из наиболее характерных черт американской нации. В послевоенные годы спорт становится бизнесом.

В Скандинавских странах 50 % всех занятий по ФВ отводится гимнастике. Широко применяются специализации по видам спорта, но в основном во внеклассное время.

В Японии в школах и учебных заведениях культивируются национальные виды спорта и физических упражнений – фехтование мечом ил палками, сумо, каратэ, дзюдо.

В Бельгии еженедельно проводятся по 3 ч занятий ФК в 1-12 классах. В программу во всех классах включены танцы и плавание.

Широко известны такие спортивные религиозные организации как объединенное движение христианской молодежи (США), Католический союз спортсменов (Италия), спортивный союз «Маккаби» (Израиль).

В странах народной демократии были почти однозначные политические, экономические, идеологические и культурные предпосылки для развития ФК после Второй мировой войны. Физкультурным движением в этих странах во в.п. 40-х и п.п. 50-х гг. руководили государственные органы – комитеты по делам ФКиС при советах министров, использовавшие опыт советской системы физкультурно-спортивной работы. Специалисты в области ФКиС СССР в качестве консультантов при комитетах и добровольных спортивных обществах (ДСО) работали в соцстранах. В советских физкультурных учебных заведениях обучались посланцы этих стран, проходили стажировку в ДСО и комитетах. Роль ФКиС отмечалась в основных законодательных актах этих стран. В 1949 г. европейскими странами был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). В странах СЭВ в дальнейшем были открыты средние и высшие физкультурные учебные заведения, созданы программно-методические основы, национальные комплексы ГТО и спортивные классификации.

В 50-х гг. и позже во всех соцстранах строятся стадионы, крытые бассейны, круглогодичные тренировочные лагеря, расширена сеть спортшкол. В Китае, например, в 1961 г. только в Пекине работало более 500 спортшкол.

ФВ во всех без исключения странах СЭВ стало обязательным предметом во всех типах школ, гимназиях и других средних и высших учебных заведениях, лечебно-профилактических учреждениях и вооруженных силах. Все это позволило во в.п. 50-х гг. создать массовые организации: Болгарский союз ФКиС, Венгерский союз ФК, Румынский союз ФК и др.

Совет по ФВ, спорту и туризму Министерства национальной обороны Польши, например, в 1958 г. был одним из учредителей Спортивного комитета дружественных армий (СКДА), а польские харцеры (пионеры) были инициаторами Международных соревнований «Дружба». СКДА широко практиковал проведение совместных учебно-методических сборов, научных и методических конференций, зимних и летних спартакиад, чемпионатов дружественных армий, турниров и товарищеских встреч.

Спортсмены соцстран, несмотря на политические осложнения, выходят на высший мировой уровень: китайцы – в настольном теннисе и гимнастике, спортсмены ГДР – в плавании и велоспорте, болгары – в борьбе и т.д.

На Олимпийских играх 1948-1964 гг. спортсмены соцстран завоевывают 14,5% всех медалей, тогда как за Олимпиады 1896-1936 гг. эти страны завоевали всего 4,5%.

В 1972 г. в связи с 50-летием образования СССР девяти лучшим спортсменам из соцстран было присвоено звание «Заслуженный мастер спорта».

Распад колониальной системы привел к образованию новых самостоятельных государств. Только за 1960 г. освободилось от колониальной зависимости 17 стран Африки. Основная тенденция в развитии ФКиС в странах третьего мира состояла в том, чтобы ликвидировать тяжелое наследие колониальной системы в спорте, искоренить расовую дискриминацию и создать национальные системы ФВ. В развивающихся странах достижения в области ФКиС стали рассматриваться как проявление национальной гордости и укрепление престижа на международной арене.

В большинстве развивающихся стран были созданы государственные органы по руководству ФКиС. Координацию физкультурной работой в масштабах страны стали осуществлять национальные федерации, ассоциации по видам спорта. В ряде развивающихся стран создаются национальные олимпийские комитеты (НОК).

В школах и учебных заведениях развивающихся стран вводится ФВ, воспитываются национальные кадры по ФКиС. Многие студенты из стран третьего мира учились в спортивных вузах соц. и капстран, стажировались за рубежом. Соцстраны оказывали бескорыстную помощь в строительстве спортивных объектов. На Олимпийских играх в Москве (1980) СССР взял на себя все материальные затраты команд Замбии и ряда других развивающихся стран Африки.

Важную роль в развитии спортивного движения в странах третьего мира сыграли региональные игры. В 1949 г. была создана Ассоциация азиатских игр, она объединила спортивные организации свыше 20 стран Азии. В 1951 г. были проведены Первые Азиатские игры (Дели, Индия) по олимпийской программе. Подобной международной спортивной организацией стал и Арабский спортивный комитет, который проводит арабские игры.

В 1965 г. состоялись первые Африканские игры (Браззавиль, Конго). В них участвовало свыше 1500 спортсменов из 27 стран Африки. Во вторых Африканских играх, проходивших в Нигерии, принимало участие уже более 4000 спортсменов из 36 стран.

В наиболее колонизированной части Америки (страны Северной Америки и Карибского бассейна) еще в XIX в. физкультурное движение не отставало от уровня развития ФК стран Европы, но все награды на континентальных и региональных состязаниях фактически были у представителей США вплоть до победы Кубинской революции (1959). Панамериканская спортивная организация была создана в 1951 г. в качестве объединения НОК Северной и Южной Америк, признанных МОК. Она регулярно проводит комплексные спортивные соревнования: Панамериканские игры (с 1951 г.), Боливарские игры (с 1947 г.), игры стран Центральной Америки и Карибского моря (с 1946 г.) и др.

О развитии спорта в странах третьего мира в послевоенный период можно судить также по их выходу на международную арену и участию в Олимпийских играх. Например, в НКЗ сборные команды спортсменов Кубы на Играх XVII Олимпиады в Риме (1960) были на 47 месте, на Играх XVIII, XIX, XX, XXI Олимпиад соответственно на 35, 25, 18, 13. Кубинские школы волейбола, бокса, легкой и тяжелой атлетики отличаются великолепной физической подготовкой и своеобразной тактикой и техникой.

Сфера «Физическая культура» универсальна, и на современном этапе ее роль во всех странах возрастает. Интерес к физкультурно-оздоровительной и учебно-спортивной деятельности в странах Запада и Востока зависит не от вероисповедания, политико-идеологической цели, а от условий занятий ФК, уровня физической подготовленности детей, молодежи и их здоровья.

Выводы:

1. Педагогические взгляды на ФВ в к.XIX – н.XX вв. во многом определялись новыми знаниями в области биологических наук, спортивной физиологии, биомеханики.

2. ФВ развивалось по пути рационального сближения и поиска интегративных форм движений, заимствованных из гимнастических систем и спортивно-игрового направления. Средства ФВ и спорта обретают четкие черты их принадлежности к гимнастике, спорту, играм, туризму. Активному распространению спорта в мире способствовал его выход во в.п. XIX в. на международный уровень. Спорт становится средством демонстрации мощи, престижа государств, в чем были заинтересованы государственные политические деятели.

3. Перед Первой и Второй мировыми войнами наблюдается милитаризация ФВ и спорта, т.е. оно становится средством военно-физической подготовки молодежи. Особенно заметно это проявляется в Германии.

4. В 1920-е гг. возникает новое направление в ФК – профессионально-прикладная физическая подготовка.

5. После Второй мировой войны в развитых капиталистических странах заметно положительное влияние государственных структур на ход развития ФКиС. Объем занятий ФВ в разных странах неодинаков, в основном 3-4 ч в неделю. Программа, как правило, не является единой, а составляется с учетом возможностей и традиций школ. Все большее распространение получает внеурочная и внешкольная работа по ФВ в виде дополнительных или факультативных занятий. В соцстранах руководство физкультурным движением взяли на себя создаваемые после Второй мировой войны государственные комитеты по ФКиС, использовавшие опыт СССР. ФК в странах СЭВ стала массовым явлением. После создания национальных систем ФВ и создания НОК страны народной демократии и развивающиеся страны стали полноправными участниками международного олимпийского движения.

Вопросы для обсуждения:

1. В чем выражались современные взгляды на ФКС, которые складывались в к.XIX в. Что способствовало их складыванию?

2. Какие новые зарубежные системы ФВ появились в к. XIX- н.XX вв.?

3. В чем заключались особенности развития ФКС в межвоенный период?

4. Каково своеобразие развития ФКС в период после Второй мировой войны? С чем это связано?

5. Создание и развитие систем ФК в странах Востока. Их влияние на развитие отечественной системы ФВ. (Самостоятельное изучение в форме рефератов и последующих докладов на семинарских занятиях).

Наши рекомендации