Несчастья при становлении шамана
Говорят, появление шаманов в жизни сопровождается смертью людей из его рода... также слышал рассказы о плотине. Будто бы, шаман возводит эту плотину своими хребтовыми позвонками. Если зародится новый шаман, обладающий большей силой, чем тот, который возвел эту плотину, то этот новый шаман разрывает ее при своем появлении. (Речь идет не о самих шаманах, а о духах, сила которых проявляется в том или ином шамане. Г. К.).
ШАМАНСКОЕ ДЕРЕВО И ВОСПИТАНИЕ ДУШИ ШАМАНА
До появления шамана душа того человека, который предназначается для этой роли, берется бесами, злыми духами и воспитывается ими до тех пор, пока она не приобретет свойств злого духа. В это время человек, душа которого воспитывается у бесов, все время продолжает хворать. Только после выздоровления от этой болезни он может приступить к священнодействию. Говорят, что душа шамана превращается то в птицу, то в человека, то в скот.
Рассказывают, что существует дерево со многими вершинами. Шаманы со всего мира все воспитываются, у этого одного дерева. Чем больше по своему значению и силе шаман, тем выше на дереве лежит душа его; значит, там лежит душа на разной высоте. Сами шаманы обычно говорят, что в качестве воспитателя является ворон, он, сидя на ветвях того дерева, выращивает душу.
МАТЬ-ЗВЕРЬ
Мать-зверь у большого шамана имеет вид лося, у Маленького — оленя. Он приходит, когда шаман умирает, и уносит, держа в зубах его шейный позвонок.
Говорят, шаман обладает особой силой зрения, видит во все стороны. Сила зрения (дословно — «огонь глаз») у большого шамана действует на большее расстояние, чем у маленького.
Попов Прокопий.
Средне-Вилюйский улус.
5 марта 1925 г.
БОЛЕЗНЬ И СТРАДАНИЯ ШАМАНА
Человек, который должен стать шаманом, раньше хворает в течение двух, трех лет. Только после этого он может приступить к своему служению.
Шаманы про этот период своей болезни рассказывают, что они у корня, источника зарождения девяти шаманов, подвергаются рассеканию, и что всё это происходит, якобы, во сне. Шаманы, лежа больными, якобы, во сне приходят к тем началам девяти злых духов, имена которых — Далбар-Чуонаах, Уот-Чорноуха... Они, говорят, — женщины. Называют еще следующие имена их:
«Дарья, не имеющая ноздрей,
Матрена, не имеющая носа,
Калека-парень, которого возят на санях...»
Здесь шаману отрубают голову и кладут ее на полку юрты, причем она, будто бы, остается живою (т. е. сохраняет сознание и даже наблюдает все происходящее). Тело же шамана разрубают на куски, как тушу скотины. Затем, эти куски мяса, будто бы, нанизывают на рожны... Тело большого шамана на девять рожнов, а маленького шамана —на три рожна. Потом мясо это делят между началами разных бед и несчастий (т. е. между духами-бесами).
(При зарождении шаманов) в средней земле устраивается преграда («харгыс»), плотина (чтобы умножить несчастия).
Рассказывают, что у больших шаманов бывает плотина, которая преграждает дорогу духам малых шаманов. Когда бесы этих шаманов задержатся у плотины, то сами шаманы должны хворать... от того, что у них гниет рыба (?). Больной шаман призывает тогда большого шамана, который разрывает плотину и взамен жизни шамана дает другую человеческую жизнь. Тогда больной выздоравливает.
Алексеев Михаил.
Кэнтикский наслег
Верхне-Вилюйского улуса.
4 марта 1925 г.
ГАЛЛЮЦИНАЦИИ ШАМАНА
Хороший настоящий шаман, как рассказывают, подвергается рассеканию. У нас в виде поговорки говорят: «Он три раза был рассечен—великий шаман». Сами шаманы рассказывают так: «Сначала духи отрубают мне голову и садят ее на верхушку длинного шеста, чтобы эта голова могла видеть своими глазами все, что они проделывают дальше... я вижу, как они разрубают мое тело на мелкие куски; затем, эти кусочки распределяют между всеми родами человеческого несчастья и между всеми бесами».
Шаман может шаманить и быть полезным только в том случае, если тот род гибели (от которого больной теперь страдает) получил свою долю при дележе тела камлающего шамана; те бесы, которые причитались его тела, бывают послушны, а те же, которые лишились этого, его моленьям не внимают.
Говорят, что при совершении разрубания тела шамана, его одежда бывает окровавлена. О том же, что родные шамана при совершении этой операции заранее кладут его на бересту, — я не слышал.
НИЖНИЕ И ВЕРХНИЕ ШАМАНЫ
Шаманы разделяются на нижних и верхних. Нижние это те шаманы, которые созданы нижними бесами, верхние — те, которые созданы верхними бесами.
Про нижних шаманов говорят, что их души воспитываются у нижних бесов в особых колыбелях, где кормят их через рожок, а про верхних шаманов говорят, что души их воспитываются в особых гнездах (как у птиц).