Этнической и религиозной нетерпимости в российском обществе
Среди множества проблем, стоящих перед нашим обществом, одной из наиболее значимых является проблема пороков развития, проявляющаяся, в частности, в расовой, этнической и религиозной нетерпимости. К сожалению, модернизация России носит неорганический характер, хотя этот социальный процесс требует систематизации, определенной ценностной ориентации. Повышающаяся динамичность развития современного мира, противоречивость в ментальных установках, негативные тенденции в духовной сфере – все эти процессы усиливают интерес не только к поиску новых ценностей, но и к исследованию исторических ценностей. Эта проблема приобретает особую значимость для современного российского общества, переживающего глубокий кризис, характеризующийся не только экономическими, политическими и социальными проблемами, но и кризисом ментальности, утратой социокультурной идентичности, который охватывает духовные основы жизнедеятельности человека. Подобная аксиологическая беспорядочность является благодатной почвой для прорастания опасных фашиствующих организаций.
Прежняя советская идеология содержала идею морально-политического единства общества, посредством чего пыталась обеспечить ценностный консенсус социума относительно вопросов общественного бытия, такую онтологическую модель, когда системность мировоззрения становилась элементом стабильности сознания. Спустя несколько десятилетий «пролетарского атеизма», современный россиянин пытается вновь приобщиться к христианским ценностям. Вполне очевидно, что духовный перелом испытывает наше общество в целом и каждый человек лично, пытаясь ответить на главные мировоззренческие вопросы.
Конфликт ценностей – одна из ключевых проблем переходного периода, которая связана с возможностью социальных потрясений, политической нестабильностью, кризисом культурных оснований общества. В системе ценностей российского общества демократические ценности за минувшее десятилетие реформ не заняли доминирующие позиции. В настоящий момент в России ведется поиск некоего объединяющего начала, которое могло бы оказаться базисом национальной идеи. Исторически сложилось так, что религия занимает значимое место в жизни российского общества, что является причиной для возможного включения религиозных ценностей в комплекс национальной идеи.
«Ценность служит основой и фундаментом всякой культуры» (3, 37), а потому изменения в теории ценностей связаны с переменами в жизни общества. Переоценка ценностей – явление, свойственное каждому поколению людей, но в настоящее время трансформация жизненных установок и ориентиров сопровождается переосмыслением, казалось бы, вечных ценностей. Рост межрасовых, этнических и религиозных конфликтов на территории нашего государства актуализировали необходимость исследования аксиологии православия, что должно способствовать решению проблем, обозначенных в теме доклада, и определению целей развития страны в целом.
Проблема расизма, национализма в современной России очевидна. В последние годы наша страна только-только начала выходить на былой высокий уровень по количеству обучающихся в ВУЗах из стран дальнего зарубежья. Но после убийства в 2004 г. в столице Черноземья африканского студента Амару Лима, многие иностранцы стали изъявлять желание покинуть Воронеж. Гибель человека обнажила серьезную общественную проблему, которую нам вместе предстоит решать.
Многие граждане дали четкое определение причине убийства. В ходе опроса воронежцам было предложено ответить на вопрос: «Связано ли, по Вашему мнению, убийство студента из Гвинеи-Бисау с деятельностью в нашем городе расистских и националистических группировок?». Тех, кто уверен, что это убийство совершено на почве расизма, почти вдвое больше тех, кто полагает, что смерть Амару Лима не связана с деятельностью националистических группировок (38% и 21% соответственно). Безусловно, эти цифры не дают ответа на вопрос: кто и из каких побуждений совершил злодеяние. Важно то, что многие назвали истоком убийства фашистскую идейную базу. Даже если преступление было совершено, допустим, на какой-либо бытовой почве, все равно проблема существования расистских настроений остается (иначе ее и не упоминали бы в качестве основной причины убийства).
Решение любой проблемы можно считать фундаментальным лишь при условии выявления ее истоков. Каковы же корни расизма, этнической и религиозной нетерпимости? Основой конфликта является чувство превосходства, движущее субъектом, гордыня, которая может облачиться в гуманистическую акцию наведения порядка на чужой территории, скрыться под маской помощи другому народу.
Достаточно вспомнить гитлеровские войска отправлявшиеся освобождать русский народ от власти Советов, а на деле губившие людей в концентрационных лагерях. Есть примеры и из новейшей истории.
«Первый шаг к греховной гордыни целого народа — есть гордыня отдельных людей. Когда, например, цвет кожи для человека является поводом для превосходства — это значит, что он впадает в чрезмерное любление плоти, забывая о душе, о духовном единстве людей» (2).
Итак, зафиксировав проблему, выявив ее истоки, необходимо определить пути ее преодоления. И теперь важно обратиться к ресурсам гуманитарных технологий, к таким методам решения социальных проблем, использование которых позволило бы создать условия для всестороннего развития личности и общества в целом. Формирование здорового климата в обществе, лишенного расовой, этнической и религиозной нетерпимости напрямую связано с образованием, теми программами, которые используютпедагоги на практики.
Развитие образования в современных условиях должно происходить с учетом лучших достижений прошлого. Прогрессивный опыт прошлого отвечает задачам настоящего времени и избавляет от необходимости заново открывать педагогические истины, уже известные предшествующим поколениям. В поисках основных направлений реформирования содержания вузовских программ педагогическая общественность страны все более убеждается в необходимости установления живой преемственной связи между школой прошлого и настоящего, творческого осмысления и бережного сохранения всего ценного из опыта русской системы образования. Для видных педагогов прошлого было бесспорно то, что в духовном, экономическом и культурном возрождении государства приоритетная роль должна принадлежать воспитанию и образованию, что отвечает тенденциям социального развития общества и в наши дни.
Речь идет не о механической передачи знаний, а о комплексном развитии личности, развитии интеллектуальной и духовной сторон жизни человека. С момента зарождения академического образования на Руси на рубеже ХVII-ХVIII вв. возобладала ориентация на западноевропейскую образованность, привитую к традиционному для Руси православию. Таким образом, удалось достичь соединения духовно-нравственного самосовершенствования с выдающимися достижениями педагогической мысли Запада. В условиях контактов с достижениями западной педагогической мысли отечественная система образования обогатилась, синтезировав особенности традиционной религии и прогрессивные новшества, что отразилось в становлении русского академического образования и способствовало появлению на Руси самостоятельного, широко и пластично мыслящего человека эпохи Просвещения, способного на интеллектуальный поиск и творческое решение накопившихся проблем во всех сферах жизни общества. Стремление создать сильное государство не могло быть реализовано людьми, мыслящими исключительно религиозно-догматическими категориями или напрочь отвергающими связь с традиционной православной этикой, только новый человек, обладающий широким взглядом на мир и сохраняющий национальные традиции – вот нравственный идеал, к которому стремились русские просветители.
На сегодняшний день в отечественной системе образования утеряна былая связь с нравственным воспитанием личности, отсутствует единство ценностных ориентиров. Стремясь, как и столетия назад, соответствовать мировым стандартам в образовании, сегодня забывают о развитии духовности в традиционном аксиологическом поле. «Христианское сознание – это не просто одна из религий. Религиозная оболочка в данном случае – лишь форма, содержанием же является аксиологическая сущность» (1, 5). Именно ценности православия: любовь, добро, красота... – это и есть забываемая для нас традиция, а сила веры как раз и является основным отличием русской мысли от западной.
Введение в образовательных учреждениях предмета «Основы православной культуры» может обеспечить оздоровление нации. Главная ценность православия – это любовь. Вот сила, которая преодолевает расовую, этническую и религиозную нетерпимость. Здоровый патриотизм зиждется на любви к своему народу – это желание возродить лучшие его традиции, а также умение видеть и бороться со своими недостатками, а не фашистские попытки очистить русскую кровь кровавыми руками, не выпячивание собственной русскости, унижающей остальных людей. Сегодня, когда в России особо сильны изоляционистские настроения, именно православие готово выполнить объединительно-патриотическую роль, не поверхностно принятое, не обрядоверие, а религиозное образование. Разве может появиться расовая или этническая нетерпимость у человека, знающего, что Адам являет собой образ кровного родства и нераздельности всего человечества? «Детям нужно с младенческого возраста прививать не бестолковую толерантность, а основы православия. Тогда будет здравое понимание того, что зло, исходящее от человека, не является следствием цвета кожи, разреза глаз, формы носа или картавости. Исчезнет мысль о природном неравенстве народов и рас <...>. Тот, кто знает, что все нации, хоть и имеют разную историю, но все же являются членами одной человеческой семьи, что все народы равны перед лицом Божьим, что Бог произвел весь людской род от одной крови, что единство биологическое многократно ниже духовного, что во Христе, как учит апостол Павел, «нет различия между иудеем и эллином» (Рим. 10:12), тот понимает, почему он не кидает камень в непохожего на себя» (2).
Сегодня общественное сознание россиян не связано тесным образом с теорией ценностей православия, а характеризуется как аксиологический хаос. Включение православного просвещения в образовательный процесс – вот путь преодоления вышеобозначенных проблем. «В православии можно победить и страх, и гордость, сопровождающие расизм. Зачем изобретать велосипед в виде каких-либо новых программ общественного развития для передвижения в историческом пространстве, когда есть замечательный автомобиль, который лишь нуждается в капитальном ремонте? Возрождение православия – залог избавления России от хвори, одолевающей ее. Христианская любовь – вот щит и меч для победы над всякой бедой» (2).
Используемая литература:
1. Кортунов С. Альтернативы (Аксиологические аспекты христианства, марксизма и философии жизни) / С. Кортунов. – М.: Российский научный фонд, 1992. – 82 с.
2. Некрасов А.В. Лекарство от расизма // Сайт Воронежско-Борисоглебской Епархии: http://www.vob.ru/analitic/2004/04-03-04.htm
3. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. – М.: Политиздат, 1992. – 542 с.
Никифорова Екатерина Сергеевна, Москва