Формы демократии в российском обществе

Слово «форма» означает способ выражения и существования содержания. «Форма дает бытие вещи», — утверждали римские юристы, полагая, что своей формой (внешними признаками) одна вещь отличается от другой. Форма и содержание едины: нет и не может быть бесформенного содержания и формы, лишенной содер­жания1.

Вопрос о форме демократии так или иначе связан с уяснением того, каким образом граждане участвуют в формировании органов государства, как в этой связи проявляют свою волю. Под формами демократии понимаются исторически сложившиеся способы или сред­ства выявления или выражения воли и интересов различных слоев общества вовне.

В зависимости от того, каким путем — прямым или косвенным — выражаются воля народа и интересы общества, каким образом граждане участвуют в формировании органов государства, иных управленческих структур, ученые-политологи и юристы различают следующие две разновидности демократии: прямую (непосред­ственную) и представительную. Непосредственная демократия и представительная демократия — разные способы формирования органов государства, выражения, реализации воли субъектов вла­сти, субъектов политической жизни.

Прямая (непосредственная) демократия означает решение основных вопросов государственной и общественной жизни непо­средственно народом. Имеются в виду способы непосредственного волеизъявления граждан, их действия, предпринимаемые с целью повлиять на государственную политику, управление общественны­ми делами, на позицию и деятельность избранных ими политиче­ских деятелей.

Прямая демократия в историческом аспекте представляла собой формы организации древнегреческого общества (Афины, Спарта). Суть прямой демократии здесь состояла в следующем: в одном месте в определенное время собираются все граждане, имеющие право голосовать, и публично обсуждают самые важные решения, скажем, о величине и способе взимания налогов. Окончательное Решение принимается большинством голосов. В периоды между собраниями текущие вопросы решает избранное народом демократическое правление. Обращает на себя внимание то, что в Древней Греции впервые сформировались такие политические институты как народное собрание, выборы должностных лиц и др.

К признакам непосредственной демократии относятся: прямое волеизъявление соответствующих субъектов; реализация ими поли­тического права на участие в управлении делами государства, иных социальных образований; обязательность и окончательность при­нимаемых решений. В этом аспекте существенно то, что формы непосредственной демократии обычно призваны не заменять а дополнять институты представительной демократии.

В настоящее время в России к прямой (непосредственной) демократии относятся:

прямые выборы;

референдум;

отзыв депутата представительного органа власти и выборного должностного лица (на федеральном уровне не предусмотрен);

народная законодательная (правотворческая) инициатива (возможна только на региональном и местном уровнях);

формы непосредственного осуществления населением мест­ного самоуправления (сход граждан, собрания и конференции граждан и т. д.) и др.

Организация таких форм прямой демократии, как прямые вы­боры депутатов представительных органов государственной власти, референдумы, четко регламентирована соответствующими норма­тивными актами — Конституцией РФ, федеральными конститу­ционными законами, федеральными законами, законодательными актами субъектов Федерации. Обратим внимание на особенности названных форм прямой демократии.

Выборы — форма прямого волеизъявления граждан, осущест­вляемого в соответствии с федеральным и региональным законода­тельством, уставами муниципальных образований в целях формирования органов государственной власти, органов местного само­управления или наделения полномочиями должностных лиц.

С учетом уровней, на которых проводятся выборы, следует на­звать:

- федеральные выборы, направленные на избрание федеральной законодательной власти (Государственная Дума Федерально­го Собрания РФ), в которых принимают участие все граждане госу­дарства; ,

- региональные выборы, т. е. выборы в республиканские, краевые и областные законодательные собрания;

- местные выборы, по результатам которых формируются мест­ные органы власти, например, представительные в системе местно­го самоуправления.

В зависимости от способа волеизъявления избирателей выделя­ют выборы:

-прямые — когда отношение к кандидату выражается непосредственно;

-косвенные – когда между избирателями и кандидатом суще­ствует промежуточное звено (например, выборы глав муниципаль­ных образований нередко осуществляются депутатами представительных органов местного самоуправления).

Основные положения при проведении выборов любого уров­ня на всей территории России содержатся в Федеральном законе от 12.06.2002 N° 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Феде­рации».

Второй, менее распространенной формой непосредственной демократии является референдум, т. е. форма прямого волеизъявле­ния граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения.

В зависимости от уровня и выносимых на голосование вопросов референдум подразделяется на федеральный (референдум Россий­ской Федерации), региональный (референдум субъекта Российской Федерации) и местный (референдум, проводимый на территории муниципального образования).

В России референдум как институт непосредственной демокра­тии регламентируется Конституцией РФ и Федеральным конститу­ционным законом от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Россий­ской Федерации». Существенные особенности референдума позво­ляют рассматривать этот институт в качестве высшей формы непо­средственной демократии в Российской Федерации.

Существенно то, что решения, принятые на референдуме Рос­сийской Федерации, являются общеобязательными и не нуждаются в дополнительном утверждении. В качестве недостатка референду­ма признается ограниченность выносимых на него вопросов и предподагаемость однозначных на них ответов.

В целом можно сказать, что референдум — один из путей расши­рения демократии, привлечения граждан к решению важнейших Опросов государственной жизни. В данном случае народ непосред­ственно осуществляет определенный акт законодательной власти, Принимает правотворческое решение.

Представительная демократия, судя по названию, отличается следующим: население, имеющее право голосовать, выбирает своих полномочных представителей (в России — депутатов), которые от имени народа осуществляют законодательную или муниципальную власть. Представительная демократия включает следующие компо­ненты: систему избираемых представительных органов государ­ственной власти или органов местного самоуправления; выборных должностных лиц государства или местного самоуправления (депу­тат, глава муниципального образования); систему нормативных правовых актов, на основании которых функционируют институ­ты представительной демократии; отношения связи избранных лиц с избирателями, населением, информирование о своей деятель­ности и мероприятиях соответствующего представительного орга­на и др.

Следовательно, речь идет об осуществлении народом власти через своих представителей (выборные органы государственной власти, выборные общественные, партийные органы), о принятии основных решений выборными учреждениями. Основной смысл рас­сматриваемой демократии — в опосредованном участии граждан в принятии государственных решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, прини­мать законы, иные управленческие решения, распоряжения.

Особенность представительной демократии в том, что она необходима в условиях больших территорий, а также когда прини­маются сложные решения, требующие основательной, всесторон­ней предварительной подготовки, т. е. решения, труднодоступные для понимания неспециалистов. Отметим весьма важное положение: представительная (репрезентативная) демократия предполагает более высокую по сравнению с непосредственной демократией® компетентность и ответственность лиц, принимающих решения.

Представительная демократия, означающая осуществление власти народом через своих представителей, — наиболее результативная форма демократии в современной России.

К недостаткам представительной демократии в юридической литературе относят следующие: существует тенденция развития бюрократии и коррупции в системе представительных структур, депутатского корпуса; нередко проявляется отрыв представителей от своих избирателей; имеет место принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, раз­личного рода лоббистов и т. д. Есть факты манипулирования обще­ственным мнением в представительных органах власти, принятия неугодных большинству депутатов решений с помощью сложной, многоступенчатой системы власти и др.

По-видимому, в целом непосредственная демократия и предста­вительная демократия соотносятся, в том смысле что посредством и той и другой решаются важные, необходимые для общества задачи. И та и другая форма демократии способствуют достижению целей управления, участию граждан в политическом процессе.

Наши рекомендации