Совещание имен существительных

В одно прекрасное утро на лужайке недалеко от окраины, которая за сравнительно небольшой отрезок времени до неузнаваемости преобразилась, широко развернулись прения, и целый ряд ораторов выступил с взволнованными речами, где были приведены яркие факты упорной борьбы имен существительных против шаблона. Получалась любопытная картина, которая не могла не оставить неизгладимое впечатление.
Собравшиеся разошлись только тогда, когда наступил ясный полдень. Будем надеяться, что эта мощная волна протеста против однообразия прилагательных дойдет до литераторов и они твердой поступью пойдут по пути улучшения своего языка.

(Г.Рыклин)

Вопросы и задания

1. Найдите в фельетоне Г.Рыклина речевые штампы, выпишите их.
2. Подберите к каждому существительному в выписанном словосочетании прилагательные-заменители таким образом, чтобы штамп разрушился.
3. В каком стиле речи штампы допускаются, а в каком нет?
4. Почему автор использует штампы в таком жанре, как фельетон? Какую цель он перед собой ставит?

Упражнение 3

РАЗГОВОР ПО СУЩЕСТВУ

Будем считать, что у нас состоялся своего рода брифинг. А в качестве спонсора выступает многоуважаемый менеджер – полагаю, что нет необходимости называть его по имени. Надеюсь, что консенсус по этому вопросу не вызывает сомнений. Думаю также, что импичмент и ротация нам в данном случае не понадобятся. Тем более что рэкет в нашем маркетинге, насколько я могу судить, не обнаружился. Другое дело – менеджмент и мониторинг. Без них, конечно, не обойтись. Так же как и без конверсии.

Остается определить рейтинг нашей сегодняшней встречи. Несмотря на очевидный плюрализм мнений – думаю, вы со мной согласитесь, – разговор у нас получился полезный. Бесспорно, он пойдет на пользу всему нашему истеблишменту и послужит дальнейшему прогрессу великого и могучего русского языка.

(И.Черейский)

Вопросы и задания

1. Определите значения выделенных слов; там, где это возможно, подберите русские эквиваленты.
2. С какой целью автор фельетона использует иноязычные слова?
3. Определите стилистическую принадлежность данного текста. Докажите свою точку зрения.

Упражнение 4

КАК ДОПУСКАЕТСЯ ПОРЧА ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ

Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определенную работу по сниманию шляпы, плаща, ботинок, переодеванию в пижаму и шлепанцы и усаживанию с газетой в кресло. Жена в этот период времени претворяла в жизнь ряд мероприятий, направленных на чистку картофеля, варку мяса, подметание пола и мойку посуды.
По истечении некоторого времени она стала громко поднимать вопрос о недопустимости моего неучастия в проводимых ею поименованных мероприятиях.
Но с моей стороны было сделано категорическое заявление о нежелании слушания претензий по данному вопросу ввиду осуществления мною в настоящий момент, после окончания трудового дня, своего законного права на заслуженный отдых.
Однако жена не сделала соответствующих выводов из моих слов и не прекратила своих безответственных высказываний, в которых, в частности, отразила такой момент, как отсутствие у меня ряда положительных качеств, как то: совести, порядочности, стыда и пр., причем как в ходе своего выступления, так и по окончании его занималась присвоением мне наименований различных животных, находящихся в личном пользовании рабочих и колхозников.

(О.Любченко)

Вопросы и задания

1. Определите стиль данного текста. Докажите свою точку зрения.
2. С какой целью автор фельетона использует официально-деловой стиль?
3. Что способствует созданию комического эффекта в данном тексте?

Упражнение 5

Замечено, что ученики портят учебники, каковые выдаются только во временное пользование таковым. Замечено, что таковые марают каковые посредством клякс, которые уменьшают ценность каковых, не давая возможности следующим группам таковых пользоваться каковыми. Также замечено, что из каковых вырываются страницы таковыми, что свидетельствует о недооценке каковых таковыми. Впредь если будут замечены таковые, портящие каковые, то из школы будут изыматься вместе с каковыми и таковые.

(В.Ардов)

Вопросы и задания

1. На чем основана шутка писателя В.Ардова? Какие языковые приемы он использует для создания юмористического эффекта?
2. Напишите данное объявление в соответствующем официально-деловом стиле. Расскажите об основных особенностях такого рода объявлений.
3. Попробуйте передать основную мысль данного текста посредством других стилей (задание выполняется по вариантам):

– воззвание библиотекарей к читателям;
– текст в виде просьбы самой книги к читателям;
– челобитная книги к читателям;
– памятка первокласснику «Как обращаться с книгой?».

В каких стилях будут написаны тексты? В чем заключается языковое своеобразие каждого из них?

Упражнение 6

ЧТО БЫ ЭТО ЗНАЧИЛО?

Записка в дневнике

Уважаемые родители!

Поскольку Ваш сын опять схватил пару, а в дневнике у него то пара, то кол, он, несомненно, срежется на экзаменах, и я буду вынужден выставить его из школы.

Директор школы В.Петров

Наши рекомендации