Правила сочетания имен существительных и имен числительных.

В конструкциях с составными числительными, оканчивающимися на два, три, четыре, винительный падеж сохраняет форму именительного. Напр.: доставить двадцать два пассажира, наградить двадцать три ученика (Ср. разговорные формы: доставить двадцать двух пассажиров, наградить двадцать трех учеников).  
Правила сочетания имен существительных и имен числительных. - student2.ru

Упражнение 8. Найдите смысловые или стилистические различия между параллельными формами числительных. Какие словосочетания связаны с нарушением норм употребления числительных?

Трое солдат – три солдата, четверо девушек – четыре девушки, семеро козлят – семь козлят, двое профессоров – два профессора, к обоим друзьям – к двум друзьям, к обоим соседкам – к обеим соседкам, о тысяче мелочей – о тысяче мелочах, с тысячей солдат – с тысячью солдат, в полтораста метрах – в полутораста метрах.

Упражнение 9. Исправьте предложения, объясните причины ошибок.

1. Дети пробыли на льдине 274 суток. 2. Поселок находится в полутораста километров от города. 3. Успеваемость в группе составляет 96,5 процентов. 4. До начала экзаменов осталось полтора учебного месяца. 5. В двух тысяча третьем году мы поступили в университет.

Правила сочетания имен существительных и имен числительных. - student2.ru

Упражнение 10. Раскройте скобки, заменяя цифры словами. Устраните неправильные формы.

1. Библиотека института ежемесячно пополняется (300 – 400 книг). 2. На дорогу у нас ушло (полтора – полторы) суток. 3. В работе кружка принимало участие около (полтора десятка) студентов. 4. В эту суровую зиму стае волков пришлось по (много-многу) дней бродить в поисках пищи. 5. Трамвайная остановка находится совсем близко, в (полтораста шагов) отсюда. 6. Старинный город с (4675 жителей), красиво расположенный по (оба – обе) сторонам реки, привлекал много туристов.

 
 
Числительные полтора и полтораста согласуются в косвенных падежах (кроме винительного) с существительным. Например: в полутораста книгах. При смешанном математическом числе существительное управляется дробью, а не целым числом. Например: 5,2 процента (не «процентов»!). При сочетании числительного полтора с существительным определение ставится в форме множественного числа. Например: полтора полных стакана.  

Упражнение 11. Спишите предложения, раскрывая скобки и выбирая грамматически правильные формы имен числительных.

1. В семье старого якута было (три сына – трое сыновей). 2. При барине неотлучно находились (два слуги – двое слуг). 3. Так и обманули злого волка (три поросенка – трое поросят). 4. Длинной вереницей медленно тянулись (22 саней). 5. Метель не утихала в течение (трех – троих) суток. 6. Их (четыре – четверо), все они ученицы балетной школы.

Упражнение 12. Укажите примеры с ошибкой в образовании формы слова.

1. у обоих студентов

2. около восемьсот туристов

3. несколько пар носок

4. находится в полтораста километрах

5. двести граммов

6. до девяносто страниц

7. пара сапог

Упражнение 13. Напишите числительные словами, поставьте имена в форму нужного падежа.

Недостает 131 (купюра), на 235 (страница), до 90 (название), с 570 (доллар), по 5 (книжка), на 248 (единица) больше, горжусь 1000 (саженец), увидеть 33 (богатырь), от 0, 02 (процент), подъехал (полтораста, мешок), 250 (театральный сезон), в 2001 (год).

Контрольные вопросы

1. Назовите разряды имен числительных.

2. Чем отличается склонение составных количественных и порядковых числительных?

3. В склонении каких числительных есть только две формы?

4. Расскажите об употреблении собирательных числительных.

5. В чем особенность склонения дробных числительных?

6. Назовите основные правила сочетания числительных с существительными.

7. Расскажите о влиянии категории одушевленности/ неодушевленности в сочетаниях имен числительных с именами существительными.

8. Какие функции выполняют числительные в художественной речи?

Наши рекомендации