Как воспитать в ребенке интерес к чтению
Бережнова О. В.
Как выбрать для ребенка самые первые книги? Не правда ли, хочется, чтобы они были одновременно и красивыми, и полезными, и понравились ему? Как прочитать их малышу? Что нужно, чтобы первое знакомство с книгой породило интерес к чтению?
Начнем с того, что книга должна соответствовать возрасту ребенка и его возможностям, иначе вряд ли удастся его заинтересовать. Хотя, если взрослый не заставляет слушать весь текст книжки, а просто показывает понятные малышу картинки, то можно воспользоваться и книжками для более старшего возраста и даже взрослыми журналами. Если же книгу читают ребенку полностью, то желательно, чтобы сюжет ее был простым, с четкой последовательностью событий.
Часто дети хотят сами «почитать» книгу: они ее листают, без конца открывают и закрывают, а иногда даже пробуют на вкус. Поэтому, выбирая первые книжки для малышей, взрослые должны обратить внимание на прочность страниц и обложки. Книжки с объемными, выдвигающимися картинками не подходят для маленьких детей и вряд ли прослужат долго, так как движения малыша еще не скоординированы, а материал, из которого изготовлены подобные вкладыши, достаточно тонок и предназначен для более деликатного обращения.
По формату книжки лучше выбирать небольшие, чтобы ребенок сам смог переворачивать страницы и переносить книгу с места на место
Многие родители спрашивают, с какими иллюстрациями следует покупать детям книжки: с высокохудожественными, выполненными известными мастерами, или с примитивными, доступными маленькому ребенку. Наверное, каждый взрослый решает этот вопрос, ориентируясь на свой вкус и опыт, и в зависимости от тех задач, которые он хочет решить.
Некоторые родители стремятся с раннего возраста привить ребенку интерес к искусству и выбирают книги с иллюстрациями известных художников. Другие, читая книги, главным образом стремятся расширить познания ребенка и развить его речь. В этом случае книги выбираются по содержанию, а иллюстрациям уделяется не такое пристальное внимание. У нас есть только одно пожелание родителям: иллюстрации должны быть понятны ребенку, изображения должны быть похожи на реальные предметы.
Когда книжка уже куплена, перед родителями встает новый вопрос: как читать ее, чтобы у ребенка появился интерес к чтению?
Прежде всего, опять-таки надо учитывать возраст ребенка и его возможности. Так, один ребенок уже может подолгу сидеть с мамой и завороженно слушать даже сложные для него истории, а другой вырывается и убегает, как только родители начинают ему читать. Некоторые дети уже в год (а бывает, и раньше) живо интересуются книгами, повсюду носят их, без конца перелистывая страницы, рассматривают картинки и «читают» вслух. Они с огромным удовольствием слушают, когда им читают взрослые. Но случается, что и трехлетнего ребенка не удается заинтересовать книжкой. Почему? Причин может быть много:
• в выбранной книге нет интересных картинок (их может быть слишком мало, или они непонятны);
• взрослые читают слишком быстро или слишком медленно, а возможно, слишком долго, и ребенок не в состоянии усидеть на месте;
• а может, малыш просто устал, плохо себя чувствует или хочет в этот момент заниматься чем-нибудь другим.
Бывает даже и так, что родители, осознавая безусловную пользу чтения, стараются при помощи хитрости, а иногда даже и силы усадить ре- бенкалс себе на колени и почитать ему. Тогда ребенок чаще всего начинает вырываться, а если и сидит смирно, то, скорее всего, вряд ли слушает маму или папу.
Все перечисленные случаи (и, вероятно, многие другие) могут вызвать не интерес к чтению, а только сопротивление ребенка, i
Может быть, малышу сначала стоит показать книгу, полистать ее, обратить внимание на некоторые картинки. Пусть он сам полистает страницы. Быть может, до определенной поры это будет единственно приемлемый для него способ общения с книгой. В этом случае лучше не форсировать события, а предоставить малышу свободу. И только тогда, когда ребенок освоит эту операцию (или параллельно с ее освоением), взрослый может привлекать его внимание к той или иной картинке, называя, что на ней изображено: «Вот зайчик. Зайчик». Если ребенка заинтересует это, следует фиксировать его внимание уже на деталях изображения: «Зайчик. Смотри, какие у зайчика ушки - длинные-длинные». После таких нетрудных занятий ребенок, перелистывая в очередной раз книжку, будет радостно улыбаться, узнавая знакомую картинку.
В том случае, когда ребенок уже получает удовольствие от подобного совместного «чтения», взрослые могут перейти к краткому пересказыванию текста, называя и показывая при этом героев и предметы на картинках (если ребенок уже говорит, попросите его повторить название картинки). Однако рассказ взрослого не должен быть чрезмерно длинным и состоять из сложных предложений и речевых оборотов. Ребенок раннего возраста с удовольствием слушает незамысловатые рассказы, которые взрослые придумывают, листая вместе с ним страницы взрослых журналов.
Первой книжкой для малыша может стать и семейный фотоальбом (ребенок будет перелистывать его вместе с вами, узнавать себя самого, а затем и близких людей). Дети, которые уже умеют говорить, называют альбом «книжкой про Настю» (KaTIOi Сережу и др.). И, как водится, «книжка про меня» становится любимой и жедаНной для ребенка на долгое время.
Вслед за этим этапом знакомоТва с КНИГой возможен переход и к более сложным пересказам сюжета, и к собственно чтению текста под картинкой.
Если вы уже достигли этого эта^ будьте внимательны, следите за реакцией ребенка. Как только заме>ите признаки утомления, переключите малыша на другой вид деятельно^ а к чтению можно будет вернуться
позже. Тогда у ребенка не сформиЬуется негативного отношения к такому интересному и полезному занятию
И еще очень важная деталь: сс»вместное чтеНие книжки одновременно и способ научить ребенка че^у.то НОвому, и возможность приласкать, успокоить малыша, устано*ить с ним тесный КОнтакт. Во время чтения возникает чувство близост^ между взр0СЛыМ и ребенком. Постарайтесь не разрушить это волшебЦое чувств0| не отвлекайтесь во время чтения на телефонные звонки, на домашние дела, на разговоры с другими членами семьи. Тогда процесс чтенИя доставит удовольствие и вам, и вашему малышу.
Педагоги предлагают также по^азать ребенку, что книга - это не просто предмет, который купили в ма^азине1 а результат совместного взаи- модеиствия мамы (папы, бабушки) и ребенка, игры. Малышу предлагается сочинить историю вместе с ма^ой (если малыш ^ умеет разговаривать) и стать главным героем небо^ьшой книжки
Тема может быть выбрана лю§ая, н0 обязательно связанная с ежедневными занятиями ребенка. Если у нег0 существует какие-то капризы (например, ребенок не хочет ходить в детский сад, не желает расставаться с соской и др.), то сделанная в^есте с ним книга поможет и ему, и родителям. Мы предлагаем вам позн^комиться с такими книжками (их сочинили совсем маленькие дети и их Родители)
Книжка «моя семья»
Книжка подойдет для детей, ко>орые начали посещать детский сад и плохо адаптируются к новым услови,ям
Книжка может быть выполнена в виде раскладушки, иметь контуры домика, а можно использовать и об^1ЧНЫЙ фотоальбом.
На каждой странице наклейте с^отографию 0flHoro члена семьи: мамы, папы, бабушки, дедушки, браъа или сестры, а также домашних животных - любимцев малыша. Если рукой нет фотографии, можно нарисовать каждого члена семьи. Н^ обложке книжки или на последней странице можно поместить фотографию всей семьи или дома, в котором живет ребенок.
Формат книжки лучше выбрать малеНький, чтобы она поместилась в кармашке платьица или рубашки. Т^гда M£mblUJi 3arpyCTMB в детском саду, может достать книжку и полистать е е> называя по имени маму, папу и др.
Как правило, это занятие отвлекает ребенка от невеселых мысле" А воспитатель воспринимает это как просьбу о помощи, сигнал о том, что малышу требуется уделить внимание.
Книжка «Про смелую Наташу»
Если ваше чадо отказывается идти на детскую площадку, можно по пробовать сделать вместе с ним и многократно прочитать вот такую книжку.
На первой странице можно нарисовать ребенка: «Это Наташа». На второй странице7- детскую площадку, на которой изображено все, что есть на реальной площадке: качели, песочница, лестница и др. Детей на площадке нет. Взрослый и ребенок называют то, что нарисовано на кар тинке. Показывая, например, качели, взрослый рассказывает, что Наташа любит качаться на качелях, ей весело, когда она качается. Затем точно так же взрослый объясняет, как и чем можно заниматься на други снарядах детской площадки. Если малыш уже умеет говорить, он тоже участвует в разговоре, вспоминает, как и во что он играл в песочнице, в детском домике и т. д.
На следующей странице нарисован ребенок, которого вы встречали на детской площадке, например Миша (или кто-то другой). Взрослый говорит: «Вот Миша. Посмотри, какие у него красивые глазки, он улыбается. Он любит играть с детьми, а в руках у Миши мяч» и т. д. На нескольких следующих страницах могут быть изображены другие дети, с которыми Наташа тоже может встретиться на площадке.
Затем нарисовано несколько детей вместе. Они играют на площадке и зовут Наташу. Следующая страница - Наташа стоит рядом с детьми, в руках у нее мяч. Взрослый говорит: «Вот играют Наташа, Миша, Катя. Они играют в мяч. Они играют вместе. Им весело. Они улыбаются».
В том случае, если Наташа не хочет играть вместе с другими детьми, взрослые читают ей эту книжку многократно, не обязательно всю сразу. Вместо картинок можно использовать фотографии.
ПОЙТЕ ДЕТЯМ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ
Бережно ва О. В.
Название песен, которыми убаюкивают детей, - колыбельные - идет от основы «колыбать» (колыхать, колебать, качать, зыбать). В обиходе было и название «байкать» (баюкать, качать, усыплять). Отсюда, вероятно, и колыбельный припев «баю-бай». В народе дорожили колыбельным песенным мастерством и передавали его из поколения в поколение. Едва дочка начинала забавляться своими куклами, как мать ее учила правильно «байкать». В русской крестьянской семье девочки с шестилетнего возраста уже сами становились няньками младших братьев и сестер, часто нанимались в чужие семьи, поэтому знание колыбельных песен и умение их исполнять было для них обязательным.
Колыбельные песни делятся на 3вида.
1. Песни, отражающие внутренний мир матери и ее отношение к здоровью малыша. Они связаны с ребенком только напевом и назначением (убаюкивать), в них очень силен лирический мрмент.
2. Песни, рисующие окружающий ребенка мир предметов и явлений: о сне, о еде (каше, молочке, рыбе, ухе), о родителях, о печке, о животных.
3. Песни о судьбе малютки. Они наполняются новыми образами, их мир становится несравненно богаче и сложнее, описываются поступки взрослого сына, которым придается нравственное звучание.
При исполнении содержание колыбельной песни определяется ее назначением в данный момент, а главное - возрастом ребенка.
Когда ребенок только родился и ему важен напев и музыка слов, а не содержание, опытные женщины поют песни, которые отражают их внутренний мир. Это может быть любая, желательно любимая лирическая песня, причем ее исполнение в качестве колыбельной не требует особой музыкальной одаренности. Главное - петь ее монотонно, покачивая в такт малыша.
Многие молодые мамы в этот период на колыбельный мотив напевают, скажем так, набор гласных звуков с припевом «баиньки», который не имеет речевого содержания:
О, о, о, о, о, о! О, баю, баю, баю! О, о, о, о, о, о!
О, о, баиньки!; Баю милую; О, о, баиньки!
Возможен и такой вариант, хотя эти песни никто не записывает, да в этом и нет нужды.
Затем, когда малыш научится внимательно вслушиваться, исполняются песни, которые-знакомят его с окружающим миром. Такие песни наполнены образами кота, петуха, голубей, собаки, коровы, грача, в них поется о том, что окружает ребенка в быту. Круг этот неширок, и взрослому кажется обедненным. Для ребенка же он достаточен, чтобы получить первые представления о мире.
Для повзрослевших деток, которые способны усвоить нравственный урок поются песни, в которых описывается будущая жизнь малыша, то есть включаются и воспитательные функции, в ненавязчивой форме ребенку предлагается описание значения поступков человека для окружающих.
Сон - лучшая нянька и лучший помощник матери. Оттого все симпатии последней на его стороне. Для описания сна маТь не пожалела лучших красок. Вероятно, именно поэтому одним из самых распространенных образов колыбельных песен является образ Сна (Дремы):
Сон идет по сеням, Дрема по терему. Сон говорит: |
Как сон да Дрема Пойди Кате в голова. Сон ходит по лавкам
«Усыплю, да усыплю», Дрема говорит: «Удремлю да удремлю»;
В красненькой рубашке, А Дремушка по губе, Она в белой кисее.
В древней России простые женщины были необразованными, и образы добрых Сна и Дремы, строгого Угомона достигли высокого художественного совершенства и воспринимались как живые существа:
Ходит Сон по сенюшкам, А дремота по крыльцу. Уж ты глазоньки зажми,
Угомон тебя возьми, Угомон тебя возьми, Сам покрепче усни.
Не менее распространен образ кота, так как кот был в любой крестьянской семье, и ребенок сталкивался с ним ежедневно. Его часто зовут Качать, обещают награду. Он помогает матери:
Приди, котик, ночевать, Нашу Машу покачать. Уж как я тебе, коту, За работу заплачу,
Дам кувшин молока И кусок пирога, Ушки вызолочу, Лапки высереблю.
В колыбельных песнях кота в основном хвалят. Его образ рассматривается в качестве хранителя домашнего очага, он хороший, его окружает реальная обстановка:
Как у Васьки - кота Была мачеха лиха. Она била кота,
Колотила кота, Заставляла кота Колыбельку качать.
Особенно популярным является образ голубей (гуль). Воркование голубей, как и мурлыканье кота, - прекрасное средство усыпления детей. Гули думают, чем накормить ребенка, качают его, воркуют:
А баю, баю, баю', Сидит голубь на краю; А люли, люли, люли', Прилетели три гули';
Люли, лю'ли, Прилетели две гу'ли.
Вырастешь большой - Будешь в золоте ходить, Нянек да мамок Платочками дарить. |
У моего ли у дитя И постелюшка мягка Одеялечко тепло Соболиное; |
Часто присутствуют также в колыбельных песнях и фантазии матери о хорошей, богатой жизни, которую она желает своему младенцу, описание ее с подробностями:
Приложение 293
Распространенной также была тема возвеличивания колыбели:
Как у нашего кота Одеяльца и пуфы
Колыбелька золота, Все кружавчатые.
Наиболее известными в наше время, конечно же, остались колыбельные песни, в которых говорится о волчке или собачке. Во многом благодаря развитию детской литературы и мультипликации они сохранились до наших дней:
А баю, баю, баю, Баю-бай, баю-бай,
Не ложись на краю, Ты, собачка, не лай.
Придет серенький волчок, Белолоба, не скули (2 раза), Укусит (Гену) за бочок. Моего Алешу не буди.
Любовь матери окрашивает всю колыбельную песню, поэтому умень- шительно-ласкательные суффиксы присутствуют в них в изобилии даже там, где образ отрицательный: «серенький волчок». Это вызвано желанием любящей матери отразить в колыбельной всю полноту своей ласки к ребенку. Даже у глаголов присутствует ласкательная форма вопреки законам русского языка: например, «спатеньки».
В условиях современности колыбельные песни претерпевают большие изменения. Репертуар, который сохранился по сей день, достаточно скуден: «Прилетели гули», «Живет мужик на краю», «Не ложись на краю», «Ты, собачка, не лай», «Купим сыну валенки», «Потерял мужик дугу», «Колотушек надаю», «Он играет во трубу», «Все спят».
Именно поэтому хочется обратиться к молодым мамам с призывом: пойте своим малышам колыбельные песни, не стесняйтесь этого. Не обделяйте малыша своим вниманием и заботой. Исполняя ребенку незатейливую народную песенку, вы, таким образом, передаете ему свое душевное тепло, ласку и народную мудрость!
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Говорят дети
Тимофеев Артем
(Записано Тимофеевой Л.)
* * *
По мотивам известной рекламы:
«Старый мельник» - душераздирающее (в оригинале душевное) пиво.
* * *
Тёма говорит маме:
- Хочу к бабушке. Мама спрашивает:
- К какой?
Тёма, не задумываясь:
- К две.
* * *
Вариации на ту же тему: Тёма:
- Хочу к бабушке. Мама:
- К какой? Тёма: -Кобе.
* * *
Тёма уговаривает папу:
- Пап, ты один не ходи в магазин. Пойдем двумя.
* * *
Тёма рассматривает ракушку, по совету мамы прикладывает ее к уху:
- Мам, а в ракушке море шумит? А оно не выльется? Оно на гвоздях?
Тёма делится впечатлениями после похода в сад:
- У нас в саду сегодня была физкультура. Мама интересуется:
- Что же вы делали на физкультуре? Тёма:
- Рисовали.
* * *
На баночке со сметаной нарисована пятнистая корова. Тёма удивляется:
- Мам, смотри - корова вся в синяках.
Приложение 295
* * *
Тема (объясняет бабушке по телефону):
- У меня будет братик. Точно, братик. Доктор смотрел на специальном аппарате, сказал (меняет голос): «Бантика нет, значит - мальчик».
Тёма спрашивает маму:
- Можно мне поиграть в «Лего»? Мама соглашается:
-Да. Тёма:
- Молодец, что разрешаешь. А то я бы как... заплакал горькими слезами.
* * *
В магазине Тёма обращается к маме:
- Мам, купим торт? Мама отвечает:
- Нет.
Тёма уточняет:
- Что значит «нет»? Нет - нет или нет - да? Если хочешь, то давай, купи!
* * *.
Тёма гремит погремушкой, подаренной младшему брату. Папа старается его урезонить:
- Тише, ты же Андрюшу разбудишь. Тёма уверенно:
- Да нет, это же его игрушка!
* * *
На вопрос о том, кто по профессии родители Тёма отвечает:
- Папа не знаю, а мама - учебник.
* * *
Тёма воспитывает младшего брата:
- Андрюша, не соси пальцы. Научишься у себя маленького, и будешь большой так делать!
Тимофеев Андрей
(Записано Тимофеевой Л.) * * *
Андрюша с гордостью говорит:
- Я большой. Мама спрашивает:
- А почему на руках сидишь?
Андрюша после секундной паузы:
- Тогда маленький.
* * *
Андрюша (угощая маму смородиной):
- Кушай.
Мама отказывается:
- Спасибо. Я не хочу, она кислая. Андрюша:
- Я знаю. Называется кислород.
Андрюша, наблюдая за работой папы, делает вывод: - Я маленький, а папа сасмаятельный (самостоятельныйМ
Андрюша уговаривает маму:
- Еще «Ну, погоди!»
Мама напоминает сыну о договоренности:
- Но этот мультик был последний! Андрюша находит выход:
- А этот будет предпоследний!
Андрюша смотрит мультфильм, решает выяснить:
- Пап, ты за волка или за зайца? Я - за зайца. Папа отвечает:
- И я за зайца. Андрюша объясняет:
- Нет, за зайца - я. И заяц там один!
* * *
Андрюша пришел с улицы. Папа задает вопрос:
- Помочь тебе раздеться? Андрюша вздыхает:
- Да, помоги - приведи с улицы маму.
Ребенка ограничивают в сладком, поэтому папа интересуется намерениями малыша:
- Зачем ты идешь к холодильнику? Андрюша (громко):
- Папа, дай я посмотрю в холодильнике фрукты. Фрукты на месте. (Переходит на шепот) И возьму конфеты.
Андрюша: Пап, пока мама собирается, давай выйдем на улицу и будем караулить погоду, чтобы не стала ночь.
Андрюша маме:
- Поцелуй! Я ударился. Прямо затылок коленки отбил!
* * *
Андрюша отвечает на просьбу брата:
- Нет! 150 метров «нет».
Егорова Аня
(Записано Бережновой О.)
Аня говорит тете (О.В. Бережновой):
- Давай с тобой поиграем. Я буду покупательница, а ты - продава- тельница.
Ольга поправляет:
- Правильно будет сказать - продавец. Хорошо, я буду продавец. Аня, немного подумав, уточняет:
- А я тогда что, покупец что ли?
Мимо проезжает мальчик на велосипеде. Аня: Смотри, веселопедист поехал. Ольга:
- Надо говорить «велосипедист». Повтори: ве-ло-си-пе-дист. Аня:
- Нет, надо говорить «весело-педист». Посмотри, он весело-весело педали крутит!
Аня и Ольга играют в «Пешеходный переход». Ольга «шагает» пальцами по столу, изображая пешехода, у Ани в руках игрушечная машинка. Машина едет, пропускает пешехода на светофоре и так несколько раз. Через некоторое время Аня говорит:
- Подожди, так неинтересно играть, сейчас я еще игрушки принесу. Приносит маленького игрушечного зайца и колобка. Ольга спрашивает:
- Они тоже пешеходами будут? Аня, немного подумав, отвечает:
- Нет, заяц не может быть пешеходом, он же прыгает «прыг-скок, прыг-скок» (показывает).
Задумчиво продолжает:
- И скакает, значит. Уверенно заключает:
- Он будет пешепрыгом или пешескосом, не знаю как правильно. А колобок будет пешекатом.
Весной Ольга и Аня гуляют на улице, рассматривают весенние деревья:
- Посмотри, почки на тополе чуть-чуть распустились. Видишь маленькие листочки?
Аня внимательно смотрит и говорит:
- Вижу, они только чуть-чуть распустились, а мы уже совсем. Ольга в недоумении спрашивает:
- Кто совсем? Аня поясняет:
- Да мы с Вовой. Воспитательница вчера сказала: «Вы совсем распустились».
Заключает со вздохом:
- Весна пришла.
Величко Аня
(Записано Величко Ю.) * * *
Аня рисует фигуры:
- Мама, ты - овал, я - овальчик, а наш папа - квадрат!
Мама показывает Ане картинки с изображениями животных и называет «пап». Аня говорит, как называют «мам»:
- Петух - курица, бык - корова, пес - психа...
* * *
Мама показывает картинки с изображением овощей, среди прочих показывает картинку, на которой нарисован хрен. Аня уверено говорит:
- Я знаю, это - хрень.
Аня с мамой гуляет в парке. Мимо проходит дедуля, знакомится с мамой и дочерью, разговаривает с ними. На прощание он говорит:
- Ну, будь здорова!
Аня в недоумении тихо спрашивает:
- Мам! А я что, чихнула?
ЛИТЕРАТУРА
1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. - СПб: Дет- ство-Пресс, 2008.
2. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. - М.: Просвещение, 1992.
3. Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. - М.: Сфера, 2007.
4. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. - М.: УЦ «Перспектива», 2008.
5. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М.: Просвещение, 1991.
6. Бабенко А. Помочь ребенку адаптироваться в детском саду // Дошкольное воспитание. - 1990. - № 11. - с. 32-34.
7. Бережнова О.В. Детская литература и фольклор: Методические рекомендации. - Орел: Редакционно-издательский отдел ОИУУ, 2007. - 48 с.
8. Бережнова О.В. Жанры детского фольклора. - Орел: Издательский дом «Орлик», 2004. - 116 с.
9. Богуславская З.И., Смирнова Е.О. Развивающие игры. - М.: Просвещение, 1991.
10. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. - М.: Просвещение, 1983.
11. Ватунина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1983. - 80 с.
12. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. - М.: Айрис-Пресс, 2009.
13. Волина В. Зимние забавы. - СПб.: Дидактика Плюс, 1997.
14. Воспитание детей в игре. Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Просвещение, 1983.
15. Воспитание и обучение детей раннего возраста: Книга для воспитателя детского сада / A.M. Фонарев, С.Л. Новоселова, Л.И. Каплан и др. - М.: Просвещение, 1986. - 176 с.
16. Голицына Н.С. Перспективное планирование воспитательно- образовательного процесса в дошкольном учреждении. Средняя группа. - М.: Скрипторий 2003, 2007.
17. Григорян М. В детский сад как нужно готовить ребенка к детскому саду// Работница. - 2007. - №8. - С. 20-24.
[1] СлободчиковВ.И., ИсаевЕ.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. - М.: Школа-Пресс, 1995.
г Поддьяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами // Вопросы психологии. - 1996. - № 4.
[3] Поддьяков Н. Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник. - 1997. - № 1.
[4] ФонаревА.М., Новоселова С.Л., КапланЛ.И, Воспитание и обучение детей ранне' го возраста; Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1986.
[5] Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Медицина, 1977.
^^------- Музыке.__________________________________